Программа кружкой деятельности "« Нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи». Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук


 " Нетрадиционные техники рисования как средство  развития мелкой моторики рук " 

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).

Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать, что я смогу нарисовать этим материалом). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.

Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники"кляксография", "монотипия" и т. д.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции.Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.

«Тактильное рисование»:

«Рисование пальчиком»

ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой»:

ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

«Точечный рисунок»

ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.

«Использование дополнительных средств выразительности»:

«Оттиск печатками из пробки или ластика»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

«Печать по трафарету»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

«Кляксография обычная»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображениерассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография трубочкой»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

«Точечный рисунок»

Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

«Набрызг»

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Отпечатки листьев»

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

«Поролоновые рисунки»

Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование мелками»

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенныемелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

«Разрисовка маленьких камешков»

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх, и приносить немалую пользу ее хозяину.

«Метод ниткографии»

Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

«Рисование на мокрой бумаге»

Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

«Учимся делать фон»

Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

«Использование смешанных техник»:

«Коллаж»

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы, а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т. д.

«Рисуем с помощью открыток»

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

«Тканевые изображения»

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем, а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

«Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»

В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т. е. работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

«Восковые мелки или свеча+акварель»

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.

Вывод: использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствует развитию мелкой моторики рук.

 

Автор: Фёдорова Г.М.

fedorovagm-egords47.edumsko.ru

Программа кружкой деятельности "« Нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ д/с № 20 «Красная Шапочка»

« Нетрадиционные техники рисования

как средства развития мелкой моторики

у детей с нарушениями речи»

Воспитатель Задорожняя Лариса Павловна

«Источники творческих способностей детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А.Сухомлинский.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированных тонких движений пальцев рук. Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, Л.В. Фомина). У детей с нарушениями речи мышцы рук обычно вялые или слишком напряженные. Это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук. При тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной. Развивать мелкую моторику можно, используя игры с мелкими предметами, пальчиковые игры, массаж кистей и пальцев. Особое внимание мы уделяем нетрадиционной технике рисования, как средства развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи. Исходя из выше сказанного, мы видим актуальность проблемы в следующем: развитие мелкой моторики посредством нетрадиционной техники рисования позволит нам проводить параллельно коррекцию имеющихся речевых нарушений у детей – логопатов.

Создание условий для развития мелкой моторики на основе нетрадиционной техники рисования у детей с нарушениями речи определило цель работы.

Для достижения поставленной цели в нашей работе с детьми – логопатами определены следующие задачи:

  • развивать мелкую моторику и речевые способности детей через нетрадиционную технику рисования;

  • формировать эстетический вкус, умение согласовывать слово и жест, совершенствовать пространственные представления и технические навыки;

  • реализовывать комплексный подход в коррекции нарушений речи и сенсомоторной сферы.

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от систематичности и регулярности выполнения различных заданий. Технология нетрадиционного рисования строится по принципу «от простого к сложному». За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Обучая детей, мы используем различные материалы как средство изображения (парафиновая свеча, коктейльные трубочки, расческа, зубная щетка, ватные палочки, нитки, пластилин и многое другое), которые периодически меняются для придания работе новизны, пробуждения у детей интереса к новому и более творческому использованию знакомых материалов.

I этап «Весёлые ручки»

На первоначальном этапе кисточку и карандаш держать еще пока сложно, а рисовать пальчиками приятно и увлекательно. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Дети приходят в восторг, когда видят, как окрашенные пальчики оставляет на бумаге яркие следы, при этом краску они не только видят, но и чувствуют. Рисование пальчиками тренирует мелкую моторику рук, что не только подготавливает кисть руки к рисованию при помощи различных предметов и к письму, но и благотворно сказывается на развитии отдела мозга, отвечающего за мышление и речь. Если кто-то из малышей не отважится окунуть пальчик в краску, не стоит его заставлять, пусть сначала понаблюдает. Достаточно показать на собственном примере, как надо действовать, и поддержать тех детей, кто решился попробовать. Пальчиками мы рисуем «Следы на снегу», «Ягодки», «Грозди рябины», «Нарядную ёлочку». Затем предлагаем детям рисовать пальчиками и всей ладонью, развивая при этом мелкую и общую моторику рук. Например, нарисовать «Фруктовый сад», делая несколько отпечатков ладоней зеленого цвета (на разном уровне, пальцы могут быть сжаты или немного раздвинуты, отпечатки располагаются вертикально). Затем пальчиками дорисовать ствол дерева, ветки куста, а также ягоды на кусте и фрукты на дереве. Ладонями дети рисуют «Забавных животных», «Птиц», «Весёлого клоуна».

infourok.ru

Нетрадиционные техники изодеятельности, как средство мелкой моторики рук ребёнка-дошкольника

 

Степаненко Татьяна Фёдоровна, учитель технологии, ИЗО, воспитатель. Категория: учитель технологи и ИЗО - вторая категория, воспитатель – б/к, КГУ «Пресновская средняя школа», СКО Кызылжарский район, с.Пресновка

Первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению это степень развития тонких движений пальцев рук. На сегодняшний день, проблема с речевым развитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему, работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи и письма. Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, базирующихся на игре и творчестве. Пальчиковая гимнастика, мозаика, конструктор, «Puzzle», шнуровки интересны и полезны детям. А занятие творчеством — это не только способ выразить свои чувства и эмоции, но и необычайно эффективная деятельность, развивающая ловкость пальцев. Развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является нетрадиционные техники.

Доказано, что у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, сформирована мыслительная деятельность — он умеет логически рассуждать, достаточно развиты память и внимание, связная речь. Использование в изобразительной деятельности нетрадиционных художественных техник, дают возможность не только для развития творческих способностей дошкольников, но и помогают в формировании координации движения пальцев рук.

Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, дети учатся держать деревянную палочку, кусочек поролона, обыкновенную нитку тремя пальцами, добиваясь свободного движения руки во время рисования. Рисунок, выполненный нетрадиционным способом (рисование пальцами, ладошкой, ватными палочками, печатание листьями и т. д.) развивает у ребенка воображение и фантазию.

Используя в детской деятельности нетрадиционные техники дети учатся ловкости в работе с материалом, что способствует у детей:

  • укреплению моторики рук;
  • обогащению сенсорного впечатления;
  • обогащению словаря;
  • развитию мыслительной деятельности;
  • развитию аккуратности и усидчивости.

В рисовании с детьми можно использовать следующие нетрадиционные техники:

  • тычок жесткой полусухой кистью
  • рисование пальчиками
  • рисование ладошкой
  • оттиск поролоном
  • оттиск пенопластом
  • оттиск печатками из ластика
  • оттиск смятой бумагой
  • восковые мелки + акварель
  • свеча + акварель
  • печать по трафарету
  • монотипия предметная
  • кляксография
  • набрызг
  • отпечатки листьев
  • акварельные мелки
  • монотипия пейзажная и др.

1. рисование пальчиками (от двух лет): ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. рисование ладошкой (от двух лет): ребенок опускает в гуашь ладошку(всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки(с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. оттиск пробкой (от трех лет): ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется мисочка и пробка.

4. оттиск поролоном (от четырех лет): ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочк и поролон.

5. оттиск смятой бумагой (от четырех лет): ребенок прижимает бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется и блюдце и смятая бумага.

6. восковые мелки + акварель (от четырех лет):ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

7. тычок жесткой полусхой кистью (возраст любой): ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

8. печать по трафарету (от пяти лет): ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

9. монотипия предметная (от пяти лет): ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображемого предмета(предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока краска не высохла, лист снова складывается по полам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

10. кляксография обычная (от пяти лет): ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

11. набрызг (от пяти лет): ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

12. кляксография с ниточкой (от пяти лет): ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

13. отпечатки листьев (от пяти лет): ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

14. тиснение (от пяти лет): ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

15. кляксография с трубочкой (от пяти лет): ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

16. черно-белый граттаж (от пяти лет): ребенок натирает свечой лист так чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

17. «знакомая форма — новый образ» (от пяти лет): ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.

18. оттиск печатками из ластика (от четырех лет): ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

19. свеча + акварель (от четырех лет): ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым

20. акварельные мелки (от пяти лет): ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Доступность использования этих техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов.

Источники:

http://www. directeducation. ru/powins-42-2.htmlhttp://www. maam. ru/detskijsad/netradicionoe-risovanie-474386.html

www.azbyka.kz

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА»

«Источники способностей

и дарований детей -

на кончиках их пальцев…»

(В.А. Сухомлинский)

Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики рук у детей. Появление футболок, ботинок на липучках, курток на молнии, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Еще известный исследователь детской речи М.М.Кольцова писала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Степень развития тонких движений пальцев рук - первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день, проблема с речевым развитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему, работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи и письма.

Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, базирующихся на игре и творчестве. Пальчиковая гимнастика, мозаика, конструктор, «Puzzle», шнуровки интересны и полезны детям. А занятие творчеством – это не только способ выразить свои чувства и эмоции, но и  необычайно эффективная деятельность, развивающая ловкость пальцев.

Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является нетрадиционные техники. Поэтому, вводя в свою работу по изобразительной деятельности новые способы и материалы, ставлю перед собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. В соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и для получения положительных результатов, ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Развивать и укреплять мелкую моторику;

  2. Формировать самостоятельность в работе с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;

  3. Создавать предметно-развивающую среду, благотворно влияющую на развитие мелкой моторики у дошкольников;

  4. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности для детского творчества дома.

Доказано, что у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, сформирована мыслительная деятельность – он умеет логически рассуждать, достаточно развиты память и внимание, связная речь. Именно поэтому, опираясь на Программу художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, в своей работе по изобразительной деятельности использую нетрадиционные художественные техники, которые не только дают возможность для развития творческих способностей дошкольников, но и помогают в формировании координации движения пальцев рук. Взаимодействие с детьми осуществляю с учетом дифференцированного подхода, включая разнообразные формы и методы работы:

  • подгрупповая и индивидуальная деятельность;

  • дидактические игры;

  • театрализация;

  • выставки рисунков и поделок.

Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, я учу их держать деревянную палочку, кусочек поролона, обыкновенную нитку тремя пальцами, добиваясь свободного движения руки во время рисования. «Шедевр», выполненный нетрадиционным способом (оттиск поролоном, рисование ладошкой, пальцами, солью и т.д.), дарит ребенку новую широкую гамму ощущений, развивает воображение и фантазию.

Используя в детской деятельности нетрадиционные техники аппликации (обрывная, объемная, с использованием оригами, мятых салфеток, природного материала, техника «квиллинг» и т.д.), я обучаю ловкости в работе с материалом, что способствует у детей:

  • укреплению моторики рук;

  • обогащению сенсорного впечатления;

  • обогащению словаря;

  • развитию мыслительной деятельности;

  • развитию аккуратности и усидчивости.

А использование игрового самомассажа, в сопровождении легко запоминающихся стихов, позволяет организовать веселые и эмоциональные минутки отдыха, и в то же время, повышают эффективность работы.

Для более результативного решения задачи по развитию мелкой моторики рук у детей, мной в группе создана предметно-развивающая среда. Понятие «развивающая среда» - создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. В моей группе, в свободном доступе, находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры. Для развития руки и пальцев имеются разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Для ежедневного развития моторики в игре, имеются такие предметы, как:

  • бельевые прищепки для развития координации движений пальцев рук;

  • клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон для развития дифференцированных движений пальцев рук;

  • шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки.

Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для ребёнка. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанников.

Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре, то в первую очередь, я создала все условия для игровой деятельности. В группе 9 мальчиков и 15 девочек, поэтому игровые уголки расположены так, чтобы машины из «гаража» не проезжали через «жилую комнату».

Также создала сюжетно-ролевые игры, которые в значительной степени развивают мелкую моторику:

  • «Поликлиника» - в этой игре мы оформили несколько узких специальностей (хирург, лор, окулист, педиатр).

  • «Салон красоты и здоровья» - дети делают массажи куклам, маски, прически, маникюр и т.д.

  • «Мастерская» - дети «ремонтируют» мебель, собирают макеты предметов мебели из разного конструктора.

  • «Автосервис» - мальчики занимаются «ремонтом» машин.

Оборудованные мной полочки, с необходимым материалом для эффективного решения задачи по развитию мелкой моторики (игры дидактические «Шнуровки», «Puzzle», «Выложи узор» (из камешков), «Ниткопись» и многое другое), ежегодно пополняются, цели, и задачи игр усложняются.

Развивающую среду группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Пальчиковый театр», «Театр рукавичек», «Театр ложек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами. Данные игры помогают не только развитию мелкой моторики, но и в работе над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи.

Для развития ручной умелости большое значение имеют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.). В группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение в, организованном мной, центре изобразительной деятельности. Он оборудован таким образом, что ребенок в любое время может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере взросления детей, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивается цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).

В деятельности, развивающей мелкую моторику, я нашла применение и крупам (гороху, рису, манке, гречке и т.д.). Например, игра «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу), «Письмо на крупе», «Рисование манкой».

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я, прежде всего, думаю о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его каждый день.

Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. Совместную работу с семьей разделила на несколько этапов:

  • объяснение значимости нетрадиционных техник изобразительной деятельности для подготовки руки к письму;

  • расширение знаний родителей о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;

  • обучение приемам нетрадиционных техник для детской деятельности дома.

Многие родители не знают, как знакомить ребят с нетрадиционными приемами изобразительной деятельности, а о некоторых, вообще никогда не слышали. Поэтому, мной были разработаны консультации, индивидуальные беседы о разновидностях нетрадиционных техник, в которых нацеливаю родителей на необходимость соблюдения принципов доступности, системности, последовательности в развитии детей. Вопросы о благоприятном влиянии мелкой моторики на формирование детской речи и координации движений рук у детей дошкольного возраста и значение нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики были предметом обсуждения на родительском собрании «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности и их влияние на развитие моторики рук».

Родители всегда проявляют заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка. С такими родителями провожу индивидуальные беседы и привлекаю к творческой деятельности, приглашая на открытый просмотр непосредственной образовательной изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники.

Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

В итоге, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями дала следующий результат:

  1. Заметна динамика развития мелкой моторики у детей.

  2. Дети творчески применяют изученные нетрадиционные техники в самостоятельной художественной деятельности.

  3. Дети адекватно оценивают результат своей деятельности.

  4. Родители принимают активное участие в творческой деятельности детей в домашних условиях.

  5. Мои воспитанники – постоянные участники творческих конкурсов.

www.metod-kopilka.ru

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму посредством использования нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста.

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ» 1 Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа,

Подробнее

Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования Автор Полякова Елена Николаевна Воспитатель по изобразительной деятельности МБДОУ «Детский сад 5 «Ивушка» Г. Нефтеюганск 2015 г. «Истоки способностей и дарования детей

Подробнее

Творческий процесс это настоящее чудо.

Творческий процесс это настоящее чудо. Возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы

Подробнее

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

Подшивалова Н.В. воспитатель МАДОУ УМР Упоровский д/с «Солнышко» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ Дошкольное детство является важным этапом в развитии ребёнка. Федерального государственного образовательного

Подробнее

Воспитатель : Коськевич А.С

Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных приемов рисования Воспитатель : Коськевич А.С Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия,

Подробнее

Губина Екатерина Григорьевна

Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных приемов рисования. Выступление презентация к педсовету Губина Екатерина Григорьевна МДОБУ «Детский сад 2»Золотой ключик» 31.01.2013 Рисование

Подробнее

Людмила Артемьевна Ноябрь 2015

МБОУДО ДТДМ Составитель:Воронкина Людмила Артемьевна Ноябрь 2015 Это правда Ну чего же тут скрывать Дети любят очень любят рисовать На бумаге на асфальте на стене И в трамвае на окне Мелкой моторики рук

Подробнее

Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования Художник хочет рисовать, Пусть не дают ему тетрадь На то художник и художник Рисует он, где только может Художник, потому художник, Что может рисовать везде. А кто художнику

Подробнее

НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ

НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ МДОУ «Детский сад 10 комбинированного вида» ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Симкина Валентина Николаевна Воспитатель г. Ухта 2015 год Это правда! Ну чего же скрывать? Дети

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Программа художественно-эстетической направленности составлена на основе Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ». М.: ТЦ Сфера, 2011. 128с.

Подробнее

Перспективный план по самообразованию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение «Детский сад 5» Тайгинского городского округа Перспективный план по самообразованию «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных

Подробнее

1. Пояснительная записка

СОДЕРЖАНИЕ Стр.. Пояснительная записка 3 2. Учебно тематическое планирование 5 3. Содержание курса 6 4. Организационно педагогические условия реализации образовательной программы 9 5. Планируемые результаты

Подробнее

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus"

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Князева Ольга Викторовна преподаватель Одинцовский филиал ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России»

Подробнее

Методы нетрадиционных техник рисования

Методы нетрадиционных техник рисования п/п Название техники Технология исполнения 1. «Монотипия» 2. «Печатание листьями» 3. «Ниткография». 4. «Печатание бумагой» Лист бумаги для рисования разделить на

Подробнее

Кружок «Цветные ладошки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» г.бирюча» Красногвардейского района Белгородской области Образовательная программа дополнительного

Подробнее

Лебедева Наталья Вячеславовна, воспитатель; Проценко Елена Александровна, воспитатель, МБДОУ «Белоснежка», м.о. г. Ноябрьск, ЯНАО

Лебедева Наталья Вячеславовна, воспитатель; Проценко Елена Александровна, воспитатель, МБДОУ «Белоснежка», м.о. г. Ноябрьск, ЯНАО ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Программа кружка «Волшебный карандаш» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной

Подробнее

МДОБУ г.бузулука «Детский сад 6»

Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Цель программы 3. Основные задачи. 4. Возрастные особенности. 5. Принципы реализации программы. 6. Методы и приемы реализации программы. 7. Интеграция с другими

Подробнее

ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 «Рябинка» города Котовска Тамбовской области ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Подробнее

docplayer.ru


Смотрите также