"Фрукты акварелью по сырому в технике а ля прима". Техника рисования аля прима для детей


Три техники акварели: многослойная, алла прима и по сырому

Три техники акварели: многослойная, алла прима и по сырому

Источник: Шаров В. С. Академическое обучение изобразительному искусству / Шаров В.С. — М.: Эксмо, 2013.Подбор иллюстраций: pencilbox.info

Техника акварели достаточно трудна и разнообразна. Краски разводятся водой, что придает им подвижность, позволяя применять разные приемы: делать широкие заливки, вливать один мазок в другой, тонко прорабатывать детали.

Акварель «алла прима»; источник: http://www.livemaster.ru

Работают акварелью по наклонной поверхности. На горизонтальной поверхности краска может застаиваться, образуя разводы. Но наклон поверхности листа не должен быть близким к вертикальному.При слишком крутом наклоне краска будет быстро стекать вниз и создавать опасность подтеков. В акварельной живописи используется подставка, позволяющая регулировать наклон поверхности листа.

Акварель — это техника, требующая точности. Исправления в ней трудны, порой невозможны. Например, в прописанном этюде уже нельзя существенно исправить рисунок. Сложно бывает исправить и неверно положенный цвет. При работе акварелью нужно учитывать уменьшение насыщенности красок после высыхания примерно на треть. Поэтому цвет в акварели берется с запасом интенсивности и плотности.

Существуют два метода выполнения акварели — однослойный и многослойный. Метод, при котором этюд пишется в один слой, с задачей взять цвет сразу в полную силу, называется «алла прима». Он позволяет достичь цветовой свежести, сохранить в течение всего сеанса первоначальное впечатление от натуры. Этот метод требует точности каждого взятого цветового пятна, умения передавать одновременно и форму, и среду, и материальность. На начальном этапе обучения дляразвития умения работать отношениями очень полезно выполнять краткосрочные этюды маленького размера, используя метод алла прима.

Многослойная акварель; источник: http://www.art-bay.ru

Многослойная акварель позволяет постепенно выявлять цветом форму в среде, внимательно ее анализируя и прорабатывая. Частый недостаток многослойной акварели — потеря прозрачности цвета, особенно в плотных тонах. С каждым последующим слоем в акварели уменьшается светоносность бумаги. Поэтому лучшепокрывать поверхность не более трех раз, темные же поверхности стараться брать водин-два слоя. Если все же появились загрязненные и жухлые участки, их можно смыть кистью или губкой. Делать это нужно чистой водой, аккуратно, стараясь меньше нарушить поверхность бумаги. После просушки можно продолжить работу.

Метод многослойной акварели предполагает длительное ведение работы. Рассмотрим последовательность выполнения многослойного этюда акварелью.

Перед тем как приступать к работе красками, нужно выполнить рисунок.Рисунок под акварель выполняется карандашом средней твердости. Твердый карандаш плохо стирается и продавливает бумагу. Выполняя рисунок, нужно регулировать нажим карандаша таким образом, чтобы линии не просвечивали в законченной работе. Резинкой желательно пользоваться как можно реже, так как онапортит поверхность бумаги и краска плохо ложится в вытертых местах. В рисунке линией выявляют форму предметов, намечают границы теней и бликов.

Сделав рисунок, бумагу слегка смачивают водой. На подсушенную затем бумагу краска будет наноситься легко и мягко.

Писать лучше начинать с больших плоскостей фона, который задает колористический строй этюда в целом. Фон диктует оттенок цвета предметов — ведь, как мы уже знаем, от окружения зависит цвет предмета. При выявлении объема предметов цветом важно заботиться об их вписывании в намеченную цветовую среду. Это развивает умение видеть цветовую среду, цвет предмета в конкретных условиях окружения.

Первую прокладку акварелью делают широко и не в полную силу, выявляя общий цветовой строй натюрморта. Форму предметов передают обобщенно. Блики покрывают водой с незначительным добавлением краски, характеризующей их цветовой оттенок.

Акварель — это техника, требующая умения работать быстро. Нельзя долго прописывать на этюде какое-либо одно место, не давая ему высохнуть. Это приведет к красочным разводам, пятнам, потере прозрачности. Быстро прописав какой-либо участок этюда, нужно дать ему высохнуть, прежде чем наносить следующий слой. При заливке стекающая цветовая смесь должна образовывать небольшой натек, не позволяющий ее краю слишкомбыстро высыхать.

Выполняя этюд, важно цельно вести работу. Иногда учащиеся долго пишут какую-либо часть этюда, «замучивая» ее, в то время как другие части этюда не прописаны вовсе. На начальном этапе обучения живописи такая работа «от куска» неприемлема и не дает хороших результатов, так как требует опыта и умения. Сначалавесь этюд должен быть прописан в один слой, который определит цветовое решение этюда в целом. Уже в этой первоначальной прокладке надо выдерживать тональные и цветовые отношения, существующие в натуре. В последующей прописи общий цветовой строй, проработку формы предметов постепенно доводят до нужной выразительности и детализации.

Такая последовательность ведения этюда вырабатывает умение видеть цельно, чувствовать живописную среду. Перед тем как наносить последующий красочный слой, предыдущий слой должен полностью высохнуть. В противном случае вы рискуете потерять прозрачность цвета, на поверхности могут образоваться пятна, разные по тону.

Акварель «по сырому»; источник: http://luckhaverat.ucoz.com

Завершаться работа над этюдом должна проверкой его цельности, его пространственного решения. Некоторые художники в работе акварелью используют мозаичную технику письма, когда форма предметов лепится отдельными мазками. Но эта техника требует опыта работы акварелью, точного и цельного видения натуры.

Спецификой акварельной живописи является прием письма «по сырому». Он заключается в том, что перед работой бумагу смачивают водой с помощью губки, затем быстро пишут по еще мокрой поверхности. Растекаясь, краска может передать мягкие переходы одного цвета в другой атмосферы, отражения облаков в воде, тонущие в тумане силуэты, пушистость меха и т. д. Часто письмо «по сырому» дополняется проработкой по высохшей бумаге, если есть необходимость более четкой прорисовки отдельных предметов и деталей.

Желательно освоить все приемы ведения работы акварелью, научиться использовать разнообразные возможностиакварельной техники.

pencilbox.info

План конспект урока по живописи "Рисование в технике аля-прима"

Примерный план-конспект занятия

Урок живописи в 4-м классе

на тему: «Живописная техника a la prima»

Тема урока: «Живописная техника a la prima».

Цель урока: изучение техники «а-ля прима» и раскрытие её живописных возможностей на практическом занятии.

Задачи:

Обучающая - изучить приемы работы акварелью в технике «Аля-прима»;

Развивающая - развитие внимания, чёткую организацию мыслительного анализирования последовательности выполнения этапов работы, чувство гармонии, равновесия и умение анализировать увиденное;

Воспитательная - воспитание аккуратности в исполнении работы, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, чувство меры и утонченного вкуса в выборе цветовых сочетаний;

Тип урока: - комбинированный урок;

Оборудование для урока:

Для учителя:

  1. Презентация к уроку;

  2. Зрительный ряд: репродукции работ художников: Альбрехт Дюрер «Большой кусок дёрна», Карл Брюллов «Семья итальянца»; Томас Гиртин «Городской пейзаж»; Ричард Паркс Бонингтон «Венеция. Дворец Дожей»; наглядный пример выполнения акварельной работы в технике «Аля-прима»;

  3. Лучшие работы учащихся;

Для ученика:

  1. Лист бумаги формат А-3, акварельные краски, кисти №2,6, губка, баночки для воды, салфетка для рук, мольберт.

План урока:

1.Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию нового материала: 1 мин.;

2.Вводная беседа: 2 мин.;

3.Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач. Беседа о истории появления акварельных техник. Демонстрация презентации. Знакомство с инструментами необходимыми для работы в технике Аля-прима: 9 мин.;

4. Проведение мастер-класса: 8 мин.;

5. Практическая работа учащихся: 13 мин.;

6. Выставка работ. Анализ и оценка итогов художественного творчества учащихся: 5 мин.;

7. Рефлексия: 1 мин.

8. Подведение итогов урока: 1 мин.

Ход урока:

I. Оргмомент. Подготовка детей к восприятию нового материала.

Приветствие. Проверка готовности у уроку (наличие необходимого оборудования).

II. Вводная беседа:

Готовясь к серьезным занятиям живописью, надо понять глубокий смысл следующих указаний Константи́на Фёдоровича Юо́н, советского живописца, мастера пейзажа: «В процессе работы чувства художника направляются не только на восприятие внешнего мира, они в то же время касаются и понимания качеств и свойств самих материалов и орудий производства, всех их потенциальных особенностей, для использования в нужный момент». Эти слова как нельзя лучше подходят к нашему уроку. Сегодня занятие живописи будет не обычным, потому что техника, которую мы будем использовать в выполнение работы, ни оставит никого равнодушными. Название этой техники не вызовет у Вас удивления. Вы ею уже пользовались, слышали о ней на занятиях пленэра. Эта техника называется «а-ля прима».

Цель урока: подробнее изучить технику «а-ля прима» и раскрыть её живописные возможности на практическом занятии.

III. Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.

Акварель считается едва ли не самой простой и распространенной из живописных техник. И действительно, всё вроде бы незатейливо – бумага, всем доступные водорастворимые краски, кисти… Но это лишь на первый взгляд! Воздушные, тончайшей легкости цветовые переходы, изысканность сочных тонов и полутонов, свет и цвет – использовать всё это по силам лишь профессиональному живописцу, овладевшему богатейшим арсеналом акварели. Арсеналом, накопленным художниками-акварелистами всего мира почти за два тысячелетия…

Техника акварели по-своему непостижима и загадочна. Само слово «акварель» впервые использовал в начале XV века. Итальянский живописец Ченнино Ченнини, описывая искусство растворения красок в воде в «Трактате о живописи». Краски эти уже по рождению своему неразрывно связаны с водой, а вода – одна из четырех природных стихий – непокорна, изменчива и непредсказуема. Поэтому художник, начинающий работать акварелью, вряд ли многого добьется без терпеливого и долгого ее изучения. Но не менее важны смелость и ясность мысли, импровизация, быстрота и уверенность письма.

По большому счету есть два подхода, две техники работы акварелью. Живописец может отдать всего себя водной стихии этих волшебных красок – чтобы изобретательно воплотить на бумаге силу воды и цвета в технике акварели по сырому листу. А может работать по сухому, лессировками и небольшими мазками, не впуская в пространство картины лишнюю воду. И если художник-акварелист талантлив – любая из этих техник живописи послужит созданию эффектного, незабываемого живописного произведения.

Например, в Европе акварельная техника по сухому изначально использовалась на пленэре, когда влагу на бумаге невозможно удержать надолго. Наверное, именно так давным-давно под жарким небом Италии и возникла классическая «итальянская акварель». В этой живописной манере работают по сухой бумаге, кистью нанося контуры рисунка и разрабатывая тени. Отсюда же развилось и мозаичное акварельное письмо в основном непрозрачными, корпусными красками, и техника многослойной живописи, где используется прозрачная лессировка.

Новая техника рисования акварелью – по сырой бумаге – зародилась в Англии в начале XIX века. Акварель по мокрому намного капризней и прихотливей своей «сухой» сестры – и неудивительно, что первыми ее освоили на окруженных океаном Британских островах. Влажный климат Англии естественным образом сообщал живописи мягкость и полупрозрачную легкость. А кроме этого – воздушную перспективу и ощущение живого солнечного света. И, само собой, акварель по сырому была названа «английской акварелью» – в противоположность сухой «итальянской».

Попутно были придуманы разные конструкции так называемых стираторов – специальных рам-планшетов, позволяющих закрепленному на них листу бумаги легко сохранять влагу. Техника по сырому теперь позволяла работать не торопясь, подолгу смешивая, сплавляя краски. При этом бумагу увлажняли либо горячим паром – либо, что проще, мокрыми фланелью или сукном, подложенными под лист. Это оказалось намного легче способов прежних времен, когда быстрое высыхание красок предотвращали, добавляя в воду мёд, глицерин или гуммиарабик – хотя уже в конце XIX столетия живописцы сетовали, что нынешний аравийский гумми уже не тот, что прежде... Добавляли в воду и совершеннейшую экзотику – например, известковое молоко на толченых пчелах и даже слюну улиток, добываемую весьма специфическим способом (в этом смысле любопытно почитать трактат «Ерминия», написанный в XVIII веке иконописцем Дионисием).

Расцвет «мокрой» акварели, особенно на пленэре, пришелся на конец XIX – начало XX столетия. Жизнь и искусство всё более ускорялись, и к середине прошлого века техника по мокрому одержала окончательную победу – причем в своей «быстрой» традиции, методом «а-ля прима». Такая акварель пишется сразу, за один сеанс, без дальнейших капитальных дополнений и переделок. Помимо предпочтений живописца выбор этого метода может определяться и непреодолимыми обстоятельствами – например, непостоянством погоды на пейзажных этюдах. Опытный художник изначально берет все цвета в полную силу, сохраняет на бумаге максимум сочности и свежести цветовых созвучий – и тогда акварель очаровывает непосредственной пластикой «мокрых» эффектов и передачей подлинного настроения натуры.

Учащимся предлагается сравнить две работы учащихся прошлых лет выполненные в технике итальянской акварели и английской акварели.

IV. Проведение мастер-класса:

Нам сегодня предстоит выполнить натюрморт в технике Аля-прима.

Преподаватель демонстрируются основные этапы выполнения работы:

1. Преподаватель раскладывает художественные принадлежности, комментируя, что ему пригодится в работе. Далее следует рассказ о выборе и расположении формата, цвета и качества бумаги. Учащиеся располагаются вокруг преподавателя.

2. Преподаватель начинает работу, смачивает бумагу, крепит к пластиковой основе, подробно рассказывая о своих действиях.

3. Далее ведется работа цветом в акварельной технике a la prima . Живопись по предварительно увлажненному листу выполняется широко, большими цветовыми заливками. Цвет нужно брать сразу по возможности в полную силу искомого оттенка и тона. Борис Владимирович Иогансон - советский художник и педагог, образно сравнил этот процесс с раскладкой сначала крупных камней цветной мозаики, а затем все более и более мелких камешков различных оттенков по всему листу сразу. Живопись этюда целесообразно начинать сверху, постепенно набирая нужное цветовое решение этюда, учитывая свойства акварели течь сверху вниз. Для этого можно использовать небольшой наклон.

4. После того как набрана основная цветовая гамма этюда, преподаватель рассказывает и показывает, как выделить главное, как ведется работа над деталями, как акцентируется передний план, как исправляются ошибки.

5. Завершение работы.

В итоге будет оцениваться, как вы умеете: создавать неповторимые эффекты переливов, разводов, перетеканий краски, лёгкость, воздушность работы.

V. Практическая работа:

Далее учащимся предлагается выполнить этюд натюрморта, самостоятельно. Во время самостоятельной работы учащихся учитель следит за выполнением задания, проявляет индивидуальный подход к учащимся, комментирует их действия. Преподаватель подходит к каждому и в процессе работы указывает на ошибки, подсказывает возможные пути решения задания. По окончании ученики выставляют готовые работы.

VI. Выставка работ. Анализ и оценка работ:

Учащиеся выставляют свои работы на планшетах вдоль класса.

Работы оцениваются по следующим критериям:

  1. Композиционное размещение в листе;

  2. Выполнение работы в технике «Аля – прима»;

  3. Завершённость работы.

Вопросы для закрепления темы урока:

  1. Дайте определение слова «композиция»;

  2. Что в переводе означает термин «Аля – прима»;

  3. Какая из работ вам больше всего понравилась и почему?

VII. Рефлексия

Поделитесь своим впечатлением об уроке, нарисовав на своей работе в уголке смайлик: весёлый, грустный, равнодушный.

VIII. Подведение итогов:

Работы демонстрируются на мольбертах с обсуждением самих учащихся и комментариев с рекомендацией самого учителя. Оценивание работ.

Судя по вашим работам, большинство из вас не плохо справились с заданием, работы получились с неповторимыми эффектами переливов, разводов, перетеканий краски, которые живут, дышат, и которые невозможно достичь никаким сколь угодно усердным прописыванием.

Уборка рабочих мест.

Прощание с классом.

Урок окончен.

Список литературы:

  1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.: Изобразительное искусство, 1985. – 148 с.: ил.

  2. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. М.: Советский художник, 1976.

  3. Альбом Третьяковская галерея. Рисунок, акварель / Сост. В. Азаркевич, А. Гусарова, Е. Плотникова. М.: Советский художник, 1966.

  4. Ананьев Б.Г., Дворяшин М.Д., Кудрявцева Н.Л. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968.

  5. Беда Г.В. Живопись. М.: Искусство, 1971.

  6. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политическая литература, 1988.

  7. Гинзбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. Л.; М.: Искусство, 1940.

  8. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях, восприятии, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. М.: Искусство, 1990.

  9. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968.

  10. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Полит. изд-во, 1976.

  11. Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учеб. пос. для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984.

  12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М.: Изобразительное искусство, 1995.

  13. Претте, Капальдо. Творчество и выражение. М.: Искусство, 1989. Т. 2.

  14. Яшухин А.П. Техника акварельной живописи в наглядных пособиях // Вопросы теории истории и методики преподавания изобразительного искусства. Карачаевск: Карачаево-Черкесский пед. ин-т, 1970.

infourok.ru

Мастер класс в технике "А-ля прима" - Ярмарка Мастеров

           Посвящаю этот МК своей первой годовщине на Ярмарке мастеров.

Я подготовила не большой мастер - класс. Думаю, он подойдет для тех, у кого давно «чесались руки» написать свое «полотно», но нет много времени на занятия в студии.

Я выбрала для такого случая технику  «ALLA prima". Маленькая справка:

«ALLA prima" (итал. — "сразу, с первого раза") — техника выполнения художественного произведения, чаще живописного, сразу, за один сеанс. В одних случаях является показателем  мастерства,  артистичности, виртуозности, импровизационности; в других — определяется спецификой творческого метода, в третьих — обусловливается особенностями материала: временем высыхания масляных красок, впитывания влаги во фреске, акварели,  темпере, гуаши. В технике «ALLA prima" выполняются наброски, зарисовки, эскизы.

Я очень люблю эту технику. Она и простая и сложная одновременно.  Её можно попробовать в качестве "Цветотерапии".

В этой технике можно выполнить не большую и не сложную работу за один сеанс. Но она требует  максимально точно взятых оттеков и цветов сразу. И в результате получается очень сочная и аппетитная живопись.

Мой МК рассчитан я думаю на любой уровень. Здесь  - главное желание попробовать свои силы в живописи.

Для занятия Вам понадобится картон или холст на картоне или холст на подрамнике,

масляные краски,

кисти,

палитра,

разбавитель, и главное- объект изображения. Я выбрала роскошную аппетитную ГРУШУ)

Я рисую сразу кистью и краской. Точнее сказать, я не столько рисую, сколько размечаю полотно

Начинать писать надо от куска, и постепенно изображение будет увеличиваться

Проработку рисунка и формы я делаю сразу цветом

Старайтесь смешивать не более 2-3 красок, иначе появится в работе "грязь".

Здесь очень важно сразу брать цветовые отношения в полную силу. Постарайтесь максимально внимательно разглядеть всевозможные оттенки, и в полную силу их наносить на точное место. Не стоит писать сначала  только грушу, а потом  драпировку. Постарайтесь сразу брать цветовые оттенки в отношениях друг к другу.

Накладывать мазки старайтесь по форме, словно "вылепливая" её.

Обязательно время от времени, каждые 20-30 мин., делайте перерывы, чтоб глаз  не "замылился".

Тем временем палитра уже выглядит так)

И работа постепенно выходит на финишную прямую

Обязательно подпишите свою работу- поставьте автограф и дату

Ну вот моя работа и завершена. Я специально оставляю её не дописаной, дабы подчеркнуть эмоциональность, трепет, живость этюда.

Буду рада если мой МК кому -то пригодится, и буду рада увидеть Ваши результаты)))

С уважением, Татьяна Кольцова.

www.livemaster.ru

Акварельные техники. Алла прима

Технику «алла-прима» можно охарактеризовать как быструю, творческую манеру письма, а сам итальянский термин перевести словами «в один прием».  Картина, если работать в этой манере, пишется сразу за один сеанс, т.е. без этапов, требующих высыхания слоев перед повторным нанесением следующих. Главное тут сводится к тому, чтобы ухватить  суть, показать смелыми красочными пятнами самое интересное, избегая при этом лессировок – цвета должны быть чистыми.Этот прием применим как в масляной живописи, так и в акварели, но есть отличия - акварель текуча и прозрачна, поэтому очень важно избегать «грязных» наплывов, но, в то же время,  вливание цвета в цвет можно выгодно использовать.Начинать работу нужно с анализа  натуры - попытаться условно, в воображении разбить предмет на  пятна цвета, причем не забыть «взвесить»  по шкале темнее/светлее.  Можно начинать с самых интенсивных, ярких цветов и идти к светлым. Собственно, каждое пятно цвета наносится на свое место, и изображение  складывается  как бы по типу мозаики. Можно, конечно, что-то перекрывать повторно, но в акварели это может  привести к потере свежести.   Упражнения «листочки» иллюстрируют сказанное выше.

А это фрукты. Правда, красиво?

Кстати, этот прием незаменим, если требуется быстро запечатлеть что-то ускользающее. Такая работа может служить эскизом, или самостоятельным произведением, если удастся выполнить ее аккуратно.  Для примера я попробую изобразить  птичку – самое непоседливое существо. Попугайчику предложена веточка винограда, и пока он ее терзает, я берусь за краски.

Начну с птицы  (пока она не повернулась другим боком, у меня была минутка).

Все остальное пишу точно так же – наношу сразу тот цвет, который нужен в том или ином месте.

Возможно, этот прием живописи кажется слишком свободным, однако он как никакой другой способствует приобретению уверенности, ведь требует цепкости взгляда и твердой руки. Живописная работа будет обладать живым дыханием и силой реального впечатления прямо с места события.

www.prostalogika.com

Техника аля-прима | Студия живописи Кулагина в Киеве

Техника аля-прима (аллаприма)

Эта техника в настоящее время наиболее часто используется, так как больше других отвечает задачам изображения «формы в среде», задачам пленерной живописи с присущей ей воздушностью, мягкостью и просветленностью колорита, а также непосредственностью манеры исполнения. Техника аляприма быстрее развивает навыки целостного решения этюдов. Суть ее заключается в том, что «…художник ставит себе задачей сразу воспроизводить в красках все то, что он видит в натуре, т. е. цвет, форму, светотень и пр., не прибегая к расчленению этой сложной задачи на отдельные моменты работы».

При этом, как правило, работа ведется «по сырому». Даже после первого сеанса живописец пишет по невысохшему слою или определенным образом освежает появившуюся на нем подсыхающую пленку. Это первый и наиболее распространенный способ аляприма. Поэтому мастера стремятся писать этюды в этой технике за один прием. Так написаны И. Репиным знаменитые этюды к картине «Государственный совет». Но не всякий художник, тем более начинающий, может справиться с работой за один сеанс. Как писать аляприма в один прием, вы уже знаете. Как же работать «по сырому» несколько сеансов? Чтобы замедлить высыхание красочного слоя, пользуются такими способами.

Незаконченный этюд ставят «лицом» к стене и прохладном, но не сыром помещении. Употребляют также медленно сохнущие цинковые белила. Если пленка на красочном слое всетаки появилась, то ее растворяют. Для этого перед началом очередного сеанса красочную поверхность протирают срезом дольки чеснока (лука) или лаком для живописи. Если пленку не удалить, то краски неминуемо пожухнут. В результате получится то увядание цвета, пестрое чередование матовых, пожухлых пятен с сохранившими блеск красками, которое так удручает неопытных живописцев, не соблюдающих правила письма «по сырому».

Живопись в технике эля прима, как правило, ведется тюбиковыми красками, без их разбавления. Как получить краску нужной густоты, см. стр. 96. Работая пастозно, художник должен заботиться о том, чтобы вначале не было слишком толстого слоя краски, особенно в первом сеансе. Избыток краски снимается мастихином, а фактурному письму отводятся последующие сеансы, на которых в процессе завершающего обобщения работы наносятся наиболее сочные мазки и цвета предельной силы там, где живописец определил самые яркие цветовые пятна мотива.

Система построения цветовой гаммы в этой технике, как вы уже знаете, заключается в том, что холст сразу в нескольких местах настраивается в основных цветовых отношениях. Б. В. Иогансоп образно сравнил этот процесс с раскладкой сначала крупных камней цветной мозаики, а затем все более и более мелких камешков различных оттенков по всему холсту сразу. 

Методом «раскладки» выполнены были поздние этюды Рембрандта. Если, например, пишут пейзаж, то одиндва мазка набрасывают там, где наблюдают самое понятное по цвету пятно; тут же дватри мазка наносят на изображение неба, дерева, травы, постройки и т. д. Иными словами, вскрывают цвет всех элементов в пейзаже отдельными ударами по всему холсту. После сравнения и уточнения разложенных крупных мазков наносят новые цветовые оттенки. Не забывая о целостности эиода, все полнее раскрывают холст в цвете. Дальнейшая более тонкая моделировка форм зависит от той задачи, которую преследует художник в своей работе.

В технике аляприма возможно как очень обобщенное изображение натуры, так и тончайшее моделирование форм «до последних точек» (по выражению П. П. Чистякова). Нередко сначала пишут тени теплее и светлее, а освещенные места темнее и холоднее, т. е. выдерживают общую гамму этюда в приглушенных тонах, как бы оставляя про запас для завершающих ударов кистью наиболее яркие цветовые контрасты. Как правило, самые сильные цветовые звучания на свету я тени выделяются в последний момент, когда работа над этюдом подходит к концу. Здесь очень уместны решительные и энергичные удары пастозными мазками.

Для решения мотивов с резко выраженным контрастом света и тени может быть использован и прием ведения этюда от самого темного цвета к самому светлому. Однако он хотя и помогает найти светотеневые отношения, но часто наталкивает начинающих художников на перечернение цвета теней. Чтобы этого избежать, надо учиться выявлять контраст освещенных и затемненных участков не только но светлоте цвета, но и по цветовому оттенку — холодному или теплому.

Надо сразу найти, пользуясь методом одновременного сравнения тени и света но их цветовым оттенкам, где цвет теплее и насыщеннее — в тени или на свету. Опытные мастера используют и другой способ техники аллприма, который отличается от предыдущего тем, что первоначально холст широко закрывают «в протирку», разжижая краски скипидаром, нанося их подобно акварели. Известно, что некоторые мастера первоначальную прописку делают не масляными красками, а акварелью или темперой (если грунт *эмульсионный). Это исключает вероятность пожухлостен вследствие неравномерного просыхания слоев масляной краски. В этот момент объемность формы почти не моделируется, так как цель первоначальной широкой и тонкослойной прописки сводится к выявлению основных цветовых отношений, общих цветовых масс (пятен) мотива.

Холст очень влияет па цвет тонкого красочного слоя, и это надо использовать, подобно тому как в акварели используют белую бумагу, не делая, однако, скидок па несовершенство первой цветовой настройки холста. Надо стараться сразу правильно взять цветовые отношения, сразу завязать этюд и цвете. В дальнейшей работе вводятся пастозные мазки, особенно фактурно решаются освещенные участки и фон, а тени по возможности прописываются тонкослойно. Таким образом, в технике аляприма возможны различные варианты наслоения красок и разнообразные приемы обработки фактуры. Изучение техники аляприма помогает понять, как практически вести многосеансный этюд «от общего к частному».

В отличие от кратковременных этюдов, фиксирующих мимолетные явления в природе или выполняемых для изучения той или иной особенности мотива, длительные этюды предназначены для более полного изучения натуры во всем ее многообразии. Здесь ставится задача — за несколько сеансов, каждый из которых на плеиере длится не более двух часов, а в мастерской до трех часов, не только передать основные цветовые отношения, но и богаче решить колорит этюда, провести моделировку формы от обобщенной лепки до необходимой деталировки. На стадии моделировки формы особое внимание надо обращать и на цветовой контраст между оттенками фона и оттенками предмета.  Тогда приемы прописывания «касаний» не сведутся лишь к механической обработке мазков, которыми лепится форма «С боков». Эти приемы у художников различны. То, пальцем прижимая мазки, стирают границы соседних участков на фоне и предмете. То мазки, которыми лепилась форма, размашисто вписывают в мазки на фоне. То, наоборот, делают засечки краев формы предметов, где это нужно, следя особенно за тем, чтобы они не были по цвету плотнее и ярче, чем оттенки самых выпуклых мест. Но нигде не допускается при этом жесткая обрезка «контура» вокруг всей формы. И мазки не обводятся по этому «контуру».

Моделировка формы завершается широким обобщением этюда. Чтобы не набрасывать краски наугад, художник, еще имея перед собой чистый холст, старается разобраться в особенностях мотива и сформировать и своем представлении его живописный образ. И если это необходимо в работе над односеансным этюдом, то к длительному этюду можно приступать только в том случае, когда в предварительных набросках найдена его цветовая композиция, в нашлепках «нащупаны» основные цветовые соотношения мотива, задумана общая гамма, отвечающая живописным особенностям натуры. Навыки, приобретенные в занятиях односеансными этюдами, помогут начинающему художнику правильно подойти к работе над многоссансными этюдами.

Но для планомерного продолжения живописи на обобщенно записанном холсте необходимы новые навыки, знание системы последовательных прописок холста и последовательного раскрытия цветового богатства натуры. Сводить работу над новыми этюдами лишь к накоплениюдеталей, как бы растягивая на долгие часы выписывание того же односеансного этюда, конечно, нельзя. Начинающих художников, пишущих длительный этюд бессистемно, нередко волнует то, что уже на следующий день тускнеют краски, появляется жухлость. Причина этого — не только плохое состояние грунта, но и неумение вести работу последовательно и технически грамотно.

Если, как говорил К. Ф. Юон, «техника заключается в умении предельно высоко использовать материалы, имеющиеся в распоряжении художника», то работа над длительными этюдами является для учащегося одновременно и таким уроком, на котором еще глубже познаются особенности различных материалов и технических приемов, постепенно вырабатывается свой почерк и свой подход к технике живописи. Готовясь к серьезным занятиям живописью, надо понять глубокий смысл следующих указаний К. Ф. Юона: «В процессе работы чувства художника направляются не только на восприятие внешнего мира они в то же время касаются и понимания качеств и свойств самих материалов и орудии производства, всех их потенциальных особенностей, для использования в нужный момент.

Далеко не безразлично, какой кистью проделать требуемую часть работы: кисть для живописца то же самое, что тот или иной нож или пинцет для хирурга. Свойства и качества холста, его зернистость, состав грунта и его фактура, взаимодействие красок в химических соединениях, их относительная плотность или прозрачность, вязка и волос кистей, связующие вещества для живописи и многое другое образуют сложную и многообразную науку — технологию художественных материалов и требуют к себе не меньшего внимания, чем само мастерство и чем знание законов природы… Качество живописи, ее цвет и светосила находятся в неизбежной зависимости от свойств живописных материалов»*. Чтобы глубже понять технику аляприма, в которой преимущественно пишутся этюды с натуры, и чтобы расширить свои представления о многообразии систем масляной живописи, полезно познакомиться и с другими способами построения красочного слоя картины. Эти знания могут быть пспользованы вами в самостоятельной творческой практике. Они помогут узнать «тайну» создания и оценить живописные качества произведений выдающихся мастеров ‘прошлого к крупнейших живописцев современности.

kulagin-studio.com.ua

Техника «а-ля прима» во всех подробностях

В ходе недавнего мастер-класса, проведенного для учащихся художественного отделения нашей школы признанной художницей В.И. Чурсиной, она наглядно продемонстрировала учащимся свободную манеру письма, используя технику «а-ля прима». А вот об ее теоретических аспектах можно узнать в материале, предложенном для этой рубрики А.В. Колесниченко, заведующей отделением ДШИ №6.

МЕТОД «А-ЛЯ ПРИМА» — ЖИВОПИСЬ ПО СЫРОМУ, НАПИСАННАЯ В ОДИН СЕАНС

Эта техника означает писать сразу, без дальнейших капитальных перемен. По этому метода каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, потом художник, принимая во внимание общее, переходит к следующей детали и так далее. Все цвета берутся сразу в нужную силу. Такой метод особенно уместен при выполнении пейзажных этюдов, когда непостоянные состояния погоды обязуют к быстрой технике выполнения. Этим, возможно, нужно объяснять расцвет техники а-ля прима в практике художников конца XIX и XX столетия, когда относились задачи пленера. Метод а-ля прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить, при наличии опыта, максимальную свежесть и сочность цветистых звучаний, большую непосредственность и остроту выражения. В быстром по выполнению наброске с натуры, в эскизах этот метод незаменим.

Человек, решивший овладеть техникой акварели должен приобрести навыки и в той и в другой манере письма, раздельно или объединяя их вместе.

Трудно сказать, который из методов сложнее и труднее для овладения — а-ля прима или лессировки. Каждый из них предполагает необходимость ощущать цвет, понимать форму, то есть уметь составлять форму цветом. Художник обязан, работая над частным, видеть общее, представлять себе задачу и конечную цель.

Поскольку, как мы сказали, при методе а-ля прима цвет берется сразу же в нужную силу и надлежащего тона, здесь более употребляемы механические смеси — составление искомого цвета с помощью нескольких красок.

При составлении смесей не рекомендуется обращаться к многим краскам. Нужно составлять цвет из двух, максимум из трех красок. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести, яркости, цветовой определенности.

Как и при лессировке, при смешениях лучше пользоваться красками, однородными по свойствам, то есть прозрачные смешивать с прозрачными, плотные с плотными. Правда, нужно сказать, что в работе а-ля прима это правило менее обязательное, поскольку любая цветистая смесь, установленная на чистое поле бумаги тонким пластом, сохраняет известную свежесть, цветность.

Нужно помнить, что, желая получить сильный, насыщенный цвет, нужно обращаться и к краскам, которые владеют большей цветностью. При составлении же цветов не насыщенных прибегают к смесям красок, которые владеют меньшей насыщенностью — к землистым, например, или добавляют к насыщенной, прозрачной краски непрозрачную — коричневую или черную.

        Во всех случаях нужно соблюдать требование, чтобы при высыхании краска оставалась прозрачной, не тяготела к матовости.

Рекомендуется устанавливать сразу же ведущие в натуре контрасты — места, наиболее глубокие по силе тона и наиболее насыщенные по цвету, чтобы сразу же определился регистр цветового тона, наметились границы между самім светлым и самым темным, между самым насыщенным в натуре и подчиненными ему градациями.

Когда намечены тени, определяют полутона, сравнивая их между собой.

Не увлекайтесь случайностью пятен, каждый мазок призван отвечать своему назначению — строго согласовываться с формой, рисунком.

Сознательно используйте свойства красок, фактур, материалов. При передаче воздуха, воды, пространства, при изображении теней применяйте прозрачные краски. Рельеф земли, строения, трудные, грубые по природе предметы лучше изображать плотными, имеющими зернистую фактуру красками.

Необходимо помнить, что при высыхании акварельные краски кое-что теряют  в силе цвета. Поэтому лучше составлять нужный цвет более насыщенным и ярким ( как говорят « с запасом») для того, чтобы избежать в живописи неприятной анемичности.

Источник:http://www.kisti-kraska.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=12

На снимках: в ходе мастер-класса  (подробнее - в рубрике Фотогалерея)

dshi6.kharkov.ua

"Фрукты акварелью по сырому в технике а ля прима"

Конспект занятия на тему: «Фрукты акварелью по сырому в технике акварель а-ля прима», по дисциплине живопись

2-й класс

Дата: 29.09.2015

Преподаватель: Галиева Эльмира Давзятовна

Цель занятия: способствует формированию представления об искусстве живописи.

-Ознакомить учащихся с техникой по сырому;

-Ознакомить с термином а-ля прима;

-Ознакомить с историей техники по сырому;

- Развивать творческие возможности учащихся;

-Развивать воображение;

-Развивать мышление;

-Развивать аккуратность;

-Воспитывать у детей интерес к искусству живописи;

Оборудование и инструменты:

Для учителя: для демонстрации готовые работы в технике по сырому, бумага для акварели А-4, палитра, акварельные краски, кисти беличьи №9, №5, №2, баночка для воды;

Для учеников: бумага для акварели А-4, акварельные краски, палитра, баночка для воды, кисти беличьи №9, №5, №2, баночка для воды.

Методы обучения

-Рассказ.

-Демонстрация готовых работ.

-Беседа с объяснением нового материала.

-Показ трудовых приемов.

-Самостоятельная работа.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

-Приветствие.

-Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Сообщение темы и цели занятия.

1.Вводное слово учителя, сопровождается беседой с воспитанниками.

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке живописи мы будем изучать акварельную технику рисование по сырому.

А ля прима (от итал. a la prima — «в один присест») — разновидность техники масляной живописи (также используется и в акварели), позволяющая выполнить картину за один сеанс. Художник, использующий такую технику, заканчивает изображение до полного высыхания красок, в то время как традиционный метод рисования предусматривает нанесение красок слой за слоем и ожидание, пока очередной слой высохнет.

Акварель по сырому — (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello, — «по-сырому» или «по-мокрому», «мокрым-по-мокрому» фр. travailler dans l’eau — «работать в воде») — техника в акварели, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу, такой способ возможен только в акварельной живописи.

2.Знакомство с историей.

Британский художник XIX в.в. Уильям Тёрнер часто прибегал к технике «мокрым-по-мокрому», когда требовалось выполнить сразу много рисунков. Так он работал над сериями акварелей пейзажных видов, которые предназначались для последующего гравирования. Опытный акварелист, он, по свидетельству очевидца, создавал свои произведения «с удивительной, чудовищной скоростью» и достигал плавных переходов тона и свежести цветов. Художник рисовал одновременно четыре акварели, поочерёдно окуная бумагу с эскизом, закреплённую на рисовальной доске, в ведро с водой и, быстро нанося краску, завершал определённую часть рисунка. В конце уже по высохшей бумаге он прорабатывал крупные и мелкие детали, штриховал, растирал пальцем и даже соскабливал краску. Реализуя свой замысел, Тёрнер никогда не следовал строго одному методу, используя все приёмы из арсенала художника-акварелиста.

Метод «по-сырому» часто применяется в комбинации с работой акварелью «по-сухому». Он требует от художника точности в выборе цвета и тона. Даже опытный мастер, работая по мокрой бумаге, не может предвидеть окончательный результат, так как рисунок остаётся «в движении» до полного высыхания. В то же время именно своей непредсказуемостью акварель «по-сырому» привлекает многих художников. Также этот метод, дающий возможность легко наносить краски и смывать их при ошибках, не затирая бумагу, позволяет лучше изучить специфику акварельной живописи начинающим. Произведениям, выполненным акварелью «по-сырому», свойственна мягкость мазка и неповторимая фактура красочного слоя, которых невозможно добиться ни в какой другой живописной технике. Этот метод акварельной живописи особенно подходит для выполнения пейзажей и передачи атмосферных эффектов.

3.Знакомство с этапами работы.

Использование сложной акварельной техники по-сырому, или как ее еще называют «мокрой» акварели приносит в жизнь художника ощущения неожиданности и искреннего восторга. Ведь никогда не знаешь наперед, каким образом растечется на мокром листе акварельная краска. Сложность же ее использования заключается в следующем. Для того чтобы начать рисовать нужно место и это обязательно должна быть горизонтальная поверхность, иначе краски просто стекут на пол! Наимокрейший акварельный лист нужно разгладить таким образом, чтобы не осталось пузырьков воздуха под ним и различных неровностей. Идеальная гладкость! После того как лист намочили, требуется снять с него излишки воды, для этого подойдет простой кусок ваты. Снимайте до тех пор, пока лист не перестанет «блестеть». После этого можно приложить руку к краскам. Если краски в тубе – их следует предварительно размочить, ведь рисовать Вам придется на одном дыхании! Размачивают краски просто – на каждую тубу наливают немного воды, и пока лист пропитывается водой, краски успевают размочиться. Краска наносится быстро, в полную силу, одним касанием. Пигменты разных цветов с водой, нанесённые на мокрую бумагу, не смешиваются до конца, краски «отодвигают» одна другую и «просачиваются» друг в друга, создавая новые неожиданные сочетания. Чтобы избежать потёков, рисунок рекомендуется разместить на горизонтальной поверхности. Однако некоторые художники специально создают потёки, чтобы получить интересные эффекты, для этого подрамник с бумагой наклоняется. Иногда, для убыстрения высыхания и закрепления полученных потёков, работу высушивают феном. Когда все готово, Вы берете в руки несколько кистей и палитру и начинаете творить свой шедевр!Смешивайте краски на палитре или прямо на листе – эта техника в акварели не имеет значения, важно только одно – чтобы касание было единичным! Т.е. нельзя на одно и то же место на листе наносить несколько слоев краски, от этого Ваша акварель станет грязной. А нам требуется прозрачность. Таким образом, нужно быть предельно четким в выборе краски и тона каждый раз. Но мало того, что нужно сосредоточенно работать головой, еще требуется иметь везение… Акварельные краски могут свободно перемещаться по мокрому листу и от того куда она потечет, зависит будущее Вашего шедевра. Со временем, конечно, Вам удастся более-менее управлять техникой «мокрой» акварели, но элемент неожиданности будет присутствовать тенью всегда.Мы сегодня будем рисовать дольку арбуза в технике по сырому, итак приготовились!!!

-первым делом мы акварельные краски намочим водой.

-потом мы губкой намочим стекло и положим на него лист бумаги шершавой стороной к верху затем саму бумагу.

-затем берём вату стираем излишки воды, чтобы бумага не блестела.

-теперь можем приступить к рисованию красками желаю чтобы у всех получилось хорошо!-Когда Вы закончили пользоваться красками оставьте лист на несколько часов для просушки, а затем проработайте более четкие элементы переднего плана (если это требуется).

4.Самостоятельная практическая работа.

5.Подведение итогов. Выставка работ.

Ребята у вас получились очень интересные, красивые работы, Вы молодцы!!!

Использованная литература.

  • Власов В. Акварель // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004. — Т. 1. — С. 117. — 574 с. 

  • Гаррисон Х. Рисунок и живопись: карандаш, акварель, масляные и акриловые краски, пастель: полный курс: материалы, техника, методы / пер. Елены Зайцевой. —М.: Эксмо, 2007. — С. 74. — 253 с. 

  • Загянская Г. А. В. Фонвизин. — М.: Советский художник, 1970. — С. 34-35. — 45 с. — 10 000 экз.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также