Мастер-класс для педагогов на тему: «Техника песочного рисования или игры с песком». Техника рисования песком


техника рисования песком для новичков

Женские увлечения

Среди песочных художников немало популярных и известных на весь мир личностей. Возможно, ваше место среди них!

Рисование песком в последние десятилетие не покидает список модных хобби. В городах и поселках открывают школы для детей и взрослых. Несмотря на разнообразие художественных техник и используемых для этого материалов — способ рисования песком является уникальным. Песочная графика выполняется посредством сыпучего материала, который находится на подсвечиваемом снизу стекле. В зависимости от песчаного слоя на стеклянной поверхности видны тени разных тонов, чем меньше слой песчинок — тем светлее.
  1. В чем преимущества рисования песком
  2. Что нужно купить: материалы и инструменты
  3. Техника песочной графики
  4. Советы новичкам

Картина из песка

В чем преимущества рисования песком

Рисование картин песком успокаивает, координация движений становится лучше, развивается моторика рук. Наиболее простой способ уверенно владеть левой и правой рукой, это как раз и есть рисование песком, поскольку при рисовании задействуют обе руки одновременно.

Для творческого развития такой вид искусства полезен, поскольку развивает образное мышление. Двойное удовольствие дарит рисование под музыку — ее специально подбираю, создавая медитирующий фон.

Что нужно купить: материалы и инструменты

Для занятий используют специальный стол для песочной анимации и песок. Песок для рисования отличается от того, который можно увидеть на пляже. Это кварцевый песок, все песчинки максимально приближены к одному размеру. Хотя классическим вариантом для песочной анимации обычно называют вулканический.

Песок для графики

Со временем этот материал «срабатывается», песчинки разбиваются друг о друга, песок становится мягким, им тяжело работать. Потому его необходимо периодически менять.

Специальные материалы для песочной графики можно достать только в центрах, где занимаются этим видом искусства. В крупных городах обязательно есть несколько студий песочной анимации. Чаще всего, основным видом деятельности для них являются уроки рисования песком для детей.

Стол для песочной анимации стоит не очень дорого, но в домашних условиях его можно заменить на самодельный. Конструкция довольно проста — стекло, светоотражающая пленка или лист бумаги под ним, лампа с рассеянным светом. Но необходимо сделать бортики, чтобы остатки не просыпались на пол.

Стол для песочной графики

Стол с подсветкой

Техника песочной графики

Техника рисования песком в различных школах имеет свои особенности, но основные приемы песочной графики остаются одинаковыми. В традиционном рисовании всегда используются карандаши или кисти. Но в песочной анимации единственным инструментом являются руки. Методика рисования песком довольно проста, но на начальном этапе не обойтись без терпения.

Песок набирают в кулак и поворачивают руку так, чтобы он медленно сыпался, словно пересыпаясь из одной половинки песочных часов в другую. Количество материала контролируют сжиманием и разжиманием ладони. На рассыпанном по столешнице песке пальцами, разными частями рук аккуратно оставляются следы. Можно передавать фактуру, тон изображаемых объектов и предметов, главное правило — плавность. Важно не оставлять большие и плотные кучки, поскольку на фоне подсвечиваемого стекла они будут слишком темными.

Техника песочной графики

Советы новичкам

Как научиться рисовать песком с нуля? Начинать стоит с совсем простых упражнений — точек и линий. Ставя точки, контролировать количество песчинок, которое просыпается. Так точки будут получаться разного размера. Упражнения с разными линиями — волнистыми, пунктирными, изогнутыми, позволяет привыкнуть к технике рисования песком. Нельзя напрягать руку и сильно сжимать пальцы. Это необычное искусство расслабляет и релаксирует, потому излишнее напряжение станет помехой в изучении техники.

Очень эффектный прием, который часто используют на выступлениях и мастер-классах — засыпание ровного фона. В этом случае действии руки становятся своего рода ситечком, и песок, свободно просыпаясь сквозь пальцы, рассыпается ровным слоем на поверхности столешницы. Единственным условием является только то, что фон нельзя трогать, выравнивать пальцами, поскольку остаются неэстетичные отпечатки. Только на ровном слое песчинок можно рисовать. Такое рисование картин песком смотрится очень эффектно!

Схема стола для песочной графики

Отдельно стоит сказать о песочной анимации. Это искусство несколько выше, чем песочная графика, поскольку необходимо трансформировать изображение быстро и красиво.Особенностями песочной анимации является трансформирование рисунков как можно меньшим количеством движений. Именно поэтому мастера для создания роликов и выступлений песочной анимации тщательно все продумывают, репетируют.

В домашних условия можно попробовать рисовать и другими сыпучими материалами. Например, манной крупой на черном противне. Однако в песочной графике с подсветкой стола есть особая магия, которую невозможно заменить визуальным сходством техник.

Желаем успехов в освоении нового хобби. Обязательно познакомьтесь и с другими увлечениями на нашем сайте.

Добавьте эту страницу в избранное и поделитесь интересной информацией с друзьями в социальных сетях!

zhenskie-uvlecheniya.ru

Рисовать песком

Содержание [скрыть]

Модным увлечением последнего десятилетия считается рисование песком. Повсеместно творческие центры предлагают детям и взрослым освоить своеобразную художественную технику. Попробовать научиться рисовать песком можно и дома, главное – приобрести необходимые материалы. О полезных свойствах процесса рисования, различных техниках нанесения песка и нюансах выбора подручных средств для увлекательного занятия пойдет речь далее.

Положительные стороны модного увлечения

Выполненные профессионалами картины из песка завораживают своей романтичностью и добротой. Творческое занятие не только помогает скрасить досуг, оно приносит ощутимую практическую пользу. Для взрослых увлечение рисованием – это отличный способ релаксации и возможность открыть новые грани своего таланта.  Специально подобранная музыка, которая создает медитирующий фон, усиливает успокоительный эффект.

У детей при песочном рисовании активно развивается моторика рук, что, в свою очередь, положительно влияет на становление речи и устранение существующих дефектов. Появляется умение более четко координировать движение обеих рук. Рисование песком способствует развитию образного мышления как у детей, так и у взрослой категории населения.

Опытные художники создают потрясающие воображение анимации из песка, когда на протяжении короткого времени перед нами проходит целый сюжет, сложенный из картин, плавно перетекающих одна в другую. Следующие видео предоставляет возможность насладиться примером профессиональной анимации.

Выбор материалов

Занятие песочным рисованием требует наличия двух основных компонентов: стола или планшета с подсветкой, на котором будет проходить процесс, и, непосредственного, песка. О нюансах выбора каждого элемента расскажем подробно.

Песок

Рисовать обычным материалом, который встречается на пляже или детской песочнице вряд ли получится. Для занятия приобретают кварцевый песок, его особенностью являются песчинки примерно одинакового размера. Оптимально подходит сыпучий продукт с фракцией от 0,1 до 0,3 мм. Объема 1,5-2,0 кг вполне достаточно, чтобы рисовать длительное время без пополнения запаса.

Цветной песок лучше использовать для аппликаций, рисование на стекле подобным материалом требует немалой сноровки. Начинающим художникам рекомендуется применять светлый, почти белый продукт. Профессионалы, занимающиеся песочной анимацией, используют для рисования вулканический материал.

Внимание! При продолжительных занятиях песчинки начинают разбиваться друг о друга, материал приобретает мягкость и им тяжело рисовать. Поэтому периодическая замена сыпучего продукта неизбежна.

Приобрести специальные материалы для рисования можно в творческих центрах, где преподают это искусство и организовывают показы песочной анимации. Какие разнообразные картины из песка получаются, демонстрируют фото:

Стол

Стол для рисования песком приобретают в готовом виде или сооружают самостоятельно. Основные элементы конструкции:

  • стекло;
  • расположенная снизу светоотражающая пленка;
  • лампа, рассеивающая свет.

По бокам конструкции для рисования обязательно предусмотрены бортики, чтобы в процессе занятий песок не просыпался.

Изготовление стола возможно из следующих материалов:

  • натуральное дерево;
  • листы фанеры;
  • ЛДСП;
  • пластик.

Первые два варианта характеризуются экологической безопасностью. Оптимально выбрать стол для рисования песком из древесины хвойных пород. Его вес будет достигать 4 кг. Фанеру обычно задействуют для производства планшетов, они легче стола примерно на один килограмм. Стоимость пластиковых планшетов для рисования выше, нежели деревянных экземпляров.

Если рисовать песком планируется на столе из ЛДСП, стоит убедиться в его безопасности. Для детской мебели разрешено применять ЛДСП класса 1.

Перед покупкой подручных средств для занятий рисованием возникает вопрос, что удобней: планшет или стол. Ответ зависит от возраста пользователя.

Совет! В домашних условиях детям гораздо удобней рисовать на полу или стоя, стул ограничивает их свободу передвижения.

Поэтому до трех лет ребенку однозначно стоит приобрести планшет. При необходимости, его можно просто поставить на небольшой столик, высота которого удобна для малыша. По мере взросления конструкцию для рисования песком рекомендуют дополнить телескопическими опорами. Особенность таких ножек – возможность регулировки высоты.

Важно деталью стола для рисования является крышка. Она позволяет не убирать каждый раз песок после окончания занятий. Если сверху крышки отсутствуют ручки и другие крепления, стол в закрытом состоянии отлично справиться с функцией полочки или подставки.

Размеры стола варьируются, детям достаточно места рисовать на площади 30х50 см, для профессиональных занятий подойдет конструкция 70х130 см. Имеет значение и высота бортика. Чтобы песок у детей не рассыпался, им лучше подобрать модель с высотой ограничения 5-6 см. Также желательно наличие отсека для сыпучего материала.

Внимание! Если стол для рисования предназначается для ребенка, выбирают матовое и небьющееся оргстекло.

Техника песочной графики

Освоить рисование песком проще людям, хорошо владеющим кистью или карандашами. Остальным потребуется больше усердия, чтобы покорить новую вершину творчества. Существует несколько приемов, с помощью которых создаются оригинальные картины из песка:

  • Песок зажимается между пальцами, после чего его распределяют по стеклу движениями, идентичными подсолке пищи.
  • Сыпучий продукт набирается ладонью, удерживая ее лодочкой, материал плавно распределяется по поверхности.
  • Часто для рисования используют струю. Для этого горсть песчинок зажимается кулаком и постепенно высыпается, слегка разжав ладонь. В зависимости от движений, из песка формируются прямые линии, зигзаги, волны, спирали и круги.
  • Рисовать можно при помощи пальцев, направляя песчинки по поверхности стекла в нужном направлении. Такой прием используется при рисовании травы, волн, волос, придания фигурных очертаний различным предметам.
  • Иногда в процессе рисования песком задействована тыльная сторона ладони. Новичкам удобно экспериментировать одной рукой, профессионалы обычно рисуют двумя руками одновременно. Особенно когда изображение носит симметричный характер, например, крылья птиц или бабочек.
  • Рисование песком толстых линий лучше осуществлять ребром ладони.
  • Рисовать крупные объекты с простыми очертаниями можно кулаками. Мелкие несложные элементы формируют подушечками пальцев (например, капли дождя или звезды).

При рисовании на стекле применяют две противоположных техники: светлым по темному и темным по светлому. В первом случае готовится фон из песка. Рисунок формируется за счет перемещения песчинок в стороны до образования нужных очертаний.  Во втором случае песок наносится на чистую поверхность таким образом, чтобы получилось какое-либо изображение. Обе техники отлично дополняют друг друга, поэтому в процессе рисования они обычно совмещаются и комбинируются.

Рекомендации начинающим художникам

Рисование песком вполне под силу освоить с нуля самостоятельно. Начинают занятия с элементарных упражнений – рисуйте линии и точки. Формируя точки, важно научиться контролировать количество песка, который просыпается на поверхность стекла. Стоит потренироваться рисовать точки разных размеров.

Занятия с рисованием всевозможных линий помогают освоить различные приемы нанесения очертаний и контролировать мышечную активность рук.

Не менее важно научиться наносить на стекло ровный фон из песка. Для этого сыпучий материал плавно распределяется на поверхности, просыпаясь из ладони сквозь пальцы, которые выполняю функцию сита. Чтобы фон получился равномерным, его нельзя подправлять пальцами, иначе останутся неэстетичные отпечатки. 

После приобретения определенных навыков рисования, можно попробовать создать песочную анимацию. В этом случае картинка постепенно сменяется одна другой. Для этого ненужный фон отсекают, на стекле остается ключевое изображение. Рисунок дополняется новыми элементами, которые со временем замещают и главный сюжет. Прежде чем показать на выступлении анимацию из песка, рисование сюжета продумывается мастером заранее до мельчайших деталей. Естественно, без репетиции это занятие не обходится.

bouw.ru

Чем полезно рисование песком на стекле?

Рисование песком на стекле – новая и одновременно хорошо забытая старая техника изобразительного искусства. Ныне она популярна во всем мире благодаря своей выразительности и простоте исполнения. Создавать невероятно красивые, а главное, живые узоры с помощью обыкновенного сухого песка сможет даже ребенок. В наши дни рисование песком на стекле стало доступным для каждого, причем в домашних условиях. Поэтому рассмотрим несколько основных аспектов, которые касаются упомянутого вида искусства.

Чем полезны подобные занятия

Несомненно, создавать песочные картины интересно каждому человеку, как ребенку, так и взрослому. Однако на самом деле этот вид творчества не ограничивается одним лишь получением удовольствия. Главным образом техника рисования песком на стекле развивает вашу фантазию, умение быстро менять привычные формы, создавать метаморфозы. При всем этом в первую очередь активно работает ваш мозг, который приспосабливается думать быстрее. Также развивается абстрактное мышление, пространственное восприятие, фантазия, воображение, человек начинает мыслить шире. Кроме того, благодаря тому, что во время рисования на песке вы главным образом задействуете свои руки, технически они начинают работать на одной волне с мозгом. Это позволяет успокоиться, обрести некий баланс, что в дальнейшем влияет на более слаженное выполнение любых действий.

Лечение с помощью песка

Продолжая предыдущий абзац, хотелось бы также отметить целебные свойства песка. Людям уже давно известно, что данный природный материал обладает успокаивающими свойствами. Он способен избавить человека от стрессового состояния, излечить депрессию, настроить его на более позитивную и сбалансированную волну. Именно поэтому рисование песком на стекле является вдвойне целебной терапией. Одновременно человек занят любимым делом, которое развивает его мозг и подсознание, и вместе с этим приходят в норму его нервные клетки. Если заниматься этим делом регулярно, то психическая возбудимость, которая свойственна многим современным людям, будет постепенно отступать, а на смену ей придет уравновешенный и мягкий характер.

Начинаем рисование песком на стекле

Оборудование – это первое, что пригодится будущему «песочному» художнику. В этот список входит всего три компонента: столик с определенными параметрами, лампа и непосредственно сам песок. Поверхность стола для рисования должна быть сделана из стекла. Также желательно, чтобы покрытие было матовым и пропускало только свет через себя, а не всю картину того, что находится под столом. Для новичков идеальным вариантом будет столик, стекло которого имеет небольшую рамку, образующую бортики. Так песок не будет просыпаться на пол, и любая картина станет более точной и четкой. Высота ножек определяется вашими предпочтениями. Кто-то любит творить такие шедевры, сидя на корточках, кто-то предпочитает стоять. Под столом размещается любая лампа или фонарик. Подготовив все это, можно приступать к отбору песка, который ляжет в основу ваших картин.

Качество песка определит красоту ваших творений

Многие говорят, что искусство рисования песком на стекле не зависит от того, какой именно природный материал вы выберете для этого. Возможно, данное утверждение является подходящим для профессионалов или же любителей, однако если вы новичок, то все-таки стоит подобрать наиболее качественный материал, с который будет проще и приятнее работать. Итак, если вы решили, не мудрствуя лукаво, набрать песочка во дворе, возле дома, то предстоит проделать с ним ряд процедур. Сначала просеиваем песок, чтобы очистить его от мусора и черных крупинок. Затем промываем под проточной водой, избавляя от ненужной пыли и уличной грязи. После того как он немного подсохнет и основная часть воды стечет, накаливаем его в духовке, в течение двух часов. Когда песок уже остынет, его можно использовать для создания рисунков на стекле. Если же у вас есть возможность собрать морской или речной песок различных оттенков и структуры, то картины получатся более оригинальными и выразительными.

Чем характерно рисование песком на стекле

Обучение данному виду искусства начинается всегда с того, что все тут делается очень просто. Если в стандартной художественной школе детей сперва учат делать эскизы, потом создавать силуэт, игру теней, и множество прочих нюансов, то тут вся задача состоит лишь в том, что нужно уловить ход линий и передать верно все пропорции того, чтобы вы пытаетесь нарисовать. Именно поэтому рисование песком на стекле носит несколько анимационный характер, подвижный. Варьируя положение каждой крупинки, вы можете оживлять образы, менять лица людей и формы предметов, создавать как реальные натюрморты, так и сюрреалистические пейзажи. Сосредотачивая большее или, наоборот, меньшее количество песка в одном месте, вы создаете больше теней или больше света, что делает любую композицию еще более интересной и живой.

Небольшое послесловие

Несомненно, картины, нарисованные на стеклянном столе с помощью песка, являются произведениями искусства. Однако остаться такими, подобно «Джоконде» или прочим живописным шедеврам, они, увы, не могут. Запечатлеть подобную картину может человеческая память или фотоаппарат, но последний все-таки не сможет передать всей той полноты линий и переходов, которые можно увидеть вживую. Поэтому рисунки, созданные с помощью песка, чаще всего называют сиюминутным гениальным творением, которое может оставить только впечатление в вашей памяти, только эмоции и чувство прекрасного.

fb.ru

Необычные способы рисования песком - игры рисование песком - запись пользователя Tarasova Olga / психолог (Rammantika) в сообществе Раннее развитие в категории ФЛЕШМОБЫ (совместные развивающие занятия с детьми)

Рисование песком - это не обязательно рисование по сюжету. Иногда хочется просто опустить ручки в песок и пересыпать его с ладошки на ладошку. А бывают моменты, когда ребенок спонтанно требует рисовать песком, а в мамину голову ни чего нового не приходит.

Есть несколько способов, как разнообразить занятие и снять застрявшие стереотипы в рисовании, вовлечь ребенка в процесс рисования, или снять сенсорный голод.

С помощью этих увлекательных упражнений ребенок быстрее настроится на игру: успокоится и сконцентрируется. Возможно, эти игры помогут Вам придумать свой сюжет для рисования песком или же Вы решите просто поэкспериментировать. Во всяком случае, это приведет к активизации творческих процессов и рождению новых идей, которые обязательно проявятся и в других сферах жизни.

В качестве сенсорного стимулятора, перед началом игры, песок можно нагреть (например, на батарее или солнце) или охладить (в морозилке). Беспокойные, замкнутые дети положительно реагируют на теплый песок - расслабляются, расковываются. А гиперактивным, раздражительным детям нужен прохладный песок - он помогает им сконцентрироваться, охлаждая и расслабляя их.

1. Первое, что очень завораживает детей - это пересыпание песка с одной ладошки на другую. Еще схожий процесс - опускать ладошку в песок и поднимать с горсткой песка - песок начинает струится сквозь пальчики обратно на стол. Очень умиротворяющие, успокаивающее и расслабляющее упражнение.

Хорошо использовать для начала занятия - помогает настроиться на игру и сконцентрировать внимание. Особенно этим любят заниматься малыши.

2. Разравнивать песок ладошками, пальчиками, кулачком. Очистить и засыпать поверхность песком. Можно использовать фигурные гребешки и грабли.

Можно поиграть пальчиками или ладошками. Например, попробовать изобразить следы разных животных - зайчика, собачки или косолапого медведя, или показать как плывет лодочка по волнам.

3. Оживить и разнообразить игру можно с помощью обыкновенной кухонной воронки. Смотрим, как сыплется песочек, рисуем дорожки. Очень похоже на то, как бежит вода)))

Сначала закрываем пальчиком дырочку, чтоб песок не убежал раньше времени, затем заполняем полностью емкость и наблюдаем, как сыплется песок. Может быть, получившийся узор Вам покажется на что-то похожим. У нас получилось дерево)))

Так же можно изготовить воронку самостоятельно, из листа картона или бумаги. Старайтесь дырочку сделать небольшой, тогда узор получится изящнее. Из картона воронка будет прочнее и дольше прослужит, наша бумажная воронка помялась практически сразу.

4. Сито. Мы использовали сито из летних наборов и захватили с кухни. Можно наблюдать, как образуется необычные горы на столе, а можно использовать как штамп и получать необычную текстуру.

Сито можно изготовить самим или вместе с ребенком. На заготовленном листе картона, заранее нарисовать точки (лучше чтоб это был простой рисунок - кружок, звездочка, спираль), проткнуть шилом дырки. Дырочки должны быть достаточно широкими.

Я использовала картон и пластиковые крышки (из под молочных продуктов). Из крышек понравились больше - делаются легче и размер подходящий.

Дополнительно самодельные ситечка можно использовать как штамп или воспользоваться готовыми трафаретами для рисования (на фото трафареты для кофе).

5. Еще один необычный вариант игры - наблюдать, какой остается след от маятника, качающегося над столом. В качестве маятника можно использовать бусину на веревочке.

6. Подкладывать разноцветный лист бумаги на стол. Можно использовать однородно тонированные листы или листы с градиентной - разноцветной заливкой. Так же на листе может быть изображена геометрическая фигура жирной линией.

7. Вращающийся волчок оставляет за собой дорожку с непредсказуемой траекторией. Заодно тренируем пальчики. Чтоб дорожка получилась более интересной - стараемся пускать волчек под углом, чтоб он не танцевал на одном месте. Дети, кстати, прекрасно справляются с таким заданием)))

Маленькие резиновые «мячики-ежики» тоже оставляют необычный след. Вспоминаем веселые стишки, песенки про колючих ежиков.

8. Заранее подготовленным валиком оставлять узор на ровном песке. Подойдет втулка от рулона туалетной бумаги, на которую можно нанести узор с помощью клеевого пистолета. Песок должен быть заранее выровнен, для более четкого отпечатка.

9. Зеркало. Очень необычный вариант рисования. По центру стола закрепляется зеркало. Рисуем пол картинки, вторая часть отображается в зеркале. Картинку нужно подобрать зеркальную.

Служит для ознакомления детей с принципами зеркального отражения, позволяет им экспериментально изучить закон симметричности отражения, способствуя развитию мелкой моторики, логического мышления, ориентированию в пространстве.

Зеркало лучше использовать из акрилового стекла, для безопасности детей.

На зеркальном рисовании мы остановимся подробнее в одной из следующих статей.

Желаю Вам успехов! Жду Ваших отзывов и пожеланий!

В материале для скачивания:

- 5 градиентных фона, формата А3;

- 3 геометрических фона, формат А3.

Для того что бы получить материал нужно:

1. Сделать репост рупором и подписаться на мой дневник.

2. Оставить свою почту в комментарии к этому посту.

P.S. Статья защищена авторскими правами. Предназначена только для частного использования. Публикация и использование материалов статьи в коммерческих целях запрещено. Размещение на других сайтах (по мимо ББ) возможно только с моего письменного согласия с обязательным указанием ссылки на первоисточник. Автор: Тарасова Ольга.

Еще можно посмотреть: Мандала на песке

Зеркальное рисование Часть 1 Часть 2

Сказки для рисования песком:

Палочка выручалочка

Пожарная команда

Одуванчики

Очень голодная гусеница

Спор деревьев

Весеннее половодье

Капризная кошка

Космическая сказка

Сказка о том, как лягушонок стал лягушонком

www.babyblog.ru

Рисование песком. Волшебство в руках ребенка

Чем можно рисовать? Практически, чем угодно: карандашами, мелками, красками. В мультфильме «Приключения кота Леопольда», если помните, рисунок был нанесен на стену супом! Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения могут получиться, если вы освоите рисование песком. Точнее рисование на стекле с песком с помощью пальчиков и ладошек.

Читайте в этой статье:

Вспомните ощущения летом на пляже. Вот, к примеру, сидите вы на песке. Ваши руки так и тянутся, чтобы нырнуть в песок, порыться, побродить в песочной бездне. Потом одним движением зачерпываете в пригоршню песочек и выпускаете его сквозь пальцы. Миллиарды миллиардов песчинок падают струйками, и так спокойно становится, такое на душе умиротворение, что даже кажется, будто с этими золотистыми потоками уходят все-все тревоги. Чудо!

Зачем детям рисовать песком

Рисование песком еще называют песочной терапией. Более 30 лет назад психологи в США обратили внимание на тот факт, что арт-занятия (уроки живописи) с песком оказывали позитивный эффект в лечении людей, которые переживали психологические травмы или находились в депрессивном состоянии. Сейчас во многих детских центрах развития и семейных клубах организуют группы для занятий с песком, чтобы не просто учить детей и взрослых рисованию, но и поднимать настроение.

В чем проявляется позитив от занятий с песком?

1. У ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной. Это почти, как проведение научного эксперимента или волшебный ритуал. Для рисования выставляется специальная плоскость с подсветкой. И в руки дают не краски вовсе, а песок (!), который сыпется и сначала совершенно не поддается «приручению». А еще песок может быть не обычный, а подкрашенный.

2. Ощущение песка в руках расслабляет. Песок – это живой материал, его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на коже твердость каждой песчинки. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш «подзаряжается», как батарейка, хорошей энергией. Творчество с песком позволяет снять волнения и фобии. Уходят эмоциональные «зажимы», и организм возрождается.

3. Ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования «эх, опять не получилось!» Малыш может просеять песок, собрать в кучку, разровнять, поковырять пальчиком, изобразить примитивные палочки, «каляки-маляки» или целые картины, а потом все поломать и творить заново! Десятки разных действий и десятки вариаций рисунка за относительно короткий промежуток времени.

4. Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты говорят, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии.

Как заниматься с ребенком песочной терапией

Если у вас есть возможность записаться в группу песочной живописи или песочной терапии – это здорово! Ходите вместе с ребенком и радуйтесь каждому уроку. Как говорится, в компании всегда веселее. Уровень заданий с песком, конечно, будет зависеть, от возраста ребенка, и это вам подскажет детский психолог или педагог. Хотя оборудовать студию рисования песком можно и дома.

Задача первая. Мастерим столик для песка.

Чтобы изготовить своими руками специальный столик-подставку, нужно поискать: ящик, оргстекло, электрическую лампу.

Столик должен получиться прочным и устойчивым. Поэтому лучше всего взять небольшой деревянный ящик, сколоченный из гладко обтесанных и плотно подогнанных досок (подойдет также ДСП). Это будет столешница. Прикрепите ножки к столику – два одинаковых бруска или ножки детской табуретки.

Оргстекло – самый безопасный из всех вариантов. Только его размеры (ширина и длина) пусть будут немного меньше, чем у ящика. Стекло будет размещаться внутри столика, поэтому в днище ящика нужно сделать «окошко» прямоугольной формы. Если стекло прозрачное, то его предварительно надо окрасить с одной стороны (можно заклеить пленкой, которая пропускает свет). Чтобы закрепить стекло сверху над отверстием, используют либо рейки, либо «жидкие гвозди», либо липкую ленту.

Теперь устанавливаем столик, размещаем источник света (лампу или фонарик) внизу, под столешницей, и проверяем конструкцию в работе.

Задача вторая. Добываем песок.

Песок можно купить на строительном рынке, накопать в детской песочнице или привезти с моря. В любом случае, если у вашего песка самое благородное происхождение, нужно материал довести «до ума», а именно: внимательно проверить на наличие мусора, даже просеять, промыть и пропечь в духовке (недолго – достаточно в течение 1,5-2 часов).

Дети, особенно девочки, любят использовать ракушки моллюсков, пуговицы, бусины, камешки и стеклышки для декора, чтобы украсить рисунки. Подготовьте и это в достаточном количестве.

Задача третья. Запасаемся идеями.

Как увлечь ребенка рисованием песком? И тут есть разные интересные варианты.

В первый раз можно подготовить все, но не выдавать вашу тайну, то есть заранее не объяснять, что вы собираетесь делать. Включите сказку в аудиозаписи, или музыку природы, или просто любимую мелодию малыша. И начните рисовать. Следите за реакцией ребенка и позволяйте вмешиваться, если вдруг он посчитает, что надо поправить рисунок.

Или так. Сначала поищите видеозаписи занятий песочной терапией. Посмотрите вместе с ребенком, а потом попробуйте сделать все самостоятельно. Или пусть малыш рисует сам, на ходу видоизменяя увиденное. Экспериментируйте!

Книга Мариеллы Зейц «Пишем и рисуем на песке»

Вы думаете, красивые рисунки песком получатся у вас с первого занятия? Это не совсем так, к сожалению. Хорошие рисунки создают даже не все взрослые, не говоря уже о малышах.

Если вам действительно интересно самостоятельно попробовать дело на практике, то сперва найдите и прочитайте книгу под названием «Пишем и рисуем на песке», которую написала немецкий педагог Мариелла Зейц. Это уникальное руководство! В доступной и весьма интересной форме автор делится советами, как мамы и папы могут учиться сами рисовать песком и как учить детей разным техникам рисования.

Какую информацию вы найдете в книге?

  • Почему песок обладает лечебными свойствами
  • Какие инструменты подготовить для рисования песком
  • Как организовать рабочее место для ребенка
  • Как рисовать на песке с помощью волчка, мячика-ежика, ракушки
  • Зачем использовать воронки и сито
  • Что могут рассказать фигуры на детском рисунке из песка
  • Сложно ли рисовать сразу двумя руками
  • Почему дети рисуют символами
  • Симметричные рисунки и мандала на песке
  • Физиотерапия с песком и коррекция поведения ребенка

Книга будет интересна и родителям дошкольников, и родителям мальчиков и девочек подросткового возраста.

А вы знаете, что когда-то давным-давно песок был на вес золота? Почему? Благодаря тому, что мастера умели варить из него стекло, а потом делать стеклянные сосуды. Конечно, первое стекло 4 тысячи лет до нашей эры получалось мутноватым, зато какой ажиотаж устраивали торговцы вокруг такой продукции!

Сегодня этот золотой диво-ресурс природы можно взять «на вооружение» в воспитании детей. Если вы научитесь вместе с ребенком рисованию песком, ваши руки будут творить шедевры не хуже, чем муранское стекло.

Если вы однажды покажете ребенку, что можно рисовать на песке, он не останется безразличным. Можно сказать, будет требовать «продолжения банкета»! Не верите? Тогда посмотрите видео.

24.11.2013

obmen-sadami.ru

«Техника песочного рисования или игры с песком». — Личный сайт воспитателя Каргашиловой Елены Ивановны

Цель: Способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.

Задачи: Познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на занятиях, а также в коррекции психологических проблем. Способствовать развитию интереса к данной технике и введению её в практическую деятельность.

 

Ход мастер-класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Это и есть песочная техника.

В настоящее время данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.

Образы, созданные ребенком на песке, являются его отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Это помогает педагогам и родителям понять внутренний мир ребенка.

Играя с песком, дети чрезвычайно раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

Положительные моменты в работе с песком.

Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос.

Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином.

Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию.

Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.

Оборудование:

Световой стол для рисования песком. Замена светового стола: стол, поднос, бумага,

Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии)

Альтернатива песку: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль.

При работе с песком можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д.

Цель: Определить правила поведения в песочнице (контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж).

Правила при работе с песком:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.

4. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Упражнение «Здравствуй, песочек!»

Цель – настройка на работу с песком, расслабление

Педагог просит «нежно», а потом сильно поздороваться с «песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:

• Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• Ребёнок легко /с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;

• Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

• Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;

Песочек в ответ тоже хочет поздороваться - посыпать на ваши пальчики «песочный дождь».

Дидактические игры с использованием песочного стола, направленные на развитие всех компонентов речевой системы и психических процессов. Развитие мелкой моторики

Специалисты выделяют три вида игр с песком:

1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду.

2. Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии, а также профилактику.

3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице "свой мир". Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты.

Сегодня мы остановимся на познавательных и психопрофилактических играх.

Игра «Необычные следы»

Задача: развитие тактильных чувств, внимания, воображения.

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. 

«Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. 

«Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Обучающие игры.

Упражнение «Синхронное рисование»

Данное упражнение развивает мелкую моторику, работу мозга, раскрывает творческий потенциал. Стоит как можно чаще использовать рисование двумя руками, пусть даже и не с использованием песочницы.

Ребенку предлагается одновременно рисовать сначала несложные, затем постепенно усложняя, узоры двумя руками одновременно.

Например: «Давай нарисуем с замотаем с тобой клубок, а затем размотаем. Нарисую двумя руками квадраты, треугольники, домики и пр.»

Упражнение «Красивая буква» или повтори узор.

Предлагается написать ребенку букву пальцами на песке, затем ее украсить. Ведь известно, что дети лучше запоминают, когда потрогают и ощутят это своими руками.

Игра «Составь предложение»

Педагог рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение.

Игра «Найди отличие»

Задача: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Картотека обучающих и развивающих песочных игр разнообразна.

Психопрофилактические игры

Игра-упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Рисование круга и его украшение можно сравнить с созданием мандалы, считается, что создавая мандалу человек успокаивается, процесс сравним с медитацией, что будет очень полезно для тревожных, агрессивных, неуверенных в себе и гиперактивных детей. Мандала может создаваться как с сухим песком, так и с мокрым.

Игра «Победитель злости»

Каждый человек, в том числе и маленький ребенок имеет право на отрицательные эмоции, такие как злость, обида, страх и прочее. Однако, в обществе принято их сдерживать и не высказывать открыто, чему мы и пытаемся научиться сами и учим других. На сама деле достаточно правильно выплеснуть негативные эмоции и избавиться от них. Данная игра как раз учит детей правильно выплескивать свою злость.

Педагог: «Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает? Что случается с тобой, когда ты сердишься? Что говорят тебе взрослые, когда ты сердишься?

Твое плохое настроение может заставить говорить и делать тебя то, что может огорчить и расстроить взрослых. Давай поиграем с тобой в игру, которая поможет тебе «сердиться правильно» чтобы не обижать других. Давай с помощью мокрого песка вылепим с тобой злость, а потом ее победим».

Сначала взрослый, а потом и ребенок вылепливают из мокрого песка шар, рисуют глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость».

Этот процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства. Ребёнок может комментировать весь процесс изготовления «шара - злодея», которому в результате присваиваются все «злые мысли и действия».

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также получает специфическое удовольствие от разрушения.

После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на нем отпечатки своих ладоней - успокоение, получения равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». Если ребенок желает, он может создать радость на песке (украшая свои отпечатки).

Выполнение данных упражнений лучше выполнять под медитативную музыку или звуки природы.

Сказочный персонаж или сам песок, который приглашал детей к игре, объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «песочную страну», привести в первоначальный вид. Обязательно вымыть руки. Ритуал выхода необычайно важен благодарностью педагога от имени хозяина песочной страны.

Наш мастер-класс предлагаю тоже завершить своеобразным ритуалом выхода.

Педагог (П) ставит на стол пустую банку.

П: Это не просто банка. Это - чаша Вашей жизни.  Педагог бросает в банку несколько мячиков. 

Оставшимися мячиками предлагает участникам МК наполнить банку настолько, насколько это возможно.

П: Как Вы думаете, эта банка полная?  - Да, полная!  П: Вам правда так кажется?  Педагог  достаёт  мешочек  с  камушками и высыпает их в банку. И они туда поместились. П: А сейчас эта банка полная?  - Ну, теперь точно полная!  П: Неужели?! Тогда педагог достаёт песок и высыпает его в банку, и он тоже поместился.  П: А теперь?  - Теперь-то уж точно полная!  П: Вы правда так думаете?  Тогда педагог достаёт две чашки кофе и выливает их в банку и они тоже поместились. 

П: Что это все может значить?  - Может быть, не важно,  на сколько полна Ваша жизнь, в ней всегда есть место для чего-то нового?  П: Не совсем правильно.

Видите ли, в начале идут мячики, которые обозначают самые важные вещи в Вашей жизни (любовь, семья, друзья, счастье, здоровье, мечта). Потом идут мелкие камушки, которые обозначают уже не столь важные вещи, но они гораздо ярче и привлекательнее (работа, деньги, вещи, развлечения). А потом идет ничего не значащий, но зато всепоглощающий песок - самые простые и примитивные потребности, самые обычные инстинкты (побольше поесть, побольше полениться, посплетничать). Вся та чушь, на которую мы тратим огромную часть нашей жизни.

П: Давайте мысленно попробуем проделать это все в обратном порядке: сначала насыпать в банку песок, потом положить в песок камни, а затем мячи. Понятно, что ничего из этого не выйдет.

Видите ли, именно так устроена наша жизнь – если вы наполнили свою чашу жизни песком, то вы уже никогда не сможете положить в неё гораздо более важные вещи! Какую ошибку люди совершают в жизни чаще всего?! Они наполняют свою чашу, начиная с самых мелких и бессмысленных вещей. Когда они вспоминают про самые важные вещи, - уже слишком поздно. Вы можете потратить свою жизнь на простое проедание своего драгоценного времени: смотреть телевизор или убивать сутки напролет возле монитора компьютера… И при всём при этом, что интересно, Ваша жизнь действительно будет полна! Но… чем она будет полна? И останется ли у вас место, чтобы наполнить её действительно чем-то важным ...?

Я советую вам начинать с самого основного - наполняйте свою жизнь самыми важными вещами в самом начале и лишь потом приступайте к второстепенным.

П: Как вы считаете, что обозначало кофе в конце? (ответы)

П: Вне зависимости от того, насколько полна ваша жизнь, - у вас всегда найдётся свободная минутка и чуть-чуть времени, чтобы разделить его за чашечкой кофе со своим близким человеком. Помните об этом! А чем полна ваша чаша жизни?!...

Цените каждое мгновение, каждую песчинку вашей жизни. Пожалуйста, примите на память скромные сувениры-песочные часы. Будьте счастливы!

 

kargashilova.ru

Цикл конспектов по технике рисование песком для детей младшего дошкольного возраста "Песочные фантазии"

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №7 «Золушка» г.Тынды Амурской области.

цикл конспектов по технике рисование песком

для детей младшего дошкольного возраста

Выполнила: воспитатель

Фисюкова Елена Петровна

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность - один из видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому.

Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д.

Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование на песке. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.

Конечно, вы знакомы с элементами песочной терапии. Но мне бы хотелось познакомить вас с другой формой – рисованием на песке.

В процессе рисования на песке у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности.

Удивительным образом руки малыша превращают горсть песка в пейзаж, звездное небо, лес, море или волшебную страну. Особую радость доставляет детям использование подсветки, в том числе цветной или разноцветной.

Содержание образовательной деятельности

Обучение технике рисования на песке проводится с подгруппой детей или индивидуально занятия во вторую половину дня.

Занятия предусматривают три цикла:

  • 1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, словесные игры и упражнения на развитие воображения и умения рисовать на песке;

  • 2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу, сначала с воспитателем, затем и самостоятельно;

  • 3-й – Рассказывание, рассуждение, составление сказок, рассказов по рисункам, схемам, пиктограммам.

Темы деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.

Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 30 с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

Способы рисования песком.

Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени».

Существует несколько способов рисования на песочном столе. Самый простой: светлым по тёмному. Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка, наносим путём равномерного рассеивания («солим») песка над поверхностью стола с высотой 20-30 см. Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают.

Способ тёмным по светлому (насыпание). Он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными (например: чайки над морем).

Способ отпечатков. Отпечатки могут наноситься боковой поверхностью ладони, подушечками пальцев, ногтями (например: прыгают зайчики, идёт слон, растёт цветок).

Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции. Рисунок можно всегда подкорректировать – не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо. Со временем чувствуешь, как и что изобразить, понимаешь, какие у песка возможности.

Начинать ознакомление детей с песком можно с несложных приёмов: поздороваться с песочком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой?), согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет. Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками — песочек смеётся. Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехала машина, двумя пальцами — санки.

Простые графические упражнения

1. Выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик.

2. Выбирать и насыпать волнистые а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик бусы.

3. Перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической формы.

4. Несложные сюжеты: крутые повороты, молния, радуга, высокие горы.

5. Элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль раскручивать из одной точки — разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать — это их успокаивает и уравновешивает.

Если исходить из принципа графики, хорошо познакомить ребёнка с её элементами.

6. Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки рядом — уже цыплёнок, овал и круг — цапля).

7. Линия. Линии бывают разные и могут передавать настроение: лёгкие, весёлые, колючие, нежные, игривые, загадочные (кружить, не отрывая пальца от стола).

8. Пятна различаются по плотности, составу и объём. Из них создаётся образ. Пятно из точек превращается в кашу на тарелке, в овечку; несколько таких пятен — в образ дерева (добавить несколько линий). Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли. Вы думаете, красивые рисунки песком получатся у вас с первого занятия? Это не совсем так, к сожалению. Хорошие рисунки создают даже не все взрослые, не говоря уже о малышах.

Если вам действительно интересно самостоятельно попробовать дело на практике, то найдите и прочитайте книгу под названием «Пишем и рисуем на песке», которую написала немецкий педагог Мариелла Зейц. Это уникальное руководство! В доступной и весьма интересной форме автор делится советами, как взрослые могут учиться сами рисовать песком и как учить детей разным техникам рисования.

Цикл конспектов является методической разработкой, направленной на обучение детей младшей группы (3-4года) технике рисования на песке для дальнейшего развития творческих способностей.

«Дождик, дождик, веселей»!

Цель: учить рисовать прямые линии (вертикальные).

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику, развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

  • Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

Предварительная работа: Экспериментирование с песком. Рассматривание пейзажных картин на тему «Осень», беседа, наблюдение.

Материал, инструменты, оборудование: световой стол, песок, бумажные силуэт тучи, музыкальное сопровождение «Голоса природы» (шум дождя).

Содержание организованной деятельности детей:

Педагог: Любите ли вы дождливую погоду? Нет? А ведь дождик нужен деревьям, траве, цветам. Да и гулять весело по лужам, если конечно у вас есть резиновые сапожки.

1. Пальчиковая гимнастика.

Дождик, дождик веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи-

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Показывает рисунки, выполненные карандашами или фломастерами. Спрашивает детей, чем нарисованы эти картинки и предлагает нарисовать дождик песком.

2.Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

3. Рисование.

Посмотрите, на рисунке дождь ещё не начался, хотя тучи закрыли солнце. И вот первые капли дождя упали на землю. Кап-кап, кап-кап.

- рисуем длинные-длинные линии – это сильный дождь, бегут струйки;

- рисуем короткие линии – это слабый дождик, капают дождинки (капельки).

Дождик всё тише и вот совсем закончился, только на земле остались лужи.

А какой дождик будет у вас?

Дети рисуют капли дождя, сопровождая рисование словами «Кап,кап,кап…»

4. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какой весёлый дождик у вас получился. 

- Ребята вам понравилось?

  В ладошки наши посмотри —  Мудрее стали ведь они!  Спасибо, милый наш песок,  Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек»!

Цель: Учить рисовать прямые вертикальные линии.

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику, развивать чувство ритма. эстетическое восприятие.

  • Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: рисование ножек сороконожки, моделирование ёжиков из пластилина. Теневой театр «Ёжик».

Материал, инструменты, оборудование: световой стол, песок, бумажные силуэт ёжика, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

    1. Создание игровой ситуации

Педагог с помощью теневого театра обыгрывает стихотворение Г. Лагзынь «Ёжик».

Повстречался ёжик мне,

Нёс грибы он на спине.

-Добрый день колючий ёж!

Далеко ли ты живёшь?

2. Пальчиковая гимнастика. «Колючий ёжик». Дети поднимаю руки вверх, по сигналу педагога растопыривают пальцы, сжимают в кулак и опять раскрывают – «ёжик прячет и показывает свои колючки».

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

Педагог показывает «силуэт ёжика» и предлагает нарисовать ему много-много иголок.

-это ёжик где у него спинка? Вот. На спинки у ёжика растут иголки. Иголки расту вверх.

Педагог объясняет и показывает способ рисования иголок.

- вот спинка, ставлю сюда пальчик и рисую сначала, одну иголку – вот так. Рядом другую – вот так (фиксирует движение, что бы дети заметили отрыв пальца, от светового экрана). У ёжика много иголок давайте нарисуем ёщё.

5. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие колючие ёжики у вас получились. 

- Ребята вам понравилось?

  В ладошки наши посмотри —  Мудрее стали ведь они!  Спасибо, милый наш песок,  Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Светит солнышко».

Цель: Учить рисовать круг замыкая линию в кольцо.

Задачи:

  • Учить рисовать круг замыкая линию в кольцо.

  • Развивать мелкую моторику. умение работать по образцу.

  • Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: рассматривание изображений солнца в детских книжках. Наблюдение за солнцем на прогулки.

Материал, инструменты, оборудование: мольберт, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (солнышко, туча), световой стол, песок, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

На фланелеграф прикрепляется фигурка солнца:

Утром солнышко встаёт,

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

- Здравствуй, солнце, это я!

От яркого света всем становиться радостно, весело. А вот когда солнышко прячется за тучку (прикрепляют тучку), всё становиться хмурым. Наше настроение тоже меняется. Давайте нарисуем весёлое солнышко, чтобы оно всегда радовало нас своим сиянием.

2.Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

3. Рисование.

Педагог предлагает детям нарисовать весёлое солнышко. Показывает способ рисования солнышка песком.

- пальчиком рисуем круг

- лучики бывают разные: прямые и волнистые; короткие и длинные.

Ребёнок создаёт рисунок по своему замыслу.

Посмотри какое весёлое солнышко. Солнышко проснулось и улыбнулось тебе. Улыбнись ему в ответ: Скажи «Здравствуй, солнышко!»

Кого же могут разбудить его лучики? Подумай и расскажи.

4.Рефлексия.

Педагог : - Молодцы, какие красивые солнышки у вас получились. 

- Ребята вам понравилось?

  В ладошки наши посмотри —  Мудрее стали ведь они!  Спасибо, милый наш песок,  Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Искупай утёнка».

Цель: Учить проводить волнистые линии (по горизонтали).

Задачи:

  • Учить проводить волнистые линии (по горизонтали).

  • Развитие координации движений (бивалентная работа головного мозга через осознанное рисование сразу двумя руками).

  • Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: подвижная игра «Перепрыгни через ручеёк», игры с геометрической мозаикой.

Материал, инструменты, оборудование: игрушка утёнок, световой стол, песок, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

Педагог: давайте поиграем в утят, читает стихотворение А.Барто «Ути-ути». Дети выполняют движения по показу.

Рано-рано утречком

Вышла мама уточка

Поучить утят.

Уж она их учит, учит!

Вы плывите, ути-ути,

Плавно в ряд.

Хоть сыночек невелик, невелик.

Мама трусить не велит, не велит.

- Плыви, плыви, утёныш,

Не бойся, не утонешь.

  1. Пальчиковая гимнастика. «Уточки»

Один, два, три, четыре, пять - (разгибаем пальцы)

Вышли уточки гулять (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

Один, два, три, четыре, пять - (сгибает все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять. (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

Педагог: Посмотрите какой утёнок хороший и пригожий! Глазки голубые, лапки красные, клювик чистенький. Ой, наш утёнок отчего-то загрустил, наверное он хочет поплавать в ручейке. Давайте нарисуем ручейки.

Педагог просит детей показать ручками, как утята плывут по воде. Дети (по подражанию действиям педагога) изображают волну – «рисуют» в воздухе» волнообразные линии – сначала одной рукой, затем обеими синхронно.

Педагог показывает силуэты утят и раздаёт их детям. Предлагает помочь утятам научиться плавать по ручейкам.

5. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие красивые ручейки у вас получились. Утятам нравиться плавать.

- Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!  Спасибо, милый наш песок,  Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Баранки-калачи».

Цель: Учить проводить круг – замыкая линию в кольцо.

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику, глазомер, координацию в системе «глаз-рука», эстетическое восприятие.

  • Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

Предварительная работа: рассматривание и обследование колец пирамидки разного размера для обогащения и уточнения тактильного ощущения, развития восприятия формы. Представление теневого театра «Приходите в гости».

Материал, инструменты, оборудование: световой стол, песок, связка бубликов-баранок для показа детям, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

Педагог показывает детям связку баранок и обыгрывает потешку «Ай, качи-качи-качи!»

с помощью кукол би-ба-бо.

Ай, качи-качи-качи!

Глянь – баранки калачи!

Глянь – баранки калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи –

Все румяны горячи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

Нам остались бараночки!

  1. Пальчиковая гимнастика.

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

«Ай, качи-качи-качи, гляньте - баранки, калачи. Все румяны, горячи» и просит «нарисовать» в воздухе сначала огромный калач, потом большую баранку, и маленький - маленький бублик. Дети рисуют в воздухе пальчиком.

Затем педагог обращает внимание на световой стол, просит обвести пальчиком силуэты «бубликов-баранок» по внешнему краю (3-5 раз), чтобы запомнить движения.

Педагог предлагает нарисовать «баранки - калачи»

5.Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие красивые вкусные у вас получились баранки - калачи. 

- Ребята вам понравилось?

  В ладошки наши посмотри —  Мудрее стали ведь они!  Спасибо, милый наш песок,  Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Бабочка»

Цель: Учить рисовать двумя руками.

Задачи:

  • Учить рисовать двумя руками.

  • Развивать мелкую моторику рук. Обогащать тактильный опыт детей.

  • Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

Предварительная работа: Наблюдение. Беседа. Рассматривание иллюстраций.

Материал: световой стол, иллюстрация бабочки, бумажные заготовки тела бабочки, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

    1. Создание игровой ситуации

Педагог: загадывает загадку.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

- Ребята, кто это?  (показывает бабочку)

- Правильно, дети это бабочка. А что бабочки умеют делать?

- А почему они летают? Что у них есть?

- Посмотрите на ее крылышки. У нее есть 2 больших крылышка и 2 маленьких. А сейчас давайте попробуем превратиться в бабочек.

2. Подвижная игра «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (туловище в перед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

Солнце утром лишь проснется, (покружиться)

Бабочка кружится, вьется.

(Дети под фонограмму «порхают» по группе. Как только фонограмма заканчивается, дети приседают на воображаемый цветок).

- Посмотрите, дети, у меня есть бабочки (показывает заготовку), а крылышек у них нет, давайте нарисуем крылышки.

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

- Дети, нарисуйте бабочке 2 больших и 2 маленьких крылышка. Рисовать будем двумя руками. (дети рисуют, педагог наблюдает за их работой, если необходимо помогает, пока дети рисуют включается музыкальное сопровождение).

5. Рефлексия.

- Молодцы, какие красивые бабочки у вас получились.  Моя бабочка с картинки обязательно прилетит и подружиться с вашими бабочками.

- Ребята вам понравилось?

  В ладошки наши посмотри —  Мудрее стали ведь они!  Спасибо, милый наш песок,  Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать получившиеся бабочки с именами детей.

ЛИТЕРАТУРА

  • Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144с.

infourok.ru


Смотрите также