Конспект занятия "Рисуем узоры" в 5 "у" классе. Узоры по рисованию 5 класс


Урок ИЗО по теме "Орнаменты " с ИКТ. 5-й класс

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основными задачами курса ИЗО являются воспитание художественного вкуса, формирование навыков работы с инструментами и умения видеть линии и формы в повседневной жизни. В начальной школе на уроках ИЗО и в быту дети наблюдали предметы, украшенные разнообразными узорами, поэтому тема "Орнаменты" включена в курс предмета. Данная разработка урока и презентация могут быть применены также в курсе пропедевтики черчения и геометрии в 5-6-х классах.

Тип  урока - "Урок комбинированного типа".

Основная цель урока: формирование у учащихся понятия "орнамент", показать многообразие форм и видов орнамента. Для достижения главной цели ставятся задачи:

Оборудование урока:

Для учителя: предметы быта и искусства, украшенные орнаментом.

Для учеников: альбом "Простые узоры и орнаменты" (автор Ю. Дорожин, изд-во "Мозаика-Синтез", 2006-2007г.), цветные карандаши.

Оформление доски: учитель заранее пишет тему урока, опорные понятия ("орнамент", виды орнамента, названия народных промыслов).

Структура урока

  1. Организационная часть - 3 мин.
  2. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности школьников - 2 мин.
  3. Актуализация знаний учащихся - 5 мин.
  4. Объяснение нового материала - 13 мин.
  5. Закрепление нового материала - 5 мин.
  6. Практическая работа учащихся - 10 мин.
  7. Подведение итогов урока, задание на дом - 2 мин.

Ход урока

При сообщении темы учитель определяет главную цель урока: знакомство учеников с орнаментом и многообразием его видов и форм. Для того чтобы учащиеся не были пассивными зрителями, учитель помогает вспомнить некоторые необходимые сведения из геометрии и повседневной жизни (проводит фронтальный опрос).

Вопросы предлагаются следующие:

Подготовив учащихся таким образом к восприятию нового материала, учитель показывает компьютерную презентацию "Орнаменты".

Основное внимание следует уделить классификации орнаментов и их назначению.

Рассказывая о русских народных промыслах, необходимо сказать о том, что очень часто орнамент нёс важную смысловую нагрузку: это украшение предметов-оберегов, защита от злых духов и тёмных сил; знаки - символы на одежде показывали социальный статус человека, состав его семьи и т.д. В конце презентации ученики отвечают на контрольные вопросы по теме урока.

Далее учитель с учениками обсуждают увиденное. Учитель показывает ребятам реальные предметы, оформленные с помощью орнамента (полотенце, расписную тарелку, глиняный резной колокольчик, книгу сказок и др.)

Графические средства создания орнамента (линии, точки, цвет и фон) учащиеся определяют с помощью учителя и записывают в рабочую тетрадь.

Для закрепления знаний предлагается выполнить задание №1 по альбому "Простые узоры и орнаменты". Учитель следит за выполнением работы, при необходимости оказывает школьникам дифференцированную помощь.

В конце урока учитель оценивает работу учащихся на уроке, объявляет отметки, даёт домашнее задание.

Задание на дом

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

конспект урока по рисованию в 5 классе «Византийский орнамент»

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ.

Урок №3. Тема: «Византийский орнамент».

Цель: знакомство с византийским орнаментом как явлением культуры и искусства.

Задачи:

Самостоятельная работа учащихся: копирование мотива византийского орнамента по выбору.

План урока.

  1. Организационный момент. Проверка готовности.

  2. Беседа по теме урока.

  1. Оформление информации в тетрадь.

  2. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка готовности.

  2. Беседа по теме урока.

Древние мотивы византийских узоров мы можем видеть и сегодня в ультрасовременных интерьерах квартир, на декоративной плитке, украшающей стены и пол, на предметах дорогой посуды, на украшениях.

Такие узоры всегда ассоциируются с блеском и роскошью, яркостью цвета. Но истоки особого византийского стиля берут начало в строгом аскетизме и стремлении человечества к духовной гармонии, проявившем себя в особых внешних формах.

Но, прежде чем мы начнём говорить об особенностях именно византийского орнамента, мне бы хотелось вспомнить, что такое орнамент вообще.

Кто может объяснить это понятие?

Особенности византийского орнамента.

Византийский орнамент объединил в себе восточные и эллинистические традиции. В нем изящно переплетаются пышная зрелищность и утонченная декоративность, глубокая религиозность и условность изобразительного языка, догматизм и эмоциональность, философская глубина и художественная экспрессия, восхищение мимолетной бренной красотой мира и смиренное поклонение Высшему началу.

Наиболее характерной чертой орнаментального творчества Византии можно назвать причудливую узорчатость, заимствованную у персов. Например, узоры на византийских тканях часто состоят из геометрических фигур (кругов или многоугольников), в которые затейливо вписаны изображения животных.

Часто все это великолепие обрамляется длинным и плавно изогнутым акантовым листом.

Для византийских узоров наиболее характерно использование зооморфных и геометрических элементов в сочетании с человеческими фигурами.

Орнаментальная флористика византийского орнамента сильно стилизована и делится на простейшие элементы: пальметка, полупальметка, а также стебель, образующие различные комбинации.

Одной из отличительных особенностей византийского декора считается то, что он выполнен не просто в качестве обычного украшения, а как элемент прославления Бога. Это касается и светской орнаменталистики. 

Основные отличительные особенности византийского орнамента

• Утонченность и пышность. Узор становится необыкновенно декоративным и служит выражением идеалов новой культуры. • Композиция строится на обычном пересечении горизонталей и вертикалей, сетки и диагоналей. Подобная техника явно заимствована в восточных странах. • Причудливая узорчатость. Здесь явно прослеживается влияние персидского традиционного узора. • Присутствующие в декоре спирали, пальметты, свастики, меандры построены на основе сочетания креста, квадрата и круга. Эти древние мотивы в данном случае наполняются христианской символикой. 

infourok.ru

Конспект занятия "Рисуем узоры" в 5 "у" классе

План- конспект занятия по рисованию на тему

«Рисуем узоры»

для учащихся 5 «у» класса

14.10.2015г

Вид занятия: Рисование узоров в полосе.

Тема: «Рисуем узоры».

Цель: учить детей создавать декоративный узор в полосе из растительных элементов (листьев и цветов).

Задачи:

1. Воспитательные задачи:

2. Коррекционно-развивающие задачи:

2. Образовательные задачи:

Оборудование: заготовки полос, карандаши зеленого и красного цвета, простой карандаш, ластик, шаблоны листьев и цветов.

Ход урока.

1) Организационный момент.

- Ребята, сейчас у нас будет занятие по рисованию. Проверим готовность – на столах у вас должны быть альбомные листы, цветные карандаши.

- Ребята, кто из вас мне скажет, что такое закладка для книг?

- Для чего она нужна? (ответы детей)

- Закладка очень удобное приспособление для пометки нужной страницы в книге, например мы, читаем книжку, но не дочитали, мы можем вложить в эту страницу закладку, и в следующий раз мы будем знать, где мы остановились.

- Вот, посмотрите, у вас в букварях закладки, в виде вязочки.

- Ребята, а какие еще могут быть закладки? (всевозможные ответы детей)

2) Основная часть.

- Ребята, сегодня я вам предлагаю сделать красивую закладку из листа бумаги. У меня приготовлен образец, посмотрите на него, пожалуйста.

- Наша закладка будет выглядеть следующим образом: на полосе прямоугольной формы располагается узор из листьев и цветов. Ребята, чем выполнен узор? (предполагаемые ответы детей - карандашами)

- Правильно. Вам нравится образец закладки? Если нравится, то чем?

(Называют понравившиеся элементы образца.)

- Я очень рада, что образец наших будущих закладок вам понравился. А теперь я предлагаю немного размяться, а далее, мы продолжим с вами работу.

3) Физминутка.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

(Плавное раскрывание, помахивание руками перед собой и плавное опускание на стол).

- Теперь, ребята, давайте подробнее рассмотрим закладку. Какие самые крупные части вы видите в узоре? ( Цветы.)

- Правильно. Какое их количество? (3 цветка.)

- Какого они цвета? (Красные.)

- Какие еще части узора вы видите? (Листья.)

- Какое их количество? (2 листа.)

- Какого они цвета? ( Листья зеленые.)

- Теперь предлагаю посмотреть на очередность расположения узора в полосе. Какой элемент узора расположен в центре полосы и по краям? (Цветок.)

- Молодцы. Какой элемент узора находится между цветами? (Листья.)

- Посчитайте, сколько всего элементов в узоре? (сосчитали 5 элементов.)

- Правильно, а теперь ребята, посмотрите еще раз на закладку, и приступим к работе.

- Чтобы вам было удобно размещать элементы узора, вы должны разделить полосу на части с помощью линейки.

- Обратите внимание, узор в полосе чередуется: цветок, листок, цветок, листок. Элементы узора выполнены шаблоном.

- Подумайте, как правильно нужно расположить шаблон на полосе? Нашли клеточку, приложили нужный шаблон и обвели его простым карандашом. Выполняем работу, чередуя элементы узора.

Воспитатель следит за выполнением работы, оказывает необходимую помощь. После того, как все ребята обвели узоры по контурам, начинаем раскрашивать.

- Давайте вспомним, как правильно закрашивать рисунок цветными карандашами?

-Необходимо соблюдать контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева на право, наискось).

4) Подведение итогов.

- Давайте подведем итоги, чем мы с вами сегодня занимались, что делали? (ответы детей).

- Итак, ребята, все молодцы, справились с заданием, теперь повесьте ваши работы на доску.

infourok.ru


Смотрите также