Конспект занятия «Кизил - шайтанова ягода». Ягоды рисование в старшей группе


Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе.

 

 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».

Приоритетная образовательная область: «Художественное творчество»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Программное содержание: закрепить знания о ягодах. Закрепить умение создавать в рисунке картины окружающей жизни, выражать в цвете характер того или иного явления на основе поэтических образов стиха. Учить подбирать бумагу для рисунка нужного формата и величины в соответствии с замыслом, продумывать последовательность выполнения рисунка.

Планируемые результаты: интересуется изобразительной детской деятельностью, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции.

Материалы и оборудование: картинки с изображением ягод, мяч, бумага разного формата, краски акварельные, кисти, банки с водой, салфетки.

          Предварительная работа. Воспитатель беседует с детьми о таком природном явлении, как радуга, дети рассматривают картинки, на которых изображена радуга, наблюдают за радугой в природе. Учат стихотворение В. Товарковой «Цвета радуги». Воспитатель беседует с детьми о содержании стихотворения, выясняет, все ли понятно детям, говорит о том, как в рисунке передать   красоту неба, что такое синяя глубина, поясняет, что фиолетовыми бывают тучи перед грозой. Каждому ребенку предлагается выбрать, о каком цвете он будет рисовать, что и как хочет изобразить.

К занятию рисованием у детей должны быть ясные замыслы и четкое представление о рисунке, который каждый выполнит. Хорошо обговорить с детьми, в какой последовательности они будут выполнять рисунок.

Содержание организационной деятельности детей.

1.     Отгадывание загадок.

На лесной полянке

Красуется Татьянка:

Алый сарафан,

Белые крапинки.

         (Земляника)

                           

                   На ветке конфетки,

                   С начинкой медовой.

                   А кожа на ветке

                   Породы ежовой.

                            (Крыжовник)

 

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

А другая чернеет.

         (Черная и красная смородина)

 

Сколько бус рассыпано

По лесной опушке!

Девочки – подружки

Соберут их в кружки.

Трудятся, стараются,

Девочки проворные,

Потому что вкусные

Эти бусы черные.

                            ( Черника)

 

2.     Рассматривание ягод на картинках.

Дети называют ягоды и рассказывают о них.

 

3.     Подбери слово – действие.

 

1)    Ягоды на веточках …

2)    Ягоды с веточек …

3)    Люди в лесу ягоды …

4)    Из ягод сок …

5)    В стакан сок …

6)    Из стакана сок …

7)    Дети сок …

 

4.     Какой? Какое?

 

1)    сок из клубники (клубничный)

2)    варенье из смородины –

3)    варенье из черники –

4)    компот из малины –

5)    кисель из смородины –

6)    отвар из калины –

7)    компот из груш –

 

5.     Игра «Где растут?»

Воспитатель бросает детям мяч и называет ягоду, а дети кидают мяч обратно и говорят, где растет ягода.

 

6.     Рисование «Цвета радуги»

 

Дети читают стихотворение В. Товарковой «Цвета радуги».

 

         Красный цвет –

         Ярче в мире цвета нет.

                   Цвет оранжевый – огонь

                   Этот цвет рукой не тронь!

         Желтый цвет – его сосед,

         Это урожая цвет.

        

                  Цвет зеленый – цвет весенний,

                   Он любимый цвет растений.

         Если в небе тучек нет,

         Голубой из неба цвет.

                   В синем цвете нам видна

                   Высота и глубина.

         Фиолетового цвета

         Гребни гор в часы рассвета.

 

Затем все начинают рисовать. Дети самостоятельно выполняют рисунок, содержание которого выбрано каждым и продумано заранее. Воспитатель, обходя группу, может посоветовать, подсказать. Но лучше всего предоставить детям возможность рисовать самостоятельно,  думать, припоминать, оценивать свою работу в процессе ее выполнения. В конце занятия дети ставят свои рисунки на стенд.

Дети еще раз называют цвета радуги, указывая на рисунки того или иного цвета.

7.     Рефлексия.

1)    Чем мы сегодня занимались?

2)    Что вам понравилось больше всего?

 

 

 

detsadd.narod.ru

Конспект занятия в старшей группе на тему ягоды - 30 Апреля 2014

Цели:

Учебная:

дать понятие о различных представителях ягодных растений, учить различать ягоды, ориентироваться в окончаниях при производных прилагательных от названия ягод, повторить и систематизировать знания о фруктах, овощах и ягодах.

Развивающая:

продолжить формировать навыки работы с гуашью, пластилином, навыки в разгадывании загадок, развитии связной речи, умение устанавливать логические связи, развивать активность и самостоятельность мышления.

Воспитательная:

поддерживать интерес к занятиям, труду, творчеству, воспитывать эстетическое восприятие мира, дружеские взаимоотношения между детьми аккуратность, ответственность, бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением ягод

Корзинки нарисованная и соломенная

Муляжи фруктов, овощей, ягод

Картинки для дидактической игры

Корзины для подвижной игры

Рисунки ягод для работы детей

Краски, кисти, палитра, стаканчик с водой, доска для лепки, пластилин, стека

Музыкальное сопровождение: «Марш» (из оперы «Фауст») Ш. Гуно, «Веселый танец» А. Радвилович, фрагмент из музыки к м/ф «Белоснежка и семь гномов» Ф. Черчиль, звуки леса

Примечание: занятие продолжительное, поэтому разделяется на две части (в первой половине дня – рисование, во второй половине дня – лепка)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(фрагмент из музыки к м/ф «Белоснежка и семь гномов» Ф. Черчиль)

Под музыкальное сопровождение готовимся к началу занятия. Проверка готовности детей, посадка, положение спины.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ. ПРОБЛЕМНЫЙ МОМЕНТ

Загадки

Низок, да колюч Две сестрицы

Сладок, не пахуч Летом зелены

Ягоды сорвешь К осени одна краснеет

Всю руку обдерешь Другая чернеет

(крыжовник) (смородина)

Сидит рядом с нами Была зеленой маленькой

Смотрит черными глазами Потом я стала красненькой

Черна, сладка, мала На солнце покраснела я

Всем ребятам мила И вот теперь я спелая

(черника) (клубника)

(Одновременно с отгадыванием загадок, открываются картинки с ягодами.)

Отгадали все загадки. Молодцы! Как мы назовем одним словом все открытые картинки? Все, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить.

Правильно, о ягодах.

3. ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Фронтальная беседа о ягодах садовых, лесных с показом наглядного материала (иллюстрации, муляжи). Параллельно в процессе беседы происходит развитие речи, обогащение словарного запаса.

Где растут ягоды?

В саду, в лесу

Правильно. Давайте соберем корзинку с ягодами. Итак, отправляемся в сад.

Посмотрите, какие ягоды можно собрать в саду?

Смородину (черную, красную, белую, малину, клубнику, вишню.

Как мы назовем пирог, в который положили вишню (вишневый, малину (малиновый) и т. д.

А теперь пойдем в лес за ягодами

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(«Марш» (из оперы «Фауст») Ш. Гуно)

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки. Шаги на месте

Белочки скакали

Рыжики искали, Прыжки на корточках, или чуть присев

Лисички бежали

Лисички собирали, Бег на месте

Прыгали зайчата

Собирали опята, Прыжки на двух ногах

Медведь проходил

Мухомор раздавил Ходьба, имитирующая медведя.

Топнуть ногой

Вот мы и в лесу.

(звуки леса)

Какие в лесу встречаются ягоды, посмотрите?

Черника, ежевика, клюква, брусника, земляника.

А как мы назовем компот из черники (черничный, из клюквы (клюквенный) и т. д.

Но не все ягоды полезны. Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны. Например волчья ягода, цветы ландыша, вороний глаз (демонстрация иллюстраций)

Вот мы и побывали в лесу, в саду, пора возвращаться

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Четыре картинки (фрукт и ягоды, овощи и фрукт, ягоды и овощ и т. д.)

А теперь, ребята, мы соберем свою ягодную корзину и украсим ею нашу группу, покажем другим деткам, мамам и папам, какие вкусные, красивые и полезные ягоды мы собрали.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Прежде чем работу

Нам свою начать Сжимаем кулачки и интенсивно разжимаем

Пальчики умелые

Мы должны размять Хлопаем в ладоши

Жил да был зайчонок Двумя пальчиками идем по столу

Длинненькие ушки Показываем ушки

Отморозил зайка Хлопаем в ладоши

Носик на опушке Трем носик

Отморозил хвостик Показываем хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости Интенсивные движения руками, имитирующие паровоз, или машину

Тут тепло и тихо

Сжимаем кулачки и интенсивно разжимаем

Злого волка нет Хлопаем в ладоши

И дают морковку на обед Потираем животик

РИСОВАНИЕ

У каждого ягода по выбору. Раскрашивание листьев и стебелька.

ПОДВИЖНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ В КОРЗИНКУ»

(«Веселый танец» А. Радвилович)

Из общей корзины нужно выбрать фрукт, овощи и ягоду и разложить в соответствующую корзинку (фруктовую, овощную, ягодную). (можно по командам)

ЛЕПКА

С помощью пластилина, сделать ягоды

6. РЕФЛЕКСИЯ

Вот мы и собрали полную корзину. Что у нас в корзине? Ягоды

Где мы собирали ягоды? В лесу и в саду.

Какие ягоды у нас в корзине. Называют ягоды

Как мы назовем ягоды, которые собирали в лесу (лесные, а в саду (садовые)

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо потрудились! Спасибо за работу!

Приложение

Коллективная работа «Ягодная корзина» (гуашь, пластилин)

Рисование (раскрашивание листьев и стебля гуашью) .

Лепка (изготовление плодов ягод с помощью пластилина)

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Подвижная дидактическая игра «Собери в корзинку»

Примерные образцы ягод.

bebikyi.ucoz.ru

Конспект занятия «Кизил - шайтанова ягода»

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе, родной природе и рисованию в старшей группе, тема: «Кизил - шайтанова ягода»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Познакомить детей с крымскотатарской легендой «Кизил - щайтанова ягода» Познакомить детей с растением, его особенностями, использованием человеком, с народной приметой о кизиле.  Словарь: щедро, обильно, древесина, кизил, Аллах, шайтан. Воспитывать интерес к природе родного края.  Учить детей рисовать ветку с листьями кисточкой, а ягоды пальцем  (прикладывая его для получения формы овала).

Оборудование:

Ягоды кизила, ветвь кизилового дерева. Картинка с изображением ветки кизила. Листы бумаги, гуашь (зеленая, красная, коричневая). Кисти, баночки с водой, салфетки. Компот и варенье из кизила.

Ход занятия:

- К сожалению, мы не можем сейчас встать и пойти на прогулку в наш лес. Но мы можем пригласить к себе одно из растений, рассмотреть его и познакомится поближе. Вы узнаете про это растение много нового, интересного, послушаете легенду о нем, нарисуете и попробуете на вкус.   - Перед вами лежат ягоды. Знаете ли вы, как они называются? Кизил.

- А появился кизил, как говорит легенда, из копья. Ромул решил построить новый город – Рим. Взял он свое копье и с силой воткнул его в землю в том месте, где должен был появиться новый город. А копье, воткнутое в землю расцвело кизиловым деревцем. Может быть, по этому греки и римляне делали из кизиловой древесины рукояти мечей, стрелы и копья. 

- Напомните мне, что значит слово «древесина»? Деревянные части растения. Это какие? Ствол, ветки.

- Хорош кизил тем, что щедро, обильно цветет. Это значит, что цветков много-много. Да к тому же кизил цветет раньше всех. В феврале, когда зима еще не закончилась, а подснежники еще только  готовятся появиться из-под снега, кизил уже цветет желтыми цветками. Казалось бы, при таком раннем цветении и ягоде полагается быть первой, ан нет. Кизила еще ждать и ждать! Только зимой выдаст кизил зрелую ягоду на радость всем.

- Почему так происходит, рассказывается в крымскотатарской легенде «Кизил – шайтанова ягода». В легенде встретятся незнакомые вам слова: «Аллах» - так называют бога крымские татары, «шайтан» - так они называют черта. Послушайте эту легенду. 

Легенда «Кизил – шайтанова ягода»

«Когда Аллах сотворил мир и закончил свою работу, на земле наступила весна и на деревьях, в земном раю, начали распускаться почки. И потянулось к этим почкам все живое и на земле сущее: тот одно хватает, тот другое. Одним словом – никакого порядка. Аллах , видя, что надо порядок навести, позвал всех к себе и повелел каждому выбрать одно какое-нибудь дерево или цветок, чтобы потом только им одним и пользоваться. Пришел и шайтан.

- Ну, что же ты, черт, выбрал? – спрашивает Аллах.

Шайтан отвечает:

- Кизил.

- Хорошо. Бери кизил, - улыбнулся Аллах .

Обрадовался шайтан. Всех, мол, обманул: кизил первым цветет, значит, и созреет раньше. А первая ягода – дорогая ягода: повезет шайтан свой кизил на базар и продаст втридорога. Наступило лето, начали созревать плоды: черешни, вишни, абрикосы, персики, яблоки, а кизил все еще зеленый и твердый. Но всё никак не созревает кизил. Покраснел немного, но, как и прежде, - твердый и кислый.

- Ну, как твой кизил? – насмехаются люди.

- Гадость, а не ягода, - отвечает шайтан. - Не повезу на базар! Собирайте сами!

И вот, поздней осенью, когда в садах уже собрали все плоды, пошли люди в лес и увидели уже почерневшую, но очень сладкую и вкусную ягоду. Собрали они кизил, лакомятся и издеваются над шайтаном. - Прозевал!

А шайтан очень разозлился и отомстил людям. И на следующую осень он сделал так, что кизила уродилось вдвое, а может, и втрое больше, чем в прошлый год, и солнцу, чтобы он созрел, понадобилось послать на землю значительно больше тепла. 

Обрадовались люди такому большому урожаю кизила, не поняли каверзы. А солнце устало за лето, и наступила такая зима, что у людей вымерзли сады и остались они без урожая на долгие годы. 

С того времени существует такая примета: если велик урожай кизила – будет холодная зима».   - Очень полезен кизил. Помогает он и от боли в животе, и от простуды, и от многих других заболеваний. А как вкусен: и варенье из него делают, и компот, и желе, и сироп. Может в вашей семье готовят из кизила какие-нибудь блюда? расскажите. Чуть позже вы сами сможете попробовать на вкус ягоды кизила и некоторые блюда, приготовленные из таких ягод.

Вопросы:

- Когда зацветает кизил? - А когда созревают ягоды кизила? - Из чего, согласно легенде, появилось кизиловое дерево? - Что такое древесина? - Что делают из древесины? - Чем полезен кизил? - Какая есть примета, связанная с кизилом?

Рисование «Ветка кизила»

У вас уже нарисована коричневой краской ветка кизила. Вам нужно только взять кисти и нарисовать зеленые листья на этой ветке. Обратите внимание на форму листьев и постарайтесь нарисовать такие же. Короткие зеленые веточки подождут, когда на них появятся ягоды. А для рисования ягод кизила кисти вам не понадобятся - их нарисуете пальчиками: обмакните подушечку пальца в краску и оставьте отпечаток возле коротеньких зеленых веточек. Подумайте, как приложить палец, чтобы отпечаток-ягода получилась нужной продолговатой формы?

Ветка, рисунок

Дегустация

А сейчас мы с вами попробуем на вкус компот и варенье из кизила.

Скачать конспект интегрированного занятия по художественной литературе, родной природе и рисованию в старшей группе, тема: «Кизил - шайтанова ягода»

vospitatel.com.ua


Смотрите также