Конспект урока по рисунку "Натюрморт из пяти предметов быта. Построение". На уроке рисования среди девочек самый популярный вид рисунка натюрморт


Презентация и конспект урока изобразительного искусства "Натюрморт"

Урок по изобразительному искусству во 2 классе по теме «Жанры изобразительного искусства. Натюрморт». Учитель Петрик Екатерина Павловна КГУ СОШ № 12 ГУ «Отдел образования г. Семей ВКО»

Тип урока: смешанный с использованием интерактивной доски.

Цель урока: познакомить с жанром «Натюрморт».

Задачи:

- познакомить с работами художников в этой области;

- научить анализировать изобразительные средства (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок), которые используют художники при создании картины. Уметь мысленно разложить форму сложных предметов до простейших составных;

- закрепить умение в использовании закономерностей линейной и воздушной перспективы;

- рисовать с натуры доступными графическими средствами.

Деятельность детей: анализ, формы предметов, расположения их в пространстве, пропорций, цветовых отношений; поисковая: построение композиции, цветовых оттенков на палитре, передача объема предметов с помощью цвета.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, проектор, комплект слайдов «Искусство»; презентация песни Г. Гладкова, А. Кушнера «Если видишь на картине...» со слайдами; комплект слайдов «Натюрморт»; комплект слайдов «Виды натюрморта»; комплект слайдов «Репродукции картин»; комплект слайдов «Рисование натюрморта».

Для учащихся: терминокарта; листок с графическим заданием; альбом, простой карандаш, ластик.

Основание для применения компьютерных технологий: дефицит наглядных пособий, отсутствие качественного современного демонстрационного материала на печатной основе предполагает поиск новых форм наглядностей. Урок изобразительного искусства как ни один другой предмет школьной программы предусматривает широкий спектр наглядного демонстрационного материала. Именно поэтому оправдано и актуально обращение к информационным компьютерным технологиям и ресурсам.

Ход урока

I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

II. Повторение изученного материала. Беседа с демонстрацией слайдов:

- Мы начинаем новый урок по изобразительному искусству.

Как вы понимаете, что такое искусство в целом? (Слайд «Искусство» 1)

- Какие виды искусства вы знаете? (Слайд «Искусство» 2)

На уроках по изобразительному искусству мы говорили уже про жанры.

- Давайте перечислим жанры изобразительного искусства. (Слайд «Искусство» 3).

Презентация песни Г. Гладкова, А. Кушнера «Если видишь на картине...» с демонстрацией слайдов.

III. Введение в тему.

Беседа с демонстрацией слайдов:

- Мы прослушали песню о жанрах в изобразительном искусстве, просмотрели картины великих мастеров. Давайте повторим, что изображают художники на пейзажах? На портретах?

Сегодня мы более подробно остановимся на таком жанре изобразительного искусства как натюрморт. Для того, чтобы вы лучше запомнили наш материал, я предлагаю вам терминологическую карту.

Натюрморт - это изображение неживой природы. (Слайд «Натюрморт» 1)

- Перечислите, что вы запомнили, рассматривая натюрморты художников. Давайте сделаем вывод, что можно изобразить на натюрморте. (Слайд «Натюрморт» 2)

Рассказ учителя:

В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины. В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. Предметы, сделанные умелыми, трудолюбивыми, мудрыми руками, несут на себе отпечаток мыслей, желаний, влечений человека. Они служат ему, радуют его (Слайд «Натюрморт» 3). Натюрморт - сравнительно молодой жанр. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в XVII веке. Особенно полно и ярко натюрморт расцвел в Голландии. Художников привлекали особенности национального быта, родной природы, вещей, хранящих на себе отпечаток трудов и дней простых людей. Именно отсюда, из сознательного интереса к жизни народа, родились самостоятельные жанры бытовой картины, пейзажа, возник и натюрморт. Искусство натюрморта, сложившееся в XVII веке, определило основные качества этого жанра. Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности. Живописец передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека.

Красота и совершенство домашней утвари определялись не только их необходимостью, но и мастерством их создателя.

Беседа с демонстрацией слайдов:

Мы сейчас просмотрели цикл произведений в жанре натюрморта. Все они были выполнены при помощи красок. Как вы думаете, можно ли изобразить предметы посуды, растения иначе? Вспомните, на уроках трудового обучения мы делали различные поделки. Демонстрация слайдов «Виды натюрморта» - вышивка, аппликация, оригами, лепка, сервировка стола.

IV. Практическая работа.

- Сейчас мы выполним упражнение «графический натюрморт». Перед тем, как приступить к работе, давайте отгадаем, какие инструменты и принадлежности нам потребуются. Загадки:

Черный Ивашка-

Деревянная рубашка,

Где носом поведёт,

Там заметку кладёт. (Карандаш)

Если ей работу дашь-

Зря трудился карандаш. (Резинка)

- Чтобы ваша работа была выполнена аккуратно и правильно, сделаем пальчиковую гимнастику.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Пальцев дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Выполнение клеточного рисунка «Ваза». Повторение - симметричность предмета.

V. Физ. минутка:

- К нам приехал пароход из Америки! Дети: - Да ну?

- И привёз нам подарки! Дети: - Какие?

- Акварельные краски! Мы нарисуем ими радугу! (Движение рисования в воздухе радуги:

Красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

Повторение цветов радуги в движении:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан (выполняются движения по тексту).

VI. Рассматривание работ великих мастеров, анализ картин.

А теперь мы совершим путешествие в залы музеев. По картинам можно судить о том, что художника привлекает все: и люди, и природа, и увиденные события, и предметный мир. Сегодня у нас состоится знакомство с картинами-натюрмортами. Натюрморт в переводе с французского языка означает «мертвая натура», «неживая природа». Давайте посмотрим, так ли это? Слайд 1 «Репродукции картин»

Сколько любви и восторженности живет в душе художника В.Стожарова. В своей картине «Лен» он сумел донести до нас красоту рукотворного искусства народа. Взгляните, как написал художник полотенце! Как пушистое облачко, как жемчужина, оно лежит на столе.

А почему художник положил пучок льна на полотенце?

- Полотенце льняное, поэтому они и вместе. Вместе они смотрятся как островок маленького льняного поля, над которым летает бабочка. Берестяной туес, прялка, веретено, полотенце - за всеми предметами можно увидеть человека.

Слайд 2 «Репродукции картин»

Однажды утром художник Илья Иванович Машков пришел в булочную, а там - чего только там не было! И хлеб, и булки, и булочки, пирожные, крендели. И все такое свежее и ароматное, аппетитное. Захотелось ему нарисовать все это богатство, чтобы другие люди удивились и порадовались красоте и изобилию. Слайд 3 «Репродукции картин».

До чего же яркая, нарядная, праздничная и «вкусная» картина! Художник Илья Иванович Машков назвал ее «Синие сливы».

- Разве здесь нарисованы только сливы?

- Какие еще фрукты вы видите?

Представим, будто перед нами развернулось фруктовое войско во главе с царем Апельсином. Стражники сливы хоть и небольшие, но плотно, крепко держат свой строй. Они здесь главные. Вот почему художник так назвал свою картину. А персики - как придворные, склонились в поклоне и почтительно слушают приказ своего царя. Слайд 4 «Репродукции картин».

Вы видите еще один натюрморт с фруктами художника Аслабазяна.

- Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?

- Чему он был рад?

- Да, обилию фруктов! Как их много, какие они все красивые, нарядные!

Слайд 5 «Репродукции картин».

Прекрасны натюрморты с цветами. Художники не просто изображают цветы, они с кистью в руке размышляют о любви, красоте, радости, тревоге и грусти.

Перед вами картина И. Крамского «Флоксы». Фон картины написан в темных тонах. Цветы выделяются ярким красно-лиловым пятном, блики на темно-синем кувшине подчеркивают торжественность натюрморта. Художник хочет нам сказать, что в жизни всегда есть место ярким и мрачным событиям.

Слайд 6 «Репродукции картин». Натюрморт В. Ван Гога «Подсолнухи» - символ света, тепла и солнца.

Слайд 7 «Репродукции картин». К. Коровин в своих живописных работах главным выразительным средством делает цвет.

Слайд 8 «Репродукции картин» Широкую, сочную манеру работы красками перенял от К.Коровина и его ученик - А. Герасимов. Яркость красок на полотнах вызывает жизнерадостное настроение. Мы вместе с художниками восхищаемся красотой букетов роз - настоящим чудом природы.

VII. Практическая работа. Беседа:

Каждый художник должен уметь видеть красоту в обыденном. Вы тоже можете найти её в обычных вещах и предметах. Натюрморт может быть составлен из двух и более предметов, разных по форме, цвету и материалу. Чтобы натюрморт был интересным, надо стараться подбирать предметы разные по величине и форме.

Для обучающего натюрморта возьмём два предмета - кувшин и яблоко. Предметы на натюрморте расположены по правилу: крупные предметы сзади, а более мелкие - впереди.

Рисование натюрморта.

Натурная постановка натюрморта должна состоять из хорошо знакомых тебе объемных предметов. Составим натюрморт из двух простых предметов — это кувшин и яблоко (слайд 1 «Рисование натюрморта»)

На первом этапе сравни высоту всей группы с ее длиной, это подскажет тебе верное расположение листа. В данном случае оно вертикальное. Простым карандашом отметь основную пропорцию всего натюрморта.

Пропорция — это отношение одного размера к другому, (слайд 2 «Рисование натюрморта»)

(слайд 3 «Рисование натюрморта»)

Определи высоту самого высокого предмета (это будет кувшин) и штрихами укажи положение его крайних точек.

Ты должен помнить, что изображению надо найти такое расположение на листе, чтобы у зрителя не возникало желание увеличить или уменьшить его, сдвинуть вправо или влево, опустить вниз или поднять вверх.

На втором этапе построения натюрморта постарайся отметить место расположения яблока. Оно находится слева и слегка загораживает часть ковша. Теперь уточни форму кувшина и яблока, сравнивая и сопоставляя их с натурой.

Заверши работу над рисунком натюрморта более тщательной прорисовкой деталей, то есть уточни направление ручки, ее ширину, прорисуй ободок кувшина и наметь границу света и тени.

Самостоятельная работа.

VIII. Итог урока.

- О каком жанре изобразительного искусства мы с вами сегодня беседовали?

- Что вам запомнилось?

infourok.ru

Конспект урока по ИЗО «Мир вещей – натюрморт» (самоанализ)

ИЗО 6 класс

Тема урока «Мир вещей – натюрморт».

Цели и задачи урока:

  • Способствовать развитию художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного;

  • закрепление умение выполнять рисунок с применением средств художественной выразительности;

  • формировать правильное восприятие формы, величины, цвета, пространственных отношений и умение передать их в изображении;

  • воспитание интереса и любви к искусству.

Оборудование: презентация; музыкальный ряд, художественные материалы.

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Беседа.

План урока.

  1. Организационный момент – 3 мин.

  2. Объяснение материала – 10 мин.

  1. Практическая работа – 24 мин.

  1. Подведение итогов – 3 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверка готовности уч-ся к уроку. Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение на весь урок. Загадки о жанрах изобразительного искусства.

Ветки тонкие берез,

через речку узкий мост,

В небе радугу-дугу

И ромашки на лугу,

Нарисует карандаш

Замечательный пейзаж.

Нарисую папу с мамой,

И себя и деда.

Я большой работой занят,

Я пишу портреты.

Портреты пишет портретист

Пейзажи пишет пейзажист,

А что рисует, присмотрись,

Художник наш анималист?

Анималист, анималист

Берет бумаги белый лист,

Пастель, иль уголь, иль гуашь,

Иль акварель, иль карандаш,

Рисует чем угодно знакомых нам животных.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или квас в большом кувшине,

Или вазу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это… натюрморт.

2. Объяснение материала. Беседа о жанре натюрморта с использованием мультимедийной презентации.

- Ребята, обратите внимание на оформление. Что в них общего? (Это натюрморты).

- Тема урока «Мир вещей – натюрморт». Сегодня мы с вами поговорим о натюрморте.

- Что же такое натюрморт? (Жанр ИЗО, в котором изображаются предметы неживой природы, размещенные в единой среде. Это может быть 1 или несколько предметов.)

– Давайте с вами вспомним, как переводится слово натюрморт? «Мертвая природа» или «тихая жизнь»

Творческое задание «Собери фразу».

Беседа. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии. Замечательные школы натюрморта сложились также во Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт.

- Как же возник и развивался этот жанр? (СD «Энциклопедия зарубежного искусства». Жанр натюрморт.)

- Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. Художники преображали предметы, передавали свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем. (Натюрморт Ван Гога, А. Матисса)

- А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает? ( Словно его рисовал ребенок).

- Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы? (Нет, художник передал свое впечатление).

- «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.

- А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным. Натюрморт выполнен в манере авангарда. Авангард - условное название всех новейших, экспериментальных взглядов, течений, школ, творчества отдельных художников ХХ в. Авангардизм – это отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм и путей творчества, проявляющихся в самых различных художественных течениях. (Натюрморт Пикассо)

- В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фотонатюрморты. (Векторный, трехмерный, фотонатюрморт)

Гимнастика для глаз

3. Практическая работа.

Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.

Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.

Творческое задание «Определи стиль».

- Сегодня на время мы превращаемся в художников данных стилей.

Задача урока изобразить предмет в том стиле, который понравился именно вам. Выбранный вами стиль позволить проявить творческую позицию, тем самым постарайтесь передать свое настроение, выразить мысли и чувства разными выразительными средствами.

Каждый из вас делает выбор, какому стилю отдать предпочтение.

- Рисовать мы будем с натуры. Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат? Выставка предметов для составления натюрморта

- Так о чем же рассказывает натюрморт? (О человеке).

- Что могут вещи рассказать о человеке? (Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах).

Смотрим поэтапное выполнение натюрморта. (Индивидуальные карточки)

- С чего начинается работа над натюрмортом? Например, мы решили создать натюрморт. (Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом).

- Что мы делаем дальше? (Создаём композицию)

Творческое задание «Составь натюрморт». Коллективная работа.

- Что помогает передать настроение в натюрморте? (Цвет).

- Далее цветовое решение любыми инструментами художника. Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Наши нежные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши алые цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

- Ребята, перед вами алгоритм самостоятельной работы.

  1. Начало.

  2. Выбор стиля.

  3. Рисование.

  4. Раскрасить.

  5. Экспресс - выставка.

  6. Конец.

Каждый из вас делает выбор, какому стилю отдать предпочтение. Рисовать можно с натуры, по шаблону, или по замыслу.

Самостоятельная работа учащихся. Музыкальная заставка.

Физкультминутка.

Из-за парт тихонько встали,И наклоны делать стали,Раз и два, и три, четыре,А теперь все руки шири,Делаем рывки руками,А теперь все ровно стали,Наклонились, потянулись,Тихо на места вернулись.

4. Подведение итогов.

Экспресс – выставка. Под названием табличек «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты» учащиеся разместили свои работы, соответственно стилю. Давайте посмотрим на нашу экспресс - выставку.

Анализ работ, выставление оценок.

5.Релаксация.

infourok.ru

Конспект по рисунку на тему "Графический натюрморт" ( 2 класс ДШИ)

План - конспект

 урока по рисунку

на тему:

«Графический натюрморт»,

проведенного во 2 классе(ДШИ)

(2 занятия)

 

Цель: Выполнение натюрморта в графике

Задачи:

Образовательные:

Изучение основ рисования натюрморта в графике.  Формирование основных понятий о компоновке, построении предметов и выразительных средствах графики при выполнении натюрморта.

Развивающие:

Развитие творческой фантазии и художественного вкуса.

Воспитательные:

Воспитание любви к творчеству.

Форма организации: индивидуальная

Оборудование:

Для учителя: ноутбук, наглядное пособие: примеры натюрморта в графике, маркер.

Для ученика: тушь, черная гелиевая ручка, ватман

План урока.

1. Организационная часть урока (2 мин).

2.Сообщение новой темы (15 мин).

А) вводная беседа, просмотр примеров.

Б) педагогический разбор выполнения задания. 

3. Самостоятельная работа учащихся (рассчитано на две недели).

4. Итог урока (15 мин).

 А) Рефлексия

Б) Домашнее задание

Ход урока

1.Организационный момент (2 мин).

У: Проверим наличие необходимого материала для урока, отметим отсутствующих.

2. Сообщение новой темы (15 мин)

А) Вводная беседа (8 мин).

У: Ребята, сегодня на уроке рисунка мы начинаем новую постановку, а именно натюрморт в графике. Назовите мне определение натюрморта?

У-к: (ответы учеников).

У: Верно. Натюрморт –это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с французского обозначает «мертвая натура». А сейчас уточним понятие «графика». Знакомы ли вы с ней? Что можете сказать?

У-к: (ответы учеников).

У: Правильно. Графика (греч. graphike, от grapho -- пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Графика — это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи линий, штрихов, наносимых на бумагу карандашом или другими рисовальными инструментами.

Графика - древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших художников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения -- все это прекрасная графика. На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги.

Показ изображений

У: Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объёма: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов: станковая графика, книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.), журнальная и газетная графика, прикладная графика (плакат и пр.) и другие.

Показ примеров каждого вида

У: Ребята, назовите мне основные выразительные средства графики?

У-к: (ответы учеников).

У: Да, это линия, штрих, пятно и точка.Класс, при работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два. Что касается средств, кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.

У: Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер (1471—1528), Хиросиге Андо (1797—1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760—1849). Согласно современной музейной классификации, к графике относятся акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе.

Показ работ художников

Б) Педагогический разбор выполнения задания (7 мин).

У: Ребята, наше задание рассчитано на две недели. На этой неделе мы должны проделать два этапа при создании натюрморта

Первая неделя

Итак, вспомним. При создании натюрморта и любой композиции необходимо провести три этапа: первый представляет собой нахождение удачной композиции. То есть вам необходимо правильно скомпоновать предметы, чтобы в целом работа смотрелась удачно и грамотно. Назовите мне правила компоновки предметов?

 Уч-к: ответы учеников.

У: Да, с боку и сверху мы оставляем одинаковое расстояние, снизу больше. Наш рисунок не должен быть большим и в то же время слишком маленьким. Для себя определите границы натюрморта, в которые вы будете вмещать ваш рисунок. После того как вы нашли правильную композицию, необходимо перейти к конструированию предметов, то есть к рисунку- второму этапу работы, а именно вы находите верное расположение для предметов, проведите среднюю линию, отметите горизонтальными линиями высоту предмета, например, кувшина, высоту горлышка, самое широкое место и нижнюю часть кувшина.  Дальше прорисовывайте овалы горлышка, средней части и донышка.  В такой же последовательности постройте все предметы.

Вторая неделя:

У: Ребята, на этой неделе мы переходим к заключительному этапу. Назовите мне его.

Уч-к: ответы учеников.

У: Конечно, это этап работы с тоном. Используя изобразительные средства графики, вы должны найти грамотное графическое тоновое решение постановки.   С помощью выразительных средств можно передать характер предмета, например, линия может быть плавной спокойной или наоборот резкой и стремительной. Пятно может принимать различные формы. Тушь или гелиевая ручка отличаются от карандаша, с ними надо быть аккуратным.

3.Самостоятельная работа учащихся.

Индивидуальная работа с учащимися.

4.Итог урока.

Выставка детских работ.

Вопросы для анализа.

1.Правильно ли подобрана композиция?

2.Удалось ли ей(ему) передать правильный колорит?

Повторение пройденного материала:

1.     Назовите основы правильной компоновки?

2.     Назовите определения графики и ее основные средства?

3.     С какими художниками вы познакомились?

1. Николай Бесчастнов: Графика натюрморта, изд.Валадос 2008г.

 

2. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов. - М: Просвещение, 1986. - 192с, ил.

infourok.ru

Методическая разработка открытого занятия на тему: «Натюрморт с цветами»

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования 

Октябрьского района

Центр дополнительного образования детей

 города Ростова-на-Дону

Методическая разработка открытого занятия

Тема: «Натюрморт с цветами»

Разработчик: педагог дополнительного

                     образования первой

                     квалификационной категории  

Роскошина Татьяна Александровна 

г.Ростов-на-Дону

Развернутый план-конспект урока ИЗО

           Возраст детей:  3 группа (3 год обучения), 8-10 лет.

Тема урока: «Натюрморт с цветами»

Цели: выполнить изображение натюрморта с натуры в цвете.

Задача урока: Образовательная:  познакомить детей с искусством разных художников;

             Развивающая: развить творческую и познавательную активность, формировать практические навыки работы;

Воспитательная: воспитать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству и истории.

Оборудование:

Для детей: формат А3, акварель, гуашь, кисти, карандаш, резинка, палитра, баночка с водой.

Для учителя:  наглядные пособия, репродукции картин художников, динамическое пособие, поэтапность,  краски, кисти, бумага.

Структура урока:

            1.Организационный момент                                          1 мин.

            2.Вводная беседа                                                           5  мин.

            3.Основная часть                                                           11 мин.

         а) объяснение нового материала

         б) инструктаж к работе

4.Практическая работа                                             40мин.

5.Подведение итогов урока                                          2 мин.

6.Организационное завершение урока                           1 мин.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, все ли у вас есть необходимое для урока, каких материалов вам не хватает.

(Проверяю готовность к уроку)

- Тема сегодняшнего урока: «Натюрморт с цветами». Вашей задачей будет выполнить его изображение в цвете. В конце урока мы сделаем небольшую выставку из наших рисунков и посмотрим, что у нас получилось.

2.  Вводная беседа 

- Сначала мы немного поговорим о натюрморте. Мы уже несколько раз выполняли работы  в жанре натюрморт.

- Как вы понимаете слово «натюрморт»?

(Ребята пытаются ответить, сказать свои предположения)

Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, овощи и цветы.

- Из каких предметов должен состоять натюрморт?

(Дети отвечают: яблоки, лимоны, вазы и т.д.)

- Правильно. Из любых предметов может состоять, но они должны быть объединены, и родственны по значению, т.е. например: нельзя рядом с овощами класть книгу. Давайте посмотрим какие же бывают еще натюрморты.

- Как вы думаете, кто написал эти работы?

(Дети высказывают свои предположения)

- Правильно. Все работы выполнены художниками. В них передана вся красота обычных предметов.

   

-Видите, все художники любят рисовать разные предметы, понравившиеся им. И они смотрятся гармонично, предметы хорошо сочетаются друг с другом.

 3.Основная часть

а) объяснение нового материала

- Теперь давайте поговорим о том, как нарисовать наш натюрморт.

- Кто мне скажет, с чего нужно начинать рисовать?

(Ребята высказывают свои предположения)

- Правильный ответ- с легкого наброска. И притом чтобы все предметы уместились на листе бумаги. Они должны быть не большими, не маленькими и гармонично расположены на листе.

- Давайте попробуем, потренируемся как нужно располагать предметы так чтобы они смотрелись гармонично и красиво на нашей картине. Посмотрите на доску.

- Перед вами несколько предметов, которые можно уместить на одном натюрморте. Кто хочет попробовать составить свой натюрморт?

(Ребята выходят к доске и составляют свои натюрморты, я комментирую)

- Хорошо. Теперь мы сможем правильно расположить наши предметы на листе. Но еще нужно учитывать их размеры по отношению друг к друг. Давайте проведем небольшой эксперимент. Чтоб определить насколько лимон меньше чем кувшин, мы попробуем опустить лимон в кувшин.

(Проводим эксперимент и делаем вывод)

Так мы на наглядном примере увидели, что лимон настолько меньше кувшина, что помещается в него полностью. Учтите это при изображении лимона на листе.

-Перед тем как начать работать, давайте также разберем, на какие формы похожи наши предметы. Кто может мне ответить?

(Ребята высказывают свое мнение)

б) инструктаж к работе

- Теперь, перед началом практической работы несколько советов. Как вы думаете, как лучше расположить лист, вертикально или горизонтально?

(Ребята высказывают свои ответы)

-Правильно. А почему?

- Потому, что высота всего натюрморта больше его ширины.

(Ребята приклеивают листы)

-Так с чего же мы начинаем рисовать?

(Ребята отвечают)

4.Практическая работа

Итак, начинаем работать. Посмотрите на доску.

-На первом этапе мы начинаем с чего?

(Ребята отвечают и начинают работать)

(Прохожу по рядам, контролирую)

(Вывешиваю на доску 2 этап)

- Что же мы делаем на втором этапе, кто может сказать?

(Дети, глядя на поэтапность, отвечают и выполняют у себя на листах)

- Обратите еще раз внимание, так как кувшин объемный и у него  есть отверстие, которое круглой формы, также как и его донышко, изображается овалом.

(На доске выполняю изображение овала наглядно)

- Старайтесь нарисовать кувшин симметричным, т. е. чтоб его половинки были одинаковыми. Также старайтесь не давить на карандаш.

(Прослеживаю, как ребята выполняют задание, и по его завершению перехожу к 3 этапу)

- Итак, на 3 этапе мы начинаем работать красками. С чего нужно начать? (вывешиваю на доску 3 этап)

(Ребята высказывают свое мнение)

-Правильно. Нужно начать с заднего плана. Его мы выполним акварелью. И я вам предлагаю немного пофантазировать и выбрать любой цвет для вашего фона. Только постарайтесь выбрать такой цвет, чтоб он гармонично смотрелся с нашими предметами.

(Прохожу по рядам, контролирую процесс работы, по примерному завершению этого этапа, вывешиваю следующий)

- Кто сможет проанализировать и сказать, что мы делаем на 4 этапе?

(Поглядывая на поэтапность, дети описывают дальнейшие свои действия и приступают к их выполнению) 

- Обратите внимание на 5 этап. Что нам нужно сделать на этом этапе?

- Правильно мы завершаем работу. На последнем этапе мы выполняем изображение цветов. Я покажу вам на листе как можно легко выполнить цветы широкими мазками сразу краской. Получится живописно и насыщено. 

(Демонстрирую наглядным показом как нужно выполнить цветы на рисунке)

- В завершении можно добавить небольшой штрих и поставить блики на предметах, так как они достаточно блестящие и отражают от себя много света.

(Контролирую завершение всей работы учащихся)

5.Подведение итогов урока

- Итак, вот мы и пришли к завершению своей работы. Давайте подведем итоги и для этого можно продемонстрировать свои работы друг другу и проанализировать их.

(Выстраиваем в линейку все работы на мальбертах)

- Обратите внимание на то, что работы получились немного разными, несмотря на то что все рисовали один и тот же натюрморт с натуры. Все по-разному видят и чувствуют. Но все, безусловно, старались, и мне кажется, получилось очень хорошо. Все молодцы!

6.Организационное завершение урока

После такой хорошей работы необходимо  убрать за собой рабочие места. Можете снимать свои работы с мальбертов и убирать все краски. Спасибо за работу. До свидания! (контролирую процесс уборки рабочих мест)    

Просмотр содержимого документа «Методическая разработка открытого занятия на тему: «Натюрморт с цветами»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей

Октябрьского района города Ростова-на-Дону

Методическая разработка открытого занятия

Тема: «Натюрморт с цветами»

Разработчик: педагог дополнительного

образования первой

квалификационной категории

Роскошина Татьяна Александровна

г.Ростов-на-Дону

Развернутый план-конспект урока ИЗО

Возраст детей: 3 группа (3 год обучения), 8-10 лет.

Тема урока: «Натюрморт с цветами»

Цели: выполнить изображение натюрморта с натуры в цвете.

Задача урока: Образовательная: познакомить детей с искусством разных художников;

Развивающая: развить творческую и познавательную активность, формировать практические навыки работы;

Воспитательная: воспитать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству и истории.

Оборудование:

Для детей: формат А3, акварель, гуашь, кисти, карандаш, резинка, палитра, баночка с водой.

Для учителя: наглядные пособия, репродукции картин художников, динамическое пособие, поэтапность, краски, кисти, бумага.

Структура урока:

1.Организационный момент 1 мин.

2.Вводная беседа 5 мин.

3.Основная часть 11 мин.

а) объяснение нового материала

б) инструктаж к работе

4.Практическая работа 40мин.

5.Подведение итогов урока 2 мин.

6.Организационное завершение урока 1 мин.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, все ли у вас есть необходимое для урока, каких материалов вам не хватает.

(Проверяю готовность к уроку)

- Тема сегодняшнего урока: «Натюрморт с цветами». Вашей задачей будет выполнить его изображение в цвете. В конце урока мы сделаем небольшую выставку из наших рисунков и посмотрим, что у нас получилось.

2. Вводная беседа

- Сначала мы немного поговорим о натюрморте. Мы уже несколько раз выполняли работы в жанре натюрморт.

- Как вы понимаете слово «натюрморт»?

(Ребята пытаются ответить, сказать свои предположения)

Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, овощи и цветы.

- Из каких предметов должен состоять натюрморт?

(Дети отвечают: яблоки, лимоны, вазы и т.д.)

- Правильно. Из любых предметов может состоять, но они должны быть объединены, и родственны по значению, т.е. например: нельзя рядом с овощами класть книгу. Давайте посмотрим какие же бывают еще натюрморты.

- Как вы думаете, кто написал эти работы?

(Дети высказывают свои предположения)

- Правильно. Все работы выполнены художниками. В них передана вся красота обычных предметов.

-Видите, все художники любят рисовать разные предметы, понравившиеся им. И они смотрятся гармонично, предметы хорошо сочетаются друг с другом.

3.Основная часть

а) объяснение нового материала

- Теперь давайте поговорим о том, как нарисовать наш натюрморт.

- Кто мне скажет, с чего нужно начинать рисовать?

(Ребята высказывают свои предположения)

- Правильный ответ- с легкого наброска. И притом чтобы все предметы уместились на листе бумаги. Они должны быть не большими, не маленькими и гармонично расположены на листе.

- Давайте попробуем, потренируемся как нужно располагать предметы так чтобы они смотрелись гармонично и красиво на нашей картине. Посмотрите на доску.

- Перед вами несколько предметов, которые можно уместить на одном натюрморте. Кто хочет попробовать составить свой натюрморт?

(Ребята выходят к доске и составляют свои натюрморты, я комментирую)

- Хорошо. Теперь мы сможем правильно расположить наши предметы на листе. Но еще нужно учитывать их размеры по отношению друг к друг. Давайте проведем небольшой эксперимент. Чтоб определить насколько лимон меньше чем кувшин, мы попробуем опустить лимон в кувшин.

(Проводим эксперимент и делаем вывод)

Так мы на наглядном примере увидели, что лимон настолько меньше кувшина, что помещается в него полностью. Учтите это при изображении лимона на листе.

-Перед тем как начать работать, давайте также разберем, на какие формы похожи наши предметы. Кто может мне ответить?

(Ребята высказывают свое мнение)

б) инструктаж к работе

- Теперь, перед началом практической работы несколько советов. Как вы думаете, как лучше расположить лист, вертикально или горизонтально?

(Ребята высказывают свои ответы)

-Правильно. А почему?

- Потому, что высота всего натюрморта больше его ширины.

(Ребята приклеивают листы)

-Так с чего же мы начинаем рисовать?

(Ребята отвечают)

4.Практическая работа

Итак, начинаем работать. Посмотрите на доску.

-На первом этапе мы начинаем с чего?

(Ребята отвечают и начинают работать)

(Прохожу по рядам, контролирую)

(Вывешиваю на доску 2 этап)

- Что же мы делаем на втором этапе, кто может сказать?

(Дети, глядя на поэтапность, отвечают и выполняют у себя на листах)

- Обратите еще раз внимание, так как кувшин объемный и у него есть отверстие, которое круглой формы, также как и его донышко, изображается овалом.

(На доске выполняю изображение овала наглядно)

- Старайтесь нарисовать кувшин симметричным, т. е. чтоб его половинки были одинаковыми. Также старайтесь не давить на карандаш.

(Прослеживаю, как ребята выполняют задание, и по его завершению перехожу к 3 этапу)

- Итак, на 3 этапе мы начинаем работать красками. С чего нужно начать? (вывешиваю на доску 3 этап)

(Ребята высказывают свое мнение)

-Правильно. Нужно начать с заднего плана. Его мы выполним акварелью. И я вам предлагаю немного пофантазировать и выбрать любой цвет для вашего фона. Только постарайтесь выбрать такой цвет, чтоб он гармонично смотрелся с нашими предметами.

(Прохожу по рядам, контролирую процесс работы, по примерному завершению этого этапа, вывешиваю следующий)

- Кто сможет проанализировать и сказать, что мы делаем на 4 этапе?

(Поглядывая на поэтапность, дети описывают дальнейшие свои действия и приступают к их выполнению)

- Обратите внимание на 5 этап. Что нам нужно сделать на этом этапе?

- Правильно мы завершаем работу. На последнем этапе мы выполняем изображение цветов. Я покажу вам на листе как можно легко выполнить цветы широкими мазками сразу краской. Получится живописно и насыщено.

(Демонстрирую наглядным показом как нужно выполнить цветы на рисунке)

- В завершении можно добавить небольшой штрих и поставить блики на предметах, так как они достаточно блестящие и отражают от себя много света.

(Контролирую завершение всей работы учащихся)

5.Подведение итогов урока

- Итак, вот мы и пришли к завершению своей работы. Давайте подведем итоги и для этого можно продемонстрировать свои работы друг другу и проанализировать их.

(Выстраиваем в линейку все работы на мальбертах)

- Обратите внимание на то, что работы получились немного разными, несмотря на то что все рисовали один и тот же натюрморт с натуры. Все по-разному видят и чувствуют. Но все, безусловно, старались, и мне кажется, получилось очень хорошо. Все молодцы!

6.Организационное завершение урока

После такой хорошей работы необходимо убрать за собой рабочие места. Можете снимать свои работы с мальбертов и убирать все краски. Спасибо за работу. До свидания! (контролирую процесс уборки рабочих мест)

kopilkaurokov.ru

Занятие по ИЗО на тему "Натюрморт в графике"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЭЛИСТЫ

МБОУ «Элистинская многопрофильная гимназия личностно ориентированного обучения и воспитания»

занятие по ИЗО

«Натюрморт в графике»

Педагог дополнительного образования

Романова Галина Захаровна

г. Элиста

Занятие по ИЗО «Натюрморт в графике».

Цель: Показать учащимся, что линия может выражать эмоциональное и духовное состояние рисунка, научить художественным и техническим приёмам в изображении натюрморта.

Задачи:

Развивающая:

  • Научить видеть изменение изображения картины, поставив в центр духовные проблемы развития чувств и эмоций.

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Обучающая:

Воспитательная:

  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений.

  • воспитание интереса к искусству

  • расширение коммуникативных способностей детей.

  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Тип: комбинированный

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Материалы и принадлежности к уроку: бумага: формат А-3 и А-4, простой карандаш, учебник, гелиевая ручка, картон, ножницы, резак, клей, одноцветная гуашь, валик, ложка.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к занятию.

II. Сообщение темы и целей занятия

- Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем ? (натюрморт)

Натюрморт Ван Гога «Подсолнухи»

- Что такое натюрморт? (ответы детей).

Определение натюрморта.

Англичане называют натюрморт - «тихая жизнь».

Тема занятия: «Натюрморт в графике».

III. Повторение изученного материала

Что же изображают в натюрморте? (ответы детей)

Если видишь на картине самовар ты на столе,Или виноград в корзине, или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,Или все предметы сразу – знай, что это натюрморт.

Вещи, которыми мы пользуемся, в натюрморте образуют свою среду. Большое значение имеет композиция. Композиция выражает главную мысль художника, идею картины.

Композиция. В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету, чтобы сделать картину более интересной. Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать своё композиционное мышление. Сейчас, вы попробуете сами составить композицию из предложенных предметов на вашем столе. Обсуждение.

IV. Изучение нового материала

Мы представим, что у художника в руке графитный карандаш. В каком виде изобразительного искусства художник может его применить? (ответы детей)

Определение графики. Если в живописи на первом месте стоит цвет и создаваемый им колорит, а рисунок играет хоть и необходимую, но всё же вспомогательную роль, то в графике роль рисунка решающая. Рисунок является основным видом графики. Графи́ка (др.-греч. γρᾰφικός — письменный, от др.-греч. γράφω — записывать, писать) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в графике обычно используют один или два цвета, кроме основного черного или красно-коричневого цвета сангины, можно использовать белый, в особенности на тонированной бумаге. Но при работе пастелью может использоваться вся цветовая палитра как в живописи, согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге тоже относится к графике. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»). В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).

Рисунок.

А что же является средствами рисунка? (ответы детей)

Линии, точка, штрих, пятно.

Какими материалами пользуются художники – графики? (ответы детей)

Материал.

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные, и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а так же жидкие материалы – бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Но рисуя черным по белому, необходимо так же стремиться передавать не только форму, но и разнообразную окраску предметов, их фактуру.

Вглядитесь в данные изображения предметов в натюрморте, чем они отличаются между собой? (ответы детей)

а) плоскостное тональное решение;

б) объемное тональное решение.

За счет чего может достигнуть художник передачи объема предметов? (ответы детей)

Свет, блик, тень и т.д.

Но, существует и особый вид графики- печатная графика. В этом случае с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла или линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется Гравюра. Сам принцип оттиска был известен очень давно, ведь ещё у царей древности были перстни с печатями. Позже гравюра появилась в книгах и журналах.

Гравюра бывает разной: на дереве- ксилография,

на металле – офорт,

на линолеуме – линогравюра,

даже на камне - литография.

В этих случаях художник-график пользуется такими сложными приспособлениями для своей работы, как печатный станок, специальные резцы, металлические пластины для травления их кислотой и многим другим. Все это нужно для создания печатной графики.

Физкультминутка.

Вверх руки подняли и покачали,Руки сомкнули назад,Встали, встряхнулись,Всем улыбнулисьИ сели работать опять.

V. Закрепление материала

Мы с вами повторили и узнали много новых понятий. И что бы закрепить попробуем на практике свои знания применить.

Если мы возьмем в руки книгу или открытку, какой вид графики перед нами? (ответы детей)

VI. Художественно – творческая деятельность учащихся Задание: Сделать гравюру наклейками.

Сначала придумать натюрморт, выбрать тему и сюжет, сделать эскиз. Вырезать составляющие предметы из картона. Расположить их на листе плотного картона разной толщины, но не слоистый. Сначала приклеить самые крупные части, а затем мелкие элементы. Это будет матрица, с которой можно делать отпечатки. Валиком нанести мокрую краску на картон с наклейками, прижать чистый лист и притирать его ложечкой. Аккуратно снять лист. Сделать второй оттиск. Работа учащихся сопровождается музыкальным оформлением.

VII. Анализ работ, подведение итогов.

Мы научились…Мне особенно понравилось…

Выставка лучших работ, выставление оценок.

Домашнее задание: Найти и принести репродукции натюрморта в графике.

infourok.ru

Открытый урок "Натюрморт" - изо, уроки

Тема урока:  Последовательность изображения предмета

Цель урока:

1. Обучающая: Ознакомить учащихся с последовательностью изображения

предмета, пользоваться различными схемами построения рисунка

2.Развивающая: развивать художественный вкус учащихся, расширять интеллектуальный кругозор, развивать навыки композиционного построения

предмета.

3. Воспитательная: учить видеть красивое в окружающем мире, привить навыки культуры к самостоятельной работе.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: усвоение новых знаний

Прогнозируемый результат: учащиеся умеют  строить поэтапное изображение предмета

Оборудование урока: интерактивная доска, учебник, альбом, кисточки, краски, карандаши, баночки для воды.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Вопросно-ответная беседа.

2. Стратегия критического мышления «Группировка».

III. Новая тема:

I.Объяснение учителя

1. Самые общие признаки предмета

2. Схематическое изображение

VI. Закрепление нового материала

1.Самостоятельная работа. Поэтапное изображение предметов.

2. Вопросно-ответная беседа

3. Анализ работ учеников

V. Подведение итогов.

1. Показ слайдов

2. Решение кроссворда

3. Комментирование оценок

VI. Домашнее задание

Нарисовать натюрморт из овощей и фруктов

Ход урока

I. Организационный момент

    Приветствие учащихся, установление дисциплины и проверка готовности учащихся к уроку                              

II. Проверка домашнего задания

1.Вопросно-ответная беседа

1. Какие процессы создания рисунка вы знаете?

2. Назовите какие методы рисования вы знаете?

3. Что такое эскиз ?

4. Что мы называем предварительным рисунком ?

2. Стратегия критического мышления «Группировка»

III.Новая тема

I. Объяснение учителя

1. Самые общие признаки предмета

На первом этапе следует показать самые общие признаки предмета, очертить его контур. Форму предмета обозначают несколькими линиями или в виде геометрической фигуры. Такой рисунок представляет схему, малопонятную непосвещенному, но необходимую для рисующего. Поэтому этот этап называется схематизацией.

2. Схематическое изображение

Второй этап рисования-типизация. Схематическое изображение обогощается появлением более конкретных признаков, которые выявляют типичные особенности формы данного предмета, свойственные целой группе родственных предметов.

На третьем этапе-индивидуализации-показываются признаки, свойственные только данному предмету. Этот этап –один из самых важных этапов, так-как он позволяет выявить, быть может, незначительные элементы, но придающие предмету неповторимое своебразие.

Четвертый этап отводится обобщению того, что было сделано ранее.Для этого надо внимательно сравнить модель с рисунком.

IV.Закрепление нового материала

1.Самостоятельная работа. Поэтапное изображение предметов.

Учащиеся выполняют последовательное изображение предмета.

2.Вопросно-ответная беседа.

3. Анализ работ учеников.

1. Какие методы рисования вы знаете?

2. Какой этап мы называем схематизацией?

3.Чем рисование с натуры отличается от рисования по памяти?

4.Что мы называем предварительным рисунком?

5. Какой этап мы называем типизацией?

6. Почему этап индивидуализации считают одним из самых важных этапов?

V. Подведение итогов

1. Показ слайдов

2.Решение кроссворда

3. Комментирование оценок

VI. Домашнее задание

Нарисовать натюрморт из овощей и фруктов

Просмотр содержимого документа «Открытый урок "Натюрморт"»

Тема урока: Последовательность изображения предмета

Цель урока:

1. Обучающая: Ознакомить учащихся с последовательностью изображения

предмета, пользоваться различными схемами построения рисунка

2 .Развивающая: развивать художественный вкус учащихся, расширять интеллектуальный кругозор, развивать навыки композиционного построения

предмета.

3. Воспитательная: учить видеть красивое в окружающем мире, привить навыки культуры к самостоятельной работе.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: усвоение новых знаний

Прогнозируемый результат: учащиеся умеют строить поэтапное изображение предмета

Оборудование урока: интерактивная доска, учебник, альбом, кисточки, краски, карандаши, баночки для воды.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Вопросно-ответная беседа.

2. Стратегия критического мышления «Группировка».

III. Новая тема:

I.Объяснение учителя

1. Самые общие признаки предмета

2. Схематическое изображение

VI. Закрепление нового материала

1.Самостоятельная работа. Поэтапное изображение предметов .

2. Вопросно-ответная беседа

3. Анализ работ учеников

V. Подведение итогов.

1. Показ слайдов

2. Решение кроссворда

3. Комментирование оценок

VI. Домашнее задание

Нарисовать натюрморт из овощей и фруктов

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, установление дисциплины и проверка готовности учащихся к уроку

II. Проверка домашнего задания

1.Вопросно-ответная беседа

1. Какие процессы создания рисунка вы знаете?

2. Назовите какие методы рисования вы знаете?

3. Что такое эскиз ?

4. Что мы называем предварительным рисунком ?

2. Стратегия критического мышления «Группировка»

III.Новая тема

I. Объяснение учителя

1. Самые общие признаки предмета

На первом этапе следует показать самые общие признаки предмета, очертить его контур. Форму предмета обозначают несколькими линиями или в виде геометрической фигуры. Такой рисунок представляет схему, малопонятную непосвещенному, но необходимую для рисующего. Поэтому этот этап называется схематизацией.

2. Схематическое изображение

Второй этап рисования-типизация. Схематическое изображение обогощается появлением более конкретных признаков, которые выявляют типичные особенности формы данного предмета, свойственные целой группе родственных предметов.

На третьем этапе-индивидуализации-показываются признаки, свойственные только данному предмету. Этот этап –один из самых важных этапов, так-как он позволяет выявить, быть может, незначительные элементы, но придающие предмету неповторимое своебразие.

Четвертый этап отводится обобщению того, что было сделано ранее.Для этого надо внимательно сравнить модель с рисунком.

IV.Закрепление нового материала

1.Самостоятельная работа. Поэтапное изображение предметов.

Учащиеся выполняют последовательное изображение предмета.

2.Вопросно-ответная беседа.

3. Анализ работ учеников.

1. Какие методы рисования вы знаете?

2. Какой этап мы называем схематизацией?

3.Чем рисование с натуры отличается от рисования по памяти?

4.Что мы называем предварительным рисунком?

5. Какой этап мы называем типизацией?

6. Почему этап индивидуализации считают одним из самых важных этапов?

V. Подведение итогов

1. Показ слайдов

2.Решение кроссворда

3. Комментирование оценок

VI. Домашнее задание

Нарисовать натюрморт из овощей и фруктов.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по рисунку "Натюрморт из пяти предметов быта. Построение"

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская художественная школа» г. Городца

План-конспект открытого урока

по рисунку в 4 классе

на тему:

«Натюрморт из 5-ти предметов быта с разной фактурой. Построение ».

Выполнила: Железнова Е.С.

преподаватель ДХШ

2015 г.

Конспект урока

«Натюрморт из 5-ти предметов быта с разной фактурой. Построение» преподавателя

МБУ ДО «Детская художественная школа»

г. Городца Железновой Елены Сергеевны.

Предмет: рисунок, 4 класс ДХШ

Цель урока: построить объёмные предметы быта с натуры.

Задачи:

  • вспомнить понятия «пропорция», «перспективное построение», вспомнить построение куба в угловом и фронтальном положении;

  • развивать приёмы работы карандашом;

  • воспитывать наблюдательность.

Оборудование для учителя:

  • постановка,

  • методические таблицы,

  • бумага (А3),

  • простые карандаши, ластик.

Оборудование для учащихся:

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка художественной задачи.

  3. Педагогический показ, объяснение материала.

  4. Практическое выполнение учащимися работы.

  5. Подведение итогов.

План-конспект урока «Натюрморт из 5-ти предметов быта с разной фактурой. Построение».

1.Приветствие, организация рабочего места учащихся.

Приветствие, проверка готовности к уроку: ученики сидят за мольбертами, на мольбертах кнопками закреплен лист А3.

2. Постановка художественной задачи.

- На этом занятии мы построим новый натюрморт из предметов быта с разной фактурой. Мы будем анализировать, размещать, передавать форму и пропорции.

  1. Педагогический показ, объяснение материала.

Учитель прикалывает кнопками линейный рисунок постановки, подготовленный заранее. Дети подходят к учителю и встают полукругом к его мольберту, чтобы лучше было видно.

Учитель показывает как нужно работать, объясняя и проговаривая вслух материал.

На рисунок полезно смотреть как можно чаще с расстояния, превышающего расстояние вытянутой руки. Когда вы рисуете с натуры, мольберт не должен перекрывать вам постановку; если рисуете правой рукой, то натюрморт вы должны видеть слева от мольберта.

Положение руки и карандаша при рисовании:

а - при работе над маленьким рисунком; б - при работе над большим рисунком на наклонной доске;в - при рисовании под острым углом к бумаге; г - неправильное положение руки

Сегодня будем выполнять построение натюрморта. Чтобы работа проходила успешно, необходимо соблюдать следующую последовательность:

  1. Предварительный анализ постановки.

  2. Композиционное размещение изображения на листе.

  3. Передача характера формы предметов и их пропорций.

  4. Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения на плоскости.

Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее интересную. Можно обратить внимание на эффекты освещения – с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Обычно формы предметов выглядят более интересно и выразительно при боковом освещении. Садиться против света не рекомендуется.

- С чего начинаем работу? (ответы обучающихся)

Думаем, как лучше скомпоновать натюрморт на листе бумаги, - вертикально или горизонтально. Для этого нужно измерить ширину общей массы способом визирования. Всё это надо продумать прежде, чем начать рисунок. Альберти писал в своей книге «Десять книг о зодчестве» : «Никогда не берись за карандаш или за кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит делать и как это должно быть выполнено, ибо, поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины». Поэтому сначала надо твёрдо решить, как будет строиться рисунок.

Рисунок начинаем, как всегда, с композиции. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был равномерно заполнен. Мысленно объедините всю группу предметов в одно целое и согласуйте его с форматом листа бумаги. Предметы расположены на разных уровнях, те предметы, что ближе к вам располагаются на рисунке ниже, а предметы расположенные дальше от вас – выше. Вместе с тем надо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги и, наоборот, чтобы не оставалось много пустого места.

После композиционного размещения передаём характер формы предметов и их пропорций.

Итак, вначале, легко касаясь карандашом бумаги, намечаем характер формы предметов и их пропорций, а также расположение предметов в пространстве. Намечаем высоту предметов по отношению друг к другу, причём форму предметов рисуем очень обобщённо и схематично, чтобы допущенные ошибки можно было легко исправить. Затем уточняем характер формы и пропорции каждого предмета в отдельности и перейдём к конструктивному анализу.

Переходим к изображению формы предметов. Намечая форму предметов, необходимо учитывать законы перспективы. Посылка имеет форму параллелепипеда. Вспомним, как мы строили куб.

В каких положениях может он находиться? (во фронтальном и угловом положении)

Сколько точек схода во фронтальном положении куба? (одна)

Сколько точек схода в угловом положении куба? (две)

С чего начинали строить куб в угловом положении? (с ближайщего к нам ребра, затем определяем угол разворота).

Рассмотрите внимательно посылку, из чего она состоит, так как это не простая коробка. Но начнём строить её с параллелепипеда. Затем будем достраивать штапики, которые набиты сверху. Не забывайте, что в угловом положении две точки схода, которые находятся на линии горизонта или по другому на уровне зрения. Крышка посылки сдвинута. Она имеет объём и форму параллелепипеда, но расположена к нам под другим углом.

Особенно внимательно надо проверять перспективное изображение оснований предметов. Нельзя допускать, чтобы следок одного предмета «наступал» на следок другого, чтобы один предмет «налезал» на другой, иначе говоря, следить, какой предмет находится на первом плане и какой на втором.

Надо ясно представлять себе расположение предметов на плоскости стола. Для этого следует рассмотреть натюрморт сверху и проследить, как расположены основания предметов на поверхности плоскости, какое между ними расстояние.

Подсвечник симметричный, поэтому начинаем построение с линии симметрии. С помощью этой линии можно будет проверить симметричность правой и левой половин подсвечника. Уточняя пропорции – высоту и ширину подсвечника, размеры ножки, широкого места, надо внимательно следить за характером формы, или, как любил говорить П.П.Чистяков, следить за портретным сходством предмета».

Наметив общий характер формы и основные пропорции, следует перейти к разбору её частей. Приступаем к анализу его формы. Намечаем горизонтальными линиями, где меняется форма, затем определяем ширину каждой части. Соединяем точки и переносим относительно линии симметрии.

Листок бумаги находится в перспективном сокращении, мы его видим в угловом положении, поэтому при построении ведём в две точки схода. Рассмотрите внимательно перо. Сначала наметим общую форму методом обрубовки, сверяя с натурой, затем дополним деталями. Яблоки находятся на разных уровнях и в разных положениях. В последнюю очередь строим плоскость стола и мелкие детали.

4.Практическая работа.

Дети начинают работу.

Актуализация знаний:

- Сегодня мы выполним линейное построение натюрморта из предметов быта с разной фактурой. (работа карандашом).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приёмов работы и соблюдения

правил безопасности;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объёма и качества выполненной работы.

Преподаватель индивидуально подходит к ученикам поправляет, направляет, советует.

5.Итог урока.

- В каком жанре рисунка мы сегодня с вами работали? (жанр натюрморт)

- Для кого из вас эта работа оказалась сложной? (ответы детей)

- Назовите этапы постоения натюрморта? (ответы детей)

В рисовании особое значение приобретает понимание конструкции формы с точки зрения её пространственной организации, геометрической структуры и внешнего пластического строения, материала, из которого она сделана. На следующих уроках мы выявим объём предметов посредством светотени; детально прорисуем форму предметов и подведём итог работы над рисунком (синтез).

Учитель выделяет удачные работы.

 

 

infourok.ru


Смотрите также