Конспект занятия с детьми с нарушением зрения «Настроение». Занятие по рисованию с детьми с нарушением зрения


Изобразительная деятельность детей с нарушениями зрения

В процессе обучения изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию реальных образов мира. Овладение умениями изображать предметы невозможно без целенаправленного развития зрительного и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно рисовать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки.

Накопление зрительного опыта у детей с нарушением зрения происходит медленно, поэтому сюжетное рисование начинает активно формироваться на 3-4-м году обучения. Взаимосвязь всех видов занятий по изобразительной деятельности прослеживается на занятии по лепке, аппликации, рисованию, это позволяет стандартизировать зрительный образ, уточнять детали, закреплять изобразительные умения. Так, в процессе лепки дети учатся изменять положение частей фигуры и ее форму.

Умения, приобретаемые на занятии по аппликации (составление предмета из нескольких частей) помогают ребенку в процессе рисования ориентироваться на плоскости листа, в чем особенно нуждаются дети с нарушением зрения. Значительное место занимают задания по формированию пространственной ориентировки в самом процессе изображения, а также при изображении пространственных характеристик изображаемых объектов.

На отдельных этапах обучения рисованию и аппликации при очень низкой остроте зрения и сложности зрительной ориентации, возможно применение шаблонов и трафаретов для обводки. Занятия по изобразительной деятельности и конструированию тесно связаны с игрой, ознакомлением с окружающим миром и формированием элементарных математических представлений.

При обучении детей изображению, надо учить детей обследовать и рассматривать объект.

Исследования тифлопедагогов показали, что дети лучше запоминают предметы, когда знакомство с ними начинается с осязания. Игра «Чудесный мешочек». Воспитатель должен постоянно нацеливать детей на сравнение своего рисунка с натурой, он учит приемам сличения натуры с изображением, умению вносить необходимые поправки в свой рисунок. Большая роль при этом отводится слову как регулятору. Важно точно и конкретно называть все признаки предмета. Хорошо использовать для описания явлений и свойств окружающего мира художественное слово, которое дополняет и уточняет представление детей, обогащает эмоциональное переживание. На занятиях идет значительная работа по обогащению зрительных представлений детей. Необходима работа по обогащению сенсорного опыта детей. Через отображение окружающей действительности дети уточняют свои знания о предметах и свойствах (форма, цвет, величина и расположение). В процессе отображения дети учатся пользоваться карандашами, красками, глиной, пластилином, все это требует у детей определенных навыков и умений. Необходимо, чтобы натура находилась на расстоянии доступном для зрительного восприятия. Для этого на каждый стол нужно поставить изображение предметов, так как у дошкольников с нарушением зрения есть особенность - при изображении больше опираться на имеющиеся представления – по сложившемуся уже представлению, чем смотреть на образец. Во время показа приемов рисования, например, красками, воспитатель должен пользоваться кисточкой большего размера, чем у детей, чтобы были видны линии. Вместо карандаша лучше использовать фломастер, уголь, чтобы дать более яркие линии.

При фронтальном показе приемов рисования, лепки, аппликации, воспитатель должен пригласить детей по ближе к себе, чтобы они смогли рассмотреть как надо выполнять задание, у этих детей вызывает затруднение изображение предметов в пространстве с учетом их величины. Воспитатель должен развивать восприятие величины через наблюдение объектов вблизи и вдали. Дети учатся сопоставлять величину предметов в зависимости от их положения в пространстве. Для этого следует подбирать различные картины, где можно показывать изображение перспективы. Например, на картине вдалеке лес – деревья очень маленькие, а на переднем плане – зайцы намного больше деревьев. Тематика рисунков, лепки, аппликаций отображена в программе «Специального дошкольного образования детей с нарушением зрения».

Содержание рисунков, лепки, аппликации, должно соответствовать предметам и явлениям, с которыми дети сталкивались в играх, на занятиях, в повседневной жизни. Для формирования интереса у детей к изобразительной деятельности, важно чтобы дети знали конечную цель задания (для чего делают и т.д.).

Кроме специалиста по изобразительной деятельности занятия могут проводиться воспитателем и тифлопедагогом. При этом тифлопедагог занимается способами обследования предмета, а воспитатель проводит занятия по закреплению изобразительных навыков.

К оценке результатов изобразительной деятельности следует подходить индивидуально, дифференцированно с учетом состояния зрения детей, уровня общего развития, имеющихся умений и навыков.

studfiles.net

КОНСПЕКТ Развитие цветовосприятия в процессе ИЗО деятельности у детей с нарушением зрения «Приключение в стране Акварелии»

C:\Users\Андрей\Desktop\uchmet_120_60.gif

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №196»

КОНСПЕКТ

РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

«Приключение в стране Акварелии»

Воспитатель 1 категории МАДОУ №196 г. Хабаровска

Дмитриенко Ольга Викторовна

Цель работы: целенаправленное формирование и развитие восприятия цвета у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Коррекционные задачи.

  1. Закреплять знания детей об основных цветах и их оттенках.

  2. Нормировать интерес к игре с цветом, учить ориентироваться на цвет, запоминать цвета, активизировать зрительное внимание.

  3. Обогащать ребёнка с нарушением зрения цветовыми впечатлениями, развивать способность различать основные цвета и их оттенки.

  4. Способствовать восстановлению зрительных функций у детей с нарушением зрения посредством развития цветоразличения и цветоощущения.

  5. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование:

Набор цветной бумаги, палитры, гуашь, кисти, баночки с водой, экран и проектор, атласные разноцветные ленточки, презентация.

Ход занятия

В: Ребята, я хочу вам рассказать одну историю. Но прежде я хочу вас спросить верите ли вы в сказку, в волшебство?

(Ответы детей)

В: Где-то далеко-далеко есть волшебная страна, которая называется « Акварелия» и живу там сказочные человечки но, чтобы в неё попасть нужно произнести следующие слова:

Здравствуй небо! (руки вверх)Здравствуй земля! (приседают)Здравствуйте мои друзья! (руки вперед)Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальцы)Вместе мы в кругу опять, Будем вместе мы играть, В сказку мы хотим попасть.

Вот мы и попали с вами в волшебную страну. Так вот, в этой стране живёт сказочный человечек, а зовут его… А вы сейчас сами отгадаете, как его зовут. Про себя он часто говорит:

По бумаге я бегу, всё умею, всё могу

Хочешь домик нарисую?

Хочешь –ёлочку в снегу,

Хочешь дядю, хочешь сад, мне любой ребёнок рад.

Ответы детей (Карандаш)

В:Правильно, молодцы!

Он был очень умный и гордый, потому, что он был художником, умел хорошо рисовать. Он рисовал, что видел и очень радовался, что у него всё так красиво получается: и дом, и солнце, и деревья. Но эти рисунки были бесцветными, т.к. это был простой карандаш.

И вот однажды в стране «Акварелии» появилась девочка с какой-то интересной коробочкой и такая она была красивая и яркая, что карандаш засмотрелся на неё.

Зрительная гимнастика

Краски, кисточка, рука-Я рисую облака.Солнышко, лошадку, плуг,Вдалеке зеленый луг.

И конечно же река.Над рекой встает луна.Краска кончилась. Пока.Карандашу так захотелось с ней познакомиться. Он подошёл и спросил, как её зовут и она ответила:

Свою косичку без опаски,

Я обмакиваю в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме крашу по страничке.

В: Но карандаш не смог найти ответ на эту загадку.

Так как вы думаете, как зовут эту девочку?

Ответы детей (Кисточка)

В: Правильно. Кисточка. Она сказала карандашу, что она художница и умеет очень хорошо рисовать. Карандаш сказал, что это он художник и это он умеет хорошо рисовать. Тогда кисточка предложила его нарисовать что-нибудь. И карандаш нарисовал бесцветное солнце, небо, радугу. Кисточка похвалила карандаша, а затем открыла свою коробочку, в ней было только четыре основных цвета.

Ребята, выберете из множества цветов, только те которые были у кисточки.

Ответы детей

В: Молодцы! Назовите эти цвета.

Ответы детей (Синий, жёлтый, зелёный, красный).

В: А почему эти цвета называют основными?

Ответы детей

В: Правильно! Так вот она окунула свою косичку в краски и раскрасила эти рисунки. И Карандашу так понравились цветные рисунки, что он предложил Кисточке дружбу. С тех пор и дружат карандаши с кисточками.

Солнце –в жёлтый, небо в синий, а вот радугу она разукрасила не до конца. Так как у неё было только 4 цвета, а у радуги карандаш нарисовал 7. Они задумались, где же взять остальные три цвета? Думали, думали, и Кисточка нечаянно выронила краски, и они перемешались. Как вы думаете, какие цвета получились?

Ответы детей

В: Давайте и мы с вами попробуем перемешать краски и подсказать, какие же краски получились.

( Дети на палитрах смешивают краски)

В:Так какие получились цвета?

Ответы детей (Оранжевый, голубой, фиолетовый).

В: молодцы! А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка

“РУКА В РУКУ”

Материалы: два набора лент.

Описание. Это подвижная игра, в ходе которой дети должны составить пары по цвету и составить замкнутый круг.

Ход игры. Все участники берут цветные ленты в каждую руку из разных наборов, так чтобы у одного человека были ленты разных цветов. По команде педагога, все должны встать в круг, и взяться за руки так чтобы рядом оказались ленты одного цвета.

В: Ну, что, ребята! Отдохнули? А теперь я предлагаю вам вместе с кисточкой нарисовать радугу. Давайте повторим цвета радуги. А теперь представим, что прошёл дождь. Как сделать на бумаге, что прошёл дождь?

(ответы детей)

В: Правильно! Смачиваем лист бумаги обильно водой и слева направо рисуем радугу.

Дети рисуют по мокрому.

В: Молодцы, давайте посмотрим на ваши красивые рисунки. У всех получилась красивая радуга.

Итог

Прощай небо! (руки вверх) Прощай земля! (приседают) Прощайте мои друзья! (руки вперед)Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальцы)Вместе мы в кругу опять, Будем вместе мы играть, 

Мы домой хотим попасть.

Ребята, а Кисточка и карандаш приготовили для вас сюрприз. Они очень хотят, чтобы вы никогда не путали цвета и побольше рисовали. И поэтому они дарят вам краски.

Молодцы!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования. –– М., 1991

  2. М.И. Чистякова «Психогимнастика»

  3. Стихи Н. Пугачева. «Краска, кисточка, рука»

  4. © ZAGADKA.PRO

  5. 100загадок.рф

  6. www.pedlib.ru

www.uchmet.ru

Конспект занятия с детьми с нарушением зрения «Настроение»

 

Название: Конспект занятия с детьми с нарушением зрения «Настроение» Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , занятия дефектолога Автор: Бобкова Татьяна Ивановна Должность: учитель-дефектолог высшей квалификационной категорииМесто работы: МБДОУ детский сад №36Месторасположение: г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область

 

Занятие с воспитанниками старшей группы с нарушениями зрения «Гномики» в области «Социально — коммуникативное развитие» по теме «Влияет без сомнения на всех нас настроение»

.

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие».

Форма проведение: подгрупповое занятие с использованием ИКТ.

Тип занятия: обобщение, систематизация знаний.

Вид занятия: познавательно – практическое.

Технология: личностно – ориентированная.

 

Цель: Создать эмоционально положительный фон, способствовать снятию психоэмоционального напряжения, совершенствовать коммуникативные навыки детей с нарушением зрения.

Коррекционно-развивающие задачи: продолжать развивать сенсорное восприятие, стимулировать зрительную поисковую деятельность, развивать зрительные функции глаза, внимание, память, речь детей.

Коррекционно-образовательные задачи: обучать осознанию своего эмоционального состояния и умение выразить его словами, умение чувствовать настроение окружающих; обучение восприятию эмоциональных состояний по их внешним неречевым проявлениям, воспроизведению мимики, выразительных поз, жестов присущих человеку при выполнении различных видов деятельности.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство доброты, желание дарить радость и хорошее настроение друг другу и окружающим.

Предварительная работа: просмотр видеоролика «Большая Радость»; рисование пиктограмм; чтение стихов о дружбе.

Материал к занятию: проектор, мультимидийная доска, магнитная доска, презентации: «Настроение», «Что такое радость?», картина «Дети отдыхают на реке» ,игры: «Найди домик», «Пройди по дорожке»,карандаши, маркеры, ватман, шары, цветы, копилка- добрых дел «Радостное настроение», видеоклипы песен: «Радость», «Детство».

 

Ход занятия.

Организационный момент.

Просмотр презентации « Настроение».

Педагог:

-Какие чувства испытывают дети, люди, животные, птицы? (Радость, грусть, страх, испуг…)

_-Какое у них настроение? (Радостное, весёлое, грустное…)

Бывают чувства у людей, у рыбок, птичек и зверей

Влияет без сомненья, на всех нас настроение.

Кто веселится? Кто грустит? Кто испугался? Кто сердит?

Расскажет без сомненья, азбука настроения!

Педагог: — Так что же такое настроение? От чего оно зависит? (От чувств, которые мы испытываем)

— Какое чувство будет у девочки, если они с мамой идут в цирк? (чувство радости)

-Мальчик разбил вазу? (чувство вины)

-Дети увидели злую собаку? (чувство страха)и.т.д.

Настроение зависит от чувств, которые мы испытываем разных ситуациях.

-А можно узнать настроение по выражению лица? Как назвать выражение лица одним словом? (мимика)

Показ пиктограмм. Дети называют настроение. Педагог предлагает изобразить мимикой разное настроение.

А ещё настроение передают жесты (движения рук, головы, ног, туловища), поза. Многими жестами мы пользуемся во время общения. Давайте поиграем в игру! Покажите:

Как живёшь?

Как плывёшь?

Как бежишь?

Вдаль глядишь?

Машешь в след?

Ждешь обед?

Утром спишь?

А шалишь?

Педагог загадывает загадку:

Она у каждого бывает, кто про невзгоды забывает,

ты хочешь петь и веселиться,

ей можно с другом поделиться.

Она любимая, как сладость.

Она отрада наша….(Радость)

— Если я загадала загадку про радость, какое я хочу чтобы у вас было настроение? (Радостное)

— Какие ситуации, действия, вещи, явления, могут создать радостное настроение? (добрые слова, хорошие поступки, приход гостей, подарки, сюрпризы, чтение книг….)

-А с помощью кого или чего можно узнать, как создать радостное настроение?

Дети перечисляют (с помощью взрослых, посмотреть в интернете и.т.д.) Педагог записывает ответы детей на большом листе ватмана.

-Теперь мы знаем, где можно найти информацию. И сегодня я буду вам помогать создавать радостное настроение. Мы все любим, когда нам говорят добрые слова или комплименты.

  1. Дети с педагогом становятся в круг и говорят друг другу добрые слова и комплименты.
  2. Педагог: — Сегодня я принесла в группу букет цветов.

–Для чего? (чтобы поднять настроение и.т.д.)

–Цветы это символ…(красоты, любви, радости ,благодарности…)

-Кому дарят цветы? (мамам, воспитателям…)

— С каким чувством дарят цветы?(нежностью, любовью, уважением…)

– Когда дарят цветы? (день рождения, праздник…)

– Какое будет настроение у того кому подарили цветы?

3.Интересная история тоже поднимает настроение ,слушайте внимательно и добавляйте нужные слова.

В одном городе жили два человека и были они совсем не похожи друг на друга. Один был высокого роста, а другой наоборот__________________

Одного звали Хороший, а другого наоборот__________________

Хороший был добрый, а Плохой наоборот__________________

Хороший был умный, а Плохой наоборот__________________

Хороший был трудолюбивый, а Плохой наоборот__________________

И настроение у Хорошего было всегда радостное, а у Плохого__________________

Однажды они встретились и подружились. И Плохому захотелось стать _________________

И он решил измениться.

ОН был трусливым, а стал________________

Он был злой, а стал_____________________

Он был глупый, а стал__________________________

И настроение у него раньше было грустное, а стало_______

Раньше с ним никто не хотел дружить, а теперь у него появилось много друзей.

-С кем нам хочеться дружить? (кто добрый, не жадный и.т.д.)

Зрительная гимнастика.

  1. Педагог: Чувства и настроение бывают не только у людей, но и у животных. Наши животные загрустили и стали чёрного цвета, давайте их расселим по цветным домикам.

Игра: «Найди домик»

А теперь поможем ёжику найти угощение. Игра: «Пройди по дорожке»

-Ёжик так обрадовался, что хочет с вами поиграть.

Пальчиковая гимнастика (Су-джок)

Ёжик колет нам ладошки, поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть, руки будем разминать.

Станут ловкими пальчики, умными девочки, мальчики.

Ёжик нам ладошки колет, руки нам готовит к школе.

5.Педагог: А ещё нам доставляет радость ,когда дарят подарки. Но подарки приятно не только получать, но и дарить. У меня есть «солнышко»,но оно пока без настроения. Давайте нарисуем ему улыбку и подарим нашим гостям. Дети дорисовывают солнышко и с пожеланием хорошего настроения дарят гостям.

-А теперь мы будем дарить подарки друг другу.

На воздушных шарах дети рисуют своё настроение и обмениваются шариками с пожеланием радостного настроения.

Педагог: — Так что же такое Радость? Показ презентации «Радость»

Итог занятия. Педагог: — Дети а мы можем и дальше продолжать создавать радостное настроение нашим близким и всем кто нас окружает? (да) –Тогда разработаем список добрых дел. Дети называют то, что они будут делать дома на улице в детском саду. Педагог записывает на большом ватмане.

Педагог:- Я хочу подарить вам ещё один подарок — это копилка добрых дел, сюда вы будете складывать записочки, которые вам помогут написать взрослые. Сегодня у нас уже есть то,что можно сюда положить.

Дети перечисляют то, чем занимались, педагог пишет и складывает в копилку.

Звучит музыка, дети прощаются с гостями.

 

portal2011.com


Смотрите также