Консультация "Влияние нетрадиционной художественной деятельности на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста". Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики


Консультация "Влияние нетрадиционной художественной деятельности на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Джалильский детский сад №6 «Теремок» общеразвивающего вида

Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Влияние нетрадиционной художественной деятельности на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Воспитатель: Зиннатуллина Т.Н.

высшая квалификационная категория

2016 г.

«Истоки способностей и дарования детей

находятся на кончиках пальцев»

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера. Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника, а так же одно из основных направлений по воспитанию у ребенка здоровой речи. Мелкая моторика-основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственные представления. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. От степени развития моторики зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

  • Не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).

  • Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).

  • Не испытывают желания рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

  • В школе имеют очень медленный темп письма.

Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

Для развития и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагаются разнообразные методические приемы:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Пальчиковые игры

3. Система игровых упражнений и др.

Всё это в комплексе можно использовать на занятиях с дошкольниками по нетрадиционному рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, можно научить многому: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования.

Преимущества использования нетрадиционных техник рисования.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребёнка, оно раскрывает внутренний мир маленького человека. Ведь рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. По рисункам детей можно проследить, как развивается ребёнок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Мелкая моторика- это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

Таким образом, развитие мелкой моторики через нетрадиционное рисование выполняет осуществление следующих задач:

- развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие

- обогащать словарный запас детей

- формировать у детей умение рисовать нетрадиционными техниками

- формировать способность получать радость от творчества ребёнка.

Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

- В нетрадиционных техниках рисования используют необычные сочетания материалов и инструментов.

- Технология выполнения таких работ интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

- Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей.

- Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет, и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.

Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:

Младший дошкольный возраст

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля, моркови;

- тычок жёсткой полусухой кистью.

Старший и подготовительный возраст

- «ладонная» техника;

- рисование поролоновым тампоном;

- оттиск печаткой из ластика;

- фотокопия – рисование свечой;

- отпечатки листьев.

- кляксография обычная и трубочкой;

- монотопия предметная и пейзажная;

- печать по трафарету;

- раздувание краски;

- расчёсывание краски;

- рисование нитками;

- рисование солью;

- батик (рисование по ткани) и другие.

Хочется остановить подробнее на нескольких нестандартных техниках.

ПЕЧАТКА.

hello_html_a20771.jpg

В начале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.

Мhello_html_m57b7ac15.jpgожно печатку сделать из моркови. Для этого надо взять небольшую морковь, разрезать её пополам вдоль. В выпуклую сторону моркови вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону макнём в нужную для работы краску и начнём печатать.

ПОРОЛОН.

Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)

Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных НИТОК.

hello_html_7925f831.jpg

Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объёмным.

Ещё один интересный приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ.

hello_html_m348d257e.jpg

Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами - при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.

Одним из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму является взаимодействие с родителями. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят их рисунки, поделки. Поэтому очень важно не только заниматься с детьми, но и вывешивать полезные консультации для родителей, проводить мастер - классы, день открытых дверей; привлекать родителей к изготовлению совместных с ребёнком поделок, к участию различных конкурсов. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствуют формированию интеллектуальных способностей, а самое главное - способствуют сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе.

infourok.ru

Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с использованием пальчиковых игр"

Консультация для педагогов

Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с использованием пальчиковых игр.C:\Users\Паханыч\Desktop\Новая папка\32568.jpg

Рисование, лепка, аппликация - это виды изобразительной деятельности, основным назначением которого - образное отражение действительности.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, тем самым они получают возможность передавать то, что им нравится, что их волнует. А это дает возможность и условия для всестороннего воспитания и развития детей.

В дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцельно, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются так же специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того развивается мелкая моторика руки (замечено, что рецепторы заложены на кончиках пальцев) и поэтому, чем лучше будет развита моторика пальцев, тем лучше будет развита речь. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Использование на занятиях нетрадиционных способов рисования позволяет расширить возможности изображения уже знакомых предметов. Занятия превращаются в своеобразную игру. При этом в ход идут как традиционные средства, так и подручные.

Проще всего обучать ребенка, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Организовывать занятия необходимо учитывать это и проводить занятия в игровой форме. Игра вызывает целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес детей к результатам работы.

Важным этапом в подготовке детей к рисованию является подготовка руки. Именно развитие пальцев рук способствует более точному выполнению рисунка. Самым простым, доступным и интересным является использованием на занятиях «пальчиковых игр», которые способствуют развитию мелкой моторики пальцев руки.

«Пальчиковые игры» - культурное наследие немецкого народа. Они интересны, увлекательны, как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а так же процессы и явления, происходящие в природе: ветер, дождь, солнце, падающие листья. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяют движения, активизируя моторику рук.

Некоторые игры требуют участие обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

В настоящее время в рисовании все чаще находят свое применение нетрадиционные формы рисования и как следствие использование «пальчиковых игр» для подготовки руки к рисованию.

Влияние нетрадиционного рисования на развития ребенка

1.Развивает мышление ребенка. 

2. Развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. 

3. Влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. (Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша).

4.В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. 

5.Развивается воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности – например, занятия по проведению нетрадиционных техник рисования. 

Эти способы доступны и привлекательны по своей простоте и необычности.

Виды нетрадиционных техник

«Пальчики - палитра»

Когда под рукой не оказывается кисточки, всегда есть пальчики. Если один палец обмакнуть в красную краску, другой в синюю, третий в желтую… получается хорошая палитра. Предварительно нужно каждый пальчик растереть, что является своеобразной гимнастикой для пальчиков.

«Печать от руки»

В этой технике дети краску не только чувствуют, но и видят. При этом развиваются не только пальчики, но и кисть руки в целом. Обмакнули всю ладонь или ее часть в краску и оставили на бумаге отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Маленьким детям тяжело совладать со всей кистью руки, поэтому предварительно хорошо поиграть с ними в такую пальчиковую игру, как «Засолка капусты».

«Печатка»

Техника «печатка» позволяет многократно изображать один и тот же предмет составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. можно использовать «печатки» с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник). Можно так же выполнять работу в технике «печать» листьми от цветов и деревьев. Работая в этой технике, дети вынуждены напрягать пальцы, чтоб удержать печатку, здесь можно поиграть в игру «Аппельсин».

«Тампонирование»

При тампонировании используют поролоновые палочки, ватные палочки. При этом можно дорисовывать нужные детали кисточкой. При работе в этой технике. У детей рука напряжена так, как при письме. Поэтому хорошо использовать такую игру, как «Замок», направленную на развитие кисти руки в целом. У детей довольно неплохо получаются изображения событий именно этой техникой, так как она не требует частого обмакивания палочки с поролоном в краску. Но могут возникнуть проблемы с изображением предметов требующих конкретной формы. Можно сочетать эту технику с техникой «Трафарет» вырезав трафарет и прижав его пальцем к листу бумаги, необходимо обвести его по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Работая в этой техники, достаточно будет покатать палочку с тампоном между ладошек и поиграть пальчиком.

«Тычок жесткой полусухой кистью»

В данной технике, ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Здесь так же можно поиграть с кисточкой, прокатывая ее между ладонями.

«Набрызг»

Суть этой технике заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое иожно заменить зубной щеткой и стекой. Зубной щеткой в левой руке необходимо, набрать немного краски, а стекой провести по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе. Работая в этой технике, задействованы обе руки ребенка, поэтому и игра для подготовки к процессу рисования должна быть для двух рук, например «Теремки». Детей очень увлекает процесс разбрызгивания краски на лист и не только.

«Монотипия»

Эту технику можно использовать в качестве упражнения по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Для этой технологии необходима гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Рисунок необходимо нарисовать на правой от сгиба стороне листа, левую сторону прижать к правой и разгладить. Рисуя этим способом детям можно предложить контур по правой стороне. Дети ждут того, что скрывается под сложенным листом бумаги. Здесь так же важно подготовить, как правую, так и левую руки ребенка, при этом хорошо использовать игру «Птица».

«Кляксография»

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. А рисовать в этой технике очень просто. Необходимо поставить большую яркую каплю, взять трубочку и осторожно подуть на кляксу. Суть техники большей степенью заключается в правильном раздувании капли краски. Учитывая тонкую работу пальцев руки, которые держат трубочку, можно поиграть в игру «Лесенка», где идет развитие мелкой моторики.

«Рисование по сырой бумаге»

Для рисования в этой технике, необходимы влажная салфетка и емкость с водой. Необходимо намочить бумагу и разместить ее на влажной салфетке (чтоб бумага не высыхала). Для рисования здесь лучше брать акварельные краски. Процесс рисования напоминает обыкновенный, но привлекает тем, что рисунок как бы разбегается и становится прозрачным. Кисть при этом держится как карандаш, поэтому и подготовка руки идет, как при подготовке к рисованию карандашом. Тренируя кончики пальчиков можно использовать игру «Встречные колечки». Данный вид нетрадиционной техники практически не вызывает трудности у детей.

«Цветные ниточки»

Здесь используются нитки длинной 25-30см. окрашенные в разные цвета. Выкладывая, как угодно на одной стороне листа сложенного пополам, концы ниток выводятся наружу. Сложив половинки листа, прижимаем, их друг к друг и разглаживаем. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергиваются одна нитка за другой. Этот процесс довольно увлекательный и интересный, так как неизвестно, что может получиться. Здесь требуется одинаковая сила, как для разглаживания и прижимания листа, так и для одновременного вытаскивания нити. Здесь хороша такая игра как «Гости», требующая напряжения и расслабления обеих рук ребенка, непосредственно перед самим процессом выполнения работы.

«Граттаж»

Суть этой техники заключается в процарапывании. На бумагу наносится цветной фон, подсушивается и полностью затирается воском. . в розетку наливается черная гуашь, добавляется шампунь и тщательно перемешивается. Затем покрывается парафиновый лист, и «холст» готов. Заостренной палочкой процарапываем рисунок. Так как этот способ требует достаточно хорошей координации движений и развития глазомера перед работой целесообразно провести такую игру, как «Перетяжечки», эта игра хорошо развивает силу в пальцах.

«Рисование по мятой бумаге»

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – эффект мозаики. Ребенок самостоятельно может подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. И именно это движение уже служит своеобразной гимнастикой для рук. Пальчики напрягаются тем самым стимулируя их к движению. Работы получаются похожими на своеобразную мозаику и несут в себе живость руки.

«Рисование мятой бумагой»

Этот способ немного напоминает «тампонирование», только вместо тампона используется кусочек мятой бумаги в виде кисточки для рисования, опуская кусочек бумаги в тех местах, где ожидается цвет. Здесь ребенок так же способен сам приготовить кусочек бумаги, для рисования. И чем лучше будет смята бумага, тем больше будет отпечатков краски отдельных друг от друга. А что бы пальчики хорошо держали бумагу, можно выполнить упражнение «Кошка выпускает коготки».

«Рисование восковыми мелками или свечой»

Такой способ издавна использовался народными мастерицами, для расписывания яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Взяв кисть или тампон с краской ведем по листу и на цветном фоне появляется рисунок. Наибольшую трудность вызывает рисование свечой, так как она прозрачная, поэтому лучше использовать простой карандаш, для выполнения наброска. Здесь хорошо использовать игру «Сороконожки», способствующую развитию пальчиков и кистей рук в целом.

Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах:

  • Младшая группа (2-4 года) рисование жесткой полусухой кистью, пальчиком, рисование ладошкой, рисование ватной палочкой, печатками из картофеля, оттиск пробкой.

  • Средняя группа (4-5 лет) оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, листьев, восковые мелки + акварель, свеча +акварель, рисование мятой бумагой, монотипия предметная.

  • Старшая и подготовительная группа (5-7 лет): монотипия пейзажная, рисование зубной щеткой- расчесывание краски набрызг, кляксография с трубочкой, фотокопия – рисование свечой, граттаж черно- белый, цветной; рисование нитками, рисование солью, рисование песком.

Таким образом, использование нетрадиционных способов рисования позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливать руку ребенка к письму, через развитие мелкой моторики пальцев руки.

Работая в технике нетрадиционного рисования, дети начинают чувствовать себя свободными, раскрепощенными, видят и передают на бумаге то, что обычным способом передать намного труднее. Использование на практике в тесной взаимосвязи нетрадиционных способов рисования и пальчиковых игр, будет способствовать развитию у ребенка мелких движений рук. Пальцы и кисти приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

ИГРАЯ РАЗВИВАЕМ, РАЗВИВАЯ - ИГРАЕМ!!!!!!

infourok.ru

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»

 

Консультация для родителей

 «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

с помощью нетрадиционных техник рисования»

                                                                        Подготовила  воспитатель МБДОУ № 1 Попова Н.А.

                                                                 

                                 

Г. Сосногорск 2017г.

 

 

«Истоки способностей и дарования детей 

находятся на кончиках пальцев».

В.А. Сухомлинский  

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника, а так же одно из основных направлений по воспитанию у ребенка здоровой речи. Мелкая моторика-основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственные представления. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. От степени развития моторики зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

  • Не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  • Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
  • Не испытывают желания рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
  • В школе имеют очень медленный темп письма.

Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной  руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

Для развития и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагаются разнообразные методические приемы

  1.  Пальчиковая  гимнастика
  2.  Пальчиковые игры
  3.  Система игровых упражнений и др.

   Всё это в комплексе можно использовать на занятиях с дошкольниками по нетрадиционному рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования,  можно научить многому: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования.

Преимущества использования нетрадиционных техник рисования.

- Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

- В нетрадиционных техниках рисования используют необычные сочетания материалов и инструментов.

- Технология выполнения таких работ интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

- Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей.  

- Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.

   

Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:

Младший дошкольный возраст

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля, моркови;

- тычок жёсткой полусухой кистью.

Старший и подготовительный возраст

- «ладонная» техника;

- рисование поролоновым тампоном;

- оттиск печаткой из ластика;

- фотокопия – рисование свечой;

- отпечатки листьев.

- кляксография обычная и трубочкой;

- монотопия предметная и пейзажная;

- печать по трафарету;

- раздувание краски;

- расчёсывание краски;

- рисование нитками;

- рисование солью;

- батик (рисование по ткани) и другие.

 

Хочется остановить подробнее на нескольких нестандартных техниках.

ПЕЧАТКА.

В начале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.

Можно печатку сделать из моркови. Для этого надо взять небольшую морковь, разрезать её пополам  вдоль. В выпуклую сторону моркови вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону макнём в нужную для работы краску и начнём печатать.

ПОРОЛОН. 

Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при  изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)

Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных НИТОК.

Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объёмным.

 

Ещё один интересный приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ.

Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами - при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.

Итак, Вы видите, что заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. И главное набраться терпения! Умелыми пальцы станут не сразу, но обязательно станут!

 

Документы для скачивания:

34740_konsultatsiya Netraditsionnaya tehnika.docx Формат: .docx

a2b2.ru


Смотрите также