Виды детского изобразительного творчества. Виды изобразительного творчества в рисовании


Изобразительное творчество

Изобразительное творчество – это процесс создания рисунка, скульптуры, аппликации и т.д. Детское изобразительное творчество – это отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке или аппликации. Рисование – это естественная потребность ребенка, да и взрослого человека. На скучном совещании, или при длительном телефонном разговоре, рука непроизвольно начинает выводить линии.  Древнейшие изображения - линии, отпечатки ладоней, рисунки животных, выполненные человеком, относятся к  эпохе палеолита. Большую роль играло изобразительное творчество в воспитании и образовании детей в России еще в XVIII веке, правда оно имело тогда сословный характер.

Огромное значение изобразительное творчество имеет для психологов. Продукты творчества использовались для изучения поведения еще на заре становления современной психологической науки. Изобразительное творчество применяется  арт-терапевтами   для снятия напряжения, борьбы со страхами, стрессовыми состояниями, депрессиями, искаженной самооценкой, соматическими заболеваниями. «Искусство само по себе обладает целительным действием» (Э. Крамер)

При подготовке детей к школьному обучению, большинство родителей уделяет особое внимание формированию навыков чтения и счета, тогда, как творческое развитие, остается на дальнем плане. Сложно переоценить значение рисования, лепки и других видов изобразительного творчества для всестороннего развития ребенка. В любой области человеческой деятельности ценятся  люди с развитым творческим мышлением,  на самые престижные должности требуются «креативные» работники, умеющие нестандартно, творчески  решать поставленные  задачи. Отсюда и наиболее важная из задач педагогики – формирование творческой личности. Эффективнее всего эта задача решается посредством занятий изобразительным творчеством.

В центре «Гармония» проводятся индивидуальные и групповые занятия по изобразительному творчеству, как средство развития и коррекции различных категорий детей.

Изобразительное творчество способствует:

  • Развитию концентрации внимания
  • Сенсорному развитию (зрительное и осязательное восприятие предметов), ведь ребенок должен прежде проанализировать объект изображения.
  • Развитию пространственного, образного, логического мышления (зрительный анализ и синтез),
  • Развитию мелкой моторики, координации движений.
  • Уточнению и углублению знаний об окружающем мире.
  • Эмоциональному и эстетическому развитию.
  • Поднятию самооцен­ки, развитию самоуважения и успешности

1. Занятия «Изобразительное творчество» для младшей группы (2 -3 года) построены с учетом возрастных особенностей детей 2-3 лет  и включают сразу несколько видов деятельности: рисование, аппликацию, лепку, а так же  пальчиковые дидактические и подвижные игры. На занятии малыши учатся: анализировать цвет, форму, размер изображаемого, правильно держать кисть и карандаш, осваивают приемы рисования, лепки, учатся пользоваться ножницами, выполнять аппликации, познают окружающий мир.

 

2. Дети от 4 до 7 лет на занятиях   «Изобразительное творчество» знакомятся с различными видами и жанрами искусства. Осваивают различные изобразительные техники и материалы (гуашь, акварель, пастель, уголь), различные приемы плоскостной и объемной лепки. Знакомятся с основами цветоведения, приобретают навыки  построения и создания  сюжета (основы композиции), знакомятся с шедеврами мирового искусства. Выполняют художественные работы по представлению, по памяти и с натуры.

3. Для школьников занятия «Изобразительное творчество» включают: основы  живописи, композиции, цветоведения. Знакомство с различными материалами и популярными направлениями прикладного искусства – декупаж, квиллинг, скрапбукинг. Знакомство с культурой и произведениями искусства  различных стран и народов.

4. Для детей с особыми образовательными потребностями применяется командный подход в решении педагогических задач. Индивидуальный план работы составляется совместно с психологом, логопедом, дефектологом, арт-терапевтом и др. специалистами на малых педсоветах.

 

Для этой категории детей изобразительное творчество имеет особое значение.

 

  • Для детей с гипердинамическим синдромом занятия направлены на развитие внимания, двигательного контроля, формирование умения планировать и организовывать действия,  доводить начатое до конца.
  • Для детей с задержкой речевого развития занятия по изобразительному творчеству способствуют формированию планирующей, констатирующей и коммуникативной функции речи, развитию представлений об окружающем мире.
  • У детей с церебральным параличом занятия по изобразительному творчеству направлены в первую очередь, на развитие  координации движений, формирование и совершенствование графических навыков, на развитие восприятия, в силу его несформированности,
  • Для детей с расстройствами аутистического спектра занятия направлены на  развитие активности ребенка, социализации, коммуникативных навыков, формирование мотивации к выполнению задания, формирование умения планировать действия, доводить начатое до конца. На начальном этапе проводятся индивидуальные занятия, затем могут быть предложены занятия в группе инклюзивного образования.

 

За основу занятий по изобразительному творчеству взяты  учебно-методический комплекс  художественного развития детей «Цветные ладошки» и программа «Изобразительная деятельность детей с особенностями развития» Лыковой И.А., программа «Росток» Шестаковой А.В. На занятиях используется демонстрационный материал Вохринцевой С.В. и тщательно подобранный репродукционный материал.

 

В структуру занятий по изобразительному творчеству входит:

 

  • Организационный момент, который включает в себя: введение в тему занятия, просмотр демонстрационного материала, репродукций, создание положительного эмоционального настроя.
  • Основная часть состоит из  объяснения педагогом техники выполнения поставленной задачи и непосредственной деятельности детей.
  • Заключительной частью занятия является обсуждение  работ, которое способствует развитию самоуважения и успешности детей, помогает закрепить полученные знания. 

 

На занятиях по изобразительному творчеству мы поощряем инициативу детей и желание экспериментировать, создаем условия для творческого развития. Стараемся использовать различные материалы, применяем необычные техники и их сочетания.

Нами в течение нескольких   лет с успехом применяются нетрадиционные техники рисования.  Нетрадиционные техники рисования – это рисование необычными способами, материалами и инструментами (раздувание краски, рисование ватной палочкой, мятой бумагой, оттиски различных предметов, рисование с помощью  штампов и др.). Это увлекательное занятие позволяет развить воображение, образное и творческое мышление, позволяет выразить себя и выплеснуть эмоции на лист бумаги. Нетрадиционные техники рисования не сложны в исполнении, но позволяют создать очень оригинальные работы. Поэтому многие из них доступны совсем маленьким детям, не умеющим держать кисть и детям с особенностями в развитии. Особое значение нетрадиционное рисование имеет для детей с ограниченными возможностями. Оно способствует развитию зрительного восприятия, взаимодействия рук и глаза, развивает точность движения рук.

 

В результате профессионального и творческого подхода к занятиям по изобразительному творчеству, в течение двух лет у детей с церебральным параличом улучшилась зрительно-двигательная координация, ими были освоены  навыки вырезания, плоскостной и объемной лепки, были усовершенствованы графические навыки. У детей с расстройствами аутистического спектра улучшилось понимание речи, появилось умение вступать в диалог с педагогом, обращаться за помощью к взрослым и детям. У детей с гипердинамическим синдромом улучшилась концентрация внимания, сформировалось умение доводить начатое дело до конца. Дети с тяжелыми нарушениями познавательной деятельности стали проявлять яркий интерес к изобразительной деятельности, к различным материалам (гуашь, акварель, глина, мелки, …).  Наши работы были представлены на выставках, как в центре «Осенний вальс», «Зимушка-зима», «Подарок для мамы», «День Победы» так и на районных и городских конкурсах «город мастеров», «Здоровье. Здоровый образ жизни», «День города». Участие  в конкурсах поднимает ценность художественной деятельности в глазах ребенка, придает уверенность в собственных силах.

logo-defect.ru

Виды детского изобразительного творчества

⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 39Следующая ⇒

Детское изобразительное творчество — многоплановое и много­аспектное явление в жизни ребенка-дошкольника. Оно не только закладывает основу для дальнейшего творческого роста малыша, но и способствует расширению его познавательной сферы; обогащению опыта, заключающегося в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для различных видов деятельности; формированию личностных качеств, эстетического вкуса и т.д. Но для того чтобы сориентироваться, в каких направлениях целесообразнее развивать творчество, попробуем выделить его основные виды, затрагивающие определенную сторону творческой деятельности.

Живописно-графическое творчество — процесс создания на плоскости с помощью красящих веществ художественно-вырази­тельных образов.

Конструктивное творчество — сознательный процесс, направ­ленный на создание из различных материалов субъективно и объ­ективно значимых поделок, в ходе которого ребенок трансформи­рует накопленный опыт для создания нового конструктивного об­раза.

Виды конструктивного творчества:

- конструирование;

- аппликация;

- художественный ручной труд.

Пластическое творчество — процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово и т.д.

Виды пластического творчества:

- объемная и рельефная лепка;

- пластилинография;

- бумагопластика;

- папье-маше.

Декоративное творчество — процесс создания различных деко­ративных образов на основе усвоенных традиций того или иного вида декоративно-прикладного искусства и преобразования их в со­ответствии с замыслом, ситуацией и поставленными задачами.

Виды декоративного творчества:

- декоративное рисование;

- декоративная аппликация;

- декоративная лепка.

Методика развития детского живописно- графического творчества в рисовании

Виды рисования

 

Рисование для детей — один из самых любимых видов деятель­ности. Именно через рисунок ребенку легче всего передать свое со­стояние, поделиться своими наблюдениями, высказать свое отноше­ние ко всему, что его окружает. Мы уже отмечали, что карандаш, фломастер, краски становятся объектом изучения малыша гораздо раньше, чем пластилин или бумага. Наравне с рисованием только конструирование из строительных наборов вызывает повышенный интерес у дошкольника в период раннего детства. И несмотря на то что в раннем детстве дети способны создавать пусть элементарные, но интересные аппликационные и пластические образы, работа с бумагой, пластилином далеко не всегда захватывает малыша. Чаще он просто экспериментирует с этими материалами, чем пытается что-то изобразить с их помощью. Для него эти виды творчества но­сят скорее познавательный и развивающий характер, чем изоб­разительно-выразительный. Безусловно, это не означает, что аппли­кацию, лепку следует исключать из сферы деятельности малыша. Напротив, они важны для его разностороннего развития. Но вводить их стоит постепенно, фрагментарно. Поэтому рисование не только первооснова в открытии ребенком изобразительного мира, но и база для освоения других видов изобразительной деятельности.

Классификация по содержанию рисунков.

Реалистичное рисование. Ребенок пытается отобразить объек­тивную картину мира путем правдоподобного изображения ее объ­ектов и явлений с присущими им качествами и признаками. Реали­стичные рисунки наиболее узнаваемы и понятны окружающим, поскольку в них присутствует элемент натурализма. Несмотря на то что свой рисунок ребенок воспринимает как вполне реалистичный и для него он понятен и объективен, наибольшего реализма дети достигают только к старшему дошкольному возрасту. Это связано с тем, что ранее происходит накопление познавательного и изобрази­тельного опыта, который позволяет более точно передавать призна­ки, свойства и качества предметов, объектов. Данное положение не исключает вероятности появления реалистичных рисунков у детей ранее 5 лет. Они вполне могут быть у детей и 2 — 3 лет, но это воз­можно только при условии целенаправленного обучения основам изобразительного искусства, начиная с раннего возраста, (цв. вкл. рис. 21)

 

Реалистичное рисование

Рис. 21. Катя (4 г. 1 мес.). Летний пейзаж

Стилизованное рисование. Ребенок создает обобщенный, лако­ничный в плане цвета, формы и композиции образ, содержащий элемент декоративности. Стилизованное рисование в целом харак­терно для детей дошкольного возраста. В разные возрастные перио­ды дети на доступном для себя уровне пытаются создать некий со­бирательный образ, в котором они отражают свои знания, представ­ления, ощущения и наблюдения. В связи с этим рисунки становятся больше декоративными, чем реалистичными, в них искажаются цвет, форма для того, чтобы придать выразительность образу, добиться целостности, (цв. вкл. рис. 22)

Стилизованное рисование

Рис. 22. Женя (5 лет 7 мес.). Ваза с цветами

Абстрактное рисование позволяет на основе беспредметного искусства создавать различные цветовые, тоновые композиции, от­ражающие прежде всего внутреннее состояние ребенка, его отноше­ние ко всему, что его интересует, волнует. Абстрактное рисование раньше всего появляется в изобразительной деятельности дошколь­ника, когда ребенок впервые берет изобразительный инструмент и получает первые каракули, которые хотя и беспредметны по своей форме, но содержательны по смыслу. Абстрактные изображения представляют собой мировосприятие ребенка, заключенное в опре­деленную цветовую форму, раскрывающую его внутреннее состояние. Удивительно, что абстрактный рисунок одновременно и легок, и сложен для дошкольника. Легок потому, что в раннем возрасте он наиболее доступен в изобразительном плане из-за отсутствия боль­шого опыта. Детям старшего дошкольного возраста сложно создавать абстракцию, поскольку в этот период дошкольникам тяжело транс­формировать свой познавательный и изобразительный опыт в новую форму. Как правило, на обобщенную тему, к примеру «Добро», «Зло», «Прекрасное», «Безобразное», дети изображают конкретный, а не символический образ, (цв. вкл. рис. 23)

 

Абстрактное рисование

Рис. 23. Витя (3 г. 9 мес.). Зло

 

 

Каждый из рассмотренных видов рисования значим для общего творческого становления дошкольников, так как позволяет изучить явление с разных сторон, избегая изобразительной стереотипности, шаблонности и безликости.

Классификация по характеру рисунков.

Предметное рисование. Изображение отдельных предметов. Не­обходимо отобразить свойства и признаки конкретного предмета, а также его внутренний характер, придав ему выразительности.

Сюжетное рисование. Придумывание и реализация сюжета на определенную тему на плоскости. Важно не только разместить ряд

объектов и предметов, соотносимых с общей темой, но и продумать общий колорит, композицию работы. Сюжетное рисование наиболее показательно для детей старшего возраста, (цв. вкл. рис. 24)

 

Сюжетное рисование

Рис. 24. Катюша (6 лет 3 мес.) Емеля

 

Декоративное рисование. Создание на плоскости орнамента, узора или декоративной композиции по мотивам различных видов прикладного искусства, (цв. вкл. рис. 25) Важно отметить, что деление на предметное, сюжетное и декоративное рисование очень условно, поскольку каждый из данных видов рисования может содержать в себе элементы другого. Так, например, при изображении вазы дети могут использовать орнамент для украшения ее поверхности, а в процессе создания декоративной композиции придумать какой-то сюжет.

 

Декоративное рисование

Рис. 25. Антон (2 г.). Матрешка

 

Классификация по форме.

По представлению. Изображение предметов, объектов, явлений окружающей жизни на основе воспоминаний, представлений, про­шлых впечатлений о них. Ни зрительный ряд, ни натурная поста­новка детям не предоставляются.

По замыслу. Создание выразительных образов, которые могут быть как реалистичными, так и фантазийными.

С натуры. Основная цель — формирование у детей умения на­блюдать и переносить на лист свое видение экспонируемого объекта.

Читайте также:

  1. I. Виды информационного обеспечения.
  2. V Международного детского, юношеского и профессионального конкурса- фестиваля «Уральский звездопад»
  3. XX конкурса-фестиваля детского художественного творчества
  4. XX конкурса-фестиваля детского художественного творчества «Лучики надежды – 2017»
  5. А. Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда и его последователей
  6. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды. Дискуссионность по понятию структуры правовой нормы.
  7. АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ, ВИДЫ.
  8. Акты применения права:понятие,признаки,виды.Н,П,А.и акты примен.права:сходство,различия.
  9. Акцентуации характера, критерий и виды. Классификации акцентуированных характеров по К. Леонгарду и А.Е. Личко.
  10. АМЕРИКАНСКИЙ ФУТБОЛ, БОРЬБА И ДРУГИЕ БОЕВЫЕ ВИДЫ СПОРТА
  11. Анализ источников творчества
  12. Анализ финансового состояния организации: задачи, методы, виды, последовательность, информационная база.

lektsia.com

2. Рисунок - основа графического искусства. Виды рисунка. Занимательное рисование в процессе художественного творчества дошкольников

Похожие главы из других работ:

Графика и ее возможности в преподавании ИЗО

1.2 Особенности графического искусства, ее виды и отличия

“Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки”. Микеланджело Буанарроти (1475-1564) Графическим искусством, или графикой (от греч...

Декоративно-прикладное и художественное искусство в системе трудового воспитания школьников

1.1 История и виды декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro -- украшаю) -- раздел декоративного искусства (область пластических искусств): создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение...

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

2.2 Виды декоративно - прикладного искусства на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики". Е.Флерина Матрешки Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка...

Занимательное рисование в процессе художественного творчества дошкольников

Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью

1.1 Понятие об искусстве. Виды, жанры изобразительного искусства

Понятие «искусство» - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности...

Педагогическая деятельность выдающихся зарубежных и отечественных художников: Василий Кандинский

3.3 Аналитический рисунок

Также к одним из самых известных, самых используемых приемов в сфере образования, автором которого тоже является Василий Кандинский, является аналитический рисунок (см. приложение)...

Педагогический рисунок

2. Педагогический рисунок - один из видов наглядности на уроках ИЗО

Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика. Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения...

Педагогический рисунок

2.3 Рисунок мелом на классной доске

Наибольшее распространение рисунок мелом на классной доске получил во второй половине XIX века, т.е. в тот период, когда рисование было введено в школах, как обще образовательный предмет. Историки считают, что одним из первых педагогов...

Психодиагностика речи дошкольников

1.3 Виды речи. Развитие мышления - основа речевых упражнений

Речь - это деятельность человека, применение зыка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и монолог артиста на сцене, и ответ ученика в классе, и научный труд, и телеграмма...

Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства

2.2 Своеобразие и виды уроков изобразительного искусства

Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу...

Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

1.1 Детский рисунок -- как средство образного отражения жизненных впечатлений.

Детская изобразительная деятельность дошкольника при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл. [5...

Развитие памяти младших школьников

I.1.1. Общее понятие о памяти: физиологическая основа, виды и типы.

Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей (Н.П.Павлов). исследования последних лет...

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства

2.2 Своеобразие и виды уроков изобразительного искусства

Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу...

Развитие чувства юмора у дошкольников средствами изобразительного искусства

1.2 Виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора

Рассмотрим существующие виды произведений изобразительного искусства, развивающие, на наш взгляд, чувство юмора. 1. Карикатура (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать). Карикатура - это сатирическое или юмористическое изображение...

Развитие эстетической культуры младших школьников средствами изучения народного творчества во внеклассной деятельности

2.1 Виды народного искусства

Народное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения народного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память...

ped.bobrodobro.ru


Смотрите также