Мастер-класс по изобразительному искусству "Гжель". Гжель техника рисования


узоры для начинающих. Роспись посуды гжельскими узорами

Гжель, небольшой город в Московской области, - центр известного художественного промысла России. Так называемый Гжельский куст занимает обширную территорию и включает в себя 27 деревень, население которых издавна занимается росписью разнообразных изделий из белоснежного фарфора и фаянса. История гжельского промысла прослеживается с 14-го века, с того самого времени, когда под Москвой обнаружили богатое глиняное месторождение. Материал был разнородным: в верхних слоях располагались слои простой красной "ширевки", ниже залегали пласты "пушнины" бледно-желтого цвета, а в самой глубине раскинулась "мыловка" - нежнейшая белая глина, прекрасный материал для изготовления высококачественных фарфоровых и фаянсовых изделий.

Аптекарские нужды

Некоторое время из белой глины делали посуду и прочую кухонную утварь. Затем появился царский Аптекарский указ, предписывающий отправку всего добытого сырья в Москву для потребностей медицины и фармацевтики. Изготовление кухонной посуды пришлось отложить, однако через некоторое время были открыты дополнительные залежи белой глины, и, таким образом, материала уже было достаточно и для аптек, и для гончарного производства. Во время изобилия сырья и зародился художественный промысел под названием гжель.

Мировая известность

Гжельская роспись, узоры которой отличаются особым стилем, стала распространяться по России. Первое время художники использовали разноцветные краски. Затем гжельская роспись, узоры, тематика рисунка и общий стиль несколько изменились. Основным колером стала ярко-синяя кобальтовая краска. С тех пор гжельская роспись, узорчатостью которой восторгаются люди во всем мире, стала классическим сочетанием двух цветов - белого и синего. Подлинные изделия не допускают каких-либо других оттенков, только в отдельных случаях художник может использовать золотую краску для легкого декорирования.

Расцвет

Знаменитая гжельская роспись (узоры, орнаменты, растительная тематика и многое другое из того, что составляет основу уникального художественного стиля) получила развитие в 19-м веке. В богатых домах России считалось хорошим тоном сервировать обеденный стол посудой из гжельского фарфора. В первую очередь за этим стоял патриотизм, гордость за свою страну. К тому же бело-синие тарелки и супницы стоили на порядок дешевле мейсенского фарфора.

Изображения на изделиях также были исключительно на русскую тематику. Охота с собаками, пляски на Масленицу, крестный ход на Пасху и многие другие события истинно русского характера изображались на столовой посуде. Таким образом, гжельская роспись, узоры которой были близки по духу россиянам, становилась все более популярной.

Ручная работа

В начале 20-го века заводчики Подмосковья делали попытки поставить производство бело-синих изделий на поток, однако эта идея провалилась. Роспись посуды гжельскими узорами непременно должна делаться вручную опытными художниками, которые способны вложить в свою работу душу. Механическое нанесение рисунка уничтожает суть искусства, изделие становится безликим.

Гжельская роспись, узоры и орнаменты, геометрические фигуры или сюжеты из деревенской жизни - все это результат творчества талантливых художников, работающих на предприятиях народных художественных промыслов "Гжельского куста". Первым признаком мастерства художника считается наличие в росписи полутонов, когда бледно-синие штрихи чередуются с яркими и насыщенными.

Гжельская роспись: узоры

Цветок, его нежные лепестки, стебель растения, листики на тонких черенках… Все это является классической темой гжельской росписи. Растения изображаются в стилизованном виде, но их характерные признаки просматриваются, ягоды смородины не спутаешь с калиной, а крыжовник не назовешь шиповником, даже при том, что все растения, цветы и ягоды одинакового ярко-синего цвета.

Детская тематика

Значительная часть изделий гжельских народных промыслов посвящена детям. Это лошадки и слоны, ослики и жеребята, разрисованные вагончики с паровозиком, машины и самолеты, на которых присутствует гжельская роспись. Узоры для детей так же искусны, как и для взрослых, но с гораздо большей ответственностью подходит к работе художник. Ведь ребенок ни в коем случае не должен разочароваться. Поэтому художники, приступая к росписи игрушек и других изделий детского ассортимента, стараются выполнить работу как можно лучше.

Мастер-классы

В производственных объединениях гжельских народных художественных промыслов работают секции по обучению желающих овладеть искусством росписи. Будущие художники проходят специальные курсы рисунка и технологий создания знаменитых бело-синих фарфоровых изделий, осваивают такой вид народного промысла, как гжельская роспись. Узоры для начинающих упрощенные, тем не менее процесс обучения состоит из нескольких этапов.

Первые уроки включают в себя обучение рисунку, а точнее, нанесению контуров будущего изображения. Штрихи наносятся чертежным карандашом средней мягкости на бумагу типа ватмана без нажима, чтобы можно было ластиком стереть неудачно обозначенные линии.

После того как контурный рисунок готов, можно приступать к раскраске. Пробное изображение лучше сделать водорастворимой краской - акварельной, акриловой или гуашью. Кисточка для это подойдет любая, но для начала можно воспользоваться 2-м номером. На отдельном кусочке бумаги следует сделать несколько мазков, чтобы подобрать синий цвет, подходящий по насыщенности. Затем нужно попробовать нарисовать цветок. Если изображение на бумаге получилось удачно, то на следующем этапе можно приступить к росписи керамического изделия.

Разнообразие рисунка

В базе данных каждого гжельского предприятия по выпуску керамики есть сюжетные и тематические зарисовки, используемые при необходимости технологами. Разнообразная гжельская роспись, узоры, фотографии, рисунки, копии - все идет в дело, когда нужно запустить очередную серию изделий.

Отдельными партиями выпускается авторская продукция, когда изделия от начала до конца выдерживаются в статусе эксклюзивности. Форма их уникальна, роспись неповторима. Такая гжель ценится высоко, знатоки стараются приобрести именно эту продукцию. Первосортные изделия отличаются от обычных детальной проработкой рисунка. Художник прорисовывает мельчайшие нюансы, и в результате рождается истинный шедевр гжельского народного промысла.

Продажа на месте

В последнее время появилась хорошая традиция - при гжельском производстве открывать магазин по реализации изделий местных мастеров. Произведения искусства стали более доступны, увеличился выбор. Крупные предприятия гжельского промысла наладили выпуск суперсервизов, наподобие тех, которые поставлялись императорскому двору в 19-м веке. Представители прежних поколений помнят наборы столовой посуды из 120 и более предметов. Были сервизы и поменьше, на 12 персон из 84 предметов. И совсем маленькие, на двоих, под названием "Тет-а-тет". Был сервиз даже на одну персону, миниатюрный, который назывался "Эгоист".

Царская монополия

В те далекие времена много гжельской продукции уходило за границу. Европейцы вывозили изделия русских мастеров вагонами. Так продолжалось довольно долго, пока главным покупателем заводской продукции не стало русское императорское казначейское ведомство. Довольно быстро возникла монополия, которая подчинила себе производство гжели, и с тех пор вся продукция отгружалась на склад казначейства.

Перспективы

В настоящее время гжель востребована как никогда. Заводы и небольшие мастерские работают с полной нагрузкой. Все жители так называемого Гжельского куста заняты на производстве белоснежной расписной керамики.

fb.ru

Мастер-класс по изобразительному искусству "Гжель"

Муниципальное учреждение «Управление образования» г. Рубцовска

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МАСТЕР-КЛАССА

ПО ТЕМЕ:

«ГЖЕЛЬ»

Для педагогов дополнительного образования и учителей изобразительного искусства

Продолжительность занятия: 2 часа

Автор: Ляшенко

Марина Владимировна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория

Рубцовск

2015

Тема мастер-класса

«Гжель»

Цель: усовершенствовать знания и навыки в гжельской росписи с методическими рекомендациями для педагогов.

Тип мастер-класса: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний и их практическое применение.

Методы обучения:

  • Словесно-наглядный;

  • Эмоционального воздействия;

  • Проблемной ситуации;

  • Практический;

  • Работа с литературой и образцами промысла;

  • Ситуация успеха.

Предлагаемая результативность:

  • Эмоционально-художественное восприятие значимости Гжели;

  • Освоение техники выполнения гжельского письма;

  • Приобретение практических знаний по подаче материала по данной теме детям.

Методика подготовки мастер-класса:

  1. Изучение литературы по данной теме.

  2. Подбор изделий гжельских мастеров, наглядных пособий, репродукций, открыток и фотографий.

  3. Роспись изделия для образца.

  4. Знания, полученные на мастер-классе, могут быть использованы педагогами изобразительного и декоративно – прикладного направления на занятиях с детьми.

  5. Выбор упражнений для физминутки, гимнастики для пальцев и глаз.

  6. Подготовка раздаточного материала.

План мастер-класса

  1. Оргмомент.

  2. Знакомство с темой мастер-класса и с уровнем уже имеющихся знаний и навыков педагогов по данному материалу.

  3. Выставка изделий гжельской посуды и знакомство с голубыми цветами Гжели.

  4. История гжельского фарфора.

  5. Физминутка.

  6. Кобальтовый цветок и его тайна.

  7. Приемы кистевой росписи, упражнения, элементы.

  8. Гимнастика для пальцев.

  9. Практическая работа.

  10. Гимнастика для глаз.

  11. Творческая работа педагогов.

  12. Выставка – просмотр с анализом сделанных работ.

  13. Методические рекомендации.

Ход мастер-класса

1. Оргмомент: Знакомство с участниками мастер-класса. Повторение правил организации рабочего места для росписи.

2. Знакомство с темой мастер-класса и с уровнем уже имеющихся знаний и навыков педагогов по данному материалу.

– Сегодня мы с Вами раскроем тайну голубых цветов Гжели. Что Вы знаете об этом промысле? (это роспись по фарфору, где используется синий цвет).

– Это все правильно, но давайте познакомимся поближе с творчеством мастеров гжельского фарфора и голубыми цветами Гжели.

3. Выставка изделий гжельской посуды и знакомство с голубыми цветами Гжели.

– Гжельский фарфор, украшенный нарядной, синей росписью, приобрел прочную популярность как у нас в стране. Так и за рубежом. Ценность его в том, что он неповторим и очень декоративен. Изделия гжели украшают цветы, листья или целые букеты и гирлянды цветов.

– Каким цветом написано все это великолепие? (синим)

– Правильно, одним единственным цветом – синим кобальтом, который положен на белую поверхность то широким густым мазком, то едва заметным касанием кисти. Мазки разной интенсивности создают сочный, яркий, очень выразительный рисунок. Свое название «гжель» этот фарфор получил от деревни Гжель, которая находится в Раменском районе Московской области в 60 км. От Москвы. Здесь издавна занимались гончарным промыслом. Более 30 деревень жили тем, что делали разнообразную керамическую и сами продавали ее на рынках Москвы и других крупных городах России.

4. История гжельского фарфора.

История гжельского фарфора уходит в те далекие времена, когда в XVII веке стали вывозить здешние отличные глины для производства различной посуды, ее использовали стекольные заводы и делали особую «алхимическую» посуду для царской аптеки.

Во второй половине XVIII века московский купец Афанасий Гребенщиков построил один из первых русских керамических заводов, где делали разнообразную посуду из майолики. Гжельские майоликовые изделия украшались тогда разноцветной росписью.

В начале XIX века стали производить полуфаянс. Его изготавливали из светлой глины и украшали синей росписью, которую клали под глазурь. Краску наносили сочными свободными мазками, сочетая их с тонким графическим рисунком. Гжельцы очень умело использовали белый фон самого изделия, который как бы становился вторым цветом изображения. Иногда рисунок оттеняли тонким золотым контуром или отдельными черточками. Так рождалась традиция гжельской росписи.

Постепенно гжельские мастера перешли от полуфаянса к фаянсу и тонкому фарфору.

Современная гжель – обаятельное, жизнерадостное, оригинальное искусство. Родившись на Русской земле, оно вобрало в себя глубоко лирическую красоту здешней природы и сдержанный, сильный и экспрессивный темперамент русских людей.

5. Физминутка. Методическая рекомендация для педагогов: Для детей обязательно нужно провести физминутку – это могут быть любые упражнения. Я предлагаю физминутку со стихами.

– Птичка в воздухе летела, (встать около своих парт)

- Птичка крыльями махала (развести руки в стороны и помахать)

- Полетела вправо, влево (повороты корпуса вправо, влево)

- И на ветку тихо села (сесть на свои места)

6. Кобальтовый цветок и его тайна.

- В огне совершается таинство рождения белоснежного фарфора и синего кобальтового цветка.

- Каковы же эти цветы?

- Кобальтовый цветок расправляет синие лепестки и смотрит с белого как снег фарфора. Под его тяжестью склоняется тонкий стебель с синими листьями. Над ним спиралью закручиваются травинки-усики, взметнули синие крылья стрекозы и бабочки, синие птицы поют свои песни кобальтовому цветку. Большой мак и стрельчатый георгин, лесной колокольчик и гордая роза, скромный лютик и пушистый одуванчик – все они словно пришли на белую гладь из далекого синего леса, что виднеется на горизонте.

- Послушайте частушки, которые созвучны с мыслями гжельских мастеров.

- Собираю, разбираю Васильковые цветы.

Я тебя не забываю, не забудь меня и ты.

- Василек ты, василек, а лучше – незабудки.

Заплету из них венок для сестры Машутки.

- Назови, подружка, цветик, самый милый и любой,-

А подружка отвечает: Колокольчик голубой!

- Из лазоревого цвета наберу я два букета,

Синей лентой завяжу, кому в подарок – не скажу!

- Человек увидел в природе редкой красоты сочетание белого и синего и загорелся мыслью перенести сверкающие переливы синевы на белую гладь вазы, на большое круглое блюдо, на стройный кувшин или простую кружку. Мир кобальтового цветка открывается всем зорким, всем, кто умеет видеть прекрасное и радостное.

7. Приемы кистевой росписи, упражнения, элементы.

- В гжельской росписи нужно свободно владеть кистью, работать без заранее нанесенных контуров росписи, не бояться варьировать роспись.

– Посмотрите внимательно, гжельские мастера, кроме мазка, используют тонкий графический рисунок. Этот рисунок состоит из точек и линий. Выполняется он тонкой кистью. Этой же кистью выполняются различные сетки и бордюры.

– Давайте познакомимся с еще одним традиционным элементом гжельской росписи – «капелькой». Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрится «капельки» расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется от больших в основании стебля до совсем маленьких на верхушке.

– Но основной рисунок выполняется мазковой росписью. Применяется – мазок с тенью. Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важно для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше.

8. Гимнастика для пальцев.

- Прежде чем приступить к практической работе, нужно немного размять пальчики. ( Подушечки пальчиков по очереди ставятся на парту и на них нажимают)

Эти пальцы много знают,

Только сил им не хватает

И поэтому опять надо их тренировать.

9. Практическая работа:

10. Гимнастика для глаз.

( Проследить путь корабля, не поворачивая головы)

Кораблик по морю поплыл

Вправо путь он держит

Затем налево повернул.

Остановился.

Вверх взглянул –

Солнце ярко светит.

Кораблик глазки наш закрыл

Раз, два, три –

На дно морское посмотри.

11. Творческая работа педагогов:

Возьмите изделия, рекомендую сосредоточиться на композиционном решении узора и всего оформления изделия. Выполните роспись своего изделия.

10. Выставка – просмотр. Рассматриваем полученные изделия. Идет обсуждение: что получилось, что не получилось, какие трудности возникали.

Критерии:

  • художественный образ изделия;

  • наблюдательность и фантазия;

  • овладение кистевой росписью;

  • качество исполнения.

11. Методические рекомендации:

    • Прежде чем начинать занятия по гжельской росписи нужно подготовить детей: приобрести беличьи кисти, пописать ими различные линии, волнушки, кружки.

    • Желательно чтобы были подлинные изделия гжельских мастеров, дети должны внимательно их рассмотреть и понять их неповторимость и ценность.

    • Обязательно научить правильной организации рабочего места для росписи.

    • Сравнить цветы гжельской посуды с настоящими цветами. Пусть дети сами увидят красоту природы и ее воплощение в сюжетах росписи на изделиях.

    • Хорошо провести упражнения с кистью, для того чтобы рука ребенка привыкла к правильному положению при росписи.

    • Рекомендую при выполнении упражнений по росписи, давать небольшие творческие задания: при изучении «точек и линий» - написать «сеточку», при изучении «бордюров» - придумать свой вариант и т. д.

    • После изучения приемов росписи рекомендую детей научить стилизации растений, дать им творческое задание: выбрать любимое растение и стилизовать его в элементы гжельской росписи.

    • Обратите внимание на то, что гжельские мастера используют для своих композиций не только цветы, но и другие сюжеты. Одним из главных мотивов гжельского народного промысла является птица. Здесь нужно рассказать детям о роли птиц в русской мифологии, о символике и суевериях, связанных с птицами.

    • Когда идет освоение гжельского письма – мазка с тенями, можно рассказать детям, что гжельские мастера очень часто используют посуду для того, чтобы писать настоящие картины на излюбленные темы. А любят они изображать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения: здания, мосты, дворцы, избы, храмы.

infourok.ru

Гжельская роспись: народный промысел — Щи.ру

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье. Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Цвета гжельской росписи

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения. Основными цветами являются:

  • белый, используемый для костяного фарфора;
  • цветная майолика;
  • оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
  • глухой кобальт.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Основные цвета

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:

  1. Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
  2. Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
  3. Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись. Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:

  • сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
  • растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
  • животные (чаще всего это птицы).

Техника выполнения

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

schci.ru

РИСУНКИ ГЖЕЛЬ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ: Гжельская роспись: узоры для начинающих

Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут ‘колдовскими синими цветами”. У вас миленький рисунок, напоминающий гжель, но это не гжельская роспись и не гжельская техника. Затем гжельская роспись, узоры, тематика рисунка и общий стиль несколько изменились. Гжель — один из традиционных русских центров производства и росписи изделий из керамики. Но современные мастера смогли воссоздать многоцветную роспись, а также рисунки золотом и платиной.

Как вариант — можно самим нарисовать и вырезать из бумаги заготовки-основы для росписи — это сделать несложно. Примечание: В уроке были использованы фрагменты книги «Сказочная Гжель» Ю.Э. Дорожина, раскраски «Гжель» Е. Субочевой. В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой.

Сама я 8 лет занималась различными видами росписи, урало-сибирской, гжельской и хохломской. Кобальтовая роспись израцов и посуды по белому фону пришла к нам из Голландии. Кобальтовая (синяя) роспись посуды прежде всего характерна тем, что там нет никаких подмалевков. Евгения, если бы вы назвали его «Роспись под гжель в домашних условиях» (как пример), я бы не стала комментировать.

Причина проста — в процессе фотографирования расписываемого изделия можно задеть и смазать тончайший слой краски и угробить свою работу. Тем более, что у вас куклы прекрасные, лэмпворк такой чудный.С уважением и пожеланием успехов в вашей работе. Кто желает узнать о гжели побольше, откроет википедию и прочтет об истории. Как мастер захотел, так и написал в своем МК. Он никому ничего не должен, образованность читателя — не его забота, у него другие цели.Про интересность у меня ничего не сказано, это вы додумали.

Исторически, — это обширный район, состоящий из трех десятков деревень и сел, объединённых в «Гжельский куст», который расположен примерно в 60 км от Москвы вдоль Большого Касимовского тракта. Издавна Гжель славилась своей глиной. В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды».

Мастер-класс — Роспись тарелочки в стиле Гжель:

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже XIX-ХХ веков пришло к полному забвению. В 1929 году в Гжели была создана первая артель под названием «Вперед, керамика». В 1972 году было создано Объединение «Гжель», в которое вошли все мелкие производства расположенные в соседних деревнях.

Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса!Л. Гжель традиционно расписывают синими красками. Важная особенность в гжельской росписи сине-белого фарфора — живописное начало. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.

Раскраски в стиле Гжель

Традиционный мотив гжельской росписи — птицы и петухи, трактуется как орнамент. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Гжель сегодня — это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок «мазок на одну сторону” или » мазок тенями”. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. Гжель, небольшой город в Московской области, — центр известного художественного промысла России.

Затем появился царский Аптекарский указ, предписывающий отправку всего добытого сырья в Москву для потребностей медицины и фармацевтики. Гжельская роспись, узоры которой отличаются особым стилем, стала распространяться по России. С тех пор гжельская роспись, узорчатостью которой восторгаются люди во всем мире, стала классическим сочетанием двух цветов — белого и синего.

Таким образом, гжельская роспись, узоры которой были близки по духу россиянам, становилась все более популярной. Первым признаком мастерства художника считается наличие в росписи полутонов, когда бледно-синие штрихи чередуются с яркими и насыщенными.

В производственных объединениях гжельских народных художественных промыслов работают секции по обучению желающих овладеть искусством росписи. Будущие художники проходят специальные курсы рисунка и технологий создания знаменитых бело-синих фарфоровых изделий, осваивают такой вид народного промысла, как гжельская роспись.

Будет просто замечательно, если фоном к рисованию Вы включите русские народные песни в специальной обработке — для детей. Их у нас можно скачать бесплатно по этой ссылке. Попытайтесь поэксперементировать со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки. 3) Капельки, и составные из них узоры: приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения).

Особенность такого мазка — в том, что след после кисти остается в плавным переходе цвета — от темного к светлому. Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти — с одного края ее должно быть больше (с этого края и подучится более темный оттенок). Эту птицу можно рисовать только кистями, а можно в последнем шаге — где тоненькие завитки, использовать синюю гелевую ручку поверх высохшей краски.

Традиционно цветовое сочетание — синий кобальтовый и белый — являлась первым отличительным признаком росписи в стиле «гжель». К 1800 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих гончарную посуду. Вообще этот урок расчитан на ребенка 5-9 лет, но в принципе, для разнообразия можно вовлечь и трехлетнего малыша, не требуя, конечно, от него слишком точного исполнения росписи.

Что еще написала Аманта:

  • Передо мной картина Пластова Картина знаменитого русского художника, мастера натюрморта, П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» выделяется среди других полотен с изображением цветов. Передо мной картина Н. Крымова […]
  • Раствор Аламинола Применение Аламинола 8 и 10% предназначено для обработки резиновых изделий. Согласно инструкции Аламинола и разработанной методике существуют различные режимы дезинфекции. При попадании […]
  • Применение при планировании беременности Затем с 15 по 25 дни цикла Утрожестан вводят по 100 мг по два раза в сутки – утром и вечером. То есть, капсулы вводят во влагалище утром, днем и вечером по 200 мг. В дозе 600 мг Утрожестан […]

amanfertul.ru

Техника рисования элементов росписи Гжель

1. Техника рисования элементов росписи Гжель

• Сегодня попробуем вспомнить и освоить азбуку кистевой росписи на примере гжельской. Будем учиться рисовать цветы – самый красивый, распространенный и сложный элемент узора.

4. Секреты мастеров

• Прежде чем приступить к рисованию цветка, поупражняемся писать мазки. • Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными в кистевой росписи мастера используют специальные кисти: круглые беличьи или колонковые №2, №3 и №6 – в Гжели. • Кончик ворса кисточки должен быть очень тоненьким. • В начале обучения важно правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Кисточка в руке удерживается тремя пальцами: большим, указательным и средним, таким образом, чтобы направление движения кисти осуществлялось средним пальцем.

6. Азбука кистевых мазков

• Плоский мазок (кисть №6) – проводим всем ворсом прямо и резко поднимаем кисть с середины ворса. Поупражняемся в разные стороны слева направо, справа налево и сверху вниз, снизу вверх. Соединим несколько плоских мазков в форме овала и у нас получиться первый элемент в росписи «коронка», используется, как верхняя часть цветка. • Мазок «капелька». Ставим кисть вертикально, нажимаем до середины, ведем кисть вниз и переходим на кончик. Рисуем второй мазок вместе с первым с правой стороны - получается первый не сложный элемент «сердечко». • Мазок «запятая» выполняется точно так же, как и плоский мазок, но с поворотом влево или вправо. Если нарисовать два или три мазка вместе получиться элемент узора цветка – «лепесток».• Мазок «зигзаг» начинаем с кончика кисти, поворачиваем кисть в одну сторону, нажимаем на ее до середины и поворачиваем в другую сторону, заканчиваем мазок концом кисти. Попробуем нарисовать элемент «стебелек» - два мазка «зигзага» вместе. • Мазок «в плоскости» - двухцветный мазок, на кисть с одной стороны набираем цветную краску, лишнее убираем и на другую сторону берем белила. Кладем мазок, так чтобы на листе получились сразу два цвета. Упражняемся рисовать мазки «плоский, капелька, запятая и зигзаг». Попробуем выполнить элемент «листочка». Для этого на кисть берем два цвета желтый и зеленый и рисуем две «запятые», так чтобы в центре листика был один цвет краски.

8. Секреты гжельской росписи

• Мазок «полутень». Набираем краску наполовину сырой кисти с палитры и делаем несколько мазков. После рисования 2-3 мазков кисть надо промыть и набрать краску снова, тогда получиться мазок, который с одной стороны темный, а с другой – светлее. • Бордюры. Орнамент широкий и используют элементы точки, штрихи, дуги.

11. Рисуем цветы по мотивам гжельской росписи

Материалы. Используем акварель краску кобальт, кисть № 1, 3, 6, белая бумага и лист бумаги для упражнений. Бутон. Приступаем рисовать верхнюю нераскрывшуюся часть розы «бутон» – рисуем два мазка «запятая» похожие на «чашечку». И по два лепестка от бутона таким же способом сверху вниз. Поворачиваем кисть вниз налево и направо, рисуем прямые короткие мазки «капельки» – еще два лепестка бутона. Начинаем с кончика кисти и заканчиваем основанием. Затем берем кисть №3 и сверху бутона прокладываем еще такие же мазки, получаем тень. Кистью №1 дорисовываем внутри бутона элемент «сеточка» - с наклоном штрихи, в одну и другую сторону и украшаем сверху «усиком». Рисуем тоненький стебелек и листики «капельки». Цветок. Располагаем мазки «запятые» по горизонтали, чтобы получился овал. Под ним еще широкие такие же мазки, похожие на элемент «чаша». Теперь рисуем лепестки, как у бутона, только по три с каждой стороны. Прорисовываем глубокую тень. Рисуем тоненький, длинненький стебелек, заканчиваем мазком «капелькой». Украшаем цветок «усиками» и «ягодками». Листочки. Рисуем кистью № 6, 3 – мазки «капельки». Дорисовываем травку. Травка «папоротник». Сначала рисуем длинный закругленный на конце стебелек. Отступив, от края снизу, рисуем мазки «капельки» параллельно друг другу по убыванию в размере.

ppt-online.org

Техника рисования элементов росписи Гжель

1. Техника рисования элементов росписи Гжель

• Сегодня попробуем вспомнить и освоить азбуку кистевой росписи на примере гжельской. Будем учиться рисовать цветы – самый красивый, распространенный и сложный элемент узора.

4. Секреты мастеров

• Прежде чем приступить к рисованию цветка, поупражняемся писать мазки. • Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными в кистевой росписи мастера используют специальные кисти: круглые беличьи или колонковые №2, №3 и №6 – в Гжели. • Кончик ворса кисточки должен быть очень тоненьким. • В начале обучения важно правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Кисточка в руке удерживается тремя пальцами: большим, указательным и средним, таким образом, чтобы направление движения кисти осуществлялось средним пальцем.

6. Азбука кистевых мазков

• Плоский мазок (кисть №6) – проводим всем ворсом прямо и резко поднимаем кисть с середины ворса. Поупражняемся в разные стороны слева направо, справа налево и сверху вниз, снизу вверх. Соединим несколько плоских мазков в форме овала и у нас получиться первый элемент в росписи «коронка», используется, как верхняя часть цветка. • Мазок «капелька». Ставим кисть вертикально, нажимаем до середины, ведем кисть вниз и переходим на кончик. Рисуем второй мазок вместе с первым с правой стороны - получается первый не сложный элемент «сердечко». • Мазок «запятая» выполняется точно так же, как и плоский мазок, но с поворотом влево или вправо. Если нарисовать два или три мазка вместе получиться элемент узора цветка – «лепесток».• Мазок «зигзаг» начинаем с кончика кисти, поворачиваем кисть в одну сторону, нажимаем на ее до середины и поворачиваем в другую сторону, заканчиваем мазок концом кисти. Попробуем нарисовать элемент «стебелек» - два мазка «зигзага» вместе. • Мазок «в плоскости» - двухцветный мазок, на кисть с одной стороны набираем цветную краску, лишнее убираем и на другую сторону берем белила. Кладем мазок, так чтобы на листе получились сразу два цвета. Упражняемся рисовать мазки «плоский, капелька, запятая и зигзаг». Попробуем выполнить элемент «листочка». Для этого на кисть берем два цвета желтый и зеленый и рисуем две «запятые», так чтобы в центре листика был один цвет краски.

8. Секреты гжельской росписи

• Мазок «полутень». Набираем краску наполовину сырой кисти с палитры и делаем несколько мазков. После рисования 2-3 мазков кисть надо промыть и набрать краску снова, тогда получиться мазок, который с одной стороны темный, а с другой – светлее. • Бордюры. Орнамент широкий и используют элементы точки, штрихи, дуги.

11. Рисуем цветы по мотивам гжельской росписи

Материалы. Используем акварель краску кобальт, кисть № 1, 3, 6, белая бумага и лист бумаги для упражнений. Бутон. Приступаем рисовать верхнюю нераскрывшуюся часть розы «бутон» – рисуем два мазка «запятая» похожие на «чашечку». И по два лепестка от бутона таким же способом сверху вниз. Поворачиваем кисть вниз налево и направо, рисуем прямые короткие мазки «капельки» – еще два лепестка бутона. Начинаем с кончика кисти и заканчиваем основанием. Затем берем кисть №3 и сверху бутона прокладываем еще такие же мазки, получаем тень. Кистью №1 дорисовываем внутри бутона элемент «сеточка» - с наклоном штрихи, в одну и другую сторону и украшаем сверху «усиком». Рисуем тоненький стебелек и листики «капельки». Цветок. Располагаем мазки «запятые» по горизонтали, чтобы получился овал. Под ним еще широкие такие же мазки, похожие на элемент «чаша». Теперь рисуем лепестки, как у бутона, только по три с каждой стороны. Прорисовываем глубокую тень. Рисуем тоненький, длинненький стебелек, заканчиваем мазком «капелькой». Украшаем цветок «усиками» и «ягодками». Листочки. Рисуем кистью № 6, 3 – мазки «капельки». Дорисовываем травку. Травка «папоротник». Сначала рисуем длинный закругленный на конце стебелек. Отступив, от края снизу, рисуем мазки «капельки» параллельно друг другу по убыванию в размере.

en.ppt-online.org

Без названия — Приёмы рисования гжельской росписи. Техника...

Цитата сообщения SVeTa-NeTуроки рисования. гжельская роспись

источник http://hallart.ru/master-class/the-bird-and-flower-may-hello

На нашем мастер-классе, который про­водит потомственная талантливая гжельская мастерица Татьяна Сивова, мы покажем самые распространенные гжельские сюжеты - «Птица Гжели» и «Гжельская роза». Контуры для выполнения гжельской росписи (7.20 МБ).

Эскиз «Гжельская птица»

Шаг 1. Выкладываем на палитру нем­ного краски из баночки, добавляем во­ды и тщательно растираем на палитре краску шпателем до получения одно­родной массы. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны, но не растекаться по стеклу.

Шаг 2. Для выполнения мазковой рос­писи кисть № 8 немного смачиваем в воде, отжимаем лишнюю воду о край банки. На чистой стороне стекла рас­правляем ворс кисти «веером», или «ло­паткой», чтобы она стала плоской. Кру­говыми, плавными движениями наби­раем краску, каждый раз захватывая все больше краски на одну сторону кисти.

Шаг 3. Держим руку на весу, но мизинец (для упора) касается бумаги. Прижима­ем кисть к поверхности бумаги сначала кончиком, одновременно двигаем кисть к себе, в середине мазка нажимаем силь­нее, а в конце плавно поднимаем, пово­рачивая плоскостью кисти вдоль мазка. Все движения выполняем только паль­цами, которые сжимают кисть. Получил­ся серповидный мазок с тенью на внеш­ней стороне - тулово сказочной птицы.

Шаг 4. Основания для крыльев делаем короткими мазками, а «бёдра» - кап­левидными, тёмными.

Шаг 5. Делаем хвост. Один мазок ров­ный, другой для придания воздушнос­ти делаем волнообразными движени­ями пальцев, к концу мазка волны зату­хают, кисть поднимается от поверхно­сти бумаги, мазок становится тоньше.

Шаг б. Оперение крыла выполняем кистью № 6. Мазки чуть волнисты, уменьшаются и утончаются, приближа­ясь к туловищу птицы.

Шаг 7. Теперь кистью № 3 с длинным заострённым концом набираем краску на всю её рабочую часть. Делаем дета­ли оперения более тёмным, однотон­ным мазком, опуская кисть на бумагу плашмя, получаются «капельки», или «ляпочки».

Шаг 8. Самой тонкой кистью выполня­ем мелкие детали - маленькие пёрыш­ки, глазки и завитки возле головы и хвоста птички.

Шаг 9. Эскиз гжельской сказочной пти­цы готов, теперь можно приступать к исполнению росписи на фарфоре.

Эскиз «Гжельский букет»

Шаг 10. Делаем основание гжельской розы - полукруглый теневой серповид­ный мазок кистью № 8. Пальцами руки как бы очерчиваем в воздухе круг, по­степенно приближая кисть к бумаге, лёг­кое прикосновение, сильнее нажим - и плавно поднимаем кисть в воздух.

Шаг 11. Стилизованные лепестки на­ шей розы сводим в одну точку к основа­нию цветка (цветоножки). Здесь мазки выполняем лёгкими, волнообразными движениями; чтобы «оживить» розу.

Шаг 12. Упругими, волнообразными движениями делаем «шапку» розы.

Шаг 13. Для подмалёвка набираем на кисть № 6 краску, сильно разбавлен­ную на палитре водой, мазок однотон­ный бледный.

Шаг 14. Листочки пишутся короткими мазками, наложенными друг на друга «ёлочкой», тень у мазка снаружи, по­этому половину листа пишем мазком с правой тенью, а другую - с левой, при этом «лопатку» кисти поворачиваем на 180 градусов.

Шаг 15. Короткими прикосновениями кисти делаем лепестки флокса.

Шаг 16. Тонкой длинной кистью № 2 выполняем «графику» - прожилки у листочков и веточки у «ягодок». Краску набираем на всю длину ворса кисти, линию проводим с нажимом у основа­ния и более тонкую к концу, этим дос­тигается каллиграфия, лёгкость линий.

Шаг 17. «Капельки», или «ляпочки», у основания более «жирные», а к концу сходят «на нет».

Шаг 18. Завершают композицию «ты­чинки» в центре розы, выполненные тонкой кистью с тупым концом, и «вилюшки», или «усики», тонкой кистью № 1, они придают всей композиции лёгкость и воздушность.

Роспись на фарфоре «Гжельский букет»

Состав кобальтовой подглазурной краски: окись кобальта (порошок), кварц, фарфоровая глазурь, каолин, глицерин, декстрин. Приготовляется в фарфоровой шаровой мельнице в те­чение 40 часов. Краска имеет чёрный цвет и становится синей только в про­цессе обжига в окислительной среде (при подаче воздуха), приобретает на­сыщенный цвет при температуре 1 200-1 300 градусов. Эта роспись на­зывается «подглазурной», так как она наносится на фарфор до глазури и оказывается под прозрачной плёнкой стеклянной глазури.

Шаг 19. Керамическую краску выкла­дываем на стеклянную палитру добавляем воду и растираем круговыми дви­жениями до состояния жидкой смета­ны. Шпатель плотно прижимаем к стек­лу всей рабочей поверхностью. Расписываем фарфоровую вазу; Ваза отлита в гипсовую форму из фарфоро­вого шликера (жидко разведённая гли­на) и уже прошла закрепительный, «утильный» обжиг при температуре 900 градусов в течение 20 часов в га­зовой камерной печи. Этот полуфабри­кат довольно хрупкий, имеет пористую поверхность и хорошо впитывает воду.

Шаг 20. Переносим с эскиза основные контуры букета на тулово вазы. Прос­тым карандашом намечаем основные элементы композиции (след от каран­даша при обжиге выгорает).

Шаг 21. Набираем кобальтовую краску на одну сторону кисти № 8 и делаем первый мазок гжельской розы - осно­вание самого крупного цветка. Вазу придерживаем за горловину и повора­чиваем для росписи. Мазок выполняем уверенно, без остановки, иначе чере­пок быстро впитает воду с кисти и мазок не получится. В отличие от росписи на бумаге фарфоровый «утиль» - очень пористый материал, и при наборе краски нужно больше смачивать кисть в воде.

Шаг 22. Все операции росписи по фар­фору проводятся точно так же, как и на эскизе (по бумаге). Отличия - порис­тая фактура, чёрный цвет краски и сфе­рическая поверхность вазы.

Шаг 23. Выполняем «завитушки».

Шаг 24. Делаем «реснички».

Шаг 25. Элемент «вилюшка», или «пружинка».

Шаг 26. «Капельки» делаем кистью № 6 с острым кончиком, при нажатии на поверхность кисть оставляет отпеча­ток в форме капли.

Шаг 27. Элемент «ёлочка». продолжение масстер-класса здесь http://hallart.ru/master-class/the-bird-and-flower-may-hello

extromplard.tumblr.com


Смотрите также