Техника портретной живописи "Уголь". Мастер-класс. Техника рисования углем


ARTandYou.ru - Теория - Советы начинающему художнику. Рисование углем

Советы начинающему художнику. Рисование углем

Статья из журнала художник 1961 года. И. Изаксон

Один из самых популярных материалов для рисо­вания — уголь. Им выполняют рисунки-штудии и на­броски, эскизы и подготовительные рисунки «под живопись». Нередко в этой технике художники создают станковые произведения самостоятельного значения. Такова, например, серия панно «Хиросима» японских художников Тосико Акамацу и Ири Маруки, за кото­рую они были удостоены Всемирной премии мира. Значительная часть этих панно выполнена углем, не­сколько панно — углем в сочетании с гуашью и тушью.

Популярность этого материала не случайна. Уголь как бы соединяет в себе преимущества нескольких различных материалов. Остро заточенным углем можно провести очень тонкую «карандашную» линию, и в то же время уголек, положенный на ребро, дает широкий живописный «мазок». Уголь позволяет штри­ховать, закрывая большие плоскости ровным тоном, или писать свободными мазками. По богатству тонов уголь едва ли не превосходит все другие живописные материалы и во всех градациях тоновой шкалы — от воздушного серого до глубочайшего черного — отли­чается красотой и бархатистостью цвета.

Углем очень легко работать, так как он хорошо «ложится» на бумагу или холст, не требуя от худож­ника большого физического напряжения: малейший нажим уже оставляет на бумаге видимый след. Это свойство угля позволяет рисовальщику быстро рабо­тать даже тогда, когда приходится покрывать на бума­ге большие поверхности (что совсем нелегко сделать, скажем, карандашом).

Достоинством угля является также и то, что он дает возможность внести поправки в рисунок, переком­поновать целиком или переделать его. Уголь очень легко смахивается с бумаги или грунта, почти не остав­ляя следов.

Большим практическим удобством для художника является также и то, что для работы углем годится почти любая бумага.

Недостатков у угля немного. Главным из них яв­ляется то, что уголь легко смазывается. Чтобы рисунок не был утрачен, надо его закрепить — зафиксировать. Последнее является, в частности, серьезной помехой в использовании угля при работе на природе — рису­нок необходимо зафиксировать и высушить сразу же на месте, иначе его едва ли удастся донести до дома.

Для молодых и для недостаточно требовательных к себе художников недостатком может стать и сама красота материала, так же как и легкость пользова­ния им. Рисунки углем часто получаются очень эф­фектные, а сочетание красивых пятен с линией или «игра» светотени маскируют неточности, грубые про­махи в рисунке. Поэтому начинающий художник легко может власть в самообман, считая законченными и совершенными те рисунки, в которых вся поверхность листа «затушевана», но собственно рисунок — при­стальное изучение формы — еще не начинался. Чтобы избежать этого, не следует ограничиваться только рисунками углем — как бы заманчиво это ни каза­лось, — надо обязательно перемежать рисунки углем рисунками графитным карандашом — материалом более строгим и менее «обманчивым», чем уголь.

 

Среди рисовальных материалов уголь — наиболее живописный. Им можно передать отношения различ­ных цветов, их прозрачность и плотность, воздушную перспективу, светотень. Начинать рисунок можно так же, как и живопись, с размещения на листе больших тоновых масс, «постепенно уточняя и детально разра­батывая форму с тем, чтобы линия и контур появились только к концу работы. При этом, пользуясь тем, что уголь легко удаляется с поверхности бумаги, худож­ник может начинать работу, 

нанося большие силуэты, без всякого предварительного оконтуривания. Однако особенно увлекаться таким методом не следует. Начи­нающим художникам рекомендую в начале работы главное внимание обращать на более жесткое и кон­структивное построение рисунка.

Подготовительные рисунки для живописи также не следует вести чисто живописным путем. Лучше в этом случае выполнить карандашом или твердым углем более жесткий рисунок, построенный не на пятне, а на штрихе и контуре. Важно это потому, что, разработав в угольном рисунке ряд чисто живописных задач, художник обрекает себя — при работе красками непо­средственно на холсте — на повторение уже найденных решений. Этим он отнимает у себя ту радость откры­вания, ту непосредственность, которые составляют значительную часть прелести работы над художест­венным произведением.

Наброски углем можно, так же как и рисунки, де­лать и линиями разной толщины, и широким мазком, и пятном, и соединением пятна с линией. Очень полез­но выполнять быстрые наброски, основанные на силу­этном пятне, сделанном растушеванным углем, и за­тем уже по этому пятну уточнять детали линией. Такие наброски полезны для воспитания у начинаю­щего художника понимания силуэта в рисунке и уме­ния передавать движение.

РАСТУШЕВКА И СТИРАНИЕ УГЛЯ.

Растушевать уголь, размазать по поверхности штрих или несколько штрихов, превращая его в пят­но необходимой интенсивности, практически можно чем угодно — уголь достаточно легко размазывается. Но существуют для этой цели и специальные расту­шевки. Они бывают в продаже, их легко сделать и самому. Для этого плотно свертывают трубочкой полоску бумаги. Один или оба конца этой бумажной трубки сводят на конус, подобно заточенному каран­дашу.

Обычно художники пользуются растушевками только при выполнении маленьких рисунков, когда необходимо 

достигнуть особо тонких тональных гра­даций. Чаще всего растушевывают уголь кистью, ват­ным тампоном, тряпочкой или просто пальцами.

Смахивают уголь тряюкой — именно смахивают, а не стирают, потому что при стирании он полностью не удаляется, а втирается в поверхность бумаги, соз­давая определенный тон.

Если после смахивания угля на поверхности бума­ги остаются следы — их стирают карандашной резин­кой.

Стирать жирно положенный уголь, не смахнув его предварительно тряпкой, не следует: резинка сразу замусоливается, и оставляемые ею пятна убрать очень трудно. К концу работы бумага обычно целиком в какой-то степени затонирована углем. Самые светлые места можно протереть резинкой, тогда они станут чуть светлее общего тона рисунка.

ФИКСИРОВАНИЕ.

Как уже было сказано, рисунки, выполненные уг­лем, необходимо фиксировать — закреплять. Для это­го разбрызгивают по поверхности бумаги закрепляю­щую жидкость. Она бывает в продаже редко, и обычно художники не пользуются покупными фиксативами, а приготовляют их сами. Самый практичный фиксатив— снятое молоко, слегка разжиженное водой. Оно остав­ляет поверхность угля матовой, почти не влияет на его цвет и закрепляет уголь достаточно прочно. Можно пользоваться также сахарной водой, но этот фиксатив боится сырости. Можно использовать для фиксирова­ния раствор канифоли в денатурате.

Раствор фиксатива наносят пульверизатором. Для этого рисунки кладут на пол и брызгают из пульве­ризатора, тщательно следя за тем, чтобы на рисунки равномерно оседала самая мелкая «роса», не образуя лужиц и крупных брызг. Весь уголь должен пропи­таться фиксативом. После просыхания проверьте прочность закрепления, потерев сухим пальцем несу­щественное место рисунка, густо покрытое углем. Если уголь плохо закрепился, повторите пульверизацию. 

РИСУНОК под живопись.

Если рисунок под живопись не делается краской, то, как правило, — углем. Он легко ложится на холст, как и на бумагу, и так же легко смахивается с него. Углем можно делать рисунок под масляную живопись и под темперу.

После окончания рисунка все нужные для дальней­шей работы контуры прописывают кистью с раство­рителем — лучшим из них является лак со скипида­ром, так как он быстро высыхает. Если холст готовит­ся под темперную живопись, линии прорисовывают.

какой-нибудь одной из красок. После просыхания рас­творителя лишний уголь смахивают, потому что, если его оставить, он будет сильно загрязнять нижние слои краски.

Можно, разумеется, и зафиксировать рисунок, но это менее желательно, так как слабый фиксатив может не закрепить уголь, а крепкий создаст нежелательную прослойку между грунтом и краской. Некоторые жи­вописцы, сами грунтующие холсты, предпочитают после закрепления рисунка нанести на холст еще один слон жидкого грунта во избежание загрязнения красок.

БУМАГА, УГОЛЬ.

Бумага для работы углем годится всякая, кроме гладкой. Рыхлые сорта бумаги даже предпочтитель­ней — уголь хорошо в них впитывается и лучше за­крепляется. Плотную и не очень шероховатую чертеж­ную бумагу можно подготовить под уголь, протерев перед работой всю ее поверхность резинкой.

Уголь продается готовый, но его легко можно на­учиться приготовлять самому.

Затачивают уголь, срезая палочку наискось к одной стороне — наподобие среза пера. Заточенный таким образом, он дает возможность проводить линии и класть штрихи разной толщины и меньше ломается. Лучше перед началом работы заточить побольше уг­лей, чтобы потом не отвлекаться из-за необходимости точить их.

Уголь — материал, не меняющий цвета, в этом смысле — материал вечный. Однако так как даже за­фиксированный уголь сравнительно легко стирается и размазывается, хранить его лучше всего в папке, пере­кладывая рисунки гладкой бумагой или калькой, что­бы как можно меньше один лист терся о другой.

artandyou.ru

Рисуем пейзаж соусом, углем и мелом.

Мы с детьми попробовали рисовать в новой для них технике и непривычными материалами. Первоначально, когда сказала, что будем рисовать соусом, последовал вопрос: "каким томатным или майонезным?", привыкли видимо к моим экспериментам. Скажу сразу, многим ученикам не понравилось, им не хватало яркости и цвета, кто-то считал, что это как старые фотографии, родители наоборот были в восторге. А теперь уже после нескольких выполненных работ им нравится, "раскушали".Утомлять вас лекцией о технике работы с соусом, углем и мелом, я не буду, в интернете много информации и работ, детям надо предварительно показать работы в этой технике для примера.

Нам необходимы для работы следующие материалы: бумага А3, мелки белые (или сухая пастель), соус двух оттенков - светло-серый и темно-серый (в принципе можно заменить на пастель сухую), уголь художественный ( у меня карандаш угольный -удобно не пачкает руки), кисть пони №7 (9), кисть щетина круглая №7, белая гуашь, баночка с водой, лак для волос (или специальный лак) для фиксации соуса, иначе будет осыпаться как пастель.

Берем светло-серый соус, кладем на бочок и заштриховываем весь лист.

Это наш заштрихованный лист. Будем работать в двух техниках: мокрого и сухого соуса.

Берем кисть пони №7, мочим в воде и начинаем плавными движениями, в одном направлении, как бы закрашивать водой наш лист (смоченный водой соус, после того, как высохнет не пачкается). Наша рабочая поверхность готова.

Делим лист на горизонтальные плоскости: линией отделяем территорию воды, берега. Соусом светло-серым намечаем силуэты деревьев на берегу и растираем пальчиком (можно сделать или приобрести растушевку). Стараемся как можно аккуратнее работать и не "елозить" всей рукой по бумаге, иначе все смажется.

То же самое делаем с рекой.

Темно-серым соусом проходим по реке, низу и верху деревьев, ближнему берегу и растушевываем.

 

Прорисовываем местами стволы и ветки деревьев на заднем плане, некоторые темно-серым соусом, другие углем.

 

Возьмем белый мелок и прорисуем снег на берегу ближнем и дальнем, реке.

 

Пройдемся еще белым мелом по кронам деревьев, имитируя снег. Если раскрошился какой-то из материалов, которыми рисуете, не смахивайте рукой, лучше сдуйте.

Теперь будем рисовать углем (карандаш угольный).

Делаем им штрихи и растушевываем.

Делаем отражение деревьев в воде темно-серым соусом.

Белым мелом делаем отражение в воде более правдоподобным, слегка размытым.

Рисуем дерево и куст, мостик на переднем плане углем.

Под мостиком делаем тень темно-серым соусом и белым мелом размытость.

Белой гуашью и кистью круглой щетина №7 наносим снег на передний план дерево, куст, мостик, река.

  

Работа завершена. Покрываем (фиксируем) спрей-лаком на расстоянии от работы 20-30 см, если ближе, то будут подтеки и капли. Вставляем в рамочку со стеклом и любуемся своей работой.

А теперь детские работы, возраст 5-6 лет.

      

А это мы рисовали панд, мой рисунок-образец, далее детские работы.

     

Еще хорошо смотрятся лебеди, но к сожалению детские работы не смогла сфотографировать, подвел фотоаппарат.

stranamasterov.ru

Рисуем углём, прессованный древесный уголь - FUN-ART

I.Введение Здравствуйте! Вводную часть и 3 часть (информация об инструментах) я повествую от своего лица, а 2 часть - переведённый мной урок по рисованию углём. И так, прежде всего хочу отметить, что урок предназначен для тех, кто хочет получить навыки в рисовании углём. Но, что важно, данный урок посвящён определённой разновидности угля, а именно - прессованному древесному углю.

Немного полезной информации о прессованном древесном угле... В специализированных магазинах помимо натуральных угольных палочек вы можете встретить прессованный уголь и угольные карандаши. Их выпускают в трех степенях твердости: твердый (или №1), средний (№2), мягкий (№3). Прессованный уголь производят в виде круглых (подольский) или квадратных («Гамма») палочек, состоящих из угольного порошка и растительного клея в качестве связующего. Он более прочен, чернее и жирнее натурального угля, лучше держится на бумаге. Высокая концентрация сажи позволяет наносить плотные штрихи, стереть которые довольно-таки сложно. Но этой проблеме будет уделено внимание как раз в уроке. Угольные карандаши, как и обычные, выпускаются в древесной оболочке. Оболочка уменьшает хрупкость угля, позволяет выполнять работу в относительной чистоте, но лишает возможности затушевывать большие поверхности всей плоскостью. Их преимущество состоит в том, что своей богатой тональностью они усиливают выразительность карандашного рисунка. При работе углем лучше всего пользоваться шероховатой зернистой бумагой. Можно и плотной чертежной, но в этом случае ее стоит слегка «взрыхлить» мелкой наждачной бумагой или жесткой резинкой. (информация взята из книги «Художественная школа» и статьи из газеты «Навигатор») II. Charcoal Rendering Tutorial. Урок «Рисуем углём». Здесь я приоткрою тайны моего мира – мира рисования углём. Ниже представлено фото, на примере которого хорошо можно рассмотреть и изучить падение света, тени. Далее я буду рассказывать, как рисовать данный портрет, шаг за шагом: Как очевидно, я начинаю с простого наброска. Делайте набросок очень тонкими, еле заметными линиями. Необходимо, чтобы набросок был максимально светлым, чтобы не помешать дальнейшей деликатной работе углём. Обычно я делаю набросок ещё светлее, чем этот, но специально для представления вам затемнил его. Вы всегда можете сделать набросок светлее, используя ластик (или клячку), которым осторожно прикасаясь и катая по поверхности, удалить излишки графита. Наверно, на первый взгляд, выглядит немного странным, что я обвёл каждую отдельную область тени. Но в дальнейшем это будет как бы «дорожной картой» для заполнения участков нужными оттенками. Затем, я беру прессованный древесный уголь, выбираю чёрную как смоль область (см. на фото: преимущественно правая область пиджака), и начинаю закрашивать угольком данную область. Это служит 2 целям: чтобы закрасить необходимую область, а также, что наиболее важно для меня, предоставляет возможность использовать данный тёмный участок, как палитру! Но об этом в дальнейшем. Прессованный древесный уголь – это материал, обладающий большой выразительностью и насыщенностью. Вы можете спросить меня: «А вот у меня есть весь этот уголь из виноградной лозы (прим. переводчика: да, существует такой уголь из виноградной лозы, предназначенный для кальяна или табака). Что я должен делать с ним?» Мой вам ответ: возьмите его и смойте в туалете (хорошенько так смойте)(прим. переводчика: этой инструкции следовать необязательно). Здесь он бесполезен, мы его использовать не будем в рисовании (по крайней мере в данном методе), ведь он, кроме всего прочего, очень мягкий, сыпучий. По большей части рисунок будет выполняться с применением ограниченного количества материалов: прессованный древесный уголь, и несколько бумажных растушевок (растушек) (прим. переводчика: автор их называет tortillions, аналогов этому слову я не нашла ни в одном словаре, единственное: tortiller – крутить, скручивать, свёртывать; вообще имеется ввиду разновидность бумажных растушевок – туго скрученных бумажных валиков, которые можно как самому соорудить, так и купить в магазине). Также мы будем использовать и угольный карандаш. Сейчас растушёвываем бумажной растушевкой (прим. переводчика: пардон за масло масляное) область вокруг тёмного участка, закрашенного уже угольком. Как я говорил ранее, данный тёмный участок мы будем использовать как палитру. Данный участок – это то, с чего мы будем «брать цвет», «красить». Видите? Стоит только растушевать («размазать») уголь и далее всё будет выходить превосходно. Данный метод предоставляет нам замечательную возможность контролировать тона. Также вы можете пробовать разнообразные способы штриховки, что тоже очень пригодится вам. Я вот использую круговую штриховку при рисовании. Чтобы получить более светлый, ровный тон, возьмите полностью чистенькую бумажную растушевку и работайте с углём таким образом, чтобы только подавлять его цвет (то есть растушёвывайте по максимуму). И конечно вам потребуется ластик. Если у вас нет ни одного выдвижного ластика, то следуйте точно моим инструкциям. *Далее автор советует ударить себя по лицу (за то, что еще не купили себе такой ластик)*. Вы можете заточить ластик канцелярским ножиком на нужный вам манер. Многие люди жалуются, что не могут стереть прессованный древесный уголь (это ведь одно из свойств данной разновидности угля – его практически невозможно стереть). И теперь, если к вам обратятся с подобной проблемой, можете показать им такой способ. И теперь вы сможете осветлять некоторые затенённые участки с помощью вот такого ластика. Я обязан отметить, что очень удобно иметь при себе 3 разновидности бумажных растушевок: одну - «запачканную», прилично потемневшую от угля, одну – средней «запачканности» и одну – новенькую, чистенькую. После использования «запачканная» изнашивается, средней «запачканности» становится «запачканной», а новенькая, чистенькая – средней «запачканности». И поэтому вам снова потребуется новенькая, чистенькая. Это как цикл жизни. И так, я начал прорисовывать черты лица, накладывать тона на области, которые я обвёл ранее, при рисовании наброска, и всё время смотрю и сравниваю с фото, чтобы убедиться, что я накладываю тона верно. Другой общеизвестной проблемой при рисовании прессованным древесным углём является то, что им очень трудно сделать светлую, тонкую работу. Если вы выполняете работу данным методом (т.е. приведённым автором), то возникает прямо противоположная проблема. Оказывается просто детализировать светлые участки, но сохранить детали достаточно тёмными может быть проблематично. Так время от времени вам необходимо ещё больше затемнять самые тёмные участки. Здесь вам пригодится угольный карандаш (очевидно, он необходим также для более мелкой детализации, например, для прорисовки ресничек и т.д.). Продолжайте накладывать тона, обязательно убедитесь, что тона сравнительно идентичны, корректны (сравнивайте с фото). Серый оттенок должен быть к месту, как говорится, относительно более подавленных оттенков, но не относительно белого листа бумаги (прим. переводчика: автор делает упор на правильное сравнение оттенков между собой). Белый оставляем только для оооочень светлых участков. Продолжаем затемнять, детализировать. Сейчас я детализирую правую часть лица (относительно зрителя – левую) и, чтобы избежать грязи, мне необходим отдельный листик бумаги. Также нужно помнить, что жир (кожное сало) от рук и пальцев может причинить серьезный вред рисунку (на дальнейшую работу над тонами, например). Продолжаем пыхтеть над лицом… Большая часть лица нарисована. Осталась незначительная работа: закрасить оставшиеся тёмные области костюма и фон (который может быть очень опасным для всей работы, которую вы только что выполнили. Я вас предупредил!) Вот и готовая работа. Фон я просто закрасил грубыми тёмными оттенками. Менее формальный фон, чем на фото, я думаю, больше для игривости композиции. И, как я отметил раньше, работать с фоном нужно очень осторожно. Вот увеличенное фото А вот одна из фотографий, которая у меня получилась случайно. Я сделал снимок со вспышкой совершенно случайно (даже не думал фотографировать со вспышкой). Но тем не менее, теперь мы явно видим световой эффект на первом плане, различие между двумя инструментами – угольным карандашом и просто прессованным древесным углём. Хоть и оба инструмента – формы прессованного древесного угля. Но угольный карандаш более твёрдый. III. Дополнительная информация об инструментах, используемых автором в процессе урока 1. Белый нейлоновый выдвижной ластик: Этот вид ластика - самый лучший. Оставляет он после себя минимум мусора, и замечательно стирает все ненужное, не трогая остальное. 2. "Tortillions" - бумажные растушёвки: Туго скрученные валики с заостренными концами

http://xbb.uz/

artlesson.livejournal.com

Техника портретной живописи "Уголь". Мастер-класс / Мастерклассы Блоги

Уголь один из самых древних и несложных техник живописи, использовался художниками с глубокой древности. Речь идет о древесном угле, которым можно проводить линии или закрашивать им части листа, а также сочетать линию и тональные эффекты в едином художественном решении. Он дает глубокий черный цвет. Линия, проведенная углем на бумаге, очень неустойчивая: достаточно дотронуться до нее пальцами, чтобы она превратилась в угольную пыль, но эта неустойчивость позволяет с легкостью исправлять ошибки. Для работы с углем рекомендуем приобрести ластик-клячку. Это нечто вроде пластилина, который представляет собой специальную мягкую очищающую резину с повышенной адсорбцией. Ее свойства позволяют впитывать частички графического материала, не повреждая бумагу и не размазывая рисунок.

Основные цвета

Белый: помогает изобразить свет  Бруски угля разной толщины: необходимы для проработки теней  Серый (цвет бумаги): для промежуточных тонов

Основа: бумага серого цвета плотностью 150 г/м2.

Растушевки: разной толщины.

Карандаш конте: для более мягких и тонких линий.

Рисунок углем требует соответствующих сортов бумаги. Лучшей основой для него является шероховатая бумага, голубая или серая. Целесообразно попрактиковаться на различных типах бумаги, чтобы определить, какие отличия имеют проведенные линии и как меняется фактура штриха.

1. Чтобы начать рисовать углем, достаточно угольной палочки, бумаги и мягкой тряпочки или ластика. Чтобы добиться отличного результата и получить хороший портрет, необходимо тщательно продумать сюжет и композицию будущей картины еще до начала работы.

2 и 3 Уголь идеально подходит для тонального рисунка, обладает большими живописными возможностями в плане передачи света и тени, что позволяет получить реалистичное изображение. Использование боковых поверхностей палочек угля позволяет заполнять большие участки бумаги, а мягкие тональные переходы создаются растиранием пальцем или растушевкой. Наносим углем штрихи на темные участки и растираем их, придавая лицу объем.

 

4. Уголь - мягкий и податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Каждая форма выбранного бруска позволяет провести определенный тип линии. Сила нажима и поворот угольной палочки, направление штрихов помогают добиться большей выразительности рисунка.

5. Белым пастельным карандашом добавляем немного светлых пятен в портрет, в частности на изображение глаза.

6. Когда портрет закончен, его необходимо сбрызнуть спреем, чтобы не смазать изображение и зафиксировать пигмент.

Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!

blogs.masterclassy.ru

Техника рисования углем - FUN-ART

Давайте попробуем нарисовать углем на бумаге нечто подобное:

 

Технология очень интересная и трудоемкая. Для работы вам потребуется: 1. Акварельная бумага. 2. Древесный художественный уголь. Прессованный уголь, твердый 3. Набор самоклеющейся бумаги для детского творчества. Продается в канцтоварах 4. Косметические диски и ватные палочки для растушевки 5. Клячка 6. Тонко заточенный карандаш или механический карандаш (0,5 мм) 7. Лак для волос Начнем! Шаг 1. Лист бумаги нужно прикрепить к фанере или к чему-нибудь подобному, чтобы рисунок не елозил

Шаг 2. Вырезаем кусок самоклеющейся бумаги в размер листочка, который у нас будет «прикреплен» к «доске»

Шаг 3. Отсоединяем его от основы

и прикрепляем к листу бумаги

Шаг 4. Берем кусочек натурального угля и боком начинаем заштриховывать бумагу.

Шаг 5. Теперь ватным диском растушевываем всю поверхность.

У нас получился очень мягкий и равномерный фон. Шаг 6. Закрепляем лаком. Закреплять нужно будет очень часто, во избежание лишнего случайного размазывания.

Шаг 7. Кладем штрихи углем. Опять боком, но на сей раз не равномерно, а полосами. Поскольку мы хотим сымитировать деревянную поверхность.

Шаг 8. Растушёвываем, но не очень интенсивно, чтобы полосы все-же остались.

Шаг 9. Твердым прессованным углем проводим штрихи

Растушёвываем слегка, опять штрихи и опять растушёвываем, пока результат не будет более или менее реалистичным. местами вытираем клячкой светлые полосы

Получилось нечто похожее на деревянный щит.

Закрепляем лаком.

Шаг 10. Теперь нужно нарисовать тень, от листочка. Если мы просто будет орудовать куском угля, то края ее будут нечёткими. Поэтому нужно обклеить предполагаемую тень по периметру

И заштриховать все, что находится внутри твердым прессованным угольным карандашом.

Растушёвываем

Шаг 11. Снимаем самоклейку и по линейке тонким механическим карандашом проводим линии, обозначающие "скотч".

Закрепляем лаком.

Нужно немного затонировать «скотч», которым приклеен «листик» к «доске». Для этого приклеиваем только что отклеенную самоклейку

Полоску «скотча» закрашиваем тем косметическим диском, которым растушёвывали уголь в самом начале. Этого будет достаточно, чтобы придать ей сероватый оттенок. Закрепляем лаком. Шаг 12. Теперь переклеиваем самоклейку по другому, чтобы защитить уголок нашего листочка, и закрашиваем «полоски скотча» немного посильнее.

Закрепляем лаком.

Причем стараемся передать рисунок текстуры дерева. Чтобы она, как-бы просвечивала сквозь пленку.

Закрепляем лаком.

Шаг 13. Берем настоящий листочек с перфорацией и используем его как трафарет, для того чтобы перевести дырочки на рисунок. Растушёвываем ватной палочкой.

Закрепляем лаком. Шаг 14. Нужно разлиновать «листочек» на рисунке. Для этого заклеиваем края, чтобы разлиновка была ровной.

Шаг 15. Последний. Рисуем что-нибудь на «листочке», чтобы он не выглядел голым.

Закрепляем лаком.

Если вы освоите такой простой рисунок, прочувствуйте технику, тогда можно будет сделать более сложный, например, натюрморт.

artlesson.livejournal.com

Уголь

Уголь рисовальный

УГОЛЬ (др.-русск. оугъль; греч. anthrax, др.-инд. angaras; родств. agnis — "огонь") — обожженное дерево. Древесный уголь в виде обожженных палочек липы, ивы или прессованный, сформованный из угольной массы с растительным клеем используют в качестве материала для рисования.

Уголь мягок, пластичен, дает матовый, бархатистый черный тон, но требует закрепления — фиксации.

Простой уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Несложный по технике приготовления, уголь обладает большим тональным диапазоном, удобен в работе, легко стирается, незаменим при исполнении больших рисунков, им удобно пользоваться в эскизных работах и беглых набросках. Простым углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и других материалах, пригодных для рисунка.

Изготовление угля

 

Уголь для рисования приготавливают из высушенных очищенных от коры прутков ивы или бересклета путем обжига без доступа воздуха. Для обжига применяют тигли, в которые вертикально закладывают прутки. Тигли закрывают крышками и для герметичности обмазывают глиной. Обжиг производят при температуре 300 °С в течение 3-5 часов. Окончание обжига прутков определяют по сизому дымку двуокиси углерода, выходящему через контрольное отверстие в крышке.

Уголь для рисования можно изготовлять и самому, используя для обжига прутков высокую консервную банку, в которую ставят прутки вертикально и засыпают их сухим песком для уменьшения объема воздуха в банке и 6oлee равномерного обжога. Банку закрывают крышкой, обмазывают глиной и по выделяющемуся газу двуокиси углерода определяют окончание обжига. Процесс обжига длится непрерывно 3 - 5 часов. После обжига банка должна сутки остывать. Если уголь будет обожжен не полностью, то он будет оставлять на бумаге слабый серый след, к тому же слабообожженный уголь царапает бумагу. Рисовальный уголь обладает теплым черным цветом, легко ложится на холст, бумагу, картон. Он растушевывается от черного до светло-серого цвета.

Рисование углём

 

Уголь как рисовальный материал исполь­зовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими вы­разительными возможностями, им можно выполнить пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетную композицию.

Изучение рисования углем имеет громад­ное значение, и на него обязательно на­до обращать внима­ние, тем более что по своей тех­нике оно более всего имеет сход­ство с живописью.

Рисование углем отличается быстротой исполнения в сравне­нии с другими способами, потому что уголь легко поддается все­возможным изменениям. Вообще это чрезвычайно податливый и благодарный материал, дающий возможность достигать значи­тельных эффектов. Изучение рисования углем не представляет больших трудно­стей; материал же, необходимый художнику, весьма незатейлив и дешев.

Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштри­ховывать большие поверхности боковой сторо­ной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных перехо­дов. Уголь, как и карандаши, имеет разную твердость. Чинят уголь так же, как и карандаш. Законченные рисунки этим способом достигают полного впе­чатления натуры. Несмотря на то, что рисование углем одно­цветно, рисунок можно довести до того, что в нем будут чувст­воваться краски, хотя на самом деле их и нет. Есть много произ­ведений известных художников, исполненных этим способом. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удо­бен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, дает возможность передать свет и тень.

Углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте, стене и других повер­хностях, пригодных для рисунка. Лучше ис­пользовать шероховатую бумагу, можно и плот­ную чертежную, которую следует слегка проте­реть мелкой наждачной бумагой или серую оберточную. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов.

Рисовальные угольки должны быть различными по величине и форме. Для проведения тонких линий уголь затачивают косо, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготов­ленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте уголь самозатачивается.

Допускается сочетание угля с другими материалами — с сан­гиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «Ретушь».

Углем можно работать двумя способами: обычным графитным карандашом, используя линии и штрихи, и с применением тональной тушевки. Растирать уголь можно тряпочкой, рукой или специальной растушевкой, которая изготавливается из замши, лайковой кожи или плотной бумаги и представляет собой туго скрученный валик с заостренными концами. Не следует использовать для этого резинку, так как после нее уголь ложится неровно.

Можно облегчить тон, смахнув лишний уголь тряпочкой или щетинной кистью. По освещенным местам формы реко­мендуется пройтись мягкой булкой или проработать их мелом. Рисунки углем следует закреплять. Можно использовать для этого специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют, распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно один метр, не допуская образования капель. Имейте в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

При работе углем следует пользоваться шероховатой зернистой бумагой, можно и плотной чертежной, слегка протертой мелким наждаком или жесткой резинкой. Для рисунков углем можно использовать так называемую мундштучную бумагу.

Для выполнения длительных рисунков бумагу надо наклеить на рисовальную доску или толстый картон.

В средние века художники пользовались грунтованной бумагой (покрытой смесью цветного порошка, мела и клея).

Углем можно работать двумя способами:

  • Первый близок к работе карандашом, когда рисуют в основном линией, штрихом. Вы рисуете сначала контур пред­мета, а затем приступаете к ту­шевке, совершенно таким же об­разом и в той же последователь­ности, как делали это при рисова­нии карандашом. Мы не рекомендуем, однако, пользоваться этим приемом, так как при нем исключается самая ценная и характерная особен­ность техники рисования уг­лем — сходство с техникой жи­вописи.
  • Второй способ связан с большим применением тона. При этом способе рисуют, широко прокладывая тени и фон, для чего уголь на бумагу кладут плашмя. Преж­де всего быстро и в общих чертах набрасывают контур предмета. При набрасывании рисунка уголь удобнее всего держать так, как показано на рисунке, то есть вы должны держать его не так, как держите карандаш или перо, а тремя пальцами за конец угля, повернув ладонь кверху. Затем кладете уголь плашмя на бумагу, как показывает рису­нок, и затираете все теневые места в общей - массе, нажимая несколько сильнее в более тем­ных местах и ослабляя нажим в более светлых. Проделав эту опе­рацию, вы вооружаетесь клячкой или размятым между пальцами мякишем хлеба, которые служат для рисования светом и вообще для удаления угля в темных мес­тах, а также растушевкой, кото­рой пользуются для получения полутонов. Хлеб для рисования берут белый и не содержащий в себе мас­ла, присутствие которого может испортить рисунок. Взяв часть мякиша, начинают его раскаты­вать между пальцами до тех пор, пока он не превратится в одно­родную тестовидную массу. За­тем придают одному концу ост­рую форму и, взяв мякиш, как показано на рисунке, концом снимают уголь на тех местах, ко­торые надо осветить. Кроме мякиша, применяемого для снятия угля, существует осо­бо мягкая резинка «клячка»; она с большим успехом может заме­нить мякиш хлеба, который быстро сохнет, особенно если работать приходится на воздухе; клячка же всегда будет мягка и гибка. При работе ее так же, как и хлеб, следует разминать в ру­ках.

В процессе работы применяют также различные растушки-кожаные и бумажные, представляющие собой туго скрученные валики с заостреными концами. Растушки делаются из замши, лайковой кожи и плотной бумаги.

Зам­шевые растушевки более мяг­кие. Как держать растушевку и пользоваться ею при работе, вид­но на рисунке. Вместо расту­шевки можно пользоваться для получения полутонов просто пальцем: растирая пальцем уголь, вы получите прелестные полутоны самых разнообразных оттенков; пальцем же можно смягчить слишком резкие или, как говорят художники, «крича­щие» световые пятна.

Итак, пользуясь попеременно клячкой, растушевкой и углем, вы исправляете дефекты контура и теней, от общего переходите к более мелким подробностям и до­водите рисунок до полной закон­ченности.

Можно делать и так: когда рисунок прорисован довольно детально, его растирают ребром ладони, потом снова рисуют, выбирая мягкой булкой освещенные места формы (резинки лучше избегать, после нее уголь ложится неровно). Для проведения тонких линий уголь затачивают косо на край, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте в затачивании угля нет необходимости, он самозатачивается. Для удобства уголь может быть вставлен в рейсфедер-держатель.

На рисунках наглядно представлен весь вышеописан­ный ход работы. Иллюстрация а показывает, как следует начи­нать рисунок. Вы видите на нем лишь самый общий контур кув­шина. На рисунке б плашмя углем проложена общая масса теней. Иллюстрация в показы­вает, до какой степени закончен­ности следует доводить работу.

Понятно, что на первых порах, пока вы не овладеете материа­лом, зарисовки углем будут не вполне вас удовлетворять. Будет затруднять и пользование мяки­шем хлеба, и применение расту­шевки или пальца, и различные особенности угля; вы будете об­ращаться с материалами робко и неуверенно; рисункам будет не­доставать мягкости; они будут, как говорят, «засушены».

Неудобства работы углем за­ключаются, главным образом, в том, что приходится обращаться с рисунком весьма осторожно, так как уголь легко сдувается ветром, осыпается от легкого со­трясения или стирается от при­косновения руки. Но эти свойст­ва имеют и свои преимущества; так непонравившийся или испор­ченный этюд на бумаге или хол­сте легко можете сбить тряпоч­кой бесследно и не портя основы, а затем, удалив его, снова начи­нать рисовать на той же бумаге. Цвета бумаги следует по возможности разнообразить. Раз­мер штудий желательно делать покрупнее.

Нарисованы ста­ринные русские предметы до­машнего обихода. Несмотря на встречающиеся мелкие украше­ния, рисуете данную группу так же, как и предыдущие, то есть прежде всего набрасываете кон­тур, потом плашмя углем покры­ваете общий тон рисунка с те­нями, затем отделяете более тем­ные места от светлых, вынимае­те клячкой или мякишем хлеба «света», наконец, тонким уголь­ком прорисовываете все подроб­ности и украшения натуры.

 

Натюрморт

Группа, составлен­ная из предметов домашнего оби­хода: стеклянный кувшин, дере­вянная чашка, ложка и скатерть. Это задание в отличие от преды­дущих исполнено так называе­мым «прессованным» углем и итальянским карандашом. Прес­сованным углем рисуют так же, как простым мягким каранда­шом. Он не так легко стирается, как обыкновенный уголь, а сле­довательно, и при рисовании им надо соблюдать большую осто­рожность, чем с обыкновенным. Прессованный уголь существует в продаже также нескольких но­меров разной твердости. Конту­ры предметов можете рисовать обыкновенным углем, а присту­пая к передаче света и тени, вво­дите прессованный, для оконча­тельной же отделки воспользуй­тесь итальянским карандашом. Не забывайте все время следить за формой и за отношением пя­тен.

 

 

 

 

 

Гипсовая го­лова волка.

Уголь незаменим при зарисов­ках животных и птиц как с нату­ры, так и с гипсовых моделей и с чучел. Быстрота и точность передачи как света и тени, так и характера перьев и шерсти едва ли может быть достигнута каран­дашом в такой же мере, как уг­лем, а особенно если приходится рисовать живую беспокойную на­туру из животного царства. На нашей иллюстрации показано, как начинать работу. Сначала набрасываете общую форму, за­тем затираете теневую часть и, наконец, постепенно переходя от общего к частностям, доводите работу до законченности, как по­казано на втором рисунке.

Так как и законченные рисун­ки углем отличаются непрочностью,  то  для  сохранения  их прибегают к закреплению.

 

Фиксирование угля

Чтобы готовый рисунок не осы­пался, его фиксируют. Закреплять можно жидким клеем, молоком, ли­монадом. Современные художники используют также лак для волос в аэрозольной упаковке. Он очень удо­бен в работе, но технология его до­статочно не исследована. Фиксиро­вать необходимо осторожно, в не­сколько приемов с расстояния од­ного метра. Следите за тем, чтобы на рисунок, который должен нахо­диться в горизонтальном положе­нии, не попадали крупные капли. Надо сказать, что простой рисовальный уголь слабо держится на бумаге, и если рисунок вовремя не зафиксировать, его трудно будет сохранить. Фиксирование угля было изобретено в Италии в ХV веке. Тогда рисовали на бумаге, уже заранее покрытой слоем клея, и когда рисунок был готов, его подвергали действию водяных паров и таким образом закрепляли. Иногда рисунок помещали в ванну с раствором клея. В настоящее время в продаже имеется лак-фиксатив. Рисунки углем можно фиксировать также жидким клеем, снятым молоком, процеженным и разбавленным водой, раствором канифоли в бензине или денатурате (кусок канифоли и грецкий орех на 3/4 стакана).

Фиксируют пульверизатором постепенно, в несколько приёмов, с расстояния не ближе одного метра, не допуская образования капель. Нужно иметь в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

Прессованный (жирный) уголь

В ХIХ веке получили распространение жирный уголь (уголь, пропитанный растительным маслом, он имеет более темный тон) и прессованный уголь. Они несколько лучше держатся на бумаге, но также требуют закрепления. Прессованный уголь чернее и жирнее древесного угля, приготовляется из угольного порошка наиболее черных сортов с применением в качестве связующего вещества растительного клея, он поступает в продажу в виде круглых палочек, иногда в дереве в виде карандаша, обычно трех номеров твердости.

Уголь допускает сочетание с другими материалами - сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «ретушь».

 

Как сделать уголь самому

Чтобы приготовить угли для рисования, нужно взять несколько прямых веточек березы толщиной в карандаш и длиной 8 — 10 см. Очистить их от коры, связать небольшими пучками и положить в метал­лическую коробку, доверху наполненную сухим мелким песком. Коробку закрыть крышкой, зама­зать глиной и поставить в печь. Когда огонь про­горит, коробку вынуть, остудить, и угли готовы.

Рисунок углём, мастер-класс

shedevrs.ru

5 техник рисования углем для начинающих

Древесный уголь является одним из самых основных инструментов для рисования. Как и у карандаша, у него есть свой набор преимуществ и недостатков. Чтобы получить максимальную отдачу от материала, вы можете узнать о нескольких основных техниках рисования углем для начинающих, чтобы начать рисовать эскиз с уверенностью. Как правило, древесный уголь отлично подходит для эскизов. Он поставляется со множеством степеней твердости, которые позволяют вам быстро перемещать вашу руку по бумаге, легко смешивать и переносить мелкие детали, когда это необходимо. 

Распространенные техники рисования углем и инструменты

Во-первых, вам нужно несколько видов угля. Древесный уголь имеет две различные формы: древесный и прессованный. Важно знать разницу между ними. Слева направо: древесный уголь, прессованный черный уголь и прессованный белый уголь

Древесный уголь

Древесный уголь — это мягкая палочка, очень светлая. Он практически ничего не весит и легко перемещается по бумаге. Из-за того, что он светлый, у вас не получится темный черный цвет. Вместо этого вы захотите использовать древесный уголь для рисования и для смешивания. 

Прессованный уголь

Прессованный древесный уголь больше похож на карандаш — на самом деле он часто и производится в форме карандаша! Здесь уголь упаковывается очень плотно. Трудно смешивать и трудно стирать. Сжатый древесный уголь лучше всего подходит для тонких деталей и когда вам нужна жирная тень. Вы также можете найти белый прессованный уголь, который хорошо подходит для бликов и акцентов. 

Клячка — ластик для угля

Этот ластик сильно напоминает пластилин — вы можете сформировать его своими пальцами и использовать его в редуктивных рисунках. Чтобы очистить ластик, просто помните его в руках. Вы снова почувствуете себя ребенком! 

5 древесных углей, которые вы должны знать

Имея древесный уголь, прессованный уголь и клячку своем арсенале, вы можете начать пробовать три простых метода рисования древесным углем. Затем вы можете объединить их в более интересные композиции. Экспериментируйте на шероховатой бумаге. 

Смешивание древесного угля

Древесный уголь отлично подходит как основа для вашего рисунка; вы можете покрыть свою композицию древесным углем и растереть его в бумагу пальцами. Затем вы можете наложить еще древесного угля сверху или растереть его снова.

Рисунок линиями прессованным углем

Прессованный уголь лучше всего оставлять для тонких линий, сложных деталей и достижения жирного черного. Поскольку древесный уголь очень плотный, он не перемещается так же легко, как древесный уголь. Хотя вы можете набросать рисунок и им, но прессованный уголь не идеален для быстрых рисунков, где ваша рука должна двигаться с молниеносной скоростью. Скорее, он лучше всего подходит для работ, где вы прорисовываете линии, тем более, что прессованный уголь трудно стереть. 

Рисование клячкой

Вы когда-нибудь пытались рисовать Клячка для рисования идеально подходит! Сначала создайте базовый слой древесным углем, затем используйте кляку, чтобы удалить часть угля, создав изображение с контрастирующими линиями. Этот инструмент не будет удалять линии так же чисто, как обычный ластик, но он может забрать лишний уголь. Мне нравится вставлять его в наконечник и использовать как стирающий карандаш. 

Слои прессованным и древесным углем

Начните с рисования с древесным углем в качестве вашей базы. Разотрите его пальцем. Затем нарисуйте более точные детали с помощью прессованного угля. Для особого акцента используйте белый прессованный уголь. 

Комбинирование всех методов в одну композицию

Здесь уголь показывает все свои возможности. Когда вы комбинируете древесный, прессованный уголь и клячку для рисования, вы лучше чувствуете свою картину. Вы можете добиться этого несколькими способами, но начните со смешивания древесного угля на вашей бумаге. Затем, используя клячку, нарисуйте изображение, сняв слой угля. Закончите композицию прессованный углем, добавив тонкие детализирующие  линию и блики. 

wearts.ru


Смотрите также