2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Сюжетное рисование как вид изобразительной деятельности


Основные виды изобразительной деятельности ребенка

Виды изо-деятельности детей дошколят можно группировать:

  • по технологии: рисование, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вышивка и др.;
  • по материалу: работа с бумагой, красками, тканью, деревом и др.

Одним из вариантов может стать классификация по видам художественной практики в искусстве, например, рисование (живопись, графика), скульптура, архитектурная деятельность (макетирование, моделирование, проектирование), декоративная деятельность (например, роспись, лепка, аппликация, плетение, вышивка, оригами).

Рисование

Одним из видов изобразительной деятельности является рисование (предметное, сюжетное, декоративное).

Предметное рисование

В предметном рисовании детей дошкольного возраста основное внимание должно уделяться формированию умению исследовать предмет, изображать его с помощью линий, цветовых пятен, композиционного расположения, передавая в созданном образе характерные черты, пропорции, строение.

Особое значение следует придавать сенсорному развитию: упражнять ребенка в различении цветов, в определении формы и величины предметов. Помогут в этом разнообразные развивающе-познавательные игры.

Сюжетное рисование

В сюжетном рисовании следует акцентировать внимание на развитие замысла, его наполнении конкретным образным содержанием. При создании несложных тематических композиций ребенок должен постичь логическую связь изображенных предметов между собой.

Именно этот вид рисования помогает ребенку научиться рисовать с натуры, по воображению, по памяти, по содержанию произведения, создавать простые многоплановые композиции, Способствует развитию ассоциативного мышления.

Педагог должен предоставлять ребенку возможность реализовывать свои фантазии как в индивидуальном, так и в коллективном сюжетно-тематическом рисунке.

Декоративное рисование

Декоративное рисование способствует углублению знаний дошкольника о народных промыслах (гончарство, вышивка, ковроткачество, роспись), воспитывает интерес к культуре родного народа. Педагогу следует поощрять детей к созданию из знакомых элементов несложных орнаментов на различных плоскостных формах, упражнять в ритмичном выполнении узоров с традиционными цветовыми сочетаниями.

Средства рисования

Характерными средствами выразительности всех видов рисования является точка, линия, пятно, цвет, форма, пропорции, композиция, ритмичное сочетание элементов рисунка и тому подобное. С их помощью ребенок может создать образы как реальных, так и воображаемых, вымышленных объектов.

Лепка

Своеобразие лепки как одного из основных видов изобразительной деятельности состоит в возможности создания объемного образа. Благодаря особой пластичности материалов (глины, пластилина, теста) ребенок очень быстро овладевает умениями по передаче строения, пространственного мышления, динамики движения изображаемого предмета.

Основным средством в создании образа в лепке считается передача объемной формы. Также советуем использовать цвет, особенно во время раскрашивания собственноручно изготовленных народных игрушек.

Аппликация

Аппликация как вид изо деятельности отличается от других уже имеющимися формами различных предметов, их частей, которые не надо создавать, рисовать. Главная задача в аппликации для дошкольников ~ правильно разместить и наклеить готовые элементы, воссоздав таким образом декоративный узор или определенный образ.

Занятия по аппликации способствуют развитию чувства цвета, ритма, симметрии, пространственной ориентации на листе и формированию первых эстетических вкусов. В ходе выполнения работ педагогу особое внимание следует уделять воспитанию организованности у малышей. Ведь создание аппликации требует четкой последовательности действий.

С целью активизации проявлений художественного творчества советуем привлекать детей к изготовлению индивидуальных и. коллективных работ через создание образов предметов окружающей действительности путем гармоничного сочетания различных вышеупомянутых видов изобразительной деятельности, материалов (бумага с глиной, пластилин с природным материалом) или техник (аппликация из оборванной бумаги и рисование ладошкой) и тому подобное.

Такая интеграция очень нравится дошкольникам и способствует поиску новых интересных решений в создании уже знакомых образов.

podrastu.ru

32. Рисование как вид изобразительной деятельности воспитанников детского сада.

Рисование как вид изобразительной деятельности детей. Виды рисования в ДОУ. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Художественно-эстетическая развивающая среда. Художественные материалы и оборудование, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, их характеристика. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями. Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей. В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.Графические материалы, краски.

Выразительные средства рисунка, доступные детям. Особенности проведения занятий в разных возрастных группах детского сада. Развитие изобразительного творчества детей вне занятий.

Средства выразительности: цвет; ритм; начало композиции; симметрия; динамические состояния.

33. Лепка как вид изобразительной деятельности воспитанников детского сада.

Лепка как вид изобразительной деятельности детей. Виды лепки в ДОУ. Художественно-эстетическая развивающая среда. Материалы и оборудование, используемые в работе с дошкольниками, их характеристика.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются. Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх. Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2—3-летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.

Приемы работы, доступные детям. Особенности проведения занятий в разных возрастных группах детского сада. Развитие изобразительного творчества детей вне занятий.

studfiles.net

2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста

Похожие главы из других работ:

Возможности дидактической игры в развитии памяти у детей младшего дошкольного возраста

2.3 Календарно - тематическое планирование по развитию памяти детей младшего дошкольного возраста

память дети дидактический игра Для развития памяти были проведены подгрупповые и индивидуальные занятия, на которых использовались специально подобранные игры-упражнения...

Занимательное рисование в процессе художественного творчества дошкольников

2. Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне...

Изобразительная деятельность детей раннего возраста

1.2 Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической трактовке

Когда у ребенка возникают его первые рисунки, при каких обстоятельствах, почему он начинает рисовать, лепить? Ответы на эти вопросы мы находим у целого ряда исследователей. Наблюдения за первыми попытками ребенка рисовать, лепить...

Изобразительная деятельность детей раннего возраста

1.3 Педагогические условия возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возраста

Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Малыша восхищает след от карандаша, измененная форма пластилина...

Изобразительная деятельность детей среднего дошкольного возраста

Глава 1. Развитие изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т. е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет...

Иллюстрирование "Сказки о царе Салтане" А.С. Пушкина

2. Вид урока: тематическое рисование.

...

Индивидуальный подход в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Глава 1. Теоретическое исследование реализации индивидуального подхода в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

...

Исследование развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

1.2 Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности...

Особенности принятия роли в игре детьми младшего дошкольного возраста

1.4 Сюжетно-ролевая игра детей младшего дошкольного возраста

Разыгрывая тот или иной сюжет игры, ребенок берет на себя определенную роль - мамы, летчика, врача и др. Как правило, в играх бывает не одна, а две или больше ролей. Иначе невозможно передать даже несложный сюжет - нельзя изображать маму...

Педагогические условия формирования интереса к изобразительному искусству у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях

1.3 Особенности развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность является одним из основных средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок все воспринимает по-своему, и процесс создания рисунка приближает к игре...

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Глава I. Теоретические аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

...

Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

1.2 Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Появление коллективной игры в старшем дошкольном возрасте создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры...

Сюжетно-ролевые игры в детском саду

2.2 Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста

Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль...

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста

2.2 Роль сюжетно-ролевых игр в социализации детей дошкольного возраста

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития...

Условия обучения детей дошкольного возраста нетрадиционным способам изображения

1.3 Виды нетрадиционных методов изображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, актуальных, авторских программно - методических материалов...

ped.bobrodobro.ru

Виды изобразительной деятельности дошкольников.

Виды изобразительной деятельности дошкольников.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование представляет неоценимое значение для педагога ДОУ в плане диагностики всех познавательных процессов. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями. Карандашом создаются линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. В рисовании красками создание формы идет от красочного пятна, а не от контура. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Для старших дошкольников рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе с углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры, предмета.

Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Она рассматривается как один из видов изобразительной деятельности, потанцевал которой используют в обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста. Своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом. Но и с твердым (мрамор, гранит). Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами (глина и пластилин). Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается – объекты, как в реальной жизни расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Детям 5-7 лет доступна лепка рельефная, связанная главным образом с выполнением декоративных работ. Основное место на занятиях лепкой занимает глина. Как наиболее пластичный материал. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Занимаясь лепкой, ребенок знакомиться с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребенок занимается лепкой. Чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него развивается конструктивная мысль, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее – нужно чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается, как застывшее движение. После лепки им легче будет изображать движение в рисовании.

Для того чтобы способности ребенка развивались, он должен с близкого расстояния и без торопливости видеть, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого. К пяти годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. Лепка детей в старшем дошкольном возрасте поражает интересным замыслом. Старшие дошкольники – большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого.

Воспитателю нужно находить интересные приемы работы, чтобы подвести старшего дошкольника к реалистическому изображению и его эстетической оценке.

Таким образом, пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается не только мелкая моторика пальцев, но и познавательные процессы, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

Аппликация – это способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания или нашивания разноцветных кусочков материи и бумаги. Аппликация в виде вырезанных бумажных кружев, салфеток, применялись для украшения полок с посудой. Широко используется аппликация из кожи и меха в оформлении одежды, ковров. Художники использовали аппликацию в искусстве. Аппликация имеет много общего с другими видами искусства. С живописью ее сближает изображение на плоскости. По способу изображения ближе всего к аппликации стоят инкрустация и мозаичные работы, где изображение так же получается путем соединения отдельных частей на общем фоне, но техника работы совершенно иная. Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условные формы, чем в других видах искусства. Эти формы носят обобщенный характер, не выделяются мелкие детали, как по контуру, так и в нутрии его, что может быть передано в живописи и скульптуре. Ограничено в аппликации и цветовое решение. Цвета в аппликации в основном передают локальную окраску предметов без постепенных переходов от одного цвета к другому. Поскольку техника аппликации более проста, чем в рисунке и живописи, можно быстро сделать панно, плакат, фриз. Такое оформление доступно исполнению не только профессионалам, но и любителям, поскольку нужные формы можно использовать готовые, срисовав или переводя их; цвет также дается в готовом виде, можно подобрать требуемые тона. Процесс аппликационных работ складывается из двух действий: вырезывания и прикрепления к фону, формы наклеиваются или пришиваются (в зависимости от материала). Иногда вырезывание имеет самостоятельное значение, когда используется как праздничное оформление (снежинки, цветы, флажки).

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре) и величин (больше, меньше). В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются круглые формы, затем детали; в сюжетных работах – сначала фон, потом предметы первого плана). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Изобразительная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Самым ценным является не конечный продукт – рисунок, слепленная фигурка, работа по аппликации, а развитие личности, свойств, качеств и психических процессов (формирование уверенности в себе и своих способностях, самоидентификация в творческой деятельности, целенаправленность, произвольность и непроизвольность воображения).

Таким образом, каждый из видов изобразительной деятельности, в которых участвуют дети дошкольного возраста, способствует формированию их отдельных личностных качеств («чувство прекрасного», креативности), развитию познавательных процессов, в особенности внимания, воображения. Изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих, ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

infourok.ru

Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста

Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного

возраста.

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация.

Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.

Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу,

Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачи воспитания и развития.

Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.

Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.

У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям - осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

Начиная с младшей группы необходимо воспитывать у детей интерес к работам товарищей, доброжелательное отношение к ним, умение справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому быть возможно более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми.

Активность детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении в младших группах допустимы значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие - медлительны, вялы. В средней группе возможно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но, не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе.

Необходимо заботиться не только о хорошем темпе работы, но и о тщательности ее выполнения, без спешки, которая мешает выполнять работу аккуратно, выразить полностью свой замысел, сделать ее законченной.

Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.

Немалое значение для развития движений имеют те трудовые навыки, которые дети получают в процессе подготовки к занятиям по изобразительной деятельности и уборки после них. С каждым годом пребывания в детском саду возрастают требования к ребятам как в отношении подготовки и уборки, как и в отношении обязанностей дежурных по группе.

У детей неизменно растет ответственность за каждое порученное им дело. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.

Наряду с воспитанием у детей умения быть внимательными к указаниям воспитателя очень большое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна - дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед за чем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя.

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятии, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы -компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.

Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала.

kopilkaurokov.ru

СЮЖЕТНОЕ РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Проект «Цветные ладошки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» села Володина Проект «Цветные ладошки» Подготовила: воспитатель 2-й мл. гр. Ярошенко М.С. 2015 Проект «Цветные ладошки»

Подробнее

Зиминой Ольги Сергеевны

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Подробнее

«Природа в детских рисунках»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮЖНЫЙ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Природа в детских рисунках» Автор: педагог дополнительного образования Богомолова

Подробнее

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утверждаю Зав. кафедрой дошкольного образования Н.Г. Дубешко 26 мая 2014 г. (протокол 12) План практических занятий по дисциплине «Теория и методика физического воспитания

Подробнее

Стариченко Н.Л., Максимова И, В.

ПРАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Стариченко Н.Л., Максимова И, В. По мнению многих педагогов

Подробнее

Программы реализуемые в ДОУ

Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения разработана в соответствии с нормативно - правовой базой, действующей в правовом поле дошкольного образования РФ,с учѐтом ФГОС ДОО, с последующей

Подробнее

АВТОРЕФЕРАТ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Подробнее

Фаизовой Альфии Фягимовны

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Подробнее

СИНЬКЕВИЧ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА» Институт повышения квалификации и переподготовки Факультет повышения квалификации специалистов образования

Подробнее

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» комплексных программ «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

Подробнее

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 4(8)

УДК 37.032: 37.013.77 Ловягина И.А. студент, специальность «Дошкольное образование» факультет психологии и педагогического образования Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО

Подробнее

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Коррекционная педагогика, дефектология КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, ДЕФЕКТОЛОГИЯ Акимова Ольга Ильинична канд. пед. наук, доцент кафедры специальной психологии Гусева Ирина Викторовна канд. психол. наук,

Подробнее

ЧИЛЕЕВИЧ НАДЕЖДА ЛЕОНИДОВНА

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА» Институт повышения квалификации и переподготовки Факультет повышения квалификации специалистов образования

Подробнее

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ СТУДИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ СТУДИЯ Изостудия в нашем детском саду - оборудованная и оформленная комната, отвечающая требованиям педагогической эргономики и современной эстетики. Предметно развивающая среда изостудии

Подробнее

docplayer.ru

Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Проведенный анализ программ по воспитанию и обучению в детском саду позволяет сделать вывод, что "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой наиболее подробно и полно обозначает задачи по обучению сюжетному рисованию. Здесь, в отличие от других программ отдельно выделена задача по развитию творчества и воображения.  

Вступление (Декоративное рисование)  

    В эстетичном воспитании детей дошкольного возраста большое место занимает декоративное рисование. Помочь воспитателю реализовать программные требования в определённой системе и является целью этого раздела.

    Успешная реализация программных требований на занятиях в разных возрастных группах зависит от подготовки до них самого воспитателя и детей, а также от наличия необходимого оборудования.

    В каждой группе должны быть наглядные пособия, произведения декоративного искусства, доступные детям разнообразные материалы, в частности белая и цветная бумага. Белая бумага должна быть крепкой (плотной), а цветная - такая, чтобы на неё хорошо ложилась краска. Глянцевая и меловая бумага для декоративного рисования не пригодна.

    Кисти для рисования желательно использовать круглые, волосяные, с мягким эластичным ворсом и острым концом.

    Для декоративного рисования используют гуашь. Разводят ее водой до густоты сметаны. Наилучшая - «художественная» гуашь, но можно использовать и плакатную. Желательно, чтобы она была разных цветов и оттенков. Воспитатель должен уметь самостоятельно создать определённый цвет или его оттенок. С этой целью используется способ смешивания красок основных цветов - красного, жёлтого, синего для образования оранжевого, зелёного, фиолетового и других. Оттенки разных цветов получают, смешивая белую гуашь с нужным цветом. Так, розовый цвет получают, добавляя к белилам красной краски. Разводить гуашь надо в отдельном сосуде. Для этого её набирают маленькой ложкой или палочкой и, вливая понемногу воды, размешивают до получения однородной массы.

    К занятиям по рисования надо подготовить банки с водой для промывания кисточек (лучше по две - для промывания и прополаскивания), салфетки для просушивания кисточек после промывания, подставки для них, патычки, подкладки размером 25x35 см. Краски разливают в чашечки, которые ставят на подносы.

    В средней группе используется бумага прямоугольной формы (1/2 альбомного листа), полоска (1/4 листа), квадрат (со стороной 15 см), круг (диаметром 10 см), вырезанные из бумаги предметы.

    Детям средней группы лучше всего рисовать кистью № 12 - круглым, с острым кончиком. Следует от него широкий, и благодаря этому можно быстро выполнить узор. К занятию надо подготовить не меньше как 4 краски, чтобы дети могли не копировать цвета, предложенные на образце, а самостоятельно подобрать их. В конце занятия демонстрируются те работы детей, на которые наиболее удачно объединены цветами.

    К занятиям по декоративному рисованию в старшей группе следует подготовить не только кисти (лучше № 8), а и патычки, иногда даже по два патычки на одно занятие, если, например, в узоре должны быть пятнышки двух цветов или двух размеров

    Бумага нужна такой формы, чтобы дети могли учиться рисовать на ней узоры: в виде полоски, квадрата, многоугольника, розети, круга, плоских предметов. Многоугольник, розету, круг вырезают из целого альбомного листа, квадрат - со стороной 16 см. Для передачи колорита украинской керамики лучше всего фон коричневого, жёлтого, зелёного тонов.

    В старшей группе детям часто предлагают на одном занятии бумагу разных цветов, чтобы они самостоятельно добирали фон.

    Детей старшей группы учат выбирать из шести цветов те, которые хорошо объединяются или отвечают колориту определённого вида искусства - керамики, вышивки, декоративной росписи. Эта работа не ограничивается одним занятиям, учить надо постепенно, на каждом занятии.

    В подготовительной группе дети рисуют узоры кистью №6. Им можно предложить по две кисти - № 12 для рисования больших элементов в узоре №6 - для выполнения тонких линий, мелких элементов. Листы бумаги могут быть большие и малые. Для рисования по мотивам украинских росписей лучше давать бумагу светлых тонов; Городецкие узоры рисуют на жёлтом. Хохломские и Жостовские узоры - на чёрной, красной или золотистой бумаге. Гуашь надо предлагать по 8-10 цветов в наборе, чтобы дети могли выбирать нужный цвет, проявлять свой вкус, знание колорита.

    Для демонстрирования детских работ, показа способа изображения лучше всего использовать мольберт или доску-стенд.

     

ПРЕДИСЛОВИЕ

Со времени первого издания книги прошло уже восемь лет. За это время изменился взгляд на обучение детей рисованию. Если раньше считалось, что нужно учить детей, используя готовые образцы и показ способов исполнения рисунков, то теперь воспитание творческой самостоятельности детей стало одной из важнейших задач обучения.

Н. П. Сакулина отмечает: «Рисование, которыми ребенок так рано овладевает, оказывает влияние на формирование личных сторон личности. Поскольку сущность рисования включается в изображении предметов и явлений реального мира, велико его значение для умственного развития...

В рисовании таятся богатые возможности для эстетического воспитания. Ребенок познает такие качества предметов и явлений, как стройность формы, гармоничность красок, целесообразность строения и т. д. Эти свойства -- элементы прекрасного. Они придают изображению выразительность, а процессу изображения -- эмоциональную насыщенность.

Для рисования специфична образная форма отражения, позволяет развивать у ребенка художественно-творческие способности, которые можно применять в различных областях жизни» (Н.П. Сакулина. Рисование в дошкольном детстве. - М., Просвещение», 1965. - стр. 6)

Очевидно, что в обучении детей рисованию на первое место встает задача развития у детей творческой самостоятельности и активности.

Богатейшая событиями жизнь широким потоком врывается в сознание детей. В меру своих сил и понимания дети легко откликаются на нее, стремятся выразить свои чувства и мысли в рисунке.

Обязанность воспитателя -- приобщить всех своих воспитанников к рисованию -- этому чудесному источнику творческой радости, свойственной даже самым маленьким.

Мы считаем, что педагогическая практика не может быть сведена к одинаковым приемам и методам обучения и задача каждого педагога искать наиболее эффективные пути обучения для формирования творческой индивидуальности.

Обучение рисованию нельзя рассматривать только как логическую линию развития от простого к сложному. Такой взгляд на обучение рисованию ошибочен. Каждый ребенок проходит свой путь творческого развития. Поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с детьми. В процессе проведения любого занятия рисованием педагог должен руководить каждым ребенком, учитывая его особенности и склонности.

Мы старались осуществить это в своей работе. Некоторые успехи уже имеются. Об этом свидетельствуют представленные в книге работы детей дошкольного возраста, а также широкое участие наших воспитанников на различных выставках, как всесоюзных, так и за рубежом, и их высокая оценка.

В создании книги участвовала большая группа воспитателей, задача которой -- помочь практическим работникам детских садов в обучении детей рисованию. Однако мы далеки от мысли, что все уже найдено; бесспорно, есть еще много других вариантов, их надо искать, проверять на практике и дать педагогам. Дело это требует совместных усилий художников и педагогов в дальнейшей разработке методов и приемов обучения детей рисованию, чтобы приобщить всех наших воспитанников к высокой художественной культуре советского народа.

Авторский коллектив выражает глубокую благодарность воспитателям Потаповой Н. А., Рыбаковой Л. И., Синевой Е. Н., Хамяляйнен Р. Н., Лаврентьевой Н. М., принявшим участие в работе над вторым изданием книги. 

ВВЕДЕНИЕ

Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.

Руководство детским творчеством требует от воспитателя понимания рисунка, знания характерных его особенностей и последовательности его развития. В рисунках детей нас привлекает живой отклик на окружающее, проявление фантазии и непосредственное отношение к тому, что дети рисуют.

Любой предмет воспроизводится детьми плоскостно. Это является одной из главных особенностей детского рисунка. Другой особенностью является то, что соразмерность частей при изображении различных предметов не играет большой роли для ребенка. То, что хочет подчеркнуть, определить как главное, он изображает часто непропорционально большим (например, голова человека). Непропорциональность наблюдается и между предметами (человек часто оказывается крупнее дома).

Рисуя, ребенок иногда сознательно, а иногда бессознательно схематизирует изображение предмета, упрощает его, отбрасывая многие детали, подробности, заостряя внимание на самом главном. Так, рисуя человеческое лицо, дети часто изображают только глаза и рот. Все эти, на взгляд взрослого, «недостатки» не мешают детскому рисунку быть выразительным. А наоборот, они-то и делают детский рисунок особенно привлекательным.

Своеобразие детского рисунка сказывается и в колорите. В младшем дошкольном возрасте цвет у детей не связывается с попыткой передать характерный признак предмета. Часто дети используют краску просто потому, что она им понравилась, подчас раскрашивая один предмет в несколько цветов, выбранных произвольно. Иногда предмет трактуется в цвете, а окружающее пространство остается неокрашенным. Часто выбор цвета опирается на устойчивые представления, своего рода штампы. Так, почти всегда небо голубое, вода синяя, песок желтый, земля черкая и т. д. В некоторых случаях дети могут нарисовать воду, небо, песок, листья деревьев и многое другое любым понравившимся им цветом. При всем этом в работах детей сказывается какое-то инстинктивное, трудно объяснимое чувство гармонии цвета, благодаря которому рисунки превращаются в радостные симфонии красок.

Вопрос о композиции детского рисунка сложен. В своем развитии он претерпевает очень заметную эволюцию.

Начиная рисовать, маленькие дети никак не соотносят изображаемое с форматом, не различают верх и низ листа бумаги. В рисунке не берется во внимание пространственное единство изображаемого, т. е. каждый предмет рисуется сам по себе, заполняя в беспорядке все пустые места на листе бумаги. У детей преобладает стремление к изображению каждого предмета целиком -- отсюда в рисунках полностью отсутствует загораживание одних предметов другими.

Позднее дети начинают различать верх, низ, левую и правую стороны листа. Постепенно появляется понимание взаимного расположения изображений как средства передать логическую и зрительную связь между предметами.

В результате обучения возникает умение располагать дальние предметы в верхней части листа бумаги, а ближние -- в нижней. Только некоторые дети к концу пребывания в детском саду усваивают зрительное уменьшение удаленных предметов. Вообще же в дошкольном возрасте перспектива в рисунке отсутствует. Изображение разноудаленных предметов, если и встречается, то в чисто условном соотношении.

Детским рисункам свойственна декоративность. Дети стремятся выделить в предмете ритм, особенно там, где есть повторяемость в самих предметах: летящие снежинки, бревнышки в избушке, волны на реке и т. д. Эта ритмичность выливается в прямую узорность, орнаментальность. Изображение становится украшенным, нарядным. Иногда тяга к узорности возникает как бы без видимых оснований (лошадь в клеточку или в цветочках, полосатая крыша, узорное расположение листьев на дереве и т. д.). Это инстинктивное стремление ребенка к красоте надо всячески поддерживать.

В обучении детей мы используем различные виды рисования. В предметном рисовании мы стремимся не только к относительно грамотному изображению предметов, но и к образной их характеристике, т. е. к выражению чувств и отношения к предмету со стороны рисующего. Необходимость этого подтверждается тем, что некоторые предметы дети охотно рисуют, они любимые (маму рисуют нарядной), а есть предметы нелюбимые, их дети стараются вообще не рисовать.

Сюжетное рисование на тему, предложенную воспитателем, является творческим отражением впечатлений действительности, вместе с тем оно суммирует знания, приобретенные в предметном рисовании.

Рисование по собственному замыслу детей дает выход потребности ребенка изобразить все, в том числе и то, что не вошло в занятия предметным и сюжетным рисованием. В большей мере, чем предметное и сюжетное рисование, рисование по собственному замыслу развивает самостоятельность и инициативу детей, способствует проявлению их индивидуальности.

stud24.ru


Смотрите также