Урок рисования 4 класс "Рисование геометрического орнамента - крышка для столика". Узоры урок рисования 4 класс


Урок рисования 4 класс "Рисование геометрического орнамента

Тема: Рисование геометрического орнамента – крышка для столика.

Цель: учить выполнять геометрический орнамент в квадрате.

Задачи:

  1. Образовательные. Совершенствовать умения последовательно выполнять  построение сложного геометрического  орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета. Уточнение и расширение представлений о назначении и применении орнамента.

  2. Коррекционно-развивающие. Развивать умения чередовать элементы узора, развивать зрительное восприятие, память, произвольное внимание, графомоторные навыки,

  3. Воспитательные.  Воспитывать усидчивость, художественный вкус, интерес к рисованию и изобразительной деятельности.

Оборудование: простые карандаши, ластики, цветные карандаши, технологическая карта, образец орнамента.

Ход урока:

1 Орг.момент.

   - Ребята, проверьте,  все ли у вас готово к уроку рисования? (Карандаши, ластик, тетрадь для рисования.) Садитесь.

2.Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем рисовать  орнамент. 

- Ребята, мы с вами уже говорили об орнаментах, рисовали орнаменты. Давайте вспомним, что такое орнамент? (Узор, в котором элементы  повторяются  по форме и по цвету.)

- Где можно увидеть орнамент? ( На обоях, на скатертях, на салфетках, на посуде, на одежде, на шкатулках.) Для чего люди стали наносить орнаменты на предметы? ( Для того, чтобы предметы были более красивыми.)

- Итак, орнамент придает предметам нарядный, праздничный вид.

- Скажите, а какие бывают орнаменты? (Геометрические и растительные.)

( - Если элементы орнаменты имеют геометрическую форму, такой орнамент называется геометрическим, а если элементы орнамента – листочки, цветочки и др. растения, орнамент называется растительным.)

 

- Рассмотрим образец, который нам  предстоит сегодня рисовать.  Определите, какой это орнамент? (Геометрический.)

- Почему?  ( Он состоит из геометрических фигур.)

- Этот орнамент можно использовать для украшения крышки столика.  

- Это сложный орнамент.  Отгадав загадку, вы узнаете с помощью какой геометрической фигуры его можно  нарисовать на  бумаге.

Он давно знакомый мой.Каждый угол в нем прямой.Все четыре стороныОдинаковой длины.Вам его представить рад,А зовут его?..... Квадрат!

- Итак,  тема урока : рисование   геометрического орнамента – крышка для столика. Сегодня  вы будете  продолжать учиться правильно по образцу  выполнять построение геометрического орнамента и правильно раскрашивать рисунок цветными карандашами.

3.Работа по теме урока.

1.Анализ объекта.

-Давайте рассмотрим этот орнамент более внимательно.

- Из каких геометрических фигур состоит орнамент? ( Из треугольников.) Сколько треугольников в орнаменте?  (8) . Какого цвета элементы орнамента?

2.Последовательность выполнения орнамента.

- А теперь послушайте и посмотрите  внимательно порядок выполнения рисунка.

  • Строится большой квадрат.

  • Отметить середину каждой стороны квадрата.

  • Последовательно соединить полученные точки. У вас получился меньший квадрат, поставленный на угол.

  • Соедините углы большого квадрата с помощью наклонных линий: нижний левый с верхним правым, верхний левый с нижним правым. Таким образом, вы разделили маленький квадрат на четыре квадратика.

  • Отметьте середины сторон в каждом маленьком квадратике.

  • Теперь строим треугольники: соедините центр квадрата с серединкой квадратика (риской), затем риску с углом большого квадрата. Это же необходимо сделать с другой стороны от наклонной линии. И так в каждый угол большого квадрата.

  • Раскрасьте треугольники, чередуя по цвету. Вспомним правила раскрашивания. Раскрашиваем  в одном направлении, начиная от линии рисунка, двигаясь к середине.

Физминутка.

4.Самостоятельная работа.

а) Прежде, чем  приступить к работе повторим этапы  построения орнамента в квадрате.  (Технологическая карта.)

б) Пальчиковая гимнастика.

-А сейчас проведем  гимнастику для наших пальчиков  и приступим к работе.

На поляне дом стоит.

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

И гостей в дом приглашаем.

Мы на стулья их сажаем,

Стол гостям мы накрываем.

в) Выполнение работы учащимися.

5. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

 ― Что мы рисовали сегодня на уроке? В какой геометрической фигуре  строили орнамент?

- Из каких геометрических фигур составлен орнамент? Какого цвета элементы орнамента?

      2.Оценивание  выполненных работ.

3. Рефлексия.

-Ребята, вам  интересно было  на уроке? Кому  было легко  и понятно? Кому было трудно? Что вызывает больше трудностей -  рисовать или раскрашивать? Но все вы справились с заданием.  Молодцы!

  • Что получилось особенно удачно?

  • Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?

  • Можешь ли ты сам назвать свои ошибки?

  • Почему ты их совершил?

  • На что обратить внимание, что сделать, чтобы их не было?

  • Чему вы сегодня научились?

  • Что вы узнали для себя нового?

  • Довольны ли вы своей работой?

infourok.ru

Урок ИЗО в 4 классе на тему «Орнамент»

Тема урока «Орнамент»

Цель: закрепление знаний об орнаменте.

Задачи:

- продолжить знакомство с орнаментом, активизировать творческое воображение;

- развивать графические умения в передаче декоративных мотивов, способствовать развитию художественного вкуса;

- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви и бережного отношения к народному искусству.

Материалы к уроку

Для учителя: фотографии или слайды произведений прикладного искусства, украшенных орнаментом, методические таблицы «Цветовой круг», «Виды орнамента», «Типы орнамента».

Для учащихся: альбомные листы, карандаш, ластик, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Постановка целей и задач урока.

Продолжаем знакомство с орнаментом.

3. Работа по теме урока

Рассматривая с учащимися фотографии и предметы быта, украшенные орнаментом, поясняем, что декоративно-прикладное искусство - это искусство народное. А народ не просто создает предметы быта и находит им нужную форму и выражение, но еще и стремится сохранить для потомков найденную в этих вещах красоту и передать ее нам по наследству. Во все времена народные мастера стремились сделать вещи и полезными и красивыми. Украшая предметы быта, народные художники придумали огромное количество декоративных узоров - орнаментов.

Напоминаем, что орнамент - это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Справка для учителя

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, который в далеком прошлом нес в себе глубокий символический и магический смысл, знаковостъ. Это было еще в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

То же самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира, например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т.д. Но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась: украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент», с латинского «огпатепШт», означает «украшение».

Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования изделия. Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно-образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражаются характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, в которую он возник.

Источником создания орнаментов всегда была природа. Растения, животные, птицы, рыбы, камни, вода, облака - весь окружающий мир дарит человеку бесконечное множество орнаментальных форм.

Орнамент состоит из одного или нескольких декоративных элементов. Различные сочетания этих элементов создают три основные формы орнамента - замкнутый, ленточный, сетчатый.

Замкнутый орнамент - его элементы сгруппированы так, что создают замкнутое движение (орнаменты в круге, квадрате, треугольнике, многоугольнике и т. д.).

Ленточный орнамент - в нем декоративные элементы создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту.

Сетчатый орнамент - это орнамент, в котором элементы, повторяясь, образуют сетку.

4. Практическая работа.

В организации самостоятельной работы детей над эскизами важная роль принадлежит таблице цветового круга.

Учащиеся уже хорошо знакомы с основными и дополнительными цветами, научились понимать гармоническое сочетание этих цветов. Следует продолжать развивать чувство цвета. Обращаем внимание ребят на группы теплых и холодных цветов, на их сочетание для получения выразительной по цвету композиции. Умелое использование сочетания этих цветов поможет учащимся сделать свои работы яркими и выразительными.

Предложите учащимся на основе образцов орнаментов самостоятельно создать свою орнаментальную композицию.

Во время индивидуальной работы с детьми можно дать следующие рекомендации:

- При рисовании орнамента необходимо правильно расположить изображение на листе.

- Рисовать элементы орнамента следует, соблюдая оси симметрии.

- Раскрашивая элементы орнамента, следует помнить об общей цветовой гармонии рисунка.

5. Итог урока. Рефлексия.

При подведении итогов на классной доске оформляем выставку из детских работ, и у учащихся появится возможность сравнить свою работу с работами одноклассников.

infourok.ru

Урок рисования 4 класс Рисование геометрического орнамента — крышка для столика

Тема: Рисование геометрического орнамента – крышка для столика. Цель: учить выполнять геометрический орнамент в квадрате. Задачи: Образовательные. Совершенствовать умения последовательно выполнять  построение сложного геометрического  орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета. Уточнение и расширение представлений о назначении и применении орнамента. Коррекционно-развивающие. Развивать умения чередовать элементы узора, развивать зрительное восприятие, память, произвольное внимание, графомоторные навыки, Воспитательные.  Воспитывать усидчивость, художественный вкус, интерес к рисованию и изобразительной деятельности. Оборудование: простые карандаши, ластики, цветные карандаши, технологическая карта, образец орнамента. Ход урока: 1 Орг.момент.    - Ребята, проверьте,  все ли у вас готово к уроку рисования? (Карандаши, ластик, тетрадь для рисования.) Садитесь. 2.Сообщение темы урока. - Сегодня мы будем рисовать  орнамент.  - Ребята, мы с вами уже говорили об орнаментах, рисовали орнаменты. Давайте вспомним, что такое орнамент? (Узор, в котором элементы  повторяются  по форме и по цвету.) - Где можно увидеть орнамент? ( На обоях, на скатертях, на салфетках, на посуде, на одежде, на шкатулках.) Для чего люди стали наносить орнаменты на предметы? ( Для того, чтобы предметы были более красивыми.) - Итак, орнамент придает предметам нарядный, праздничный вид. - Скажите, а какие бывают орнаменты? (Геометрические и растительные.) ( - Если элементы орнаменты имеют геометрическую форму, такой орнамент называется геометрическим, а если элементы орнамента – листочки, цветочки и др. растения, орнамент называется растительным.)   - Рассмотрим образец, который нам  предстоит сегодня рисовать.  Определите, какой это орнамент? (Геометрический.) - Почему?  ( Он состоит из геометрических фигур.) - Этот орнамент можно использовать для украшения крышки столика.   - Это сложный орнамент.  Отгадав загадку, вы узнаете с помощью какой геометрической фигуры его можно  нарисовать на  бумаге. Он давно знакомый мой.Каждый угол в нем прямой.Все четыре стороныОдинаковой длины.Вам его представить рад,А зовут его?..... Квадрат! - Итак,  тема урока : рисование   геометрического орнамента – крышка для столика. Сегодня  вы будете  продолжать учиться правильно по образцу  выполнять построение геометрического орнамента и правильно раскрашивать рисунок цветными карандашами. 3.Работа по теме урока. 1.Анализ объекта. -Давайте рассмотрим этот орнамент более внимательно. - Из каких геометрических фигур состоит орнамент? ( Из треугольников.) Сколько треугольников в орнаменте?  (8) . Какого цвета элементы орнамента? 2.Последовательность выполнения орнамента. - А теперь послушайте и посмотрите  внимательно порядок выполнения рисунка. Строится большой квадрат. Отметить середину каждой стороны квадрата. Последовательно соединить полученные точки. У вас получился меньший квадрат, поставленный на угол. Соедините углы большого квадрата с помощью наклонных линий: нижний левый с верхним правым, верхний левый с нижним правым. Таким образом, вы разделили маленький квадрат на четыре квадратика. Отметьте середины сторон в каждом маленьком квадратике. Теперь строим треугольники: соедините центр квадрата с серединкой квадратика (риской), затем риску с углом большого квадрата. Это же необходимо сделать с другой стороны от наклонной линии. И так в каждый угол большого квадрата. Раскрасьте треугольники, чередуя по цвету. Вспомним правила раскрашивания. Раскрашиваем  в одном направлении, начиная от линии рисунка, двигаясь к середине. Физминутка. 4.Самостоятельная работа. а) Прежде, чем  приступить к работе повторим этапы  построения орнамента в квадрате.  (Технологическая карта.) б) Пальчиковая гимнастика. -А сейчас проведем  гимнастику для наших пальчиков  и приступим к работе. На поляне дом стоит. Ну, а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, И гостей в дом приглашаем. Мы на стулья их сажаем, Стол гостям мы накрываем. в) Выполнение работы учащимися. 5. Заключительная часть. 1. Подведение итогов.  ― Что мы рисовали сегодня на уроке? В какой геометрической фигуре  строили орнамент? - Из каких геометрических фигур составлен орнамент? Какого цвета элементы орнамента?       2.Оценивание  выполненных работ. 3. Рефлексия. -Ребята, вам  интересно было  на уроке? Кому  было легко  и понятно? Кому было трудно? Что вызывает больше трудностей -  рисовать или раскрашивать? Но все вы справились с заданием.  Молодцы! Получилось ли то, что ты хотел? Что получилось особенно удачно? Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал? Можешь ли ты сам назвать свои ошибки? Почему ты их совершил? На что обратить внимание, что сделать, чтобы их не было? Чему вы сегодня научились? Что вы узнали для себя нового? Довольны ли вы своей работой?

weburok.com

Презентация к уроку рисования в 4 классе "Декоративное рисование расписного блюда. (узор из ягод и листьев)"

Презентация к уроку рисования в 4 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Декоративное рисование расписного блюда.(узор из ягод и листьев)".

Урок рисования в 4 классе. Тема урока: Декоративное рисование расписного блюда. (узор из ягод и листьев 1.    Орг.момент. Приветствие. Психологический настрой учащихся  -  Здравствуйте! Меня зовут Валентина Николаевна. В это солнечное утро, когда я спешила к вам на урок, я наблюдала за облаками, за уже проснувшимися деревьями, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже часто любуетесь природой и от этого у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. Будем отвечать активно,  Хорошо себя вести,  Чтобы гости дорогие  Захотели вновь прийти

2.    Актуализация знаний,  необходимых для работы над новым материалом.  А сейчас мы послушаем с вами отрывок  песни. «Звезда – Россия» О чем поется в песне? (о Хохломе). Вам нравится? Знаете, Хохлома – слово странное, веселое. В нем слышится восхищенное  – Ох!. Хохлома. И действительно, не перестаешь удивляться красоте узоров. Хохломской росписью украшают: (на слайдах) одежду, автомобили, даже Олимпийские флаги в Сочи, но в основном этой росписью украшают посуду. Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. ВЫСТАВКА ПОСУДЫ . Мы с вами сегодня будем украшать блюдо узорами из ягод и листьев, используемые в Хохломе. 3. Объяснение нового материала -  А кто из вас знает, что такое узор? ( это сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета). (Слайд) - А теперь рассмотрим элементы росписи: в основном это листья и ягоды. (полный ответ детей) - Чтобы составить узор из ягод и листьев нужно знать несколько правил: • прежде всего, надо подумать, как расположить узор; •  узор зависит от формы предмета, у нас он будет зависеть от круга (блюда круглые) • некоторые мастера располагают узор по краю блюда, некоторые в центре, а другие украшают и центр и края блюда. ( учитель вывешивает на доску блюда, расписанные по –разному). Предлагаю поиграть в игру «Собери узор». (работа в парах: узор собирается на одной тарелочке). Ребята, какие вы молодцы! Какие у вас получились красивые узоры!  - Ребята, кто придумывает узоры? (художники, мастера). - Как вы думаете, кто подсказывает узоры художникам, где они могли увидеть такие ягоды и листья? (В природе, в лесу, в саду) - Давайте рассмотрим и сравним листья и ягоды на ваших технологических картах.       ( работа с технологическими картами: рассмотрели какой элемент в природе, как его рисуют художники, как называется этот элемент, с помощью какого инструмента можно нанести такой элемент узора. У каждого ребенка – штамп, ватные палочки, зубочистки.)    - Вот посмотрите внимательно на этот листок на своих технологических картах. Какого он цвета?  - Давайте  рассмотрим веточку, как расположены эти кружочки, обратите внимание  на форму листьев, какая это ягода? Правильно, это смородина. А вот так её рисуют художники. Такой элемент называется смородинка.  (По аналогии рассматриваются другие элементы узора (малинка, красная смородинка, черная смородинка, лист).

       Учитель демонстрирует и комментирует работу с инструментами:   - Посмотрите вот на этот предмет  (учитель показывает оттиск, печать). Что он вам напоминает? (печать). Правильно,  этот инструмент называется штамп. Обратите внимание, как пишется это слово (учитель обращает внимание на доску, где написано слово, проговаривает с обучающимися).  Как вы думаете, как работают штампом? Аккуратно обмакиваем  в губку с краской и печатаем на технологической карте. Обратите внимание, на карте для этого есть специально отведенное место.   Такой приём называется рисование штампами. Какой элемент узора у вас получился? (листок). Значит, с помощью штампа можно нанести элемент узора – листок. После того, как вы закончили работу со штампами, отложите их на салфетки.      - А как же мы будем рисовать ягоды? Что мы можем использовать вместо кисточки? Правильно! У нас же есть ватные палочки. Так как ягодки у нас разные, мы попробуем нарисовать их все. На ваших технологических картах есть образец ягоды в природе. Далее – как рисуют ягоду художники. И в последней полосе – мы пробуем работать сами. Обмакиваем ватную палочку в краску и прижимаем к листу. С помощью ватной палочки можно нарисовать разные ягоды. Если это смородина, то располагаем ягодки в форме веточки. Если смородина красная, то какой краской будете пользоваться? А если черная? Такой прием рисования, называется – тычок.        - Подберите однокоренные слова к слову тычок.  Ребята, а можем ли приемом тычок нарисовать малинку? Использованную палочку убираем на салфетку.  

- Посмотрите, есть ли еще какой-нибудь инструмент на ваших подносах? (Зубочистка). Подумайте, что можно нарисовать с помощью зубочистки? С помощью зубочистки можно нанести тонкие элементы узора – веточки, и чтобы оживить ягодку, можно поставить точку на нижней части ягодки смородины. (ТБ при работе с зубочисткой) 

Физминутка  Ребята, давайте немножко отдохнем. Утром дети в лес пошли  (шаги с высоким подниманием ног) ягоду в лесу нашли  (размеренное приседание), Наклонялись, собирали  (наклоны вперёд), Много ягоды набрали.  (ритмичное разведение рук в стороны).

5. Самостоятельная работа учащихся А сейчас я предлагаю расписать наши блюда. Помогать вам будут ваши технологические карты, узоры, которые вы составили вместе на пробных тарелочках, а также блюда, вывешенные на доске. Посмотрите на них и вспомните правила расположения узора: узор по краям, узор в центре, узор и по краям и в центре. На выполнение работы у вас 10 минут.  Ребята, пока вы работаете, я включу вам музыку. (Выполнение работ. Уборка рабочих мест. По окончанию работы учитель предлагает прикрепить блюда к доске) .

6. Закрепление материала. Анализ работ. – Я предлагаю вам сделать выставку. Давайте расположим наши работы на доске. А теперь полюбуемся на наши тарелочки. Какие красивые! Ай, да молодцы! Учитель:  - Давайте мы вспомним все то, что узнали сегодня на уроке. - Сегодня на уроке мы с вами составляли …( дети: узор на блюде). - Что такое узор? (дети: сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета).  - Давайте вспомним, из каких элементов состоял наш узор? (дети: малинка, смородинка, листок) - А какими инструментами мы работали? (дети: штампами, ватными палочками, зубочистками). - Какой элемент можно получить с помощью штампа? ( дети: листок) - Как называется прием, с помощью которого наносят элемент ягодка? (дети: тычок). 7.Рефлексия  –Ребята,  как вы думаете, в жизни вам пригодятся знания и умения, полученные на уроке? (ответы детей) - Вам понравилось сегодня на уроке? Мне тоже. Спасибо за работу! Мне было с вами приятно работать. Молодцы, ребята! Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Я всем вам ставлю «пятерки».. А в память о нашем уроке я хочу подарить вашему классу вот эту указку, на которой есть узор. Какой? (Хохлома).

 

Просмотр содержимого документа «презентация к уроку рисования в 4 классе "Декоративное рисование расписного блюда. (узор из ягод и листьев)" »

kopilkaurokov.ru


Смотрите также