Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Вот ёжик-ни головы, ни ножек. Вот ежик ни головы ни ножек рисование лыкова


«Вот ёжик – ни головы, ни ножек» с элементами ТРИЗ в средней группе.

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по лепке на тему:

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек» с элементами ТРИЗ

в средней группе.

Составила воспитатель

Мартыновская Светлана Николаевна.

Октябрь 2016г.

Цель: Развитие творческого воображения детей через приемы ТРИЗ и использование нетрадиционных материалов в лепке.

Задачи:

1.Образовательные:

Учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида. Закреплять навыки лепки из целого куста пластилина, навыки раскатывания и вытягивания. Формировать основы логического анализа в категориях противоречивости (умение выделять в предметах положительные и отрицательные стороны) и сравнения. Направлять детей на самостоятельный поиск средств образной выразительности.

2.Развивающие:

Развивать интерес к изобразительной деятельности, инициативу, выдумку, через экспериментирование с художественными материалами для изображения колючей «шубки».

Развивать мелкую моторику рук.

3.Воспитательные:

Воспитывать уверенность.

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.

Атрибуты:

1.Демонстрационный материал: Образец воспитателя - Ёж (иголки - веточки), схема лепки тела ежа.

2.Раздаточный материал: Пластилин коричневого и черного цвета, бусины, зубочистки, спички, семечки от подсолнечника, семечки от арбуза, доски для лепки, стеки, мячики – каучуки – для лепки по количеству детей. На каждого ребенка простой карандаш и карточки «Найди общее в предметах и соедини их линией» с учетом индивидуального развития (на левой стороне изображен еж, на правой стороне изображены в разброс: елка, иголка для шитья, книга, домик).

Предполагаемое время – 20 мин.

Предшествующая работа:

Социально – коммуникативное развитие

1.Разучивание игры из цикла «Утро радостных встреч» «Мой дружочек»

Познавательное развитие

1.Рассматривание игрушки «Ёж»

2.Беседа: «Как ёжики живут»

3.Рассматривание изображений ежей в детских иллюстративных изданиях, беседа о внешнем виде и образе жизни ежей.

4. Просмотр мультфильма «Ёжик в тумане»

Речевое развитие

1.Беседа с детьми по картине «Ежиха с ежатами» 

2.Д.И. «Какой, какая, какие»

3.Отгадывание загадок.

4.Д.И. по ТРИЗ «Хорошо – плохо»

Художественно –эстетическое развитие

1.Разучивание и пение песни «Маленький ёжик»

2.Лепка с использованием нетрадиционных материалов «Паучок»

3.Чтение рассказа Е.Чарушина «Ежик».

4.Чтение стихотворения В.Шипуновой «Ежик».;

Физическое развитие

1.Разучивание пальчиковой гимнастики «Ёжик» (с каучуками)

Ход лепки:

  1. Организационный момент.

Дети заходят в группу, их встречает воспитатель.

Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся через игру «Мой дружочек»!

Дети: Здравствуй, здравствуй,

Мой дружочек! (здороваются за руку)

Как живешь ты? (ладонь направляется на друга)

Как животик? (гладят себя по животу)

За руки с тобой возьмемся, (берутся за руки)

И друг другу улыбнемся! (улыбаются друг другу)

Воспитатель: - Слышу, кто - то к нам идет. Посмотрите, кто это?

Дети узнают ежа, вылепленного воспитателем (образец).

Воспитатель: - Ежик, ежик, где ты был?

Воспитатель от имени ежа: В норку яблоко катил,

На сучках грибы сушил,

В сад за грушами ходил,

Корешки в земле копал

И ежиху угощал.

А потом в беду попал –

Рыжий лис меня поймал.

Я с собой иголки нес,

Уколол злодея в нос –

И клубочком под откос.

Еле ноженьки унес!

Я был не один, а с моими ежатами. Но они испугались и разбежались. Что мне делать?

II. Основная часть.

1. Воспитатель: - Ребята, а мы можем помочь ежу найти своих ежат? Как?

Варианты ответов детей: … слепить можно…

Воспитатель: - Конечно, можно слепить ежат!

- Но прежде давайте с вами пройдем за столы и немножко поиграем.

Упражнение «Ёжик» (с каучуками).

Катиться колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит  (Круговые движения шариком между ладонями).

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда, сюда,

Мне щекотно да, да, да (Движения по пальцам).

Уходи, колючий ёж

В тёмный лес, где ты живёшь (Пускаем по столу и ловим подушечками пальце).

2. Воспитатель: - Молодцы! А теперь давайте рассмотрим ежика. Что у него есть?

Воспитатель с детьми рассматривают: туловище, голова. Нос, глаза, уши. Лапы, иголки.

Игра ТРИЗ «Хорошо – плохо».

Воспитатель: - Как вы думаете, что хорошо, что у ежа есть иголки?

Варианты ответов: Хорошо то, что он может носить на иголках яблоки, грибы; с

помощью иголок может защищаться от врагов …..

Воспитатель: - Как вы думаете, что плохо, что у ежа есть иголки?

Варианты ответов: Плохо то, что его нельзя погладить; с иголками еж колется….

3. Упражнение «Найди общее в предметах и соедини их».

4. Воспитатель: - Лепить мы будем из пластилина, из целого куска. Берём весь кусок, кладем на

ладошку и круговыми движениями катаем шар. Затем превращаем его в яичко – спереди

уже, сзади шире. Вытягиваем и заостряем носик, слегка поднимаем вверх, будто ежик

принюхивается. Оформляем мордочку

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, из чего можно сделать глаза и носик ежу?

Варианты детей: стекой, черным пластилином, бусинки и т.д.

Воспитатель: - Ребята, а из чего можно сделать колючую шубку ежика?

Варианты детей: зубочистки, спички, семечки и т.д.

Если дети затрудняются, воспитатель обращает внимание на содержимое на разносах у

детей на столах и сообщает, что каждый ребенок своему ежику сам выберет материал для

«шубки».

5. Самостоятельная работа детей.

В ходе самостоятельной деятельности воспитатель осуществляет индивидуальную

работу. Неуверенным детям, предлагает обратить внимание на схему последовательности

лепки.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: - Наш ежик очень ждет своих ежат! (Дети заканчивают работу)

- Давайте поставим всех ежат рядом с папой - ежом. Посмотрите, как обрадовался еж!

И ежата тоже рады, что они нашлись! Всем весело, и нам тоже! Ведь мы сделали доброе

дело.

- Найдите самого веселого ежики? Найдите самого хитрого ежика? Найдите самого грозного

ежика? Дети высказывают свои мнения.

- Давайте споём песню про ежика.

Воспитатель: - Вот, какие вы сегодня молодцы! А что мы с вами делали?

- Ежик хочет отблагодарить вас! Он передал угощение. А теперь помоем руки и будем

кушать яблоки.

infourok.ru

Занятие «Вот ежик- ни головы, ни ножек…» Лепка сюжетная. Задачи

Занятие 7. «Вот ежик- ни головы, ни ножек…» Лепка сюжетная.

Задачи. Учить детей лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.

Предварительная работа. Рассматривание изображений ежей в детских иллюстрированных изданиях, беседа о внешнем виде и образе жизни ежей.

Чтение рассказа Е. Чарушина «Ежик» в книжке с авторскими иллюстрациями (любое издание или в «Хрестоматии для маленьких» под ред. Л.Н. Елисеевой). Отгадывание загадок о лесных животных. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Ежик»:

Ежик медвежонка ждёт,

Ежик яблоко грызёт.

Догрызёт до середины

И оставит половину

Фрукта ароматного

Мишеньке мохнатому.

Дело в том, что медвежонок

Дружит с ёжиком С пелёнок.

^

Материалы, инструменты, оборудование.

  1. Пластилин, для «иголок» разный материал на выбор: семечки подсолнуха, зубочистки, спички, трубочки для коктейля, разрезанные на кусочки длиной 3-5 см; для глаз и носа материал на выбор: бусинки, мелкие пуговички, бисер, зёрнышки гречки; стеки, клеёнки, салфетки бумажные и матерчатые «полянки» из цветного картона для подставок (в форме неправильных овалов).
  2. Хорошее освещение с левой стороны.
  3. Удобное ровное рабочее место (стол и стул соответствующий ростовым параметрам ребенка).
Содержание занятия.

Загадайте ребенку две-три загадки о ежах, например:

  • Не зелёный, а колкий – фыркает у ёлки!
  • Ползун ползёт, иголки везёт, свернулся в клубок - ни головы, ни ног.
  • Ползёт, иглы на себе несёт; чуть кто подойдёт, свернётся в клубок - ни головы, ни ног.

После беседы о внешнем виде и образе жизни ежей прочитайте ребенку стихотворение Г. Лагздынь «Еж колючий»:

Еж колючий,

Но не злючий!

Просто одежонка

У ежа из игол сшита

Мастерами тонко,

Чтоб при случае каком

Мог он спрятать ножки

И свернуться в круглый ком

На лесной дорожке.

Вот такая одежонка,

Чтоб не трогали ежонка.

Предложите ребенку слепить ёжиков с длинными иголками, на которых они несут запасы в свои норки, чтобы покормить маленьких ежат. Спросите, как можно сделать иголки. После ответов покажите зубочистки, спички, кусочки трубочек для коктейля и предложите использовать их для оформления колючей ежиной «одёжки».

Спросите у ребенка, как он(а) будут лепить ёжиков. Составьте план.

  • берём комок пластилина, раскатываем шар и превращаем его в яичко - спереди уже, сзади шире;
  • вытягиваем и заостряем носик, слегка приподнимаем вверх, будто ёжик принюхивается, где же растут грибочки;
  • формляем колючую шубку ёжика втыкаем в спинку «иголки», материал для «иголок» выбираем по своему желанию - семечки подсолнуха, зубочистки, спички, трубочки для коктейля, разрезанные на кусочки;
  • оформляем мордочку - прикрепляем глазки и носик; материал выбираем по своему желанию - бисер, бусины, мелкие пуговицы, зёрнышки гречки или маленькие шарики пластилина;
  • лепим грибочки или яблоки и размещаем на спине ёжика.

Дети выбирают по своему желанию цвет пластилина (жёлтый, оранжевый, розовый, серый, коричневый и т.д.), материал для «иголок» (семечки, зубочистки, трубочки и т.д.), «полянки» из цветного картона для подставок и начинают лепить.

После занятия.

Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Песня ежа»:

Извините, пых-пых-пых!

Кто на ёлке цокнул?

Извините, пых-пых-пых!

Кто по спинке хлопнул?

Мы - колючие ежи,

Но... иголочки свежи!

Хоть под ёлками пыхтим,

Себя в обиду не дадим!

Пых-пых-пых!

До новых встреч дружок!

uch.znate.ru

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Вот ёжик-ни головы, ни ножек.

Форма деятельности: интегрированная. Тип : развивающий, обучающий. Основная образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Возраст: средняя группа. Предполагаемая продолжительность: 25 минут. Тема: « Вот ежик – ни головы, ни ножек». Цель: учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, использование природного материала для изображения «колючей шубки». Задачи: Образовательные: совершенствование умения скатывать шар. Развивающие: развивать чувство формы, способности композиции, творчества, воображения, умение воплощать задуманное в действие. Воспитательные: воспитывать уверенность, самостоятельность инициативность в изобразительной деятельности. Методы: -Наглядный: рассматривание ежа, показ способов лепки. Практический : самостоятельные действия при выполнении лепки ежа. Игровой: игра «Паровозик», « Соберем грибочки» , пальчиковая гимнастика. Приемы: -индивидуальная работа -организация детей подгруппой -активизация умственной активности детей (проблемные вопросы, побуждающие речевую активность детей и познавательную активность). -Обучение (словесный образец педагога, обогащение и активизация словарного запаса, смена деятельности). Материалы и оборудование: соленое тесто, для «иголок» семечки подсолнуха, для глаз и носа-бусинки. Дощечки, салфетки, «полянки» из зеленого картона (в форме овалов). Лес (елочка, береза с пожелтевшими листьями, листья, еж). Предварительная работа: индивидуальная работа. Рассматривание изображений ежей в детских изданиях, беседа о внешнем виде и образе жизни ежей. Заучивание наизусть стихотворений «Что ты еж такой колючий» «Еж забрался на комод», «Еж колючий». Ход непосредственной образовательной деятельности Дети заходят в группу здороваются. Воспитатель: ребята послушайте загадку: Дом со всех сторон открыт, В нем живут звери, птицы Заходи в зеленый дом Чудеса увидишь в нем. Дети: это лес. Воспитатель : На чем мы можем отправиться в путешествие? Дети: на автобусе, машине и т.д. Воспитатель : Лес от нас находится далеко ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие на поезде. Давайте станем паровозиком. Вагончики быстро друг за другом становимся. Начинают движения проговаривая: Воспитатель : Едет поезд не спеша Дети : Чух-чух-чух Воспитатель : Едет поезд с малышами Дети : Чух-чух-чух Воспитатель : Набирает поезд ход Дети :Чух-чух-чух ! Воспитатель : И пыхтит как пароход. Дети: Чух –чух –чух! Воспитатель: Приехал наш поезд. Дети: Ш-ш-ш. Воспитатель: Ребята, посмотрите как красиво в лесу! Наверно весна наступила. Посмотрите, у елочки иголки зеленые. Дети : У елочки иголки никогда не желтеют, наступила осень. Дети : Листья на деревьях пожелтели, листики желтые лежат на земле. Воспитатель : А еще в лесу выросли грибочки. Давайте погуляем по лесу, их поищем. Физ. минутка: Дети шли, шли, шли Грибочки нашли Раз- грибок Два – грибок Три – грибок Положили в кузовок. Повторяют 2 раза. Воспитатель: Ребята посмотрите кто это спрятался под листочками? Дети : это ежик! В» Посмотрите какой он красивый. Когда тихо в лесу ежику некого бояться он разворачивается. Воспитатель : Что вы видите у ежика? Дети : Голова, глазки, ротик, носик, ножки, животик. А еще есть у ежика колючая шубка. Воспитатель: Что вы знаете про ежика? Чем он питается? Дети : Ежик ест травку, грибы, яблоки ,а зимой ежик спит. Воспитатель :Послушай ежик, дети знают про тебя стихотворения. Даша: - Что ты еж такой колючий, Это я на всякий случай Знаешь кто мои соседи? Лист, волки и медведи. Настя: На комод забрался ежик У него не видно ножек У него такого злючки не причесаны колючки И не сразу тут поймешь Щетка это или еж. Полина: Еж колючий, Но не злючий! Просто одежонка У ежа из иголок сшита Мастерами тонко, Чтоб при случае каком Мог он спрятать ножки И свернуться в круглый ком. Воспитатель :Ежику понравились стихотворения. Посмотрите , он хлопает вам маленькими лапками. Ребята так жалко что мам и пап с нами нет в лесу, что они не видят нашего веселого ежа. А давайте с вами слепим ежиков и вечером покажем папам и мамам. Пора нам возвращаться в детский сад, а ежику пора утеплять норку листочками. Воспитатель: Зачем он ее утепляет? Дети: Еж зимой спит. Воспитатель : Где наш паровозик? Вагончики быстро друг за другом за другом становимся ! Воспитатель: Мы с вами из пластелина лепили ежа, а сегодня будем лепить ежика из теста соленого. Воспитатель показывает технику лепки ежа. -Какой формы тело у ежа? (круглой) -Как мы будем раскатывать шар? Вот так?( вперед, назад). Как будем? Дети: Круговыми движениями между ладоней. -Вытягиваем и заостряем носик, слегка приподнимаем вверх. -Что мы на мордочке сделаем? Из чего? Дети: Глазки и носик сделаем из бусинок. Воспитатель: посадим ежика на полянку. Что еще осталось сделать ежику? Дети: колючую шубку. Воспитатель: колючую шубку из чего будем делать? Дети: из семечек. Воспитатель: как мы будем вставлять семечки? (дети показывают). Воспитатель: ребята, у вас получились очень красивые ежи. Я думаю мамам они понравятся. Воспитатель: ребята, как мы ручками умеем показывать ежат? Пальчиковая гимнастика. Руки сложены замочком. Ежик, ежик колкий (Движения влево- вправо) Спрячь свои иголки. (Пальцы складывают в замок) Раз и нет иголок! Ежик, ежик колкий (Движения влево- вправо) Покажи иголки! (движения кистями вправо-влево ) Вот они, вот они! Пальцы выпрямлены. Воспитатель: Ребята, что вам больше всего понравилось, запомнилось? Дети: Понравилось лепить ежат, путешествовать. Дети берут ежиков на «полянках» и переносят на общую выставку. Уборка детьми рабочего места . Мытье рук. Используемая литература: Лыкова И.А.-Изобразительная деятельность в детском саду: планирование , конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. / М.: «Карапуз», 2009г.- 144с.

Приложенные файлы

weburok.com


Смотрите также