Консультация "Значение рисования для воспитания и развития дошкольника". Значение рисования для развития детей


Консультация "Значение рисования для воспитания и развития дошкольника"

hello_html_m9b48f0c.gifКонсультация для родителей

«Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника».

В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» - каждая сторона личности ребенка – была яркой и интересной.

Изобразительное искусство – это лишь одна грань. Но какая! Мы даем годовалому малышу карандаш «Порисуй!» И он рисует. Это заложено природой – начиная с первобытных времен, человек всегда рисовал. И теперь, пока желание свежо, а любопытство безмерно, пришла пора начинать то, что называется скучным словосочетанием «эстетическое воспитание» - бесконечное, увлекательное путешествие в страну пластических искусств.

Детское творчество - целая большая «живая» область самостоятельного своеобразного искусства, со своими закономерностями, этапами поступательным движением вперед.

Как вы думаете, есть ли что-нибудь общее между маленьким ребенком и художником импрессионистом? Оказывается, есть и очень многое. Свобода самовыражения, интерес к экспериментированию и открытиям, любовь к цвету, живость и смелость рисунка. В самом деле, малыш самозабвенно проводит самые немыслимые линии, ставит на месте самые немыслимые линии, ставит на листе самые невозможные по цвету и форме пятна… Главное для него процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда восхищает и радует. И эмоции при этом льются самые яркие, сильные, созидательные. Они созидают отношение к миру и себе самому. В 5–6 лет дети уже достаточно опытные «художники». Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками. А раскраски воспринимают как уже созданные образы, которые требуют цветового решения.

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Ведь занятия изобразительным искусством развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению других предметов: таких как математика это ориентирование в пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный, квадратный и т.д.), счет, форма предметов, подготовка руки к письму, биология – строение растений, животных, человека и т.п.

Одной из важных частей работы по развитию творчества в изобразительной деятельности детей является работа с цветом. Что такое живопись? Что такое цвет в живописи? Давно замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся красок, они любят цвет, и их рисунки отличаются яркостью, красочностью. Но ребенок взрослеет, ему мало только одного процесса рисования, ему нужен результат. Даже самый маленький ребенок эстетически воспринимает цвет, и обучать детей законам цвета, его восприятию нужно как можно раньше. Дошкольник – это очень благодатный для обучения возраст, когда ребенку все интересно, он впитывает в себя полученные знания и отдает их в виде ярких красочных рисунков. Если пропустить этот момент то будет гораздо труднее учить детей, пробудить в них чувство цвета. Мы учим видеть, наблюдать и замечать окружающий разноцветный мир, увидев его во всем богатстве оттенков, ощутив волшебство обычных красок.

Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Замечено, что ребенок применяет яркие, чистые, красивые цвета для изображения любимых героев, приятные события, а темными изображает нелюбимых, злых героев и печальные явления.

Осваивая цвет, дети начинают использовать его однозначно, земля – всегда коричневая, небо – синее, солнце – желтое, трава – зеленая и т.п. Особенно это заметно к концу учебного года, когда в наборах красок одновременно заканчиваются все яркие насыщенные цвета. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета.

Другое средство выразительности, используемое дошкольником, – линия. Замечено, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией. Как и взрослые, дети очень часто используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что на их взгляд особенно значимо. Рисуя первый снег, ребенок изображает падающие снежинки огромных размеров. Занятия изобразительным искусством (вопреки расхожему мнению, как о второстепенном, незначительном предмете, баловстве) развивают и обучают. На занятиях мы и считаем, и читаем стихи, слушаем музыку, изучаем природные явления, животных, человека, природу, деятельность людей. Ведь прежде чем изобразить что-либо, нужно изучить, понять этот предмет или явление. Поэтому не нужно упрекать ребенка в том, что он рисует: «Тебе что, делать нечего?» Ведь таким образом он познает окружающий мир.

Дорогие родители! Приобретите Вашему ребенку краски, мелки, фломастеры, пластилин, цветную бумагу, ножницы, клей! Пусть он и дома может свободно заниматься творчеством. И не надо бояться, что все запачкает красками, пластилином и клеем. Для этого просто нужно организовать рабочее место и выделить свободных 20-30 минут. Даже когда Вы готовите ужин или читаете газету – пусть ваш ребенок рядом занимается творчеством.

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад «Солнышко»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Данные с рабочего стола\дети\0a2f89bcab62ee2f4b038e78a147bc6b.jpg

Руководитель ИЗО

Зверева

Вера Николаевна

Улькан

2011

infourok.ru

Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».         В.А.Сухомлинский.

Рисование – это любимое детское занятие. Оно воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Даже очень маленький ребенок, схватив в кулачок шариковую ручку или карандаш, уже хочет украсить своей живописью мамин журнал, обои в комнате или пододеяльник. Нарисовав пару каракуль, ребенок постоянно утверждает, что это папа или мама. Дети рисуют все, что замечают вокруг. Почему дети любят рисовать? Они рисуют потому, что им нравится это делать. Так они познают окружающий мир.

В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок постигает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем осваивает формы материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Для ребенка рисунок – это не искусство, а определенная речь. Обычный детский рисунок может много рассказать о том, что творится в душе маленького художника. Рисование помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно дает возможность детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, позволяет закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка улучшается наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно приблизиться к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности дошкольников. Большинство наших фантазий, мыслей и мечтаний формируются с помощью изображений. Благодаря рисованию, он имеет возможность выразить все то, что он еще не выражает словами. В момент рисования малыш абсолютно свободен. Отступают на задний план ограничения и запреты. Чаще всего детский рисунок выражает сферу интересов малыша. Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов.

Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.

Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, вгоняет в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами, мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?

Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Но, обучая ребенка рисованию, не следует переусердствовать. Не стоит постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом.

          Далее предложены нетрадиционные техники рисования, для ознакомления. Ваш ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.

Веселые брызги

Попробуйте сначала сами, а потом покажите ребенку, что нужно делать. Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны - фигурки, вырезанные из картона. Например, силуэты звезд, полумесяца, цветов, зверюшек... Получившиеся "белые пятна" можно оставить пустыми или раскрасить.

Отпечатки листьев…

На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Дома разведите в бумажных стаканчиках краски так, чтобы они были достаточной густоты. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.

...и отпечатки пальцев

Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Конечно, краску нужно взять легко смывающуюся, например гуашь. С акварелью узоры из отпечатков получатся не такими контрастными и выразительными. Начать можно с простых изображений - цветок, кисть винограда... А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.

Каракули

Вместе с ребенком по очереди рисуйте на листке бумаги прямые и кривые линии, пересекающие друг друга. Затем можно закрасить участки, ограниченные этими линиями, карандашами или фломастерами разного цвета, заполнить их штрихами, крапинками, клеточками.

Картофельные штампы

Разрежьте пополам сырую картофелину и на месте среза вырежьте простой рельеф - цветок, сердечко, рыбку, звездочку... Пропитайте краской штемпельную подушечку и покажите ребенку, как нужно делать отпечатки. Если нет специальной подушечки, можно взять кусок губки или наносить краску прямо на поверхность среза. Если заготовить несколько разных штампов, малыш сможет с их помощью создавать даже сюжетные картинки или изготовить прекрасную оберточную бумагу для подарка. Это занятие - хороший предлог познакомить ребенка с различными геометрическими формами: кругом, квадратом и т. д.

Рисование губкой

Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.

«Близнецы»

Этим вы, конечно, сами не раз занимались в детстве. Остается только показать своему малышу, как это делается. Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем - что получилось: бабочка, диковинный цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.

Закрашивание рельефов

Берем лист бумаги, подкладываем под него монетку, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, вышитая крестом скатерть, металлический значок... - просто посмотрите вокруг. Это не только увлечет ребенка, но и поможет развить его тонкие ручные навыки.

Использование нетрадиционных методов может привить детям желание рисовать, сделать ребенку занятие интересными и познавательными.

Не ждите от ребенка шедевров: цель любой изобразительной деятельности - получить удовольствие. Не увлекайтесь критикой, даже справедливой, иначе рискуете отвратить малыша от этого занятия. Но старайтесь и не захваливать, иначе он перестанет воспринимать похвалы всерьез.

Обобщая опыт работы с детьми в этом направлении, можно с уверенностью сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

nkalina72.edumsko.ru

«Значение рисования в жизни ребенка»

Дети очень любят рисовать. Практически все люди в детстве рисовали очень часто и много. Изобразительная деятельность помогает ребенку полнее выражать свои мысли, состояния, а главное настроение. Рисуя, ребенок раскрывает свой внутренний мир. Рисование – это наиболее доступное средство самовыражения ребенка.

Рисунок ребенка - это показатель его психологического развития. В том, что он рисует и какие цвета использует для этого специалисты видят его уровень развития, эмоциональные состояния и т. д.

Какие же цвета выбирают наши дети.

Желтый

Психологи утверждают, что желтый цвет выбирают дети с творческим мышлением, хорошим воображением. Это дети, мечтатели. Ведь они и играют больше не с игрушками, а с камешками, палочками, тряпочками, давая тем самым волю своему воображению.

Оранжевый

Этот цвет выбирают гиперактивные дети, страдающие синдромом недостатка внимания. Они бегают, играют, балуются, веселятся всегда и везде, по причине и без. Но все же не стоит бить тревогу, если вашему ребенку полюбился этот цвет: это еще не говорит о его гиперактивности, может, что он находится на такой ступени развития и совсем скоро это пройдет.

Розовый

Розовый и светло-сиреневый цвета нравятся нерешительным, застенчивым и тихим натурам. Для таких детей важна поддержка родителей и окружающих людей, а также их мнение.

Голубой

Этот цвет предпочитают беззаботные, свободолюбивые дети.

Красный

Многие считают, что это агрессивный цвет, но детские психологи отмечают склонность к этому цвету у открытых и активных детей. Такие малыши энергичны, жизнерадостны, напористы. В моей группе то же есть такая девочка. Все ее рисунка состоят в основном из желтого и красного цветов, но я не могу сказать про нее, что она агрессивна. Существует интересный факт: многие известные политические деятели в детстве любили красные и желтые цвета. Сама я лично считаю, что красный – это цвет жизни и энергии.

Синий

Этот цвет любят, тихи дети. Но бывает, что и активные дети вдруг начинают рисовать синим, это означает, что ребенок в данный момент просто устал от движения и нуждается в покое.

Зеленый

Если в рисунках ребенка много зеленого цвета, особенно темно-зеленого оттенка, то вам стоит уделять ему больше внимания. По мнению детских специалистов, темно-зеленый цвет, говорит о том, что ребенку не хватает заботы и любви родителей.

Если преобладает сине-зеленый оттенок, то следует меньше давить на ребенка, потому что этот оттенок говорит о напряжении.

Фиолетовый

Любители этого цвета очень ранимы и чувствительны. Дети, любящие фиолетовый, имеют богатый внутренний мир.

Серый

Дети предпочитающие этот цвет слишком зажаты в себе. Таких детей надо во всем поддерживать, уделять им больше внимания и тогда они полюбят яркие цвета.

Коричневый

Если ребенок вдруг полюбил коричневый, то, возможно, ему сейчас очень тяжело после пережитого стресса, болезни или проблем в семейных отношениях, и он нуждается в поддержке.

Черный

Черный – цвет опасности. Не споит оставаться в стороне, если ваш малыш любит этот цвет. Возможно, ребенок, по каким то причинам переживает стресс. Совсем другое дело, если ребенок начинает рисовать черным, а затем приукрашивает свой рисунок и другими цветами. Это значит ваш малыш - творческая личность.

Как быть, если малыш выбирает для рисования мрачные цвета?

Прежде, чем делать какие-то выводы, поговорите с ребенком и обязательно обсудите то, что он нарисовал. Порой из разговора с ребенком становится ясно, почему он выбрал этот цвет. Возможно «мрачный» цвет- это просто художественный замысел ребенка.

Конечно, если малыш систематически, при наличии разноцветных карандашей, предпочитает рисовать одним черным или коричневым, на это следует обратить внимание. Но, если ребенок раз в неделю нарисовал нечто в темных тонах и логически это объяснил, то здесь нет повода для беспокойства.

 Значение рисования  в жизни ребенка

osipenko-ds123.edusev.ru


Смотрите также