Развитие творческих способностей младших школьников при помощи нетрадиционных техник рисования. Значение рисования для младших школьников


Развитие творческих способностей младших школьников при помощи нетрадиционных техник рисования

ВВЕДЕНИЕ.

«Детский рисунок, процесс рисования –

это частица духовной жизни ребенка.

Дети не просто переносят на бумагу

что-то из окружающего мира, а живут

в этом мире, входят в него, как творцы красоты,

наслаждаются этой красотой».

В. А. Сухомлинский

Большой педагогический опыт показывает, что у детей недостаток изобразительных умений зачастую приводит к уменьшению уникальности и снижению выразительности работ. Происходит это вследствие исключения ребенком образов, которые ему затруднительно использовать в своих рисунках. Чтобы ребенок занимался рисованием с увлеченностью, постоянно совершенствуясь, ему нужна своевременная помощь взрослого.

Многие дети затрудняются изображать какие-то предметы или образы традиционными средствами рисования - карандашами, фломастерами, кистью. Использование данных инструментов не даст детям раскрыть весь свой творческий потенциал, они не помогают развитию фантазии и воображения. Ведь рисовать можно как угодно и чем угодно!

Существует множество нетрадиционных техник рисования, позволяющих детям достигать результата при использовании оттисков, например, из картофеля, или же рисуя пальчиками и ладошками. Восковые мелки, акварель и свечи, отпечатки древесных листьев, жесткие полусухие кисти и точечное рисование - и это далеко не конец.

Другие, усложненные техники рисования могут быть постигнуты ребенком младшего школьного возраста. В качестве примера таких техник можно привести рисование мятой бумагой, монотипия и пластилинография, рисование песком, кляксография.

Каждая из них - маленькая площадка для игры для девочек и мальчиков. Такой подход дает детям чувство свободы, важности собственного решения, обеспечивает все условия для самовыражения и позволяет им развивать фантазию.

Нужно заметить, что кляксография, несмотря на незамысловатость подхода, оказывается очень действенной и полезной техникой! Она помогает развивать воображение, позволяя детям создавать силуэтные картины, получать широкий опыт использования кистей и красок. Это в свою очередь способствует развитию творческих способностей, фантазии, эстетического восприятия изобразительного искусства и даже сопереживания. Психологи часто используют кляксографию на коррекционных курсах, отмечая ее эффективность. Кроме того, этот вид рисования оказывает воздействие и на развитие координации, глазомера.

Необычные образы, веселый и простой процесс создания невероятных картин - именно такой является кляксография. Пятно - это больше, чем просто средство выразительности.

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в школьном возрасте. Школьные годы чувствительны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-школьника. Наиболее благоприятными для творческого развития являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка. В своей работе я рассматриваю развитие творческих способностей школьников младшего школьного возраста при помощи нетрадиционных техник рисования. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

При работе над этой темой следует обратить внимание на следующие особенности:

  1. Важно, чтобы ребенок младшего школьного возраста стал на уроке активным участником, а для этого нужно, чтобы каждый ученик был главным действующим лицом на занятии, чувствовал себя свободно и комфортно.

  2. В этом возрасте усваивается лучше тот материал, который вызывает интерес и имеет практическую значимость для учащегося.

  3. Ребенок этого возраста живет в особом мире- мире игры, волшебства и сказки.

Одной из важнейших задач, стоящих перед начальной школой, является обучение творческой всесторонне развитой личности. На основе всего перечисленного, можно сделать вывод - обучение через игру, сказку, где ребенок является активным участником - вот способ эффективной работы.

Пособие представляет собой программу для кружка по изобразительному искусству «Развитие творческих способностей школьников младшего школьного возраста при помощи нетрадицонных техник рисования». Основная цель которой – формирование у учащихся младших школьного возраста творческие способности по средствам нетрадиционного рисования.

Тематическое планирование

№ занятия

Наименование тем изучения

техника

Количество часов

1-2

«Мой любимый дождик», «Веселые мухоморы»

Рисование пальчиками

3-4

«Ягоды и яблочки», «Теремок»

Оттиск поролоном, пальчиками(круги разной величины)

5

Желтые листья летят

Рисование, используя приём примакивания

6

Осенние листья

Печатание листьями

7

Рябинка

Рисование ватными палочками

8

Нарисуем воду в аквариуме с рыбками.

Рисование гуашью по восковым мелкам

9

Рыбки в аквариуме

Рисование ладошками, пальчиками

10

Солнышко лучистое, почему ты стало часто прятаться?

Рисование пальчиками

11

Маленькой ёлочке холодно зимой.

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

12

Шарики

Рисование мятой бумагой

13

Шарики или другие ёлочные игрушки для украшения ёлки.

Рисование гуашью кисточкой

14

Снег идёт

Рисование ватными палочками

15-16

«Ёлочка пушистая, нарядная»

«Весёлый снеговик»

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

17

Прочный забор.

Рисование гуашью кисточкой.

18

Зимний узор

Рисование восковыми карандашами

19

Цветочек для папы

Рисование ладошками

20

Моё любимое животное из сказок

Тычок жёсткой полусухой кистью

21

Весёлая зебра

Рисование ладошками, дорисовывание кисточкой

22

Румяный колобок

Оттиск пенопластом, рисование пальчиками

23

Мимоза для мамы

Рисование ватными палочками

24

Солнышко

Рисование ладошками

25

Божьи коровки на лужайке.

Рисование пальчиками

1 ч

26

Животные, которых я сам себе придумал.

Кляксография.

1 ч

27

Жили у бабуси два весёлых гуся

Рисование ладошкой

1 ч

28

Волшебные картинки (волшебный дождик)

Рисование свечой

1 ч

29

Компоты и варенье в баночках

Рисование гуашью.

1 ч

30

Бабочки

Кляксография дорисовывание деталей

1 ч

31

Травка

Рисование ладошкой

1 ч

32

Цветочная поляна

Рисование ватными палочками

1 ч

33-34

Картина с красивыми голубыми цветами для украшения группы.

Рисование гуашью, смешивание краски.

2 ч

ДАВАЙ РИСОВАТЬ ВМЕСТЕ

Вспомните, какую радость нам в детстве приносило рисование! Увы, повзрослев, мы забываем о ней. Стремление к изобразительной деятельности свойственно всем детям уже с раннего возраста. Рисование влияет на развитие ребенка, на формирование различных сторон его личности; через рисунок он выражает свои чувства и переживания, представления о том, кто он есть и кем стремится быть, свое миропонимание.

По наблюдению многих авторов, ребенок и изобразительное искусство связаны друг с другом едиными гармоничными взаимоотношениями, и, в известном смысле, все дети являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Кроме того, рисование действительно связано с радостью, поэтому заниматься рисованием особенно рекомендуется тем детям, кто испытывает эмоциональное неблагополучие, у кого есть какие-то душевные раны или неразрешенные внутренние конфликты. Радость повышает уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к жизни.

Известно, что именно в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок проявляет наибольший интерес к рисованию. К 10-11 годам подавляющее большинство детей вступает в так называемый кризис детского изобразительного творчества. Многие перестают рисовать. Вот почему так важно не упустить благодатный период и использовать возможности изобразительного искусства для эмоциональной поддержки и воспитания лучших качеств личности.

Психологи и педагоги много говорят о том, что ребенку, как воздух, нужна ласка и нежность родителей. Но обнимать и без конца целовать своего мальчика или девочку - это еще не все. Ребенку нужно постоянное общение. А язык искусства - это универсальный язык общения, помогающий лучше понять друг друга, ощутить радость творчества и поверить в себя. Поэтому нужно рисовать вместе с детьми, и нам будет легче найти общий язык .

После творческой работы проведите обсуждение, в котором участвующая пара расскажет о своем рисунке и о своих ощущениях. В процессе обсуждения можно задавать стимулирующие вопросы:

  • Как бы вы назвали свой рисунок?

  • Как вы рисовали: вместе или отдельно?

  • Вы довольны получившимся рисунком?

  • Как вам работалось вдвоем?

  • Всегда ли вы были довольны выбором партнера?

  • Как вам удавалось понять друг друга без слов?

  • Кому первому приходила идея рисунка?

Работа, организованная таким образом, и внимание взрослого к ощущениям каждого ребенка являются полезным опытом совместной деятельности для детей.

Еще одна известная форма организации группового рисования - «Рисунок по кругу" - также не предполагает предварительного планирования темы и содержания рисунка. Дети рассаживаются вокруг стола по кругу и начинают рисовать на одном и том же большом листе бумаги, передавая, его друг другу. В процессе рисования договариваться о сюжете не разрешается. Затем начинается групповое обсуждение готового результата, обмен мнениями о том, что же получилось в итоге, довольны дети или нет созданным рисунком. Опыт подобной работы с детьми наглядно показал, как ревностно юные художники относятся к своему рисунку, как они ценят его. В процессе рисования практически все ребята, внимательно наблюдают за продвижением своего рисунка и его изменением под чужой рукой. Постарайтесь соответствующим образом настроить малышей. Пусть каждый внесет в рисунок соседа только самое лучшее, подарит другу самую добрую частичку своей души.

Художник, даже если это ребенок, всегда ощущает связь со своими работами. Если он плохо относится к своему рисунку, есть основания предполагать плохое отношение и к себе. Ничего не бывает случайного в детском рисунке. При внимательном наблюдении и искреннем желании понять ребенка можно заметить много сигналов и признаков, указывающих на его эмоциональное состояние.

Что таят детские рисунки?

Рисунок является достаточно информативным экспресс-методом определения эмоционального состояния малыша. Им очень часто пользуются как психологи, так и родители. В некоторых случаях, глядя на картинку, нарисованную ребенком, мамы и папы могут «на глаз» определить, что творится в детской душе. «Рисунок семьи» – один из тестов, который часто применяют в своей практике детские психологи. Малыша просят изобразить на листе бумаги семью, не уточняя, кого именно. В этом случае ребенок изображает самых близких ему людей. Если кого-то из членов семьи на картинке нет, это означает лишь то, что с ними у крохи нет тесного контакта. Более информативным методом психологи считают «Кинетический рисунок семьи», где малыш изображает членов семьи в действии, к примеру, когда вся семья занята общим делом. Если это так, то внутри семьи отношения гармоничны. Если на рисунке кто-то занимается чем-то своим, отвернувшись от других – к примеру, папа лежит на диване, прикрыв глаза газетой, – это говорит о том, что этот член семьи не вовлечен в общесемейные дела. По такому рисунку можно выявить, какую роль в жизни ребенка играет каждый член семьи. Если рисунок цветной, то юный художник старается «близких» людей раскрашивать в те же цвета, что и себя. А тех, которые от него далеки, во-первых, расположить фигурально вдалеке от собственной персоны, во-вторых, выкрасить в другие цвета, чаще в серый, черный и коричневый. По выражению лиц нарисованных членов семьи также можно определить их отношение в реальной жизни к малышу. Если художник забыл запечатлеть себя, то это знак того, что он не чувствует себя полноценным членом семьи или у него низкая самооценка.Предполагается, что в семье все благополучно, когда все члены семьи стоят на одной линии, взявшись за руки. Также должно быть пропорционально соблюдено, где старший брат, где младший, где мама с папой. Обычно глава семьи изображается самым большим.

А вот первым появляется на рисунке самый близкий персонаж. Обычно около него находится и сам ребенок. Бывает и такое, что ребенок самым крупным изображает себя, как бы невольно заявляя, что он тут «босс». Если в семье есть еще маленькие дети, то на рисунке зачастую только что родившийся кроха изображается большим, а сам художник маленьким. По такому искажению действительности можно сказать, что в данный момент в семье все внимание направлено именно на нового человечка.Но, как говорит Равзат Аварская, значение в данной диагностике имеет не только сам рисунок, но и беседа с ребенком по поводу того, что и почему он изобразил. Малыш всегда может объяснить, кто, где, что и почему он делает. Разговор с художником многое проясняет в картинке.

Как сказал французский психиатр Грег, "ребенок, который хорошо играет, хорошо говорит и хорошо рисует, – это и есть здоровый ребенок"…

Кляксография обычная

Что необходимо: бумага, жидкая гуашь в мисочке или тушь, пластиковая ложечка.

Процесс рисования: плотный альбомный лист сгибаем пополам и разворачиваем обратно. Разводим тушь или гуашь до жидкого состояния и демонстрируем ребенку, как делать кляксу: как набрать на кисточку краску и капнуть на одну из половинок листа. Затем сложить оба конца бумаги по сгибу, придавить и разгладить лист, а затем развернуть и осматривать произведение. Не забудьте спрашивать малыша о том, что он видит, на что похожа его клякса. Предложите ему дорисовывать детали, чтобы образ мог узнать каждый - глазки, рожки, ножки, хвостик. Такая игра отлично помогает в развитии воображения и мышления. Объясните ребенку, что такое симметрия и ассиметрия, показывая на живом примере одинаковых клякс по обе стороны листа.

Можете попробовать разноцветные кляксы, или даже несколько и сразу, вместе. Если ребенок доволен, ему нравится игра, то можно усложнить задания.

Нужно заметить, что это не единственный вариант кляксографии, существует вариант с трубочкой.

Кляксография с использованием трубочки

Принадлежности: бумага, жидкая гуашь в мисочке или тушь, пластиковая ложечка, соломинка-трубочка (для напитков).

Процесс рисования: ребенок черпает ложечкой краску и наносит ее на лист, образуя пятно-капельку. Затем трубочкой аккуратно раздувает ее в нужную сторону, притом не касаясь ни самой капли, ни бумаги. Повторять можно неограниченное количество раз. Анализируйте изображение - что получилось в итоге? На что оно похоже? Позвольте дорисовать ребенку нужные детали. Можно использовать не только трубочку, но и наклон бумаги для перемещения капли. В таком случае получится линия, в отличие от использования трубочки, когда получаются брызги.

Еще одно направление кляксографии - это использование нити в процессе.

Суть проста - научить детей делать разноцветные (или черные) кляксы, используя обычную ниточку. Дети смотрят на них и замечают предметы, образы или какие-то свои детали. "Что тебе напоминает моя клякса?", "На что она похожа?" - подобные вопросы окажут значительную поддержку в развитии мышления и воображения ребенка. Последний этап, как обычно - дорисовка кляксы, которая может превратить картину в полноценный сюжет.hello_html_6f9a148.jpg

Принадлежности: бумага, жидкая гуашь в мисочке или тушь, пластиковая ложечка, средней толщины ниточка.

Процесс рисования: ребенок окунает нитку в краску и выжимает ее, затем из ниток выкладывается изображение на бумаге, оставляя один из концов свободным. После этого сверху накладывают второй лист, крепко сжимают и выдергивают нитки за кончики. Результат дорисовывают по желанию ребенка.

Всего лишь одна клякса дарит столько необычных вариантов использования. Превратите рисование в игры для девочек и мальчиков. Фантазия - это просто!

Рисование пальчиками

  • Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

  • Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

  • Способ получения изображения: ребё нок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смываетсяhttp://www.maam.ru/upload/blogs/243d4538b7c6596443f9177142d48e75.jpg.jpg

Рисование ладошкой

  • Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

  • Материалы: широкие блюдечки с гуашь ю, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

  • Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.http://s019.radikal.ru/i640/1205/aa/d0eefbbbf079.jpg

Оттиск пробкой

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля 

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.hello_html_m39055935.png

  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск смятой бумагой

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

  • Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

  • Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

  • Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

Свеча + акварель

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

  • Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

  • Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Печать по трафарету

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная

  • Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

  • Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

  • Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)

  • Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

  • Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

  • Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Набрызгhello_html_10d5c7fc.png

  • Средства выразительности: точка, фактура.

  • Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см)

  • Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Акварельные мелки

  • Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

  • Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

  • Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается

Тычкование

  • Средства выразительности: фактура, объём.

  • Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2×2 см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

  • Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.

Цветной граттаж

  • Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

  • Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

  • Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

  • Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

  • Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.hello_html_m7c6de2ac.png

  • Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует снятию детских страхов;

  • Развивает уверенность в своих силах;

  • Развивает пространственное мышление;

  • Учит детей свободно выражать свой замысел;

  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

  • Учит детей работать с разнообразным материалом;

  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

  • Развивает мелкую моторику рук;

  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

F:\нетрад№ тех№ на уроках изо\10022012(014) - копия.jpg

F:\нетрад№ тех№ на уроках изо\10022012(009).jpg

Фото3432.jpgF:\нетрад№ тех№ на уроках изо\22022012(001).jpgF:\нетрад№ тех№ на уроках изо\22022012(003).jpg

infourok.ru

Развитие навыков изобразительной деятельности у младших школьников на уроках тематического рисования

Рисование на темы, в отличие от рисования с натуры, является рисованием по представлению. Рисуя на тему, ребенок воспроизводит не то, что он видит перед собой, опирается не на зрительное восприятие, как при рисовании с натуры, а на имеющийся у него запас знаний и зрительных представлений о тех предметах, которые он рисует.

Рисование на темы расширяет круг наблюдений ребенка, что имеет большое значение в плане общего его развития. Рассматривая предмет, анализируя его с помощью учителя на уроках рисования с натуры, ребенок далеко не всегда умеет перенести полученные им навыки и умения в другие условия и применить их при других обстоятельствах. В этом легко убедиться, сравнивая рисунки детей, сделанные в классе с натуры, с рисунками, сделанными вне класса по представлению. В то время как изображение отдельных предметов, нарисованных с натуры учащимися в процессе их обучения, постепенно приобретает новое качество, их рисунки по представлению продолжают по-прежнему повторять все те же, часто уже не удовлетворяющие самих детей, но привычные им приемы изображения. Часто здесь получается разрыв, который тормозит творческое и художественное развитие ребенка.

Ребенок, любящий рисовать, много рисует по своей собственной инициативе. При этом, учитывая узкий круг предметов, которые могут служить для него моделью, он часто сталкивается с необходимостью изображать такие предметы, которые в классе ему не приходилось рисовать. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы обучение рисованию в школе, особенно в младших классах, не ограничивалось только рисованием с натуры. Обучая рисованию на темы, учитель помогает изобразительному творчеству детей, утверждая необходимую связь между рисованием с натуры и рисованием по представлению. Такой связью является использование в работе над темой зарисовок предметов, сделанных детьми с натуры, организованное наблюдение и анализ предметов, которые не могут быть нарисованы с натуры, но изображение которых часто встречается в их рисунках.

Рисование по представлению, тематическое рисование, долго рассматривалось у нас в школе, в отличие от рисования с натуры или по наблюдению отдельных предметов, как «творческое» рисование, когда ребенок, «свободно сочиняя», как он может и хочет, выявляет свои творческие возможности, свои представления об окружающих его предметах и явлениях. В современной методике рисование на темы понимается иначе. Оно начиная уже с I класса является необходимой и неотъемлемой частью общей системы учебно-воспитательной работы по рисованию в школе. У нас нет основания считать рисование на темы более «творческим», чем рисование с натуры или декоративное рисование. Творческое начало, опирающееся на доступную ребенку самостоятельность и сознательность при выполнении того или другого задания, обеспечивает активность процесса работы учащихся и является необходимым ее условием, независимо от того, рисует ли ребенок с натуры, по представлению или воспроизводит узор по образцу.

Но в тематическом рисовании, несомненно, наличествует один момент, характерный именно для этого вида рисования. Сочинение даже самой простой по своему содержанию темы требует, прежде всего, отбора объектов изображения (что надо изобразить, чтобы передать в рисунке ту или другую тему, каковы должны быть эти объекты и как их надо расположить в рисунке). Постепенное воспитание у детей элементарных умений раскрытия сюжета и образов в графической форме имеет большое значение во всестороннем их развитии, поддерживает и углубляет их способность к рассказыванию, чтению картинок, к литературному творчеству, развивает их воображение.

В I и II классах сочинение сюжета, то есть отбор тех объектов, которые должен изобразить ребенок, почти полностью еще лежит на учителе. Он должен дать ребенку совершенно точные указания. Большое значение на этом этапе имеет беседа учителя с детьми. Разъясняя им, что для передачи, например, темы «Осень» они должны нарисовать такие-то деревья и так, как они выглядят осенью, учитель тем самым как бы вводит их в сюжет, при изображении которого в дальнейшем дети должны проявить инициативу и самостоятельность.

Рисование на темы, расширяя круг наблюдений ребенка, обогащая и уточняя его зрительные представления о характерных особенностях строения и формы предметов, способствует и скорейшему изживанию схематичности в рисунках детей, в изображении, например, дома, дерева и пр.

Тематическое рисование, то есть изображение детьми не отдельных предметов, служащих моделями для рисования с натуры в классе, а нескольких предметов из окружающей среды в их пространственной и сюжетной взаимосвязи, имеет важное учебно-воспитательное значение в I классе и в другом отношении.

Расстановка предметов в рисунке и передача сравнительных их размеров являются теми задачами, решение которых связано с тематическим рисованием. Первое понятие о глубине, о пространственном изображения при расположении предметов на рисунке дает осознание значения двух плоскостей в рисунке: горизонтальной плоскости (пол–земля), на которой располагаются предметы, и вертикальной плоскости (небо или стена), на фоне которой мы видим предметы. Ребенок 7–8 лет часто не учитывает этого, поэтому в рисунке детей деревья иногда размещаются на небе, а дорога, идя в глубину, продолжается и над горизонтом. Обозначение и учет вертикальной и горизонтальной плоскостей при расположении в рисунке предметов сразу вызывают у маленького рисовальщика пространственные представления, несмотря на то, что он имеет дело с двухмерной плоскостью листа. Вместе с тем понимание и учет этих двух плоскостей и их соотношений в рисунке являются наиболее трудными для детей 7–8 лет из всей суммы вопросов о пространственном расположении предметов по представлению.

В целях выяснения способности учащихся I класса читать рисунок, ориентироваться в изображенном на нем пространстве в начале учебного года нами был проведен следующий опыт. Каждому учащемуся был дан лист с линейным изображением части комнаты (окно, стол, табурет, шкаф). Детям было предложено внести в этот рисунок некоторые добавления. На подоконнике они должны были «поставить» (нарисовать) горшок с домашним растением, на столе чайник, а в глубине комнаты на полу, около стены, между столом и шкафом «положить» большой мяч. Дети были предупреждены, что, рисуя горшок с растением, чайник на столе, они должны учитывать размеры подоконника, стола и т.д., чтобы горшок с растением и мяч не оказались бы слишком большими по сравнению с ними.

Выполнение этого задания было связано с решением учащимися следующих задач графической передачи пространства. Правильное размещение чайника на столе и горшка с растением на подоконнике требовало от учащихся понимания горизонтальной плоскости стола и подоконника, данных на рисунке в перспективе, и того, что предмет, стоящий на этой плоскости (на столе и на подоконнике), в рисунке должен иметь вертикальное положение, иначе он будет «читаться» в рисунке как лежащий. Чтобы положить мячик в глубине комнаты у стены, учащимся надо было понять, то есть правильно прочитать в рисунке пространственные соотношения горизонтальной (пол) и вертикальной (стена) плоскостей. Анализ рисунков детей, выполнявших это задание, показал, что некоторые задачи решались сравнительно легко, другие – много труднее. Легче дети справились с изображением положения чайника на столе. Из 37 детских рисунков, только на одном чайник стоял не на горизонтальной плоскости стола, а на его ребре, то есть был нарисован так, как он стоять не может. С передачей вертикального положения чайника учащиеся также справились вполне удовлетворительно: на 28 из 36 рисунков чайник имел ясно выраженное вертикальное положение, на двух рисунках положение немного наклонное, на шести – чайник не стоит, а лежит.

Горшок с растением имел правильное вертикальное положение только на 15 рисунках, на 9 – скорей наклонное, чем вертикальное, на 13 рисунках горшок лежал на подоконнике. На большинстве рисунков горшок стоял не на плоскости подоконника, а на его ребре (31 рисунок из 36). Только пятеро учащихся нашли правильное положение горшка на плоскости подоконника. По-видимому, это определяется тем, что горизонтальная плоскость подоконника много уже плоскости стола, где стоял чайник, и детям было труднее действовать.

Наиболее сложным оказалось для детей расположить мяч. Только на трех рисунках задача решена правильно. Мяч лежит в глубине у стены, его основание расположено на горизонтальной плоскости пола, а верхняя часть находится на фоне вертикальной плоскости стены, что определяет точно его пространственное положение. На восьми рисунках мяч дан на линии, отделяющей пол от стены, причем в одном случае на уровне этой линии находится верх мяча, а в другом – его низ. На 23 рисунках мяч нарисован на горизонтальной плоскости пола в середине комнаты, а в некоторых случаях прямо на переднем плане. А на двух рисунках мяч изображен целиком на вертикальной плоскости, на стене, поэтому кажется, что он подпрыгнул и находится в воздухе.

Выработка у детей умения учитывать горизонтальную и вертикальную плоскости в рисунке и их соотношения при расположении предметов должна быть одной из основных учебных задач в работе над тематическим рисунком.

Очень важным моментом в тематическом рисовании Методика руководства является подбор тем и заданий.

Рисование на темы «Осень», «Зима», «Весна» опирается на определенные знания детей, накопленные ими в результате их непосредственных наблюдений, чтения и бесед учителя, показа картинок. Несомненно, что с целым рядом образов у них связаны какие-то переживания, чувство радости, удовольствия, в том числе и эстетические чувства. Но все это носит еще очень разрозненный, не осознанный и не обобщенный характер. Темы осени, зимы, лета связаны с изображением дерева. Схема дерева в нескольких ее вариантах прочно держится в рисунках первоклассников. Часто встречается схема, где ствол дерева наверху не утончается, а как бы срезан по горизонтали. Можно встретить изображение дерева, наоборот, с невероятно широким основанием, при этом ствол дерева так резко суживается кверху, что получается нечто вроде треугольника. Сучья на этом дереве в схеме обычно абсолютно одинаковы и по длине, и по расположению на стволе, и по форме. Непосредственно на сучьях сидят листья. При наблюдении детьми дерева их внимание должно быть в первую очередь направлено на его строение: ствол внизу шире, чем у вершины, он суживается постепенно и на самом верху всего уже, сучья у ствола толще и постепенно утончаются к концу, они расположены вокруг всего дерева, нижние сучья длиннее и толще верхних, на сучьях много веточек, на них листья. Такой анализ строения, конечно, требует повторения, но все же почти сразу после него в изображении дерева у детей можно видеть новые подробности, почерпнутые из наблюдения. Далее может следовать наблюдение и определение характерных особенностей, отличающих, например, березу от других деревьев.

mirznanii.com

Развитие у младших школьников изобразительной грамотности в процессе декоративного рисования

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.

Кафедра педагогики и

психологии начального образования

Курсовая работа

Развитие у младших школьников изобразительной грамотности в процессе декоративного рисования.

Выполнена: студенткой 5 курса

группы Б заочной формы обучения

факультета ИСиГН

Рощиной И.Г.

Научный руководитель:

Антоненкова И.Н.

Тула 2010

Содержание

Введение ……………………………………………...…………………..…….....3

Глава I . Теоретические основы развития изобразительной грамотности младших школьников.

1.1. Развитие изобразительной грамотности в психолого-педагогической и методической литературе отечественных и зарубежных авторов…………………………………………………………………….. 6

1.2. Особенности развития изобразительной грамотности младших школьников …………………………………………………………...…17

1.3. Роль упражнений в развитии изобразительной грамотности на уроках декоративного рисования…………………………………..…………….23

Глава II . Исследование развития изобразительной грамотности младших школьников в декоративно-прикладном искусстве.

2.1. Определение уровня развития изобразительной грамотности младших школьников………………………………………………………………..28

2.2. Методические рекомендации по повышению изобразительной грамотности младших школьников на уроках декоративного рисования ……………………………………………………………………..……….32

Заключение ………………………………………………………………………47

Список литературы …………………………………………………….……...48

Приложение………………………………………………………………………51

ВВЕДЕНИЕ

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через несколько десятилетий, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим»[1] .

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых взглядов"[2] .

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики изобразительной грамотности как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой личности.

А формировать личность, - отмечают многие педагоги, психологи, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Это предположение и определило тему нашего исследования: "Развитие у младших школьников изобразительной грамотности в процессе декоративного рисования".

Объект исследования – развитие изобразительной грамотности у младших школьников.

Предмет исследования – упражнение, как средство развития изобразительной грамотности у младших школьников.

Цель – на основе анализа психолого – педагогической литературы подобрать и систематизировать упражнения на выявление изобразительной грамотности у младших школьников.

Задачи:

1. Проанализировать развитие изобразительной грамотности в психолого-педагогической и методологической литературе, раскрыть специфические особенности развития изобразительной грамотности у младших школьников.

2. Определить исходный уровень изобразительной грамотности младших школьников средствами декоративного искусства.

3. Раскрыть роль упражнений (заданий) в развитии изобразительной грамотности у младших школьников на уроках декоративного рисования.

4. На основе полученных данных разработать методические рекомендации по развитию изобразительной грамотности у младших школьников на уроках декоративного рисования.

Методы исследования:

1. теоретический анализ литературы,

2. наблюдение,

3. педагогический эксперимент,

4. анкетирование,

5. беседа.

База: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Белева Тульской области», учащиеся 3 Б класса, 10 девочек, 12 мальчиков.

Глава I . Теоретические основы развития изобразительной грамотности у младших школьников.

1.1. Развитие изобразительной грамотности в психолого-педагогической и методической литературе отечественных и зарубежных авторов.

Художественное образование в начальной школе является основой формирования духовного мира личности. Занятия изобразительным искусством для младших школьников, предоставляют широкие возможности не только для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, но является и важнейшим условием их духовного становления. Совершенствование изобразительной деятельности учащихся начальной школы обеспечивает большую эффективность личностного роста каждого школьника[3] .

Грамотность – в широком смысле знание законов и правил предмета в сочетании с твердыми навыками пользования ими в процессе деятельности. Содержание понятия и уровень грамотности меняются в связи с общим культурным ростом народа и теми требованиями, которые предъявляются к грамотности на определенном этапе экономического политического и культурного развития страны в зависимости от существующего в ней общественного и государственного строя.

Графика – (лат. Graphice - рисование, черчение, искусство письма или рисования) вид изобразительного искусства, основанный на технике рисунка. Графика объединяет законченные рисунки, подготовительные художественные работы, репродукционные техники. Вспомогательную (подготовительную) и замещающую (репродукционную) функцию графика позволяет выполнять дешевизна используемых в ней материалов (прежде всего бумаги, как основы большинства графических произведений, до ее изобретения были распространены более дорогие папирус, пергамент, шелк). Особенности материалов (текстура, фактура) техник и технологий придают произведениям графики эстетическое своеобразие, отличающее ее от живописи[4] .

Изобразительная (графическая) грамотность – в школе на уроках изобразительного искусства знания, умения, навыки в рисовании предметов, явлений, декоративных и тематических композиций.

Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства как, например, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и др. Они активно вступают на путь реалистического мировоззрения, стремятся научно обосновать явления природы, раскрыть законы природы и установить связь между наукой и искусством. Художники изучают памятники античного искусства, обращаются к науке: оптике, математике, анатомии.

Гармонической ясностью, преклонением перед красотой реальной действительности пронизаны картины художников Возрождения. Они сумели не только теоретически обосновать актуальные проблемы искусства, но и практически доказать их правильность. Изобразительное искусство эпохи Возрождения – источник мудрости, знания и высокого мастерства.

Реалистические тенденции в 20 в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений, новых средств художественной выразительности, о чём свидетельствует искусство таких разных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, А. Рефрежье в США, А. Фужерон во Франции, Р. Гуттузо в Италии и др. Всё более отчётливой и последовательной становится органическая связь реализма с передовыми социально-политическими движениями времени, что приводит многих художников к освоению реаличстического воспроизведения мира.

Успех овладения любым видом деятельности, в том числе изобразительной, определяется как содержанием обучения, так и методикой преподавания. Поиск эффективных путей овладения изобразительным искусством, совершенствование системы художественного образования учащихся и сейчас вызывает закономерный интерес ученых: - педагогов, психологов, методистов, художников.

Серьезный вклад в разработку академической системы обучения рисованию в 19 - начале 20 вв. внесли российские художники-педагоги: К.П. Брюллов, А.Е. Егоров, А.А. Иванов, АИ. Иванов, Д.Н. Кардовский, О.А. Кипренский, И.М. Крамской, П.Я. Павлинов, Н.Э. Радлов, И.Е. Репин, А.П. Сапожников, В.А. Серов, В.И. Суриков, П.П. Чистяков, В.К. Шебуев.

mirznanii.com


Смотрите также