План самообразования по теме: " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования". Самообразование развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования


Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопетропавловская основная общеобразовательная школа»

Гайского района Оренбургской области.

__________________________________________________________

Оренбургская область, Гайский район, с.Новопетропавловка,

ул. Школьная д. 13; тел.: 8(35362) 65-0-71; e-mail: [email protected]  

 

Усерова Светлана Ильбаковна

стаж работы - 9 лет

1 кв. категория

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

2017-2018 учебный год

Старше-подготовительная группа

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Цель:

-Создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования.

-Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

-Формирование умений выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путём:

1.1. Изучение методической литературы по теме:

1.1.1.Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.

1.1.2.И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.

1.1.3.К.К Утробина, Г.Ф.Утробин . Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет.

1.2. Посещение НОД у воспитателей РМО;

 1.3.Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

1.4. Проведение открытых мероприятий.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.

5. Оформить в группе уголок изодеятельности нетрадиционных техник рисования.

6. Выступление на педагогическом совете № 1 по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования (из опыта работы)»

7. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов и родителей по теме: «Живопись по мокрому слою бумаги»»

 

Месяц октябрь

С родителями

Консультация: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

 

Месяц ноябрь

С педагогами

Педагогический совет «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования (из опыта работы)».

Месяц декабрь

С родителями

Консультация «Развитие мелкой моторики»

Месяц февраль

С родителями и педагогами

Мастер-класс «Живопись по мокрому слою бумаги»

 

Примерный план по самообразованию

 

 Сентябрь 

— мониторинг

 — Организовать работу кружка,

 — Создать учебную программу,

—Изучение литературы

 Октябрь

Занятия

Консультация: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Ноябрь

Занятия

Педагогический совет «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования (из опыта работы)».

infourok.ru

" Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования" страница 5

Сентябрь 2021г.

34

Волшебный рисунок воском. «Закалдованные рисунки»

Октябрь 2021г.

Октябрь 2021г.

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования – штамповка»

Октябрь 2021г.

35

Дидактическая игра «Бусы для куклы»

Ноябрь 2021г.

Ноябрь 2021г.

Ноябрь 2021г.

36

Рисование манной крупой «Белые медведи»

Декабрь 2021г.

Мастер-класс "Необычными вещами мы рисуем без труда".

Декабрь 2021г.

Семинар-практикум для педагогов "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста".

Декабрь 2021г.

37

Упражнение «Картина»

(разноцветные губки.)

Январь 2022г.

Январь 2022г.

Январь 2022г.

38

Дидактическая игра "Придумай пейзаж"

Февраль 2022г.

Консультация «Игры - занятия на развитие восприятия цвета»

Февраль 2022г.

Февраль 2022г.

39

Рисование ладошкой «Тюльпан»

Март 2022г.

Март 2022г.

Консультация на тему «Отпечатки листьев»

Март 2022г.

40

Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная - не прозрачная.

Апрель 2022г.

Апрель 2022г.

Апрель 2022г.

41

Рисование мыльными пузырями.

Май 2022г.

Папка- передвижка «Игры с красками»

Май 2022г.

Май 2022г.

42

Игра «Запомни узор». Тренировать зрительную память.

Сентябрь 2022г.

Сентябрь 2022г.

Сентябрь 2022г.

43

Оттиск печатками из картофеля «Украсим платок для бабушки»

Октябрь 2022г.

Октябрь 2022г.

Презентация по нитяной графике на тему «Как рисовать нитью?»

Октябрь 2022г.

44

Дидактическая игра «Веселые краски»

Ноябрь 2022г.

Презентация  нетрадиционных материалов для рисования.

Ноябрь 2022г.

Ноябрь 2022г.

45

Нетрадиционное рисование техника пластилинография «Новогодняя открытка»

Декабрь 2022г.

Декабрь 2022г.

Декабрь 2022г.

46

Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?» 

Январь 2023г.

Рекомендации для родителей по проведению игр

Январь 2023г.

Январь 2023г.

47

«Мои рукавички». Оттиск пробкой, рисование пальчиками 

Февраль 2023г.

Февраль 2023г.

Семинар для воспитателей ДОУ на тему: "Развитие мелкой моторики посредством применения нетрадиционной технологий".

Февраль 2023г.

48

Техника пуантилизм «Ящерица» (рисование точками)

Март 2023г.

Консультация для родителей «Роль дидактической игры в умственном и речевом развитии детей дошкольного возраста»

Март 2023г.

Март 2023г.

49

Дидактическая игра «Матрёшкин сарафан»

Апрель 2023г.

Апрель 2023г.

Апрель 2023г.

50

«Два петушка». Рисование ладошкой 

Май 2023г.

Май 2023г.

 Нетрадиционные материалы (ознакомительная экскурсия для воспитателей в группу).

Май 2023г.

51

Дидактические игры: "Солнечные и пасмурные деньки"

Сентябрь 2023г.

Выставка детских работ в нетрадиционной технике рисования.

Сентябрь 2023г.

Сентябрь 2023г.

52

Рисование мыльными пузырями.

Октябрь 2023г.

Октябрь 2023г.

Консультация «Вместо кисточки- рука»

Октябрь 2023г.

53

«Золотая осень». Рисование способом тычка.

Ноябрь 2023г.

Привлечь родителей к изготовлению  нетрадиционных материалов для рисования.

Ноябрь 2023г.

Ноябрь 2023г.

54

«Первый снег». Оттиск печатками из салфетки 

Декабрь 2023г.

Декабрь 2023г.

Изучать опыт педагогов по данной теме.

Декабрь 2023г.

infourok.ru

" Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования" страница 3

Изучение ФГОС

Изучение психолого – педагогической литературы:

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Развитие у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности

Прогнозирование результатов

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, по развитию творческих способностей детей используя изобразительную деятельность, отслеживание результатов работы)

2019– 2020 год

Участие на семинаре - практикуме, педсовете.

Публикация, консультация, сообщение на педсовете.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса по художественно-эстетическому развитию

Корректировка работы.

Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

2020 – 2022год

На всероссийском, муниципальном, районном уровне

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме развитие творческих способностей детей используя изобразительную деятельность.

Распространение опыта своей работы

2022-2023год

На всероссийском, муниципальном, районном, д/с

План реализации темы "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

на 2018 - 2023 учебный год

Январь

2018г.

Январь

2018г.

Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционному рисованию в младшей группе.

Январь

2018г.

2

Точечный рисунок. «Рыбки в аквариуме»

Февраль

2018г.

Собрание родителей на тему "Как часто вы рисуете с ребенком?".

Февраль

2018г.

Февраль

2018г.

3

Игры с нетрадиционным материалом:

(Веселые крышки)

Март

2018г.

Март

2018г.

Март

2018г.

4

Рисование кистью по точкам «Волны».

Апрель

2018г.

Консультация для родителей «Игры для детей младшего возраста»

Апрель

2018г.

Апрель

2018г.

5

Рисование ватными палочками. «Одуванчик»

Май

2018г.

Май

2018г.

Мастер-класс для молодых специалистов рисование пипеткой «Дождь идёт».

Май

2018г.

6

Выставка работ на тему "Здравствуй осень".

Сентябрь

2018г.

Мастер-класс для родителей "Необычными вещами рисовать умеем сами".

Сентябрь

2018г.

Сентябрь

2018г.

7

Пальчиковая игра "Пять и пять".

Октябрь

2018г.

Октябрь

2018г.

Октябрь

2018г.

8

Отпечатки листьев. «Осенняя фантазия»

Ноябрь

2018г.

Родительское собрание "Нетрадиционные техники рисования, применяемые в практике творческой работы дошкольников в условиях ДОУ".

Ноябрь

2018г.

Ноябрь

2018г.

9

Игра малой подвижности «Зажги фонарик»

Декабрь

2018г.

Декабрь

2018г.

Консультация на тему: «Значение рисования нетрадиционными способами»

Декабрь

2018г.

10

Рисование поролоном. «Игрушки на елочке»

Январь

2019г.

Январь

2019г.

Январь

2019г.

11

Рисование пальчиком. «Подарок папе»

Февраль

2019г.

Консультация для родителей "Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребенка".

Февраль

2019г.

Февраль

2019г.

12

Выставка рисунков к 8 марта рисование пальчиком «Астры в вазе»

Март

2019г.

Март

2019г.

Консультация: «Использование здоровьесбер. технологий на занятиях»

Март

2019г.

13

Рисование листьями.

Апрель

2019г.

Апрель

2019г.

Апрель

2019г.

14

Волшебный рисунок воском, и закрашивание его поролоном.

infourok.ru

" Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования" страница 4

Май

2019г.

Продолжать поддерживать интерес родителей к изобразительной деятельности детей, вызвать у них желание заниматься дома с детьми.

Май

2019г.

Май

2019г.

15

Дидактическая игра "Подводный мир"

Сентябрь

2019г.

Сентябрь

2019г.

Консультация на тему: «Значение рисования нетрадиционными способами»

Сентябрь

2019г.

16

Рисование «Следы неведомых зверей» (составление сказки посредством рисования на манной крупе).

Октябрь 2019г.

Родительское собрание "Нетрадиционные техники рисования, применяемые в практике творческой работы дошкольников в условиях ДОУ".

Октябрь 2019г.

Октябрь 2019г.

17

«Зачем человеку зонт» (печать по трафарету)

Ноябрь 2019г.

Ноябрь 2019г.

Ноябрь 2019г.

18

Дидактическая игра "Волшебный круг" (цветовой круг)

Декабрь 2019г.

Консультация, беседа по данной теме: "Рисование с нетрадиционными техниками рисования".

Декабрь 2019г.

Декабрь 2019г.

19

Рисование пекинской капустой «Зимний лес»

Январь 2020г.

Январь 2020г.

Консультация: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей".

Январь 2020г.

20

Дидактическая игра «Окраска воды»

Февраль 2020г.

Памятка для родителей: "Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей".

Февраль 2020г.

Февраль 2020г.

21

Рисование оттисков печатками из морковки «Первоцветы»

Март 2020г.

Март 2020г.

Консультация по теме "Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребенка".

Март 2020г.

22

Рисование в технике набрызг. «Дождик»

Апрель 2020г.

Консультация для родителей "Значение рисования нетрадиционными способами".

Апрель 2020г.

Апрель 2020г.

23

Дидактическая игра "Театр"

Май 2020г.

Май 2020г.

Консультация: «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях»

Май 2020г.

24

Рисование крупами «Подсолнух»

Сентябрь 2020г.

Сентябрь 2020г.

Сентябрь 2020г.

25

Рисование пекинской капустой «Осенний лес»

Октябрь 2020г.

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей".

Октябрь 2020г.

Октябрь 2020г.

26

Игры с нетрадиционным материалом:

«Пуговицы для барышни»

Ноябрь 2020г.

Ноябрь 2020г.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования "Солнышко".

Ноябрь 2020г.

27

Рисование вилкой «Пышная елочка»

Декабрь 2020г.

Анкетирование родителей, индивидуальные беседы по  теме.

Декабрь 2020г.

Декабрь 2020г.

28

Подвижная игра «Найди свой домик»

Январь 2021г.

Январь 2021г.

Круглый стол «Художественные техники рисования в старшей группе»

Январь 2021г.

29

"Волшебная капелька". Рисование техникой (кляксография)

Февраль 2021г.

Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционным способом.

Февраль 2021г.

Февраль 2021г.

30

Дидактическая игра «Волшебный шнурок»

Март 2021г.

Март 2021г.

Март 2021г.

31

Картина из крупы и макарон

Апрель 2021г.

Апрель 2021г.

Семинар – практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисование и их роль в развитии дошкольного возраста»

Апрель 2021г.

32

Дидактическая игра «Составь ежа из палочек»

Май 2021г.

Май 2021г.

Май 2021г.

33

Игры с нетрадиционным материалом:

(прищепки)

Сентябрь 2021г.

Консультация «Вместо кисточки- рука»

Сентябрь 2021г.

infourok.ru

Самообразование по теме Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «детский сад комбинированного вида «Ёлочка»

План работы по самообразованию

«Развитие мелкой моторики рук

через нетрадиционную технику рисования»

воспитателя группы «Гномики»

Чернышовой Олеси Владимировны

Абакан 2015г.

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.

Задачи:

1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы:

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Этапы:

  1. Подготовительный этап – Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

  2. Основной этап - Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

  3. Заключительный этап - Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Методология:

По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. "Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними" (Д.Б. Эльконин).

Н.А.Бернштейн подчёркивает, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).

[link]  – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. 

 Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Кляксография

Кляксография –  это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве  артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования  хорошо, получается, изображать различные  деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Попробуйте, результат Вам понравится!

[pic]

                           Тычок  жесткой полусухой кистью

   Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

[pic]

Рисование пальчиками

   Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

[pic]

     Рисование ладошкой

   Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

[pic]

  Скатывание бумаги

   Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

            [pic]

                                          Оттиск смятой бумагой

   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

[pic]      Восковые мелки + акварель

   Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

[pic]

                                           Точечный рисунок

   Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

[pic]

             

   Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.   Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

   Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

   Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

                                             

   Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

                                                Объемная аппликация

   Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

А еще можно рисовать вилками. Понадобятся бумага, гуашь, вилка и конечно же фантазия. Лучше всего использовать пластиковую вилку, так как она более гибкая и безопасная. Окунаем вилку в гуашь и начинаем прижимать вилку к бумаге.

                                                                                  

План работы на 2015-2016гг.

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

Мастер – класс по нетрадиционному рисованию для педагогов ДОУ

Комплексное мероприятие совместно с инструктором по физическому воспитанию «Снежинки»

Оформление отчетного материала о проделанной работе

resheba.ws

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Воспитатель: Ткаченко Ю.А. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками; - Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности; - Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации. Задачи: Обучающие: - Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования; - Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; - Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию; Развивающие: - Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение; - Совершенствовать технические умения и навыки рисования; Воспитывающие: - Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. Актуальность темы: «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Раздел плана Сроки Содержание работы Форма отчетности 1.Диагностический 2015– 2016 учебный год. 1. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) 2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования 1. Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды. 2. Подбор методического оснащения. 3. Пополнение методической копилки 4. Разработка перспективного плана развитию мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования в первой младшей группе. 2.Прогностический 2016 - 2017 учебный год. 1.Определение целей и задач темы. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов 4.Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы): 1. Разработка перспективного плана развитию мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования во второй младшей группе. 2. Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию мелкой моторики» 3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук 3.Практический 2017 – 2018 учебный год. 1. Внедрение опыта работы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Корректировка работы. 4. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе): 1. Разработка перспективного плана развитию мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования в средней группе группе. 2. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». 3. Выставки детских рисунков для родителей. 4. Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей от 4-х до 5-ти лет через нетрадиционные техники рисования» 4.Практический 2018 - 2019 учебный год. 1. Внедрение опыта работы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Корректировка работы. 4. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе): 1. Разработка перспективного плана развитию мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования в старшей группе 2. Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми». 3. Показ знятия на КМО с использованием нетрадиционных техник рисования. 4. Мастер-класс для педагогов «Рисование кулечками»5. 5.Обобщающий 2019 - 2020 учебный год. 1. Подведение итогов. 2. Распространение опыта своей работы 3. Оформить творческую лабораторию: «Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционное рисование»: 1. Разработка перспективного плана развитию мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования во второй младшей группе. 2. Выпустить брошюру с обобщением опыта 3. Составить программу «Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционное рисование» 4. Показ мероприятия родителям и педагогам 5. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете 6. Выставка пособий, наглядного материала, дидактических игр, конспекты занятий для педагогов.

educontest.net

Самообразование по теме "Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «детский сад комбинированного вида «Ёлочка»

План работы по самообразованию

«Развитие мелкой моторики рук

через нетрадиционную технику рисования»

воспитателя группы «Гномики»

Чернышовой Олеси Владимировны

Абакан 2015г.

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.

Задачи:

1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы:

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Этапы:

Подготовительный этап – Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.Основной этап - Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.Заключительный этап - Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.Методология:

По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. "Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними" (Д.Б. Эльконин).

Н.А.Бернштейн подчёркивает, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. 

 Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Кляксография

Кляксография –  это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве  артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования  хорошо, получается, изображать различные  деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Попробуйте, результат Вам понравится!

                           Тычок  жесткой полусухой кистью

   Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шабл...

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

www.infouroki.net


Смотрите также