Проект: «Маленькие фокусники (нетрадиционные виды рисования)». Виды нетрадиционные рисования


"Формы и методы нетрадиционного рисования".

Памятка для родителей и детей «Формы и методы нетрадиционного рисования».

КЛЯКСОГРАФИЯ. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

РИСОВАНИЕ ВДВОЕМ НА ДЛИННОЙ ПОЛОСКЕ БУМАГИ. Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК. Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные

рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

МЕТОД ПАЛЬЦЕВОЙ ЖИВОПИСИ. Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием?

А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

МЕТОД НИТКОГРАФИИ. Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстянных или полушерстянных ниток различных цветов.

В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

РИСОВАНИЕ НА МОКРОЙ БУМАГЕ. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

infourok.ru

«Маленькие фокусники (нетрадиционные виды рисования)»

Министерство образования Московской области

Государственный образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

(МГОУ)

Курсы повышения квалификации

Проект на тему: «Маленькие Фокусники (нетрадиционные виды рисования»

Выполнила:

воспитатель Коровкина Н.Л.

МОУ Прогимназии №58

г. Подольска

2014 г

Проект: «Маленькие фокусники (нетрадиционные виды рисования»

«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого

человека будет душа художника. Иначе говоря,

когда каждый будет находить радость в своём»

Роден

Вид проекта: информационно-творческий

Срок реализации проекта: краткосрочный ( с 21.09.2014 по 10.10.2014

Участники: дети II младшей группы

Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители

Игровая мотивация: «Мы артисты цирка!»

Актуальность:

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

Проблема:

  Недостаточно раскрыты условия формирования творческих способностей и творческого воображения у детей через нетрадиционные техники рисования.

Неумения детей рисовать в полный лист, боязнь краски, нерешительность.

Цель проекта:

Приобщение детей к нетрадиционным техникам рисования и развить художественно - творческие способности.

Задачи:

1. Показать разнообразие нетрадиционных способов рисования.

2. Обучать нетрадиционным способам рисования, учить активно и творчески применять усвоенные способы в изодеятельности;

3. Раскрыть положительные аспекты использования нетрадиционных техник рисования с детьми на всех стадиях развития.

4. Выявить положительное влияние на психическое состояние ребёнка.

5. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально; создавать условия для освоения цветовой палитры, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков

6. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; воодушевить на совместное творчество.

7. В процессе реализации проекта, дети знакомятся с нетрадиционными способами рисования, учатся применять их на практике, оценивать свои работы и работы других, делиться впечатлениями. Происходит формирование творческой личности ребенка, развивается мелкая моторика рук, познавательная потребность в поиске нового.

8. Расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять

Ожидаемые   результаты   проекта

На уровне ребенка:

  • владеть понятиями «лесные животные», «виды грибов», «виды цветов», «бабочки»;

  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения дерева, цветка.

  • владение нетрадиционным способам рисования

  • иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

  • сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

На уровне родителей:

  1. “Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве.

  2. Мастер-класс для родителей «Рисование ладошкой», «Монотипия».

  3. Оформление выставки «Маленькие волшебники».

На уровне воспитателя:

1.Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников;

2. Своевременность развития творчества детей;

3. Индивидуального и дифференцированного подхода;

4. Интеграции образовательных областей;

5. Взаимосвязь участников образовательного процесса.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

- Определение проблемы, цели и задач проекта.

- Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”,

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”,

-Семейный кодекс РФ”

-Декларация прав ребенка”,

-Конвенция о правах ребенка”

1. Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта, посетить сайты.

2. Проанализировать многообразие художественных техник рисования, выявить нетрадиционные для дошкольного образования.

3. Выяснить уровень развития творческих способностей детей; Разработать перспективный план.

2. Реализация проекта:

Подобрать художественное слово; пальчиковые гимнастики, дидактические игры;

Внедрить в занятия по рисованию нетрадиционные техники;

Проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы;

Свои «волшебные» занятия с детьми я начинаю с помощью интеграции. Использую разработки Р.Г. Казаковой. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования. При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Я использую пальчиковую живопись. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). Так появляются ёжики, бабочки, ягода, облака, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д.

Интерес у детей появляется еще и потому, что все занятия проводятся комбинированными. Сначала способом монотипии мы рисуем фон будущего пейзажа, а деревья и траву, рисуем, используя технику «выдувания». рисуем деревья и все Результат такой работы радует и детей и меня. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, бабочки. цветы и др.

Рисование штампом привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из моих задач – установить доверительное отношение с ними.

Также в данном проекте использовались такие техники как :

  1. тычок

  2. выдувание

  3. рисование манкой

  4. рисование гречкой

  5. рисование пшеном

  6. техника «рваная бумага»

  7. набрызг

  8. рисование ладошкой

  9. рисование пальчиками

  10. рисование ватными палочками

  11. пластилинография

  12. монотипия

  13. работа с ватой

Условия, необходимые для овладения умениями и навыками нетрадиционной технике рисования:

-Доступность нетрадиционных техник рисования для детей;

-использование различных форм занятия (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок, их обсуждение и просмотр)

-Создание предметно - пространственной среды;

- Использование богатого иллюстративного материала;

- Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них.

Работа с родителями:

1. Портрет семьи «Моя семья»;

2. Беседы, консультации для родителей: «Как помочь ребёнку раскрыться как личность», «Виды нетрадиционного рисования».

3.Участие в выставке рисунков и поделок   «Папа, мама, я – дружная семья!» совместное творчество родителей и детей, воспитателей.

Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения

«Сказка про ёжика»;

Сюжетно – ролевые игры:

«По дорогам сказки», «Яблонька», «Путешествие в сказочный лес».

Подвижные игры:

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

«Дождик», «Волшебное облако».

Музыкальные игры

Цель: Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций;    Двигательно-слуховая   координация;  Распределение  внимания;  Ритмизированная речь,  дикция;  Слуховое внимание;

«Весёлый ёжик»; «Белочки»; «Веселые рыбки»;

Оформление выставки «Чудеса своими руками»

 Викторина «Волшебный лес» 

Цель: Закрепить начальные знание детей о лесе (цветах, грибах, животных).  Привить интерес детей к окружающему миру.  Развивать связную речь детей. Расширить   словарь.

Заключительный этап.

Провести мониторинг развитие художественно - творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.

Используемые методы:

– позволяют развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаза;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Ожидаемые результаты:

- увеличить динамику высокого уровня развития по ИЗО;

- умение применять усвоенные техники в изодеятельности;

- способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;

- организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности для родителей;

- Организация выставки в ДОУ «Удивительное рядом»

Вывод:

В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно.

Для получения результатов мною было проведено диагностическое обследование с детьми второй младшей группы. Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовалась критериями, разработанными Т.С. Комаровой.

Заключение

Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

Список литературы.

1. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;

2.Г. Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 3.Е.А. Екжанова “Издательство Скрипторий 2003”, 2010. 2.

4. Г. Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 –М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2010. 3

5.Е.А. Екжанова Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб: Сотис, 2002.

6.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техника рисования: планирование, конспекты занятий М.: ТЦ Сфера, 2005

7..КомароваТ.С. Теория и методика изобразительной деятельности дошкольника. М., 1989.

8.Литвинова М.Ф. Занятия в детском саду.

9.Ш. Фельдчер, С. Либерман. "400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет".

10.Интернет-ресурсы:

http://автор Усольцева О.В.;

http://www.photo-sborka.ru/photos/big/obitatel-glubin

http://www.ellf.ru/photos/23621-obitateli-morejj-i-okeanov-23-foto.html

http://dekatop.com/archives/1538

infourok.ru

Нетрадиционные виды рисования в детском саду: новейшие техники

Доброго времени суток, дорогие друзья! На связи Сухих Татьяна. Хочу немного углубить тему: нетрадиционные виды рисования в детском саду. К сожалению, не все родители понимают, насколько важно не только давать в руки малышу привычный карандаш или кисть, но и позволять отходить от канонов и мотивировать на эксперименты. Только в этом случае вам удастся вырастить смелую личность с разносторонними интересами.

И если в садике у воспитателя просто нет физической возможности показать ребятам все способы рисования, лепки, аппликации, то у родителей для одного-двух детей время должно найтись. Как вас убедить, что искусство изображать предметы, не основываясь на традиции, – это путь ребенка к успеху в жизни? Возможно, вас убедит тематическая литература?

Содержание статьи:

Ценные находки из книжных магазинов

«УчМаг» организовал заманчивое предложение: пополните личный счет и бесплатно сможете посетить офлайн-семинар «Классические и нетрадиционные материалы в детском изобразительном творчестве». Советую коллегам и активным родителям воспользоваться такой возможностью!

«Лабиринт.ру» подготовил отличную подборку книг. Все, что вас интересует про использование нетрадиционных техник в ИЗО, вы найдете на этом портале.

«OZON.RU»поможет сориентироваться во всем разнообразии нестандартных методик. Так, советую такие книги:

«Рисуем пальчиками» – методика обучения деток 1-3 лет этому увлекательному виду творчества;

«22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» – методическое пособие для воспитателей и руководителей художественных студий, а также для родителей, которые хотят приобщить своих детей к миру искусства;

«Оригинальные техники изобразительной деятельности» – здесь представлены 60 описаний занятий с дошкольниками. В пособии демонстрируются всевозможные виды нетрадиционных техник и способы использования необычных материалов для творчества;

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» –книгу в первую очередь оценят детские логопеды и родители деток со слаборазвитой моторикой пальцев.

Почему важно предоставлять ребенку возможность экспериментировать?

Меня так увлекает данная тема, что я думаю, мое самообразование как педагога обязательно должно охватить все нетрадиционные техники рисования и их влияние на развитие детей. Как вы считаете?

Итак, что дает ребенку необычное рисование?

  • Эстетическое удовольствие от процесса и результата;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Полет фантазии и развитие воображения;
  • Мотивация к поиску новых способов изобразить задуманное;
  • Возможность выразить свой взгляд на мир;
  • Дает свободу и воспитывает смелость;
  • Развивает чувство композиции, цветовосприятия, ритма, колорита;
  • Дает четкие понятия о форме и фактуре предметов;
  • Расширяет кругозор;
  • Взращивает интеллект и нестандартное мышление;
  • Тренирует пространственное мышление;
  • Показывает методы использования разнообразных материалов;
  • Дает уверенность в своих способностях и силах.

Вы знаете, что по нетрадиционному рисованию проводится психологическая диагностика ребенка? С помощью специальной методики можно определить, насколько развито воображение, фантазия, технические навыки у дошкольника и в дальнейшем делать упор на коррекции некоторых проявлений.

Что говорить, актуальность нетрадиционных техник в воспитании современного ЧЕЛОВЕКА – высока. Намного больше возможностей получает воспитатель или родители, если использует нестандартный подход в обучении ребят изобразительному искусству.

Я уже в статье «Необычные способы рисования: не бойтесь экспериментировать!» подавала на ваше рассмотрение список нестандартных техник, но еще в моем арсенале «завалялись» несколько эксклюзивных секретов.

Как внести креатив в занятия по рисованию?

В предложенном мною списке не указаны интересные техники – рисование птичьими перышками и мыльными пузырями.

Если макать в краску перышко, а потом водить им по бумаге, получаются очень красивые плавные линии, из которых можно создать узор. Также этим способом можно изображать травку, крону деревьев, хвост Жар-Птицы и все, что требует тонкости исполнения.

С мыльными пузырями немного сложней: нужно смешать краску (гуашь) и моющее средство или шампунь. Пузырек хорошо взболтать, чтобы получить высокую пену. Когда цветная пена поднимется, приложить к ней лист бумаги – получится забавные отпечаток. Угадываем, что он нам напоминает, и дорисовываем нужные детали.

Наконец, все техники нам известны, нужно еще придумать, как заинтересовать малышей.

Предлагаю разнообразить ваши занятия с малышом следующими способами:

  • Рисование в паре. Это очень интересно и весело! Берется сдвоенный лист бумаги или длинный кусок рулонной бумаги. Предлагаем ребятам изображать каждый свое или общий сюжет. В любом случае – результат вызовет позитивные эмоции, плюс – дети получат навыки работы в паре;
  • Рисование с секретом. Это целый аттракцион! Удобно делать это в компании взрослого. Смысл в следующем: взрослый рисует часть какого-то предмета или туловища животного, растение и т.п. Листок сгибается так, чтобы прикрыть примерно треть рисунка. Ребенок должен продолжить рисовать, ориентируясь на видимую часть. Развернув готовый рисунок, получим порой очень неожиданный и смешной результат!
  • Автопортрет. Хотя это традиционный сюжет в живописи, но дети редко себя изображают. А зря. Это действительно может получиться интересный проект – используя разные техники, дети рисуют себя такими, какими себя воспринимают. Вы сможете очень понять, что малыш думает о самом себе и какова его самооценка.
  • Рисуем на камешках. Поистине нетрадиционное рисование, живопись на морской гальке сегодня очень популярна. Я вот посмотрела интересный мастер-класс и вдохновилась, наконец, вместе с сыном разрисовать плоские камешки. Но можно использовать любые породы, хоть и керамзит, который по форме напоминает разных маленьких существ.

  • Рисунки-коллажи – используются разные техники для создания цельной композиции. Допустим, деревья изображаем в технике оттиск с сухих листьев, траву – пальчиковая живопись, цветы – метод сухого тычка и т.п.
  • Рисуем с дождем. Скучно ребенку, если идет дождь и не выйти на улицу? Самое время рисовать с дождиком на пару. Это очень прикольно – ставим на бумагу «жирные» кляксы разного цвета так, чтобы заполнился весь лист бумаги. Затем выставляем рисунок под дождь и наблюдаем за мокрым творчеством. Получится интересный эффект мокрого рисунка.

Что можно нарисовать с детьми с помощью альтернативных техник?

Предложите ребятам интересное занятие – рисование цветов нетрадиционными способами. Давайте попробуем изобразить большую клумбу, используя техники, который я вам описала.

Например, астры удачно получатся, если их рисовать перышками. У этих цветочков пышные и остролистые бутоны как раз подходят для этого способа. Также их можно изобразить зубьями вилки. Кстати, вилкой с тремя зубьями отличные получаются тюльпаны. Нужно поставить отпечаток не только зубьев, но и основания.

Сухой тычок отлично справится с гладиолусами, а крупные веточки мимозы, ландыши, сирени лучше рисовать пальчиками. Если сделать штампы из картофелины, то у ребенка получится нарисовать любые цветочки. Красивые отпечатки выходят от донышка пластиковой бутылки – напоминают цветок.

Очень мне нравится использовать с детками нетрадиционные техники для изображения зимы.

Здесь подойдет вообще любая из названных мною ранее техник. Красиво выглядят рисунки белой краской на голубом, синем и черном фоне. Если использовать нитки, то можно изобразить вьюгу. Рисование солью, манкой, сахаром – идеально для снежных холмов и заснеженных деревьев.

Макая поролоновую губку в белую гуашь, легко нарисовать зимний пейзаж. Круто выходит, если рисовать зубной щеткой. Снегопад изобразим набрызгом, пальчиками, ватными палочками.

Снежинки – штампами их картошки, вилкой, перышком, а также в технике кляксография…

Перечислять что и как можно рисовать, нет смысла, по-моему. Главное – ваше желание вместе с ребенком приобщиться к многогранному миру изобразительного искусства!

Интересно было читать? В таком случае, просьба – делитесь ссылками с единомышленниками в соцсетях. Также приветствуется подписка на новости!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Опубликовано: 17.07.2016

Привет всем от Татьяны Сухих! Надеюсь, у вас хорошее настроение...

Опубликовано: 19.07.2016

Привет всем, кого интересует педагогика! С вами снова Сухих Татьяна...

Опубликовано: 23.07.2016

Доброго всем дня или ночи (если вы совы, как я)!..

metodbv.ru

«Нетрадиционные виды рисования, как средство художественного развития дошкольников»

МБДОУ « ЦРР – Детский сад №16 «Родничок»

«Нетрадиционные виды рисования, как средство художественного развития дошкольников»

  Воспитатель Рылова Л.Е.

 Моршанск 2014 год

 

Всем известно, что дети очень любят рисовать. Это и понятно – ведь изобразительная деятельность является одним из способов самовыражения ребёнка. Чтобы научить малыша рисовать, недостаточно дать ему в руки кисть или карандаш. Важно показать, как с помощью этих средств можно изобразить те или иные явления и предметы. Поэтому воспитателю необходимо самому много рисовать, давая детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа. Дети наблюдают за рисунком воспитателя и начинают ему подражать. Но не всё и не всегда получается у них так, как хочется. Иногда даже самая маленькая неудача приводит к тому, что дети боятся выражать свои впечатления через рисунок, страшатся результатов и совсем отказываются рисовать. В такой ситуации большую помощь воспитателю может оказать использование нетрадиционных приёмов рисования. О применении некоторых из них в своей работе я хочу рассказать.

 

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как И. А. Лыкова, Г.П. Есафьева, Г. Н. Давыдова, я нашла много интересных идей, поставила перед собой задачи:

ž    -развитие познавательных и творческих способностей детей;

ž    -развитие мелкой моторики;

ž    -развитие воображения;

ž    -воспитание интереса к созданию новых образов;

ž    -формирование у детей технических навыков рисования;

ž    -развитие активности и самостоятельности детей в ИЗО;

ž    -умение создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования;

ž    -развитие индивидуальных способностей ребёнка.

 

   Нетрадиционные техники рисования:

Рисование ладошкой и пальчиками

Рисование солью

Рисование мятой бумагой

Рисование на крупе

Печать, оттиск листом

Монотипия

Кляксография

Граттаж

Рисование мыльной пеной

Набрызг

Рисование восковыми мелками +акварель

Пластилинография

Рисование по мокрому фону

Рисование ватными палочками

Тампонирование

Цветные ниточки

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Нетрадиционное рисование- это сказка, которая интересна и детям, и взрослым, для тех, кто уже умеет рисовать, а также для тех, кто хочет научиться рисовать. В процессе обучения рисованию нетрадиционными способами необходима полная свобода, приучая детей к аккуратности, взрослые часто указывают на перепачканные руки, но здесь мы должны быть готовы к тому, что руки ребёнка будут перепачканы краской, а на листе бумаги появятся нелепые цветовые пятна и потёки. Дети учились не бояться испачкаться краской. Во всех нетрадиционных способах обучения рисованию для детей был очень интересен сам процесс рисования. Моя задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Существует много техник нетрадиционного рисования, их особенность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Я знакомлю детей с различными техниками рисования, манипулируя различными материалами.

 

«Пальчиковая живопись»:

Учимся самостоятельно создавать образ. Предлагаю детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна одним пальчиком. В этой технике мы рисовали: « Гроздь рябины», « Узор на посуде», «Дождик».

 

«Печать растениями»

Предлагаю детям листья деревьев /или других растений/, намазываем гуашью лист со стороны прожилок и прижимаем ладошкой листик закрашенной стороной к бумаге, осторожно взяв за черенок, убираем листик. Кистью дорисовываем детали. В этой технике мы рисовали « Бабочку», « Осенние деревья», «Букет в вазе».

 

«Рисование ватными палочками»

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции /» Цыплёнок», « Одуванчик», «Осеннее дерево»/.

 

«Кляксография»

Детям предлагается поставить кляксу гуашью или акварелью, используя трубочку для коктейля, « раздувать» цветовое пятно, увидеть образ, дорисовать его элементы/ « Ветви кустарника», «Саксаулы в пустыне»/.

 

«Тампонирование»

Детям предлагается трафарет, закреплённый на листе бумаги, губка привязанная к палочке. С помощью тампона наносится примакиванием краска, затем трафарет убирается, кистью дополняются мелкие детали.

(« Ай–да коты!»)

 

Результаты

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования способствует:

ž    -развитию познавательных и творческих способностей;

ž    -развивает уверенность в своих силах;

ž    -учит детей выражать свой замысел;

ž    -развивает чувство композиции, ритма, цветовосприятия;

ž    -развивает мелкую моторику рук;

ž    -развивает воображение и фантазию.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их желание и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности.

Нетрадиционных приёмов рисования очень много. Каждый из них по-своему интересен, оригинален, любим детьми, если они им владеют.

Хочется отметить, что их применение в работе с детьми позволяет развить познавательные, художественно-творческие способности, активизировать речевую и мыслительную деятельность детей. Это даёт возможность детям проявлять свою фантазию, воображение, своё видение окружающего мира, помогает проявить свою индивидуальность, поверить в собственные силы.

Считаю, что эту работу необходимо проводить со всеми детьми, ведь каждый ребенок имеет право на развитие своих способностей.

 

Литература

1. Ашиковы В. и С. «Семицветик», Роспедагент, 1997.

                                   «Страна чудес. Рисование.», М, 1998.

                             « Совместная творческая деятельность педагога и детей в           программе «Семицветик», Д/в № 1 - 1999.

2. Борисова Н. «Новый подход в проведении занятий», Д/в № 4 – 1990.

3. Горынина Н. «Рисуйте, что хотите», Обруч № 6 – 1999.

4. Грушина Л. В. «Батик», М, 2000.

5. Доронова Н. «Учите детей рисованию, лепке, аппликации».

6. Колобова Л. «Путешествие по стране Рисовании», Д/в № 4 – 1994.

7. Копцева Т. «Природа и художник», Обруч № 1 – 2000.

8. Нищева Н. В. « Разноцветные сказки», Д-пресс, 2001.

9. Рогаткина Т. «Шишкой, маком, колосочком…», Д/в № 7 – 2000.

10. Трифонова М. «О детском рисунке как форме игры», Д/в № 2 – 1996.

11. Шклярова М. «Рисуйте в нетрадиционной технике», Д/в № 11 – 1995.

                             « Учите детей рисовать легко и быстро», Д/в № 5 -1995.

12. Юркова Н. «Нет ошибок в рисовании», Обруч № 2 – 1999.

 

 

 

 

puzkarapuz.ru

«Нетрадиционные формы рисования»

«Нетрадиционные формы рисования»

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

О способах альтернативных

Хочу немного рассказать.

Свою большую эффективность

Они успели доказать.

Занятия нетрадиционные

Включают множество идей.

Порою провокационные,

Но интересны для детей.

В них необычно сочетаются

Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,

И равнодушных точно нет!

Мы в детстве часто рисовали

Обычной палкой на земле.

Зимой окно запотевало –

Мы рисовали на стекле.

Необычными вещами

Мы рисуем без труда.

Щетка старая зубная

Соль и свечка восковая.

Из-под спичек коробок

И засушенный листок.

А петух и осьминожка

Получаются ладошкой.

Если кисточкою тыкать,

То есть рисовать тычком,

То получится мурлыка

С мягким плюшевым хвостом.

Нарисуем, все отмоем

И ладошки ототрем.

И рисунками своими

Полюбуемся потом.

Вот так мы постепенно и знакомимся

Со свойствами и качеством вещей.

Как здорово, что столько есть возможностей!

Как здорово, что столько есть идей.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Для того чтобы наши дети хорошо развивались, им необходимо познавать окружающий их мир. Одним из способов познания окружающей действительности является детское рисование. Просто красками и мелками рисовать уже не так интересно, а вот пробовали ли вы рисовать свечой или на обоях. Поэтому мы покажем вам нестандартные техники рисования для детей.

Рисование свечой

Рисование свечками является одним из самых необычных техник рисования для детей. Техника не только интересная, она еще и очень трудоемкая. Для детей дошкольного возраста она еще сложна и тем, что требует усидчивости, внимательности и аккуратности.

Дело в том, что нарисованные на листе белые линии плохо заметны, поэтому после рисования лист раскрашивают обычными акварельными красками. Очень важно в такой технике четко продумать композицию и сюжет. После рисования свечой, лист раскрашивают акварельными красками.

Монотипия

Минус такого рисования в том, что предметы, которые ребенок должен нарисовать должны быть симметричны. Техника заключается в том, что на половинке листа рисуют предмет, а затем складывают его пополам и получается отпечаток на другом листе. Таким способом можно нарисовать яблоко, елочку, бабочку. Монотипия создается несколько иначе: на одном листе рисуется цельный рисунок, а затем сверху накладывается другой и приглаживается. Получается отпечаток одного листа на другом.

Рисование от пятна

Здесь все просто: разливаем тушь или краску на чистый лист бумаги и затем всеми возможными тонкими предметами начинаем рисовать. Для такой техники рисования подойдет и тонкая кисть, и тонкая веточка, и соломинка. На пятно можно слегка подуть через соломинку, тогда также получатся необычные узоры.

Рисование губкой

Здесь вы можете создать узоры или рисунок при помощи окрашенной и отжатой губки. Если тонкую губку свернуть в рулончик, то могут получиться узоры, напоминающие улиток или ракушек.

Можно рисовать тычком губки или поролона. Для удобств поролон можно привязать к карандашу или вставить колпачки к фломастеру.

Ребристые обои

Также очень необычная техника рисования, создающая необычную текстуру. Возьмите ребристые обои и сделайте фон для рисунка на листе, затем нанесите более темную или светлую краску на рельефные обои, и прикладывая аккуратно их к листу создаем текстуру.

Рисование пищевой пленкой (техника витражей)

Наносим пятна нескольких цветов акварельной или гуашевой краски на всю поверхность листа. Накладываем сверху пленку и прорисовываем, слегка нажимая на пленку, разнообразные линии. Даем краске высохнуть и снимаем пленку. Доводим рисунок до конца, фломастерами или карандашами.

Мыльная живопись

Еще одним нестандартным видом живописи для детей считается рисованием мылом. Краски вы можете смешать с мыльным раствором и затем наносить кисточкой узоры и формы. При рисовании образуются мыльные пузырьки, которые создают фактуру красочных мазков.

Рисование набрызгом

Чтобы рисовать набрызгом необходимо обмакнуть кисть с жестким ворсом в краску и оттягивая ворсинки направить струю на лист бумаги. очень часто для такой техники используют обычную зубную щетку. Кроме того, чтобы рисунок проявлялся более или менее, то его лучше всего сделать из специального трафарета, чтобы он не заливал всю поверхность, а только отдельный контур.

Геометрические отпечатки

Для долговечных штампов подойдут формы из стирательных резинок, на которых вырезан тот или иной рельеф. Но для изготовления быстрых штампов подойдет все вплоть до овощей. В ход можно пустить все: картофель, морковь, другие подходящие овощи. Закрашивая печатную область штампа краской, прикладываем ее к листу и создаем геометрические рисунки.

Техника линогравюры

Процарапываем линолеум, создавая картину. Наносим краску на линолеум и делаем оттиск на бумагу.

Рисование по сырой поверхности

Техника очень проста: смачивайте бумажный лист водой, даете подсохнуть 30 секунд и начинаете рисовать акварельными красками. Краски растекаются в разных направлениях и получаются очень интересные разводы (заря, облака, деревья, радуга).

Рисование на ткани

Похоже на батик, скажете вы. Оказывается, не все так просто. Берете не очень плотный картон, кладете ткань на него и начинаете рисовать как на бумаге. Эффект увидите сами.

Процарапывание узоров (техника граттаж или цап-царапки)

Лист картона плотно закрашивают восковыми мелками или карандашами и затем закрашивают всю поверхность темной гуашью, обычно используют мыло для того, чтобы краска ложилась ровно. Затем дают краске высохнуть и с помощью шила или зубочистки или иглы процарапывают рисунок.

Если вы хотите перенести на гравюру какой-либо рисунок из книги или журнала. Это сделать очень просто. Просто переведите его на кальку, а с нее аккуратно продавливая можно нанести легкий контур рисунка на подготовленный для граттажа лист, а затем его уже процарапать.

На готовый граттаж можно сделать эффектную аппликацию, используя вату и бумагу.

Рисование пальчиками

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Отпечатки листьев

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Кляксография

Способ рисования: На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тёмной краски (чёрную, коричневую или зелёную). Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала.

Техника рисования с использованием трафарета

Способ рисования: Изготовить трафарет: согнув лист бумаги пополам, обрезать 1 см по краям, а на сгибе нарисовать половинку вазы и букета из элементов цветочков и различной зелени. Всё аккуратно вырезать. На чистый лист бумаги наложите трафарет. Опустите губку в краску, затем прижмите её к бумаге, делая «колющие» движения. Опустите губку в краску другого цвета и продолжайте печатать. Используя необходимые цвета, нанесите краску на все участки рисунка. При желании можно прорисовать детали рисунка кистью или фломастером.

Нетрадиционные техники рисования для детей демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Некоторым техникам вашего ребенка могут обучить в детском саду или в школе на уроках рисования и изо. Но попробуйте это сделать вместе с вашим ребенком. Это не только сблизит вас с ним, но и доставит вам множество эмоций и впечатлений. ведь так весело и интересно - рисовать.

Итог обыденной работы -

Восторг волшебного полёта!

Всё это дивное явленье -

Занятие, рождённое вдохновеньем.

kzbydocs.com


Смотрите также