Выборы президента школы: предвыборная программа, лозунг и речь на пути к победе. Выборы в парламент выступление главы государства рисование пейзажа


предвыборная программа, лозунг и речь на пути к победе

Для того чтобы воспитать политически грамотное новое поколение, у которого будет ответственность не только за свои поступки, но и за всю страну в целом, в рамках школьной программы по праву в учебных заведениях все чаще стала проводиться игра под названием «Выборы президента школы».

выборы президента школы Данное мероприятие рассчитано на то, чтобы показать подрастающему поколению, насколько важно их мнение и с какой серьезностью нужно подходить к вопросам государственной важности.

На какую аудиторию рассчитан данный проект?

Игра «Выборы президента школы» проводится в рамках учебного заведения, ее участниками автоматически становятся учащиеся с 1-го по 11-й классы, а также все педагоги, включая директора и завучей.

У каждого ребенка в данном случае появляется право голоса за ту или иную кандидатуру. И задачей педагогов является объяснение детям, как правильно проголосовать. Основной акцент необходимо делать на то, что не стоит при выборе отталкиваться от чьего-то мнения, нужно мыслить только самому и учиться принимать правильное решение.

Кандидаты на пост президента

Из представителей 9-10-х классов выбираются кандидатуры, претендующие на пост президента. Представители 11-х классов не рассматриваются, поскольку у них имеется важная задача - успешно сдать выпускные экзамены.

речь президента школы на выборах Кандидатур должно быть немного, по 1-2 человека от каждого класса, в данном случае рассматривается количество параллелей в школе. Поскольку дети еще только учатся быть ответственными гражданами своей большой страны, при сильно большом объеме участников у ребят пропадает интерес к тщательному изучению их программ.

Кандидатом на пост может стать любой ученик школы из старших классов, который соответствует следующим критериям:

  • хорошо учится;
  • придерживается активного образа жизни;
  • обладает лидерскими качествами в классном (школьном) коллективе;
  • способен защищать и отстаивать интересы других учеников.

Мероприятие «Выборы президента школы» должно быть максимально приближено по своему содержанию к истинной процедуре выборов.

Основные этапы проведения игры

Как и в любой игре, проводимой в учебном заведении, у данного проекта существуют основные этапы проведения, которые носят взрослые названия. К ним относят:

  • Ознакомление учащихся школы с избирательным правом. Этот подготовительный этап может быть как индивидуального плана (проводится в каждом классе отдельно), так и общего характера (в виде общешкольного классного часа).
  • Выдвижение кандидатов, проведение агитации, сбор подписей, регистрация кандидатов - все это относится к основному этапу мероприятия под названием «Предвыборная кампания».
  • Участие в выборах, подсчет голосов, объявление победителя – это заключительный этап под названием «Голосование».

выборы президента школы предвыборная программа Игра данного плана проводится на протяжении 10 учебных дней.

Школьные выборы

Прежде чем начать игру, педагог-организатор должен знать, как провести выборы президента в школе. Вначале должна быть объявлена дата выборов и число, до которого все претенденты на данный пост обязаны подать свои заявки. Далее создаются два вида избирательных комиссий – в классах (окружные) и общешкольная (центральная). Именно они являются основными организаторами выборов. Учителю-организатору нужно помнить о том, что игра должна быть максимальным образом приближена к реальным условиям проведения, а следовательно, членами избирательной комиссии не могут быть родственники и друзья кандидатов.

плакат на выборы президента школыПосле того, как решены организационные вопросы, наступает следующий этап – регистрация участников, претендующих на пост президента школы.

Последним шагом в этом мероприятии являются сами выборы, которые включают тайное голосование, подсчет голосов и объявление победителя. После этого он должен произнести торжественную речь президента школы на выборах.

Предвыборные мероприятия в школе

Для того чтобы данная игра проходила успешно и вызывала у детей желание принимать участие, необходимо их промотивировать, рассказав о том, с какой целью проводятся выборы президента школы. Предвыборная программа должна быть у каждого кандидата. Она отражает основные проблемы школы, с решением которых будущий президент должен работать непосредственно.

лозунги на выборы президента школы Кроме того, нельзя забывать о том, что проводятся выборы президента школы. Предвыборная программа должна быть лаконичной и понятной любому школьнику вне зависимости от его возрастной категории. Ее содержание может быть приблизительно следующим:

  • Успеваемость – главный аспект школьной жизни.
  • Создать комитет по оказанию помощи для неуспевающих.
  • Проведение мероприятий, связанных с профориентацией школьников.
  • Введение штрафных санкций для учеников с правонарушением (опоздание, нецензурные выражения, отсутствие ученической формы, отсутствие второй обуви).
  • Создание доски почета под названием «Гордость нашей школы», где будут расположены фотографии лучших учеников за текущий период.
  • Введение рейтинговой активности классов (по успеваемости). Рейтинг будет учитываться по окончании учебной недели и вывешиваться на специальный стенд для всеобщего обозрения.

Оформление помещения для проведения мероприятия

Безусловно, для того чтобы среди детей не было желающих не принимать участия в мероприятии, нужно правильно оформить помещение. Для этого каждый кандидат должен создать свой плакат на выборы президента школы, где должна быть размещена его фотография и основные приоритеты предвыборной программы.

Кроме того, в фойе школы можно повесить специальный календарь, при помощи которого будут отсчитываться дни до проведения голосования.

выборы президента школы агитация В коридорах школы необходимо развесить лозунги на выборы президента школы. Они должны быть краткими и призывать всех участников образовательного процесса принять участие в данном мероприятии.

Как провести день голосования?

При наступлении дня голосования в школе должны быть созданы кабинки для тайного голосования и ящики, куда проголосовавшие опускают свои бюллетени. Лозунги на выборы президента школы все убираются из коридора, в данный день в них уже нет необходимости.

Голосование проводится на переменах, чтобы к концу учебного дня можно было подсчитать голоса и выявить победителя.

как провести выборы президента в школе В кабинке для тайного голосования можно разместить плакат «На выборы президента школы!», где будут размещены фотографии всех кандидатов с указанием их фамилии и имени. Это делается для того, чтобы ребенок правильно мог отдать свой голос, поскольку детям, особенно малышам, свойственно путать фамилии, тем более в тех случаях, когда они созвучны.

Как правильно проводить агитацию?

С чего начинаются выборы президента школы? Агитация учащихся занимает одно из основных мест. Поэтому ее нужно качественно спланировать. Проводить агитационные мероприятия можно на переменах. Будущий президент может привлекать учащихся интересными конкурсами, развлекательными программами.

В послеурочное время между кандидатами могут проходить дебаты. Речь будущего президента на пути к победе – ключевой момент. Чтобы привлечь учащихся, кандидат должен выступать уверенно, предлагать конкретные действия для решения возникших школьных проблем. Пример: «Я обещаю, что став президентом школы, буду способствовать уменьшению количества низких оценок в аттестатах. Будут организованы группы взаимопомощи. Более успешные ребята будут работать с отстающими по основным предметам».

Не менее важен лозунг будущего президента. Удачные примеры:

  • «Построим школу, в которой хочется учиться!»
  • «Учителя и учащиеся – единая семья!»
  • «На уроки, как на праздник!»

Президент – это школьник с лидерскими качествами, который будет взаимодействовать с педагогическим составом во благо учебного процесса.

Выборы президента школы пройдут интересно, если правильно подойти к вопросу организации.

Послесловие

Безусловно, речь президента школы на выборах является самым торжественным моментом. Поэтому она должна быть четко продуманной и включать такой основной аспект, как клятву президента перед своими избирателями.

Педагогам как можно чаще стоит проводить такого рода мероприятия. Дети, играя, учатся быть ответственными гражданами своей страны. А ведь именно от них зависит наше будущее. Выборы президента школы - увлекательное мероприятие. И к его планированию стоит отнестись с максимальной ответственностью.

fb.ru

Что ждет страну после парламентских выборов: Политика: Мир: Lenta.ru

Прошедшие в Турции 7 июня парламентские выборы подвели черту под растянувшимся на два года избирательным марафоном. Их итог произвел эффект разорвавшейся бомбы: правящая с 2002 года Партия справедливости и развития (ПСР) лишилась возможности единолично сформировать однопартийное правительство. Во многом этому способствовали особенности турецкой избирательной системы, которые ранее играли ей на руку. В результате теперь ПСР вынуждена искать союзников среди других преодолевших проходной барьер в парламент партий. «Лента.ру» выяснила, какие коалиции могут сложиться в законодательном органе Турции и как изменится политическая жизнь этого государства.

Многие небезосновательно наклеили на прошедшие в Турции выборы ярлык исторических. Действительно, впервые в истории страны все связанные с их итогами прогнозы были завязаны на том, сколько голосов наберет прокурдская Демократическая партия народов (ДПН) Селахаттина Демирташа и Фиген Юксекдаг и сумеет ли она пройти в парламент. А для правящей ПСР с выборами был связан критически важный вопрос сохранения или коррекции тренда на электоральное доминирование, — возможности формировать однопартийное правительство (с 2002 года у ПСР всегда было достаточно мест в парламенте, чтобы не прибегать к коалиционным блокам). Но главное — на кону стояла будущая конституционная реформа, которая в изводе ПСР предполагала трансформацию Турции в президентскую республику.

Действующая в Турции партийно-политическая и избирательная система формировалась в начале 1980-х, когда после переворота 12 сентября 1980 года правящий военный режим задавал параметры управляемой демократии, в которой не должно было остаться места для радикалов и эскалации политического насилия. Отличительными чертами этой системы стали пересмотр базовых норм и принципов организации выборного процесса, введение новых правил, серьезно ограничивающих политическую активность гражданского общества и партий, а также десятипроцентный барьер для прохождения в парламент.

Все это во время выборов создает ситуацию, когда интрига сохраняется даже если известны финальные данные по процентам. Ведь по нормам избирательной системы Турции набранные партией проценты поддержки избирателей на всеобщих парламентских выборах напрямую не конвертируются в депутатские мандаты. Сложный механизм квотирования депутатских мест моделируется формулой пропорционального распределения депутатских мест по округам — так называемый метод Д’Ондта.

Материалы по теме

14:09 — 8 июня 2015

Aug. 13, 2014 - Istanbul, Turkey - A Turkish girl wears a head band that reads ''Recep Tayyip Erdogan'' as she holds Turkey flag during a rally march for celebrate presidential victory of Erdogan in Istanbul August 13, 2014. Erdogan secured his place in history as Turkey's first directly elected president on Sunday, sweeping more than half the vote in a result his opponents fear heralds an increasingly authoritarian state. (Credit Image: © Ahmed Deeb/NurPhoto/ZUMA Wire)

Всего в Турции 85 избирательных округов. Крупнейший город страны Стамбул поделен сразу на три округа, Анкара и Измир — на два. Оставшиеся 78 провинций представляют собой отдельные избирательные округа. При общем количестве избирателей в 54,5 миллиона человек и 85 избирательных округах каждый депутатский мандат должен был бы весить 97 тысяч голосов. Однако зафиксированные в Конституции гарантии, что от каждой провинции в парламенте должен быть по крайней мере один депутат, дают существенное преимущество малым округам. Скажем, на 27 тысяч избирателей округа Байбурт приходится один депутат, при этом для избрания одного депутата в Измире требуется 119 тысяч голосов. Все это создает сложную пропорцию реального уровня поддержки конкретной партии населением и количеством полученных ею кресел.

В совокупности десятипроцентный барьер и механизм распределения мандатов по методу д’Ондта дают серьезные преимущества крупным партиям и порой делают возможным колоссальный разрыв между уровнем поддержки и количеством полученных мандатов. Так, в 1987-м Партия Отечества Тургута Озала получила 292 мандата (64,9 процента мест в парламенте), набрав только 36,3 процента голосов, а в 2002-м ПСР повторила этот трюк — 363 депутатских кресла (66 процентов) при 34,3 процента на выборах. В последнем случае столь непропорциональное распределение мандатов оказалось возможным из-за того, что в парламент вошли только две партии — НРП и ПСР, в пользу которой фактически распределелились все голоса, полученные не прошедшими в парламент партиями.

Избирательный участок. 7 июня 2015

Избирательный участок. 7 июня 2015

Фото: Osman Orsal / Reuters

На выборах 7 июня 2015 года сложилась обратная ситуация: высокий процентный барьер преодолели четыре партии — ПСР, НРП, ПНД и ДПН. Однако, несмотря на результат в 41 процент, ПСР не смогла обеспечить себя простым большинством и получила, по предварительным результатам, лишь 258 мандатов (то есть контроль лишь над 46,9 процента парламента). У НРП 25 процентов и 132 депутатских кресла (24 процента от общего числа мест в Меджлисе), у ПНД 16,3 процента и 81 депутатский мандат (14,7 процента), у ДПН 13 процентов и 79 мест в парламенте (14,4 процента).

Отсутствие в новом парламенте партии с абсолютным большинством потребует от участников политического процесса способности больше договариваться между собой, а представителям разных политических платформ — искать компромиссы по острым вопросам. Однако предвыборная модель противостояния, суть которой заключалась в стихийном объединении всех крупных игроков против ПСР, может перенестись и в меджлис, что сулит не только остроту дискуссий, но и возможную корректировку вектора социально-политического развития.

Так, оппозиционные партии выступают за снижение (НРП) или даже снятие (ДПН) процентного барьера для прохождения в парламент, сходятся в негативном отношении к перспективе установления в Турции президентской республики, на чем в своей программе настаивала ПСР. Более того, в манифестах НРП и ДПН четко зафиксировано намерение урезать полномочия президента. Болезненный для Турции вопрос свободы слова также может оказаться в центре внимания нового парламента. НРП и ДПН в предвыборных заявлениях обещали независимость СМИ и интернету, что предполагает упразднение Высшего совета по радио и телевидению со снятием ограничительных мер в отношении интернета, а также автономизацию центрального государственного телеканала TRT. В сфере образования также могут произойти серьезные перемены. Все партии в своих программах отмечали необходимость серьезной ревизии и расширения научной и финансово-административной самостоятельности университетов, реформы или упразднения Высшего совета по образованию. Задать вектор будущих реформ может и деполитизация судебной системы, о необходимости которой говорили лидеры оппозиционных партий, противопоставляя себя тем самым ПСР.

Во внешней политике возможна коррекция существующего курса. У НРП, ДПН и ПНД сходятся позиции в вопросе необходимости развития равноправных и партнерских отношений с ЕС и США, нет аллергии на проект членства в ЕС (в этом все партии-лидеры солидарны с ПСР), однако сильно разнятся подходы к кипрской политике и оценки «правильной стороны истории» в ближневосточных делах. В отношениях с Москвой тоже не исключены перемены. Достаточно вспомнить, сколь непоследовательную внешнюю политику в российском направлении проводили коалиционные правительства Турции в 1990-е. Тогда в условиях острой борьбы за симпатии избирателей политики часто прибегали к популистским националистическим лозунгам, обещая развивать сотрудничество с тюркскими республиками бывшего СССР. Это воспринималось Москвой как вторжение в сферу ее национальных интересов и негативно отражалось на турецко-российском диалоге. Приход к власти ПСР в 2002 году и создание однопартийного правительства крайне позитивно сказались на развитии двусторонних отношений: уверенность в стабильности положения позволила ПСР проводить активную политику, а отказ от показной ориентации на тюркские республики способствовал налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с Россией.

Реджеп Эрдоган и его сторонники после победы ПСР. 1 ноября 2002.

Реджеп Эрдоган и его сторонники после победы ПСР. 1 ноября 2002.

Фото: Reuters

Утрата ПСР большинства в парламенте привела к тому, что теперь в нем неизбежно будет сформирована та или иная коалиция. События могут развиваться по нескольким сценариям.

Первый сценарий: правительство меньшинства во главе с ПСР, которая блокируется с отдельными депутатами из других партий. О такой возможности накануне говорил советник Эрдогана Бинали Йылдырым.

Второй сценарий — один из наиболее дискутируемых среди экспертов и политических обозревателей: коалиционное правительство ПСР с националистической ПНД. Во время предвыборной кампании ПСР и ПНД почти солидарно атаковали НРП Кылычдароглу, в то время как ПСР неожиданно мягко вела себя по отношению к националистам. Красноречивый факт: Давутоглу на митинге в родном для Девлета Бахчели городе Османие лично пресек словесные нападки на лидера ПНД. Впрочем, подобная коалиция довольно непрочна, поскольку едва ли в союзе с ПНД возможно выработать и реализовать действенную экономическую программу в условиях ухудшения макроэкономических показателей и угрозы финансового кризиса.

Третий сценарий — крайне маловероятный: коалиция большинства с участием ПСР и НРП. Во время предвыборной кампании о возможности такого развития событий спрашивали Кемаля Кылычдароглу. Тогда лидер НРП категорически отверг подобную возможность. Едва ли его позиция изменится после выборов.

Четвертый сценарий: коалиционный кабинет ПСР и прокурдской ДПН. По поводу такой послевыборной конфигурации было больше всего спекуляций в турецких СМИ, однако сопредседатель прокурдской ДПН Селахаттин Демирташ неоднократно заявлял о невозможности коалиции с ПСР.

Пятый сценарий: большая коалиция НРП, ПНД и ДПН без ПСР. У этих трех партий хватает мандатов, чтобы сформировать сильное правительство, однако националисты из ПНД едва ли пойдут на тесное сотрудничество с ДПН, поэтому такая коалиция возможна только на бумаге.

Шестой сценарий: коалиция меньшинства между националистами ПНД и кемалистами из НРП. Позиции двух партий по ключевым вопросом — за малым исключением — достаточно близки, поэтому их тактический союз выглядит вполне естественным. Однако в совокупности у НРП и ПНД 213 мандатов, что для формирования кабинета недостаточно, поэтому при такой конфигурации необходима поддержка со стороны отдельных депутатов от ДПН или ПСР, что в конечном итоге серьезно ограничит такому правительству возможности свободного маневра.

Можно предположить и другие сценарии развития событий. Если правительство не будет сформировано в течение 45 дней после выборов, согласно конституции президент может назначить новые парламентские выборы. Это гипотетически даст возможность Эрдогану сместить акценты в избирательной кампании, представив ПСР как партию стабильности и единственную реальную силу, способную обеспечить поступательное развитие страны. Весьма вероятно, что часть избирателей прислушаются к алармистским лозунгам и поддержат ПСР. Однако итоги таких выборов крайне непредсказуемы. Ведь полученный ПСР результат, помимо прочего, — это четкий индикатор эрозии электорального доминирования ПСР и влияния Эрдогана. В районах, где шла реальная конкуренция за симпатии избирателей, — в восточных и юго-восточных провинциях, в эгейском и средиземноморском регионе — ПСР потеснили конкуренты из НРП и ДПН. Процесс отступления начался: в абсолютных числах ПСР получила поддержку от 18,8 миллиона (в 2011 году — 24,4 миллиона), когда и как он разрешится — предсказать едва ли возможно.

Продавец лотерейных билетов читает газету, на передовице которой статья озаглавленная «Крах» и портрет Эрдогана. 8 июня 2015

Продавец лотерейных билетов читает газету, на передовице которой статья озаглавленная «Крах» и портрет Эрдогана. 8 июня 2015

Фото: Umit Bektas / Reuters

Становимся ли мы свидетелями заката «эпохи Эрдогана»? Мало кто ставит под сомнения достижения его правления. За три его премьерских срока Турция оправилась от последствий кризисных 1990-х, средние показатели экономического роста до 2007-го составляли рекордные семь процентов, а уровень бедности серьезно снизился. По всей Турции осуществлено множество крупных инфраструктурных проектов: построены новые аэропорты, высокоскоростные трассы, комплексы социальных учреждений. Все это стало символом сегодняшней Турции, неслучайно ПСР ввела в оборот выражение «Новая Турция», хорошо знакомое по времени кемалистских реформ (знаменитое «Путь Новой Турции» Кемаля Ататюрка).

Но за годы правления ПСР было много неоднозначного в социально-политическом развитии Турции. С одной стороны, откровенное стремление «подтянуть» страну до европейского уровня через экономические и административно-политические реформы в соответствии с «Копенгагенскими критериями» — для вступления в Европейский союз. С другой — развертывание репрессий против политических оппонентов и рост числа «узников совести» и «государственных преступников», очевидные отступления от принципов либеральной демократии, масштабы которых даже обеспокоили Еврокомиссию. В этом ряду и настойчивое стремление ПСР ввести в общественно-политический дискурс такие традиционные проблемы из риторики исламистов, как снятие запрета на ношение платка-тюрбана, отмена специальных правил поступления в вузы для выпускников религиозных школ имам-хатибов, религиозные браки, развитие исламской экономики.

Прошедшие выборы во многом станут этапным событием и для страны, и для режима ПСР. Императивом для ПСР становится внутреннее переустройство исходя из изменившейся конъюнктуры (в том числе и консолидация рядов — примирение «старой гвардии» с молодыми партийцами) и необходимости оставаться в авангарде демократического процесса. В заявлениях Ахмета Давутоглу о демократических ценностях и народной воле в ночь подсчета голосов, а также в его обращении к прошедшим в парламент партиям с призывом о скорейшем запуске конституционной реформы можно увидеть стремление ПСР остаться во всех отношениях в авангарде политического процесса в Турции.

lenta.ru

почему Марин Ле Пен не смогла взять реванш

"Макрон может получить в парламенте абсолютное большинство", "Марин Ле Пен терпит тяжелое поражение" — под такими заголовками вышли первые полосы французских газет 12 июня.

Выборы в парламент Франции: почему Марин Ле Пен не смогла взять

Фото: AP

В минувшее воскресенье в Пятой республике состоялся первый тур выборов в нижнюю палату парламента — Национальное собрание. Победа движения президента страны Эммануэля Макрона "Вперед, республика!" сенсацией не стала: напротив, она была ожидаема.

Движение нынешнего хозяина Елисейского дворца победило с большим отрывом. Национальное собрание избирается по мажоритарной системе; в преддверии второго тура выборов эксперты прогнозируют: сторонники Макрона получат 400 из 577 имеющихся мандатов.

Итак, движение Макрона набрало 32,3% голосов и лидирует с большим отрывом от конкурентов. На втором месте — правоцентристские республиканцы и Союз демократов и независимых. Вместе они получили 21,5% голосов. Соцпартия совместно с союзниками из левых партий и "зелеными" — 13,8%. А "Национальный фронт" Марин Ле Пен стал обладателем 13,2% голосов избирателей.

Главным сюрпризом выборов стало неожиданное поражение партии Марин Ле Пен — основного конкурента Макрона. Скромный результат "железной леди" на выборах лишний раз показал, что пропагандистская машина работала во всю мощь, настраивая французов против партии Ле Пен. Именно поэтому идеи "Национального фронта" не нашли широкого отклика среди избирателей. Примечательно, что личный рейтинг Марин Ле Пен в два раза превышает уровень популярности ее партии.

Так не сбылись прогнозы ряда российских политологов о том, что после поражения на президентских выборах Марин Ле Пен возьмет реванш на парламентских выборах — и тогда, мол, Эммануэль Макрон превратится в "хромую утку", а его работа как президента будет парализована сосуществованием с оппозиционным премьер-министром.

Чтобы понять панический страх французских президентов перед так называемым сосуществованием, надо учесть характерную особенность французской политической системы. Пятая республика берет свое начало с момента принятия по инициативе Шарля де Голля конституции 1958 года, которая заменила основной закон 1946 года.

В отличие от Великобритании, где страной управляет премьер-министр, и Италии, где глава правительства также является ключевой фигурой, а президент играет формальную роль, во Франции полномочия президента и премьер-министра поделены поровну.

Разница между Францией и Россией в том, что премьер-министра Пятой республики назначает не президент страны, а политическая партия, получившая на парламентских выборах большинство. И тогда в случае победы на выборах партии, оппозиционной хозяину Елисейского дворца, премьер-министром становится лидер оппозиции. Именно в этом случае президент и премьер-министр сосуществуют. Это явление называется во Франции cohabitation — "сосуществование".

Так, в 1986 году президент-социалист Франсуа Миттеран был вынужден назначить премьер-министром лидера оппозиционной правой партии, голлиста Жака Ширака, победившего на парламентских выборах.

В свою очередь Жак Ширак попал в точно такую же ситуацию в 1997 году, когда будучи президентом, он сам назначил премьер-министром социалиста Лионеля Жоспена.

Дважды такие истории приводили к досрочному роспуску парламента президентом: это было, например, в 1988, когда Миттеран распустил парламент, чтобы потом получить там большинство голосов.

Напомним, что в отличие от США, где президент не в праве распускать конгресс, во Франции глава государства наделен правом досрочно распускать Национальное собрание и назначать дату досрочных выборов.

Всего в современной французской истории известно три прецедента сосуществования: два раза в течение 14-летнего правления Миттерана (1986-1988, 1993-1995) и один раз в ходе 12-летнего правления Ширака (1997-2002).

Кстати, в 2000 году парламент Франции проголосовал за поправку к конституции, сокращавшую длительность одного срока правления президента с семи до пяти лет. В таком виде конституция начала действовать с 2002 года — во время переизбрания Жака Ширака на президентский пост.

А 21 июля 2008 года французский парламент с перевесом всего в один голос одобрил предложение президента Николя Саркози о внесении в текст конституции поправки, запрещающий одному президенту страны занимать этот пост более двух пятилетних сроков.

Такой жесткий график выборов уменьшает опасность очередного периода сосуществования, так как избиратели на волне симпатий к кандидату, победившему на президентских выборах, как правило, голосуют за партию главы государства.

С 2002 года во Франции президентские и парламентские выборы проводятся строго с интервалом в полтора месяца: выборы главы государства — в конце апреля-начале мая, а выборы в Национальное собрание — во второй декаде июня.

Расчет голлистов и социалистов, внесших такую поправку в конституцию, полностью оправдался. Ни разу за прошедшие с принятия поправки 15 лет лидер оппозиционной президенту партии не добивался успеха на выборах, проводившихся спустя полтора месяца после президентских.

Именно такой оптимистичный для хозяина Елисейского дворца сценарий повторяется во Франции сейчас, когда партия избранного в мае этого года президента страны Макрона одерживает внушительную победу на выборах в парламент.

В то же время поправки в конституцию страны, внесенные в 2000 году (сокращение президентского срока до пяти лет) и в 2008 году (запрет баллотироваться на пост президента в третий раз) немного остудили амбициозные планы любимца публики Эммануэля Макрона: ему не светит перспектива почивать на лаврах, в отличие от Франсуа Миттерана, занимавшего пост главы государства на протяжении 14 лет.

Но зато, судя по внушительной победе его движения в первом туре выборов, Макрону не надо бояться периода сосуществования: худшим сценарием для него была бы победа на парламентских выборах "Национального фронта" с последующим превращением Марин Ле Пен в премьер-министра страны.

Такой поворот совершенно точно бы означал паралич на вершине политической власти Пятой республики. К счастью для Макрона, он удачно проскочил этот крутой вираж, словно лыжник-слаломист.

Теперь о планах Макрона на ближайшее будущее. Уникальность нынешнего президента Франции в том, что он равноудален от социалистов и голлистов, а также то, что он сумел объединить под флагом своего движения "Вперед, республика!" политиков и чиновников самого широкого спектра политических взглядов.

На фоне эйфории в команде Макрона уже послышались скептические голоса слева и справа. В частности, голлист, бывший премьер-министр страны Ален Жюппе предупреждает: в депутатских креслах могут оказаться сотни законодателей без политического опыта. "Вызов очевиден: будет ли у нас после выборов однопартийный парламент — или же в Национальном собрании сформируется группа депутатов, которая сможет конструктивно вести дебаты?", - спрашивает он.

Пока никто не решился положительно ответить на вопрос Жюппе. Как говорится, Макрон идет в темной комнате на ощупь, пытаясь включить свет. Судя по всему, избиратели готовы ему дать карт-бланш на проведение обещанных экономических и социальных реформ. Оправдает ли он завышенные ожидания французов? Большой вопрос.

Независимые эксперты считают, что Макрон несмотря на его лозунги о патриотизме и приоритете интересов Франции является ставленником сторонников евроатлантизма и укрепления сотрудничества с Вашингтоном.

Причем эта дружба с США далеко не на равных: Вашингтон берет на себя роль старшего брата, если не барина, который указывает Парижу с кем дружить, а против кого усилить санкции. И теперь, пытаясь понравиться своим заокеанским кураторам, "ставленник Ротшильдов" Макрон выступает с заявлениями о необходимости сдерживания российской угрозы в Европе. Это яркий пример того, как либерал во внутренней политике одновременно является ястребом во внешней.

← Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

Эммануэль Макрон или Марин Ле Пен: кто из них хуже для Франции?

www.pravda.ru

Это тоже искусство. Назарбаев рассказал депутатам, как правильно распоряжаться полученной властью - статьи

Перед тем как внести в Парламент законопроект о перераспределении ряда полномочий от Президента к Правительству и депутатам, Глава государства произнес речь, в которой рассказал, для чего он это делает, вспомнил некоторые исторические моменты, которые чуть было не привели к хаосу в нашей стране, а также рассказал казахстанским политикам о важности прощать друг друга.

Решение передать часть своих полномочий Правительству и Парламенту Назарбаев назвал историческим, открывающим новую страницу в развитии страны. Он отметил, что цель конституционной реформы - своевременно противостоять глобальным и региональным вызовам и опережать их. Что это за вызовы, он не пояснил, лишь добавил, что обсуждаемые изменения в Конституцию важнее и масштабнее всех поправок, которые вносились когда-либо ранее.

Эта речь Президента была особенной и напоминала его выступление с Посланием. Временами казалось, что адресовал он ее не только казахстанцам, но и как будто зарубежному сообществу.

"О президентской власти за эти годы много чего говорили и внутри страны, и за границей, однако для казахстанцев, для нашего народа самое главное - это то, что нужно для блага народа. Это самый главный и правильный путь", - отметил Президент.

Фото kazakistan.kz

Чуть позже он продолжил свою мысль и в очередной раз рассказал, что для Казахстана демократия - не начало пути, а конечная цель.

"У нас у всех единая цель - сделать систему управления страной еще более эффективной, устойчивой и современной. Также это еще раз подтверждает, что наш путь - путь демократического развития общества. Когда нам говорили, что у нас маловато демократии, я всегда подчеркивал, что демократия - это не начало пути, а это конец пути, это цель наша. Другие государства шли столетиями к тому, что она есть. Еще не известно, как это все потом скажется, та демократизация, которая есть. Мы идем постепенно. То есть это один из этапов демократизации общества. При этом Казахстан был, есть и будет независимым, унитарным и целостным государством, такова воля народа", - сказал Назарбаев и ему ответили аплодисментами.

"Конституционная реформа - наш конкретный ответ на вопрос: в каком направлении идет Казахстан?Это демократический вектор развития", - посчитал нужным добавить Глава государства.

Президент рассказал, что разработанный законопроект значительно усиливает роль Парламента в государственных делах, в том числе при формировании Правительства.

"Теперь будет записано, что Парламент является законодательной властью. Раньше формулировка была: осуществляет законодательные функции", - пояснил он и отметил, что также повышается самостоятельность Правительства, которому передаются полномочия по непосредственному управлению экономикой.

И хотя Глава государства выразил мнение, что сегодня Казахстан имеет высокопрофессиональные ветви власти, способные брать на себя ответственность и самостоятельно принимать нужные стране решения, он все же решил напомнить всем, как правильно распоряжаться властью.

Фото kazakistan.kz

"По моему опыту скажу, что умение эффективно использовать свои полномочия - это тоже искусство", - заявил Президент и добавил, что эффективное использование полномочий требует неустанного ежедневного труда.

Говоря о повышении роли депутатов, Назарбаев вспомнил начало 90-х годов. Тогдашние избранники, вспоминает он, чуть было не ввергли страну в хаос.

"Многие из вас вместе со мной прошли все эти 25 лет. Мы помним на заре нашей независимости, что происходило. Фактически в 1992 году избранный по советским законам парламент тогдашнего Верховного совета Казахской ССР принял законы, которые чуть ли не создали хаос в нашей стране. Мы не могли двигать вообще реформы, ни один закон не проходил и никого обвинять в этом нельзя, люди не понимали, как это можно - из того порядка, который был, перейти к другому порядку - частной собственности, продаже ресурсов и так далее. Такое время, такое воспитание было у людей", - сказал Назарбаев.

Он отметил, что если бы в тот момент не были проведены реформы, не была бы создана новая власть, в Казахстане бы произошли те негативные процессы, которые можно наблюдать в других странах постсоветского пространства.

"Умело надо пользоваться любой властью, даже если это прописано законом. Мы не допустили ущемления прав и свобод граждан, пользуясь такой сильной вертикалью власти. С другой стороны, именно эта система обеспечила поступательное движение страны, реформы всех секторов нашей экономики и политики. Думаю, что мы правильно все это сделали", - сказал Глава государства.

Давая напутствие депутатам и членам Правительства, он вдруг вспомнил о прошедшем Дне благодарности, сравнив его с американским праздником Днем благодарения.

"Прошедший День благодарности очень активно показал отношение людей друг к другу. Этот день (отмечается) первого марта, когда мы создали в свое время Ассамблею народа Казахстана. Это очень хороший праздник, потому что в этот день должны простить друг другу все, что было, если ненароком кто-то кого-то обидел, что-то сказал. Я к этому лично тоже присоединяюсь, и это сближает наших людей. Вот это самое главное, благодаря чему мы достигаем успехов, и это надо сохранять", - отметил Президент.

Он обратился и к тем, кто при обсуждении конституционной реформы, наоборот, говорил о том, что нужно сохранить сильную президентскую власть. И похоже, те, кто придерживается такого мнения, находились в этот момент в зале.

Фото akorda.kz

"Многие граждане выразили беспокойство тем, не приведут ли изменения к ослаблению существующей вертикали власти, а также высказали поддержку Президенту, наоборот, предлагая усилить роль Главы государства. Я искренне благодарен всем гражданам, которые высказывались, и знаю, среди них ваши предложения были. Хочу заметить, что данная реформа - это не спонтанное предложение, а плод серьезного размышления, тщательного подхода к сегодняшним реалиям", - объяснил им Президент.

Видимо, для этих граждан он еще раз заявил, что президентская форма правления сохраняется.

"Нет повода для беспокойства, - сказал он. - Президент, как и прежде, остается носителем высшей государственной власти согласно Конституции. В его компетенции остаются стратегические функции в сфере защиты Конституции, в сфере отношений между ветвями власти, обороны, безопасности, внешней и внутренней политики страны".

Главной целью нашей страны Президент назвал вхождение в тридцатку развитых стран. Но сделать это, по всей видимости, очень и очень сложно.

"Для этого необходимо достигнуть в ближайшие годы пятипроцентного роста экономики. За последние 25 лет в тридцатку развитых стран смогла продвинуться единственная страна в мире - это Южная Корея. Так что это не просто так, все хотят, и мы хотим. И в условиях конкуренции мы должны проводить работу, а конкуренция - это конкуренция каждого человека", - сказал он.

"У независимого Казахстана своя суверенная логика, нацеленная в будущее", - добавил он.

Фото kazakistan.kz

Объявили перерыв. Назарбаев покинул зал, дав возможность депутатам задать вопросы руководителю рабочей группы - главе Администрации Президента Адильбеку Джаксыбекову.

Процедура вопросов и ответов была лаконичной и строго регламентированной. Депутаты были готовы поддержать этот документ в первом чтении уже сегодня.

Некоторые из парламентариев, кажется, даже посчитали, что им дали уж слишком много полномочий. Например, депутат Сената Сергей Ершов обеспокоился не повлияет ли на стабильность работы Правительства норма, которая дает возможность Парламенту вносить предложение Президенту об освобождении того или иного министра, если тот не исполняет законы.

"Очень хорошо, наверное, что прежде всего именно депутаты беспокоятся о стабильной работе Правительства. Я думаю, это вносит уверенность, что вы будете к этой норме относиться очень ответственно, осторожно и с учетом прежде всего интересов дела. Она на самом деле вызывала много дискуссий в работе, вспоминали 90-е годы, начало работы наших парламентов", - ответил Джаксыбеков. Он еще раз пояснил, что эта новелла прежде всего направлена на усиление роли Парламента.

"Ни для кого не секрет, мы все вместе давно работаем, что во многом депутаты ставили вопрос о том, что у Парламента недостаточно возможностей влиять на Правительство, что министры иногда…", - не договорил глава Администрации Президента, очевидно имея в виду какие-то конкретные случаи, когда члены Правительства не прислушивались к депутатам.

"…Хотя это на самом деле не так. Но в общем-то был, наверное, такой вопрос и для того, чтобы уравновесить в какой-то части введена эта нома. Но здесь, конечно, есть и свои правила. Это же не просто так освободить. Депутаты Парламента могут инициировать освобождение от должности члена Правительства квалифицированным большинством. То есть не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты такое обращение может быть принято по результатам заслушивания отчетов членов Правительства. Поднимается роль палаты, Парламента и, по мнению нашей группы, это как раз будет направлено на повышение стабильной согласованной работы как членов Правительства, так и Парламента", - успокоил их Джаксыбеков.

Этого было достаточно, чтобы депутаты без груза на сердце ушли на обеденный перерыв и уже позже со спокойной душой принялись за обсуждение законопроекта. Как и предполагалось, в этот день они одобрили документ в первом чтении. Второе чтение проекта поправок решено провести сразу после выходных, 6 марта.

Ренат Ташкинбаев

mix.tn.kz

Президент Беларуси выступил перед депутатами парламента | Политика

ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ И ДЕПУТАТАХ

По словам главы государства, прошедшие парламентские выборы оказались для Беларуси серьезным испытанием, так как проходили в очень непростых условиях.

«В первую очередь потому, что нам предстояло разрушить сложившееся в западных странах предубеждение, будто в Беларуси во время всенародного голосования не соблюдаются демократические нормы. Правда, до настоящего времени эти демократические нормы никто не определил, - заметил белорусский лидер. - Поэтому весь избирательный процесс был под пристальным надзором многочисленных зарубежных наблюдателей, которых мы пригласили как с Запада, так и с Востока».

Президент отметил, что сегодня в парламенте есть представители оппозиции. «Я абсолютно не против возрастания роли партий, но не искусственно и не на ниве антагонизма с властями, - заявил белорусский лидер. - Почему же не победила оппозиция? Почему так мало их представителей в парламенте? (Честно скажу: я бы хотел, чтобы было больше - только потому, чтобы не упрекали уже нас в этом.) Ответ прост: уж очень далека наша оппозиция от интересов народа. И тот, кто оказался ближе к этим интересам (кто действительно оппозиционер, а не враг того, что делается в стране), тот попал в парламент».

 

По словам президента, ему доводилось слышать мнение о том, что депутаты пятого созыва инициировали мало законов и новому депутатскому корпусу необходимо активнее работать в сфере законодательных предложений. При этом Александр Лукашенко отметил, что на любой стадии разработки проекта закона необходимо работать сообща. Благодаря совместной продуманной работе будет меньше споров при рассмотрении того или иного документа в Овальном зале.

ОБ ЭКОНОМИКЕ И РЕФОРМАХ

Беларусь должна преодолеть негативные тенденции в экономике и выйти на устойчивые темпы развития, сказал белорусский президент.

«Конечно, в экономике у нас есть трудности. Но они преодолимые, не катастрофические. Это наши недоработки. В первую очередь – правительства. Самый главный вопрос – экспорт, – отметил глава государства. – Наша экономическая модель тем не менее продемонстрировала определенную жизнестойкость, способность держать удар при самой неблагоприятной рыночной конъюнктуре – как внутренней, так и внешней».

«Я готов к любым реформам. Самым жестким. Жестче, чем требует МВФ. Вопрос в другом: готовы ли вы к ним?» - сказал президент. По его словам, среди части граждан бытует мнение, что для выхода из кризиса и богатой жизни нужны некие структурные реформы. «Я обращаюсь к вам, представителям народа: спросите у каждого, готов ли он к этим реформам», - заявил Александр Лукашенко.

Президент не исключает возможности корректировки Конституции Беларуси в соответствии с велениями времени. «Попробуем подойти к этому вопросу с разных сторон. Аккуратно, чтобы не сделать хуже, - сказал президент. - Появились новые проблемы, вызовы. Да и время, наверное, требует чего-то нового. И начинать надо с главного, если мы решимся на это. Нам надо создать группу мудрецов, юристов, которые проанализируют Основной закон. И если нужно будет, мы на это пойдем».

О ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ

Беларуси необходимо проводить взвешенную внешнюю политику, отметил Александр Лукашенко. «Мы должны забыть мышление «свой – чужой», «враг – друг». Мы должны во внешней политике с нашими возможностями и ресурсами действовать настолько осторожно и аккуратно, чтобы не обозлить страны, тем более, соседей, – заявил президент. – Мы выиграем только от того, если будем проводить нормальную взвешенную политику. Потому что мы находимся в эпицентре тех событий, которые сегодня вокруг нас разворачиваются».

 

«Нужно системнее работать с нашими соседями и союзниками. Белорусские депутаты традиционно активно взаимодействуют с коллегами по линии Парламентского собрания Союза Беларуси и России, парламентских структур СНГ и ОДКБ. Это основное направление. У нас очень много общего», - отметил Александр Лукашенко. Президент также особо выделил Китай и Россию как одних из главных партнеров Беларуси. При этом он придерживается многовекторной внешней политики.

«Должен признать, что мы часто говорили о многовекторности, но в реальности все-таки летели больше на одном крыле. Однако жизнь показала, что в условиях кризиса в такой ситуации мы оказываемся слишком подверженными риску быть зависимыми от политических настроений в соответствующих государствах. Наша задача - добиться реального позитивного баланса в отношениях со всеми соседями, всеми ведущими геополитическими центрами силы», - отметил глава государства.

«И мы не балансируем, не сидим на двух стульях, как некоторые пытаются утверждать. Мы вынуждены проводить такую политику, чтобы никого не обидеть, никому не навредить, чтобы устоять и чтобы опять не стать какой-нибудь провинцией».

Президент подчеркнул, что Беларусь - миролюбивая страна. «Мы не хотим ввязываться ни в какие международные конфликты. Поэтому не будем воевать в Сирии: для нас это невозможно, да и не нужно. Но мы переживаем за сирийский народ, оказываем и будем оказывать сирийцам посильную помощь. Мы в Украину на танках не поедем, мы на тракторах туда поедем. Это наши братья, это славянское единство, которое никому не позволено разрушить», - сказал глава государства.

Президент также отметил, что международный авторитет Беларуси существенно возрос.

О БИЗНЕСЕ

«Бизнес в Беларуси должен получить мощный импульс для развития», - поручил президент. «С этой целью нужно, не откладывая в долгий ящик, проработать законодательную базу, сформировать благоприятные условия без формальных ограничений, надуманных требований и излишней перестраховки», - сказал глава государства.

 

Президент отметил, что зарегистрировать бизнес в Беларуси достаточно просто. «А потом придут медики, МЧС, еще кто-то и - труба - не рад, что зарегистрировался», - сказал он. «С 1 января, как мы и договаривались, все это надо снять. Если хотите, я подпишу указ, декрет. Чтобы человек зарегистрировался и начал работать при соблюдении определенных требований (санитария и пожарная безопасность)», - потребовал глава государства. По его словам, это должно решить проблему избыточного количества проверок предприятий.

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Александр Лукашенко призвал избранных парламентариев подключиться к решению проблем в сфере образования. По его словам, в белорусской системе образования накопилось немало проблем, которые нужно решать.

В частности, он предложил парламентариям рассмотреть вопрос о том, чтобы школьные занятия начинались не в 8 часов утра, а в 9, «потому что час ребенку утром поспать - это благое дело». «Все равно он раньше времени вечером не уснет. Как некоторые учителя говорят: в 7 утра проснется - раньше ляжет. Вспомните себя: часто вы раньше времени ложились спать?» - задался вопросом Александр Лукашенко. Он также добавил, что для ребенка главное - здоровье.

 

Также президент предложил ввести по некоторым школьным предметам собеседование вместо ЦТ. Глава государства, в частности, отметил: «Не могу сказать, каким путем идти. Я уже продумал разные варианты: где-то, если наука требует точных ответов (математика, физика), там, может быть, и оставить централизованное тестирование. А по каким-то предметам надо вводить собеседование, которое когда-то было». По словам президента, из-за тестирования в настоящее время все фактически свелось к репетиторству и соответствующей подготовке, в связи с чем страдает освоение учениками школьной программы.

О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ И ЗАРПЛАТАХ

Контроль над ценами в Беларуси будет проводиться как во всем мире. При этом государство не допустит необоснованного роста цен, заявил президент.

Для регулирования процессов в данной сфере в том числе было создано Министерство антимонопольного регулирования и торговли. «Министр должен нести за это ответственность, излишне не ввязываться, не мешать работать ни торговле, ни производителям, ни потребителям. Но если видит какой-то монопольный сговор или есть монополист, мы его будем контролировать. Как во всем мире. Мы ничего не выдумываем», - сказал президент.

 

Глава государства также коснулся вопроса стоимости услуг в сфере ЖКХ. «Да, надо до 100% доводить оплату. Никто не спорит. Каждый должен платить за свое, платить столько, сколько стоит, - сказал Александр Лукашенко. - Но у людей должна быть возможность заплатить». Президент отметил, что есть разные подходы и к вопросу существования перекрестной системы субсидирования. «Эта система пока работает. Зачем нам ее сегодня рушить? Давайте потихоньку, аккуратно - $5 в год (повышения стоимости ЖКУ. - Прим. «АиФ»). Это нормальный понятный путь для людей. Нельзя сразу оглушить людей, как это сделали в Украине, - люди перестали платить».

Что касается уровня зарплат, Александр Лукашенко подчеркнул сохранение их привязки исключительно к производительности труда. «Будет возможность - произведем, продадим, получим деньги - будем повышать зарплату. Хотя, конечно, где-то мы чуть-чуть подотстали. Договорились, что надо пенсионеров и других поддержать».

По материалам БЕЛТА.

www.aif.by

Урок по теме «Выборы в демократическом обществе.»

скачать Обществознания

урок по теме

«Выборы в демократическом обществе.»

(10класс) Цели:

1. Обучающие:

- познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.

2. Развивающие:

- развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, работы с понятийным аппаратом;

- увидеть, что через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса;

- понять, что демократия – сложный процесс, требующий понимания важности роли выборов в демократическом обществе;

- сформировать некоторые практические навыки участия в выборах и организации избирательного процесса.

3. Воспитательные:

- осознать важность права голоса для каждого гражданина демократического государства.

Тип урока:

- урок изучения нового материала.

Технология урока:

-проблемное обучение;

-игровое обучение;

- групповое обучение;

-ИКТ.

План урока: 1) Роль выборов в жизни людей.

2) Демократические выборы – принципы и условия.

3) Типы избирательных систем.

4) Избирательная пассивность и ее причины.

5) Система выборов в РФ. Основные вопросы, рассматриваемые на уроке: - Каким образом граждане в демократическом обществе могут повлиять

на государство?

-Что такое право голоса и кому оно принадлежит?

- Как Вы относитесь к позиции неучастия в выборах?

- Какие знания необходимы избирателю?

-Какова роль средств массовой информации в подготовке и

проведении выборов?

-В чем состоит прямая и представительная демократия?

- Как осуществляется процесс голосования?

- Что такое избирательный ценз, какие цензы признаются

оправданными в демократическом обществе?

- Какова избирательная система современной России?

Понятия:

Абсентеизм, активное избирательное право, пассивное избирательное право, политический блок, выборы, парламент, парламентаризм, фракционность, избирательные системы, плебисцит, референдум, электорат, избирательный ценз.

Ход урока. I.Губерман Игорь

«Гарики на каждый день». Сильна Россия чудесами

И не устала их плести:

Здесь выбирают овцы сами

Себе волков себя пасти.

Боюсь, как дьявольской напасти,

Освободительных забот:

Когда рабы приходят к власти,

Они куда страшней господ.

ВОПРОСЫ:

1. Каково отношение поэта к выборам? Как это можно объяснить? Согласны ли Вы с его позицией?

2. Какими путями к власти могут прийти рабы?

3.Какие исторические и политические события мог иметь в виду современный российский поэт?

II.Учитель предлагает обучающимся сравнить два выступления А.Линкольна. 1 ВЫСТУПЛЕНИЕ А. ЛИНКОЛЬНА.

«Необходимо прекратить все разговоры об этих людях и тех людях, этих расах и тех расах, о том, что другие расы считаются худшими и поэтому должны помещаться на низшие позиции. Необходимо прекратить это и сплотиться как единый народ по всей стране, а также объявить, что все люди созданы равными».

2 ВЫСТУПЛЕНИЕ А. ЛИНКОЛЬНА.

«Я никогда не выступал и не выступаю за социальное и политическое равенство между белой и черной расами, я никогда не выступал за то, чтобы негры были избирателями и судьями, государственными служащими, они не должны вступать в браки с белыми людьми. Поскольку они не смогут этого сделать и будут держаться вместе, должны существовать высшая и низшая расы, при этом белая раса будет высшей».

Вопрос учащимся: «Как можно объяснить это несоответствие?» (назвать максимальное количество ответов).

Возможные варианты ответов – речи произнесены с большим временным интервалом, в течение которого значительно изменилась точка зрения, говорил с разными аудиториями, неправильная цитата, речь вырвана из контекста; одно сказал публично, а другое – в частной беседе; речь произнесены разными людьми – однофамильцами и тезками.

Обучающиеся выбирают тот вариант, который представляется им наиболее реальным. Для этого необходимо, чтобы учитель ознакомил их с историческими событиями, особое внимание обратив на ключевую проблему – вопрос о рабстве.

После обсуждения и выбора группами (или индивидуально) наиболее правильных, по их мнению, решений преподаватель может разъяснить ситуацию – два выступления президента США были произнесены практически в одно время, но в разных штатах страны. Первое в северных штатах, а второе – в южных.

После работы с документом можно перейти к дискуссии о политическом лидере по следующим вопросам: «Должен ли лидер иметь одну твердую позицию или ему необходимо ориентироваться на своих избирателей?», «Что влияет на речи политических лидеров?».

II. Обучающимся предлагается в группах (группы формируются с учетом психологической совместимости обучающихся) обсудить основные понятия темы, а также познакомиться с рядом высказываний о выборах и высказать собственное отношение к ним. Основные понятия темы:

Абсентеизм (от лат. Absentia - отсутствие) - уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах парламента, президента, местных органов власти и т.п.

Блок политический - объединение государств, партий, общественно-политических организаций, имеющих общие цели, форма политического объединения государств, партий, движений, преследующих общие цели. Блок является объединением неравноправных политических сил. Он состоит из трех групп: 1) доминирующей, которая определяет стратегию блока; 2) союзной, вошедшей в блок для достижения превосходства над другими силами; 3) “реле”, которая занята пропагандой идей блока.

Выборы политические - способ выявления политических интересов населения и принятия коллективных решений на основе равноправного волеизъявления граждан.

Избирательные системы - процедуры выявления и согласования политических предпочтений населения, включающие определение весомости каждого голоса, порядок его подачи и способ подведения итогов. Имеются две основные избирательные системы: пропорциональная и мажоритарная. Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов. Кроме того, обычно устанавливается минимальный процент голосов, необходимый для получения мандата (обычно 5%). Мажоритарная система предполагает выборы одного депутата от каждого избирательного округа. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Парламент (англ. parliament от фр. parler-говорить) - высший законодательный орган власти в государстве, выбираемый гражданами представляющий их интересы. Первый парламент возник в Англии еще в XIV в., хотя лишь в 1689г. после принятия Билля о правах были окончательно признаны его законодательные компетенции; родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Впервые образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства, реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII-XVIII вв.

Парламентаризм - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам. При парламентаризме правительство образуется парламентом и ответственно перед ним.

Плебисцит (от лат. Plebs-простой народ и scitum-решение, постановления) - всенародное голосование или опрос, призванный принять решение или выразить важное для государства мнение.

Референдум (лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - волеизъявление (голосование) всех граждан государства (или членов другого объединения, организации) по важному для него вопросу, важнейший институт непосредственной демократии.

В отличие от выборов при референдуме объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. Своеобразной формой референдума является плебисцит. Во Франции плебисцит считается более широким понятием, чем референдум. В США не делают различий между референдумом и плебисцитом. Законодательству РФ известно только понятие референдум. Референдумы подразделяются на общенациональные и местные; на конституционные и законодательные; консультативные и “решающие”; обязательные и факультативные.

Фракционность (от лат. fractio размалывание, раздробление) - выделение внутри политической партии или другой организации обособленной, организованной части или же организация родственных по своим идеологическим позициям групп в парламенте. Для партийной фракции характерно наличие идейно-политической платформы, значительно отличающейся от общепартийной программы, групповая дисциплина. Парламентские фракции обычно объединяют депутатов, представляющих одну партию.

Электорат - избирательный корпус, граждане данной страны, обладающие правом голоса (активным избирательным правом), круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

Активное избирательное право – право отдавать свой голос за того или иного кандидата на выборную должность.

Пассивное избирательное право – право выдвигать свою кандидатуру на ту или иную выборную должность.

Избирательный ценз – ограничение участия в выборах. Делятся на демократические (оседлости, возраста, психического здоровья, законопослушности) и недемократические (расовые, имущественные, сословные, национальные, образовательные и др.

- физкультминутка Высказывания о выборах: «Представительный образ правления - это организованная справедливость, живой разум, вооруженная мораль» (Ройе-Коллар П.П.)

«С хорошим советчиком совещаясь, князь высокого стола добудет, а с дурным советчиком и меньшего лишится» (Даниил Заточник)

«Что собственною волею избирает человек, то и любит он» (Малиновский В.Ф.)

«Парламентаризм есть гордая, настойчивая, непреклонная и систематическая борьба с сильной, окрепшей и могущественной властью. Довольно, кажется, произнести эти слова, для того чтобы иметь основание махнуть рукою на всякий парламентаризм в России!» (Стронин А.И.)

«Мужество подвергается испытанию, когда мы в меньшинстве; терпимость - когда мы в большинстве» (Сокман Р.)

«Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует» (Питер Л.)

«Выборы - единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» (Питер Л.)

«После выборов и после женитьбы редко получаешь то, что хотел» (Роджерс У.)

«Избирательный бюллетень сильнее пули» (Линкольн А.)

«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» (Нейтан Д.)

«Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов» (Бисмарк О.)

«Представительное правление - инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен» (Меттерних К.)

«Если вы в меньшинстве - говорите; если в большинстве – голосуйте» (Шерман Р.)

«Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующее поколение» (Черчилль У.)

«Самодержавие народа - самое страшное самодержавие, ибо воля одного или немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех» (Бердяев Н.А.)

«Когда плохие граждане добиваются почетных должностей, то, чем менее достойными они приходят к власти, тем более небрежными становятся и преисполняются безрассудства и наглости» (Демокрит).

IV. Преподаватель обсуждает с обучающимися следующий вопрос: «Всегда ли выборы являются демократичными?» При ответе на вопрос предлагается приводить примеры из истории и современной жизни, обсудить в группах и написать ряд условий, при которых выборы не будут считаться демократичными (среди них могут быть названы следующие – отсутствие альтернативных кандидатур, дезинформация избирателей, недемократические цензы (имущественный, социальный, этнический), многоступенчатость, возможная фальсификация результатов, подкуп избирателей, ситуация вооруженного конфликта, давление на избирателей (силовое, психологическое и др.). Помочь ответить на поставленный вопрос может обращение к материалу учебника (стр. 252-253).

Среди других проблем, которые могут быть рассмотрены на этом этапе урока, следующие:

Почему участвовать в выборах можно лишь с 18 лет, хотя паспорт человек получает с 16 лет, а уголовная ответственность в некоторых случаях наступает с 14 лет?

Нужно ли установить имущественный ценз для кандидатов в депутаты, чтобы уменьшить опасность подкупа народных избранников?

Какова роль выборов в жизни общества?

Какие проблемы могут быть решены с помощью выборов?

В чем причина абсентеизма (низкой активности избирателей)? Как можно преодолеть это явление и следует ли это делать?

Какими основными качествами должны обладать народные представители?

V. Учитель предлагает обучающимся в группах проанализировать один из предлагаемых документов, ответить на вопросы к нему и высказать собственное отношение к позиции автора. Констан де Ребек “О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей”.

«Представительная система есть полномочия, доверенные определенному числу людей всей народной массой, желающей, чтобы ее интересы были защищены, однако не имеющей времени защищать их всякий раз самостоятельно. Но богатые люди, если они не безрассудны, наняв управляющих, со всем вниманием и строгостью следят, как те выполняют свои обязанности, предупреждая нерадивость, неумение, продажность. Дабы иметь возможность судить об отправлении службы своими уполномоченными, осторожные доверители входят в курс всех дел, ведение коих перепоручают другим. Точно также и народы, взявшие представительную систему в целях пользования приемлемой для них свободой, должны осуществлять постоянное и активное наблюдение за своими представителями и оставить за собой право через определенные промежутки времени (им не следует быть слишком продолжительными) устранить их, если они обманут ожидания, и лишить полномочий, которыми они злоупотребили...

Труд законодателя не завершается, когда благодаря ему жизнь народа становится спокойной. Даже когда этот народ доволен, остается еще много дел. Общественные институты должны завершить нравственное воспитание граждан. Уважая их личные права, оберегая их независимость, совершенно не вмешиваясь в их занятия, эти институты должны, тем не менее, оказывать влияние на общество во имя его блага, чтобы призвать граждан способствовать своей решимостью и своим голосованием осуществлению власти, гарантируя им взамен право контроля и надзора посредством волеизъявления; институты должны воспитывать людей, практически готовя их к исполнению высоких функций, одновременно наделяя их возможностями и внушая им желание браться за это дело». ВОПРОСЫ:

1.Что подразумевает представительная система?

2.Каким образом возможен эффективный контроль представительной власти?

Можете ли Вы дополнить мысли автора в данном направлении?

3.Согласны ли Вы с тем, что промежутки между выборами не

должны быть продолжительными? Какой срок представляется Вам

оптимальным? Почему?

4.Что следует понимать под злоупотреблением полномочиями?

Каковы цели законодателей? Малиновский В.Ф. «Размышление о преобразовании государственного устройства России». «Закон есть изъявление общей воли, и, чтоб новое законодательство не составлено было подобно старому уложению для одних рабов, надлежит всемерно пригласить все государство к соучастию в созидании его благоденствия; и тогда будут законы действия, благоразумия, справедливости и порядка. Когда же они сочиняются под смотрением одного министра, они будут действием единой власти составлены и во исполнение приведены…

Законоположение для народа “должно всегда сообразоваться нравственности его”: чтобы познать точно народ, рассеянный по великому пространству России, и определить его нравственность в настоящее время, надлежит его видеть и слышать в собрании своих полномочных.

По двум столицам не должно судить о нравственности россиян: обозреть их и познать настоящий образ мыслей и определить нравственность толь же трудно и медлительно, как собрание законов. Хоть бы выбрали самых искусных людей в познании природы человеческой, то всякой по-своему бы изобразил состояние жителей; депутаты каждой провинции подадут верный способ познать настоящий образ мыслей народа и степень его нравственности, сами будучи живые подобия приславших». ВОПРОСЫ:

1.Какова позиция автора по отношению к парламентаризму?

2.О каком старом уложении и новом законодательстве может идти речь в документе?

3.Согласны ли Вы с мнением, что по двум столицам не следует судить о нравственности россиян? Почему?

Кавелин Константин Дмитриевич “Мысли о выборном начале”. «В государственном управлении, областном и центральном, все совершается через представителей. Каждое должностное лицо не только представляет должность, сан, в которые обличен, но и ту власть, которой подчинен в порядке правительственной и служебной иерархии. Каждый чиновник действует в делах управления не своим лицом, а во имя должности, которую занимает; каждый есть в то же время орган власти и в этом смысле ее представитель…

У всех древних и новых народов, в жизни которых замечается какое-нибудь движение и стремление к улучшению общественных и политических форм, рано или поздно, непременно вводится, в том или другом виде, выборное государственное представительство, заменяя или исключая у одних народов существующую государственную организацию, у других только дополняя ее новым элементом. Это показывает, что введение выборного государственного представительства не есть прихоть отдельных личностей, а вызывается потребностями государственной жизни. Не будь их, и оно не было бы таким распространенным, всеобщим явлением. Стало быть, нельзя считать его излишним и бесполезным, а того менее вредным и опасным…

Рост и развитие каждого государства, в особенности обширного, необходимо вызывают на очередь вопрос о представительстве. Он не есть признак ослабления или упадка, а служит признаком мощи и здоровья государственного тела, ибо появляется при правильном ходе государственной жизни, когда правительственный механизм вполне сложился и окончательно выработался». ВОПРОСЫ:

1.Почему возникает представительная демократия?

2.Какова роль представителя народа в государстве?

3.В любом ли государстве необходим представительный орган? Почему?

4.С какими мыслями автора Вы согласны, а какие представляются

спорными? Проиллюстрируйте свои взгляды примерами из истории и

современной политической жизни. Победоносцев К. “Великая ложь нашего времени”. «Родина», № 4, 1993 г. «…В чем состоит теория парламентаризма? Предполагается, что весь народ в народных собраниях творит себе законы, избирает должностные лица, стало быть изъявляет непосредственно свою волю и приводит ее в действие. Это идеальное представление. Прямое осуществление его невозможно: историческое развитие общества приводит к тому, что местные союзы умножаются и усложняются, отдельные племена сливаются в целый народ или группируются в разноязычии под одним государственным знаменем, наконец, разрастается без конца государственная территория: непосредственное народоправление при таких условиях немыслимо. Итак, народ должен переносить свое право властительства на некоторое число выборных людей и облекать их правительственною автономией. Эти выборные люди, в свою очередь, не могут править непосредственно, но принуждены выбирать еще меньшее число доверенных лиц - министров, коим предоставляется изготовление и применение законов, раскладка и собирание податей, назначение подчиненных должностных лиц, распоряжение военною силой...

Выборы никоим образом не выражают волю избирателей. Представители народные не стесняются нисколькими взглядами и мнениями избирателей, но руководятся собственным произвольным усмотрением или расчетом, соображаемым с тактикою противной партии. Министры в действительности самовластны; и скорее они насилуют парламент, нежели парламент их насилует. Они вступают во власть и оставляют власть не в силу воли народной, но потому, что их ставит к власти или устраняет от нее - могущественное личное влияние или влияние сильной партии. Они располагают всеми силами и достатками нации по своему усмотрению, раздают льготы и милости, содержат множество праздных людей за счет народа, - и притом не боятся никакого порицания, если располагают большинством в парламенте, а большинство поддерживают - раздачей всякой благостыни с обильной трапезы, которую государство отдало им в распоряжение

...Парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей... Как прежде, правит ими личная воля и интерес привилегированных лиц; только эта личная воля осуществляется уже не в лице монарха, а в лице предводителя партии, и привилегированное положение принадлежит не родовым аристократам, а господствующему в парламенте и правлении большинству...

Выбор должен бы падать на разумного и способного, а в действительности падает на того, кто нахальнее суется вперед. Казалось бы, для кандидата существенно требуется - образование, опытность, добросовестность в работе, а в действительности все эти качества могут быть и не быть: они не требуются в избирательной борьбе, тут важнее всего - смелость, самоуверенность в соединении с ораторством и даже с некоторой пошлостью, нередко действующею на массу. Скромность, соединенная с тонкостью чувства и мысли, - для этого никуда не годится…»

ВОПРОСЫ:

1,Согласны ли Вы с отношением автора к парламентаризму? Почему он

назвал его “великой ложью нашего времени”?

2.Изменилась ли система парламентаризма сегодня?

3.Выражают ли результаты выборов волю избирателей? Почему?

4.Какие качества необходимы в первую очередь для кандидатов в депутаты?

Тихомиров Лев Александрович “Панама и парламентаризм”. «…Парламентаризм требует от страны представителей ее воли, мнения, желания, то есть вещи невозможной, явного обмана…

Цвет нации, действительные представители ее гения, ее величия, заняты своим делом: ученый, медик, техник, фабрикант, земледелец – все находятся при своем деле и его не бросят, потому что любят его, вкладывают в него всю душу. Они только потому и лучшие люди, что имеют это чувство. В обычное время представители гения нации не пойдут в депутаты, особенно парламентарные. Парламентский депутат обязан выражать чужую волю. Для человека со своими идеями это вовсе не соблазнительно, даже противно…

Народ для избирающегося – последнее дело. Его нужно побудить подать голос, а вовсе не узнать, какой у него голос. Избирательная кампания – это охота за голосами, а ничуть не опрос народа. Зайца не спрашивают, желает ли он попасть ко мне на стол, а ловят; его собственными желаниями интересуются лишь для уяснения, как именно его можно наилучше поймать. Так точно интересуются и народом на выборах.

И вот кандидатуры выдвинуты. Шум, треск, стены, оклеенные прокламациями и именами, разъезды, конференции, ложные слухи, взаимные клеветы, громкие слова, обещания корыстные, обещания сознательно ложные, подкупы и т.д. Народ шалеет: и раньше он мало понимал, а теперь уже и вовсе ничего не соображает. Величайшее искусство этой охоты не в предварительном подготовлении народа, а в каком-нибудь заключительном surprise, который срывает голоса в последнюю минуту, не давая уже времени передумать… Но получив голоса и собравшись в палате, представители народа могут совершенно позабыть о нем вплоть до приближения следующих выборов…

Таким образом парламентаризм приводит официальное правительство страны к неслыханному доселе ничтожеству и бессилию. В области высшей политики оно находится в порабощении у негласных олигархов, вожаков партий. В области администрации оно перестает быть начальством для своих чиновников, которые приобретают самую вредную независимость и бесконтрольность своих действий. Страна, нация, остается без высшего органа правления, контроля, руководства…» ВОПРОСЫ:

1.Каковы основные мысли автора по отношению к парламентаризму?

2.Как в документе описываются кандидаты и депутаты?

3.Согласны ли Вы с утверждением, что “избирательная кампания –

это охота за голосами”? Почему? Приведите примеры из истории и

современной жизни.

4.Являются ли высказанные идеи актуальными для сегодняшнего дня? Почему? Сорокин Питирим Александрович “Закон об Учредительном собрании (мажоритарная или пропорциональная система) (статья из газеты “Воля народа”, 1917г.) «…Избирательная система тем выше, чем правильнее она выражает физиологию страны. Пропорциональная система при наличности ряда условий может делать это лучше, чем мажоритарная. Поэтому я - сторонник ее. Но так как в России эти условия отсутствуют, то не исключен тот факт, что она даст искажение мнения народа больше, чем система мажоритарная. Поэтому приходится голосовать скорее за последнюю, чем за первую». ВОПРОСЫ:

1.О каких условиях мог говорить Питирим Сорокин?

2.Согласны ли Вы с позицией автора?

3.Что общего и в чем различия в ситуации в России того времени и сегодня?

VI, В ходе небольшой лекции учитель знакомит учащихся с двумя основными избирательными системами – пропорциональной и мажоритарной. Затем в 4-х группах предлагается обсудить положительные и отрицательные стороны каждой из систем (одна группа анализирует положительные стороны мажоритарной системы, другая – отрицательные стороны мажоритарной системы и так далее). Помощь в этом вопросе может оказать материал учебника (стр. 253-256).

В ходе итогового обсуждения учащиеся обсуждают:

1.Какая избирательная система наиболее предпочтительна в условиях современной России?

2.От каких факторов зависит выбор той или иной избирательной системы?

VII. Отдельно следует обсудить отношение различных слоёв к выборам.

Проводится небольшая ролевая игра. Каждая группа будет играть роль представителей определенной возрастной или социальной группы (молодежи, пенсионеров, творческой интеллигенции, рабочих, крупных собственников и т.п.). Каждая группа должна выразить «свое» отношение к выборам и пояснить это отношение. В ходе общего обсуждения выясняются основные причины неявки избирателей на выборы. VIII. Рассмотрение ситуаций.

СИТУАЦИИ:

1. В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

В ответах учащихся должны прозвучать следующие положения: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена; любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно; все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации; одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений; средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд; расходование их должно быть прозрачно для общества и власти. 2. В Н-ской области прошли выборы главы администрации – губернатора. Во втором туре около трети голосов избирателей было подано против обоих кандидатов. Выскажите предположения о причинах подобного протестного голосования. В ответах учащихся должны прозвучать следующие положения: сами проводимые выборы могли проходить с большим количеством нарушений и очернением соперниками друг друга; положение в данной области, вероятно, тяжелое, и люди не доверяют властям; многие люди не нашли в программах обоих кандидатов тех позиций, которые бы их заинтересовали: их чаяния оказались неучтенными кандидатами на губернаторский пост. 3. После долгих лет диктаторского режима, новые власти в стране Н провозгласили курс на построение демократического правового государства. Повсюду закипели митинговые страсти, политика стала интересовать всех и каждого. В выступлениях на митингах выявились пламенные ораторы, высказывающие то, что люди раньше осмеливались говорить только дома близким. Каковы последствия столь значительной политизации общества? Какими особенностями отличается «молодая» нарождающаяся демократия? В ответах учащихся должны прозвучать следующие положения: на волне политизации и митинговых страстей в политику вероятен приход демагогов и популистов; вслед за подобной политизацией часто следует резкая потеря интереса к политической жизни, разочарование в демократических институтах, неучастие в выборах; незрелую демократию отличает прежде всего низкая политическая культура и самих политиков, и общества в целом, подмена многих демократических ценностей и институтов их суррогатами, и, как следствие, девальвирование демократии в глазах многих граждан. IX. Итогом рассмотрения темы может стать проведение ролевой игры «Выборы». В ходе этой игры учащиеся могут создать партии, определить свои программы, рассказать о них, а затем будет проведено голосование с использованием существующей процедуры (подготовлены бюллетени, создана избирательная комиссия, определено место для голосования, подсчитаны голоса, объявлены результаты. X. Рефлексия. Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно».  Его можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Использованная литература:

Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. Обществознание: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. М., Просвещение, 2008.

скачать

nenuda.ru


Смотрите также