ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ. Виды рисования в доу и их общая характеристика


ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает пластилин. Хотя пластилин обладает меньшими пластическими возможностями, чем глина, он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску). Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя. Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется прежде всего через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов — изображение домов, транспорта, животных и т. д. Так, если дошкольники старшей или подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами — умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

docbaza.ru

Краткая характеристика видов изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ.

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Далее я бы хотела подробнее рассмотреть рисование, лепку, и аппликацию у старших дошкольников.

Можно с уверенностью сказать, что рисование – это одно из любимых занятий детей всех возрастов (в том числе и детей старшей группы ДОУ). Оно помогает проявить себя с творческой стороны, при этом необходим минимальный набор материалов . В дошкольных учреждениях чаще всего используются цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями. А для детей старшей группы рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель. Они качественно меняют возможности детей что-то изобразить.

Цвет занимает особое место в ряду выразительных средств и рано осваивается детьми. . К 6-7 годам дошкольники уже могут передавать своё эмоциональное состояние и отношение к изображаемому предмету( образу ил явлению) через цветовой образ. В этом плане краскам принадлежит основное значение , т.к с их помощью легко и понятно для дошкольников можно передать богатство цвета в природе и окружающем мире. Что имеет огромное значение для развития чувства цвета.

Когда дети используют уголь или сангину, то изображение получается одноцветным, но это не является недостатком, т.к. у дошкольников появляется возможность остановить внимание на форме и фактуре предмета. Цветные мелки облегчают быстрое закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель же дает ребятам возможность передавать большее количество разнообразные оттенков цвета. Всё это несомненно помогает детям реализовать творческий замысел и более ярко изобразить задуманное.

Обычно дети 5-6 лет уже обладают большой способностью перевоплощаться. Такая способность помогает ему выйти из ограничений своего "Я". Перевоплощаясь, ребенок как бы изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета. Поэтому и тематика рисунков может быть как более реалистичной, так и сказочной, фантастической.

«Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.»[2]

Дети 5-6 лет уже могут самостоятельно дать анализ строению и форме предметов. Так же многие способы лепки им знакомы из предыдущих годов обучения. Дошкольники умеют создавать основные формы, видоизменять их поэтому воспитатель все чаще даёт детям возможность самостоятельно решить те или иные вопросы. Главная задача педагога - определить замысел дошкольника и, при необходимости, помочь ему. Необходимо помнить о том, что дети должны научились выбирать наиболее эффективный способ из большого количества возможных, который позволит сделать образ более выразительным.

Процесс выполнения аппликации в ДОУ состоит из двух основных этапов: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону. В процессе занятий аппликацией дети не только воплощают творческие замыслы, но и знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов.

«Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе, когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ.Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие:развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания.»[3]

НОД по аппликации у старших дошкольников способствуют развитию математических представлений. Они закрепляют материал, полученный ранее при непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП:

- название и признаки геометрических форм,

- представление о пространственном положении предметов и их частей,

- понятие величин . Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Наиболее сложной задачей, для детей этого возраста, является вырезывание симметричных форм из бумаги, которая была сложена вдвое. Освоение этого приема требует более развитого восприятия и аналитического мышления. Так как дети не сразу могут определить, что именно должно получиться у них в итоге. Поэтому рекомендуется при начальном ознакомлении дошкольников с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Позже дети старших групп начинают понимать, что контур изображает только половинку предмета, и они научаться вырезывать на глаз.Рассмотренные виды изобразительной деятельности, используемой в ДОУ, тесно связаны между собой. Такая связь осуществляется чаще через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов изодеятельности.

А знания, которые дошкольники получили на занятиях одним видом деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

megapredmet.ru

Виды рисования в ДОУ - Методическая работа в ДОУ - Каталог файлов

Виды рисования в ДОУ

Подготовила воспитатель Лашманова Г.В.

Рисование солью в детском саду---Необычного эффекта можно добиться, если использовать в рисовании обычную пищевую соль. Есть два способа. В первом вы наносите клей по контуру рисунка, а, затем, присыпаете его солью, даете высохнуть и смахиваете лишнюю соль. Получается объемный рисунок, который можно раскрасить. Бабочка с махровыми крылышками, цветы или веселые зверушки выглядят совсем как настоящие! А если выполнить рисунок акварелью по сырому, а затем посыпать солью, то, после высыхания она оставит белые следы, (соль впитывает краску). Что это? Белые пушистые снежинки или солнечные зайчики? Каждый увидит здесь что-то интересное.

 Рисование пластилином в детском саду ---Пластилин легко разминается руками, но хорошо держит форму, он ярок, позволяет лепить маленькие и большие детали, которые легко соединяются между собой, то есть имеет массу достоинств. Пластилин подходит и для лепки объемных фигурок и для рельефных картин. Вначале следует выполнить подготовительный рисунок на плотной бумаге или картоне. Здесь изобразительными элементами становятся объем и цвет. Важные элементы более выпуклые и яркие, а второстепенные лучше сделать ниже и приглушить в цвете. Такие картины всегда привлекают внимание и дарят положительные эмоции.

Рисование манкой в детском саду------Рисование манкой похоже на рисование солью, но имеет и некоторые особенности. Манка мельче, легче соли, она - более сыпучий материал. Есть несколько вариантов работы с манкой. Самый простой - рисование пальцами простых форм по крупе, рассыпанной тонким слоем на подносе (тарелке). Другой способ – нарисовать контуры клеем и присыпать лист манкой, как и в работе с солью, стряхнуть лишнее и - рисунок готов. Можно окрасить заранее крупу небольшим количеством раствора акварели или гуаши и выкладывать рисунок уже в цвете. И, наконец, если густо намазать картон клеем, посыпать его манкой и дать высохнуть, то получается отличная фактурная поверхность для рисования красками. Контуры такого рисунка будут немного расплывчаты, как при рисовании по сырому, это придает дополнительную прелесть работе.

Декоративное рисование в детском саду---Часто под этим понимают орнамент геометрический или растительный, симметричный или нет, который может располагаться в круге, квадрате, прямоугольнике или полосе. Цвет здесь может нести образное значение, например, грустно-радостное, такое понимание очень близко детям. Можно показать прекрасные образцы народного орнамента: хохлому, городец, гжель, рассказать о значении и назначении орнамента. Но декоративным могут быть также натюрморт, портрет и пейзаж, если усилить цвет, добавить контур или немного стилизовать форму. Большинство детских рисунков являются декоративными по природе, потому что дети младшего возраста с трудом воспринимают объем и пространство. Они рисуют предметы так, как представляют и чувствуют и

Предметное рисование в детском саду---В предметном рисовании все внимание уделяется изображению какой-то одной главной формы. Так ребенок учится смотреть внимательно на предмет. Важно красиво расположить его в листе, постараться ровно нарисовать и выбрать подходящий цвет и тон. В начале обучения разумно выбирать простые привлекательные предметы: яблоко, мячик, солнце, флажок, домик, постепенно усложняя их до изображения животных, птиц и людей.Сюжетное рисование в детском саду---В сюжетном рисовании ребенок придумывает свою историю и красиво располагает ее в листе. Ведь все предметы находятся рядом с другими предметами, это тоже интересно. Важно выбрать главное и второстепенное, обогатить рисунок разными формами, цветом и тоном. Хорошо когда есть что-то большое, среднее и маленькое; маленького может быть много, а большое – одно. Сочетание темного и светлого, толстой и тонкой линии, однотонного и пестрого тоже очень привлекательны в работе. Заяц на полянке, бабочка среди цветов, ребенок на прогулке, фрукты на блюде, зимний или летний пейзаж могут стать интересной темой для творчества.

 

Веселых творческих открытий вам и вашим детям!!!

mdousad6.ucoz.ru


Смотрите также