3. Рисунок как основа всех видов изображения. Виды рисунка: линейный и тоновый, длительный рисунок и набросок. Виды рисования и их общая характеристика


Основы рисунка - А. Ф. Шембель

Виды рисунка

В связи с бурным развитием русского искусства в XVIII в. после преобразовательных реформ Петра I в национальном языке слово «рисунок» стало употребляться в его подлинном смысле. Древнее слово «риска» означало то, что мы сейчас понимаем под термином «линия» или «черта». На его основе и родилось слово, которым обозначают особую технику выполнения графического изображения.

Рисунки как изображения появляются на бумаге лишь с помощью таких изобразительных средств, как линии и штрихи.

Линия в изображении играет роль своеобразной границы, отделяющей форму предмета по его очертаниям (контурам) от других элементов, которые имеют свои отличительные признаки. Штрих, являющийся формально той же линией, но только короткой, прерывистой, несет в изображении функцию, необходимую для передачи объемности предмета (штриховка в рисунке создает впечатление правдоподобности формы и связи ее с окружающей средой).

Рисунок как изображение выполняют только от руки и на глаз. Что означает рисование от руки?

Специалисты некоторых профессий делают большое количество всевозможных наглядных изображений с помощью циркуля, линейки, угольников, шаблонов и т.п. Но вот создание изображения от руки выражается в способности человека не только иметь необходимую твердость руки, но и сохранять непосредственную связь мысли и глаза с двигательной активностью руки, что позволяет быстрее откликнуться на зримое решение возникшей идеи, замысла и выполнить рисунок значительно оперативнее. А для художника вообще нет никаких иных способов выполнения изображений, кроме как от руки и на глаз.

Рисование на глаз предусматривает прежде всего художественное освоение реального мира, приближение искусства к действительности. Такое изображение становится зрительным образом, понятным каждому зрителю.

Рисование на глаз развивает глазомер. У художника такая способность является весьма ценным качеством, помогающим правильно видеть форму.

Почему реалистический (правдивый) рисунок понятен каждому, даже вообще не посвященному в изобразительное искусство зрителю? Потому что правильно увиденная и правдиво переданная форма предмета или явления в рисунке наглядно представлена всеми внешними признаками, благодаря чему зритель видит ее и узнает.

Помимо вышеперечисленных особенностей у графического художественного изображения есть еще одна, пожалуй, самая значительная — выражение внутреннего содержания нарисованного объекта. Только в этом случае у зрителя возникают определенные ассоциации, происходит активная работа мысли, проявляются чувства. Главное в рисунке, как и в каждом произведении искусства,— содержание, но без совершенной формы оно не будет воспринято зрителем. Поэтому правдивость изображения, связь с содержанием, красота и гармония — вот краткая формула отношения художника к изобразительному искусству.

Выделив особенности рисунка, перейдем к рассмотрению его видов. Наличие разных видов указывает на отличительные признаки, по которым тот или иной рисунок классифицируется и определяется назначением, использованием, техникой выполнения.

Вы знаете, что рисунок с натуры — это изображение, выполняя которое мы наблюдаем и познаем объект, показываем на бумаге его внешний вид и изучаем одновременно его строение. Этот характер работы над рисунком, когда изучаются элементарные основы карандашного изображения, подсказывает, что речь идет о рисунке учебном, который, конечно же, отличается от рисунка творческого, создаваемого художником, имеющим профессиональную изобразительную подготовку.

Для учебного и творческого рисования используют наброски, зарисовки, этюды и эскизы.

До наших дней сохраняется поистине точное определение краткосрочного рисунка, каким является набросок, данное в книге Джорджа Вазари «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»: «Набросками... мы называем вид первоначальных рисунков, исполненных для того, чтобы найти положение фигур и Первоначальную композицию произведения: они выполняются как бы в виде пятна и служат предварительным намеком на целое. А так как они набрасываются художником пером, иными рисовальными принадлежностями или углем в короткое время, в порыве вдохновения и лишь для того, чтобы проверить пригодность своего замысла, то они и называются набросками» (М., 1966. С. 93)

Выполняя набросок, художник использует основное изобразительное средство — линию, почти не прибавляя к ней ни штрихов, ни уточнений с исправлениями. Но более прорисованный набросок, иначе именуемый зарисовкой, включает легкую штриховку, а также растирку, имеющую цель передать в изображении впечатление объемности и освещенности объекта.

Еще более подробное изображение — этюд. Это результат тоже быстрого рисования, но здесь художник осуществляет работу, направленную на изучение предмета изображения и потому несколько длительную по времени исполнения.

Все графические изображения, которые выполняются художником, не являются, как правило, самоцелью: они составляют необходимую сущность жизни и деятельности творческого человека. Любой набросок, не говоря уже о других быстрых рисунках, становится для мастера живым материалом наблюдений, впечатлений, размышлений и обязательно когда-нибудь находит творческое применение. На основе данного изобразительного материала может возникнуть замысел, воплощение которого начинается с очень важного для художника этапа работы над будущей картиной или творческим рисунком — предварительного эскиза. Эскиз — также один из способов быстрого рисования, дает первое общее представление о произведении, основой чего сам оказывается.

Что касается использования непосредственно изобразительных средств, какими являются линия, штрих, тон, то рисунки подразделяют также на линейные и тональные.

Линейный рисунок выполняется не просто линиями, как это может показаться неопытному человеку. У художника даже линия становится свидетельством непрерывной работы мысли, выразившейся в рисунке разнообразным движением следов карандаша. И в чисто линейном изображении большой мастер способен передать дыхание жизни, движение, неустанное развитие.

Безусловно, линейные рисунки имеют свои неповторимые художественные достоинства, но все же выразительной трактовкой наиболее правдивого отражения действительности следует считать тональные рисунки, выполненные карандашом или каким-либо другим рисовальным материалом. Эта правдивость достигается передачей материальных качеств и пространственного положения предметов на основе тональных отношений, показать которые вполне возможно простым карандашом не в максимальном приближении к натуре, а в связи с пропорциональными ей градациями светотени.

Именно градации светотени, т.е. тональные отношения, создают в рисунке иллюзию жизненной правды, подобно тому, как в произведении живописи материальность и пространственность выглядят «настоящими» благодаря верно переданными художником светотеневыми отношениями.

Есть еще два вида рисунка, связанные с техникой выполнения и называемые либо оригинальными, либо печатными. Оригинальный рисунок художник выполняет в одном экземпляре, т.е. это творческий оригинал, ставший самостоятельным произведением изобразительного искусства.

Печатный рисунок иначе называют эстампом, что означает оттиск, и находит он свое выражение в виде различных видов гравюры и литографии. Гравюра — печатное воспроизведение на бумаге оттиснутых с вырезанных на деревянной плоскости и линолеуме изображений, именуемых теперь соответственно как ксилография и линогравюра. К гравюре относится также офорт, т.е. оттиск изображения, полученного художником-графиком на металлической поверхности (медной, цинковой и т.п.). Литографией является оттиск на бумаге с нарисованного специальным карандашом на литографическом камне изображения, травленного кислотами.

Все виды рисунка составляют выработанную художниками разных эпох и творческих стилей художественную систему, вылившуюся в самостоятельный род изобразительного искусства, который называют графикой, занимающей свое место в творчестве человека.

hudozhnikam.ru

линейный и тоновый, длительный рисунок и набросок

Рисунок — вид графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного искусства. Рисунок может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности. Виды рисунка различаются по технике исполнения, по назначению, темам и жанрам.

Рисунку подвластны любые жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический жанры и др.). В композициях средствами рисунка можно воплотить разнообразные темы: строительства, сбора урожая, космических полетов, путешествий, праздников и др. Основные средства художественной выразительности рисунка — линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы. Рисунок может быть самостоятельным произведением искусства.

Рисование может осуществляться на основе непосредственного наблюдения с натуры, по памяти, представлению или воображению.

Основу линейных рисунков составляет условность —линия, которой мы отображаем контур видимых нам форм. В действительности ни один предмет в природе не имеет линий. Несмотря на условность, линейные рисунки зрительно воспринимаются как нечто вполне естественное.

Тоновым рисунком мы будем называть рисунок, в котором предметы изображаются путем имитации их светлотных характеристик - собственной окраски предметов, света и теней, как собственных, так и падающих.

Собственная тень - это тень на тех поверхностях предмета, которые отвернуты от источника света.

Падающая тень это тень на тех поверхностях предмета, которые обращены к источнику света, но загорожены от него другим предметом.

Блик - место на освещенной части предмета, где свет отражается непосредственно от источника (на глянцевых поверхностях мы видим непосредственно отражение источника света).

Свет- освещенная часть предмета.

Полутень - переход между светом и собственной тенью, или между тенью и рефлексом.

Тень - самое темное место в собственной тени, на которое не попадает ни прямой, ни отраженный свет.

Рефлекс - место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета - всегда значительно темнее света.

Падающая тень - самая темная градация среди теней при условии одинаковой окраски предметов, по мере удаления от предмета ее границы размываются, а сила тона слабеет.

Рисунок 1. Тоновый рисунок.

Длительный рисунок - основан на продолжительном изучении натуры.

В длительном рисунке серьезно и глубоко изучаются отдельные правила и законы рисунка, сосредоточивается внимание на основных этапах построения реалистического изображения. В набросках и коротких зарисовках вы приучаетесь использовать свои знания и навыки. Процесс обучения рисованию проводится на основе длительного штудирования натуры. Длительный рисунок дает возможность глубже усвоить закономерности построения изображения на плоскости и понять особенности строения натуры.[2]

Современная методика обучения рисованию предусматривает три основных этапа работы над длительным рисунком: композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги и определение общего характера формы; пластическая моделировка формы светотенью и детальная характеристика натуры; подведение итогов проделанной работы.

Длительный рисунок должен начинаться с живого эмоционального наброска, который будет заключать в себе основное композиционное решение рисунка.

Набросок — это кратковременный рисунок. Его можно выполнить за 2—5—10 мин, в зависимости от цели, которую вы перед собой ставите.

При изучении форм предмета лучше делать короткие наброски (2—5 мин.). Если же вас интересует распределение светотени, то времени на набросок уйдет больше, так как нужно передать и форму предмета, и его светотень.

Наброски выполняются перед началом работы над длительным рисунком с целью предварительного изучения формы предмета или группы предметов и взаимного положения их в пространстве. Такие наброски следует делать с разных точек зрения, меняя положение предмета в пространстве.

Большую роль играют наброски при подготовке к тематическому рисунку. Они помогают грамотно нарисовать предмет, пейзаж, фигуру, найти наиболее удачное положение, движение или форму.

Полезно выполнять наброски и с самостоятельной целью. Работа над набросками развивает наблюдательность, умение выделять главное, легко определять форму и характерные особенности предмета и передавать их в рисунке.

Набросок может быть выполнен одними линиями, без передачи светотеневых отношений. Чтобы он получился выразительным, передающим объем и пространственное положение предмета, надо уметь варьировать толщину линии. В темных местах линия может быть широкой, мягкой, светлые места лучше очертить тонкой, волосяной линией. Кое-где в тени можно добавить несколько широких штрихов для того, чтобы подчеркнуть объем формы.

Наброски могут быть линейные или тональные.Линейные наброски передают движение и характер объекта двумя-тремя линиями. Для них хорошо подходят карандаши, фломастеры, маркеры — все, что помогает создать точную и живую линию.[6]

studfiles.net

Техника рисунка - владение материалами и инструментами, способы их использования для изображения и художественного выражения. — МегаЛекции

Тема: Рисование в детском саду.

План.

1. Понятие рисования. Виды рисования, их характеристика.

2. Значение для всестороннего развития личности ребенка.

3. Техника рисования и ее роль в создании изображения.

4. Материалы и оборудование для рисования, требования к их хранению и использованию.

5. Использование «нетрадиционных» техник рисования в ДОУ.

Вопрос.

Рисование- вид изобразительной деятельности, в процессе которой создаётся изображение на плоскости листа бумаги при помощи графических и живописных средств.

Виды рисования:

1. Предметное рисование - изображение объектов предметного мира, направлено на освоение основных способов изображения (формы, строения, цвета), техники рисования.

2. Сюжетно-тематическое рисование - какого-либо сюжета или пейзажа, направлено на обучение дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного рисунка.

3. Декоративное рисование- по мотивам народного и декоративно-прикладного искусства, направлено на обучение детей составлению композиции узора, ритмическое сочетание элементов какой-либо росписи.

Выделение в методике обучения детей предметного, сюжетного, декоративного рисования (лепки, аппликации) связано с определением содержания изобразительной деятельности.

Из всех видов изобразительной деятельности наиболее полно и разносторонне изучено детское рисование. Психологи в основном рассматривают рисование с точки зрения социального опыта. Исследованияпедагогов направлены на изучение отдельных видов рисования (предметного, декоративного, сюжетного), обучение детей средствам художественной выразительности.

А.В. Бакушинский изучал стадии развития рисования у ребенка, причины, побуждающие детей рисовать.

Г.В. Лабунская, Е.А. Флерина, Н. П. Сакулина - проблемы детского рисунка.

Е.А. Флерина уделяет внимание цвету в предметном, декоративном рисунке, особенно при составлении композиции узора.

Н. П. Сакулина, исследуя детское рисование, анализирует процесс становления изображения. Онаотмечает, что важно формировать у детей представление таких свойств предметов, как цвет, пространственное положение, величина, масса, движение, которые затем помогут ребенку создать это изображение.

Т. С. Комарова считает, что вопросы техники рисования нельзя рассматривать в отрыве от создания образа; нельзя их сводить к простым или более сложным упражнениям.

В. С. Мухина рассматривает рисование как форму усвоения ребенком социального опыта.

Т. И. Лазарь изучает специфику средств выразительности в разных видах рисования (в предметном рисовании ведущим является линия; в сюжетном рисовании — композиция: в декоративном — цвет).

Современные исследователи детского рисования - Лыкова И.А.

 

Вопрос.

Изобразительная деятельность и как один из ее видов — рисование привлекает каждого ребенка.

Рисование имеет огромное значение для воспитания и развития ребенка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Основная цель обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчётливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предметаи оценивает их.

Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Сакулиной Н.П. показывают, что необходимо учить детей определённому способу восприятия предмета, его обследованию. В процессе восприятия педагог учит детей выделять свойства предметов, которые затем будут переданы в изображении. Очень важно, чтобы зрительное восприятие включало движения обеих рук по контуру формы предмета и его частей. При этом рука ощущает движение, его характер. Однако для того, чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графическойформена плоскости листа бумаги, подчинить движение рукизадаче изображения.

Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однакоэто не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники – самостоятельная и важная для ребенка задача.

Вопрос

Техника - это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести зрителя замысел своегопроизведения.

В изобразительном искусстве под техникойпонимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.п.), умение использовать художественные возможности этого материала.

В более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера - передачу вещественности предметов.

Таким образом,

Техника рисунка - владение материалами и инструментами, способы их использования для изображения и художественного выражения.

В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.

Определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями.

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения.

Художники в своем творчестве используют разные материалы: разнообразные краски (масляные, гуашь, акварель, темперу), соус, уголь, сангину, пастель, графитный карандаш и многие другие.

Рисовальное искусство обладает многообразием техник.

Работа различными карандашами, углем, сангиной, соусом, мелом, пастелью относится «сухой» технике. Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок.

К «мокрым» относится рисунок кистью в технике туши, мокрого соуса, акварели, гуаши (две последние ближе к живописи).

И в детском изобразительном творчестве также могут использоваться разнообразные краски, карандаш, сухая и масляная пастель и т.п. И необходимо знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов и со способами их использования. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями.

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью. Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними.

Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка. Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей вырази­тельности.

 

Вопрос 4

Рассмотрим особенности каждого инструмента (см. таблицу).

 

megalektsii.ru

Основные виды изобразительного искусства

Художник, создавая произведение искусства, обязательно творит его для кого-то, предполагая, что оно будет прочитано, прослушано, уведено и оценено. Искусство диалогично, это всегда взаимодействие, по крайней мере, двоих - творца и зрителя. Запечатлевая в художественных образах волнующие его темы, поднимая из глубин своей души тонкие переживания и впечатления о чем-то, художник предлагает своим творчеством темы для размышления, сопереживания или споров, а роль зрителя – понять, принять, осмыслить их. Именно поэтому, восприятие художественного произведения – это серьезный труд, связанный и с умственной, и с душевной деятельностью, иногда требующий особой подготовки и специальных эстетических, культурологических и исторических знаний, тогда произведение раскрывается, рамки его расширяются, демонстрируя всю глубину личности и мировоззрения художника.

Виды изобразительного искусства

Искусство изображения – самый древний вид творческой деятельности человека, сопровождающий его на протяжении тысячелетий. Даже в доисторическую эпоху древний человек рисовал фигурки животных, наделяя их магической силой.

Основные виды изобразительного искусства – живопись, графика и скульптура. В своем творчестве художники пользуются различными материалами и техниками, совершенно по-особому создавая художественные образы окружающего мира. Живопись использует для этого все богатство красок и оттенков, графика – только игру теней и строгую графичность линий, скульптура творит трехмерные осязаемые образы. Живопись и скульптура, в свою очередь, подразделяются на станковую и монументальную. Станковые произведения создаются на специальных станках или мольбертах для камерного показа на выставках или в залах музеев, а монументальные произведения живописи и скульптуры украшают фасады или стены зданий и площади городов.

Виды изобразительного искусства – это еще и декоративно-прикладное творчество, которое часто выступает как синтез живописи, графики и скульптуры. Искусство украшения бытовых предметов иной раз отличается такой выдумкой и оригинальностью, что утрачивает свою утилитарную функцию. Предметы быта, созданные талантливыми художниками, занимают почетные места на выставках и в залах музеев.

Живопись

Живопись до настоящего времени занимает одно из приоритетных мест в художественном творчестве. Это искусство, которому подвластно многое. С помощью кисти и красок оно способно передать наиболее полно всю красоту и разнообразие видимого мира. Каждый образ, созданный художником, - это не только отражение внешней действительности, в нем заключено глубоко внутреннее содержание, чувства, эмоции творца, его мысли и переживания.

Цвет и свет – два главных средства художественного выражения в живописи, но техник выполнения работ много. Это живопись масляными красками, акварелью, гуашью, пастелью, темперой. К живописным техникам относятся также мозаика и витражное искусство.

Графика

Графика - вид изобразительного искусства, который, по сравнению с живописью, не стремится передать всю красочную полноту окружающего мира, ее язык более условный, символичный. Графическое изображение – это рисунок, созданный сочетанием линий, пятен и штрихов преимущественно одного черного цвета, иногда с ограниченным использованием еще одного или нескольких дополнительных цветов – чаще всего красного.

Графика бывает прикладная и станковая. Прикладные графические произведения отличаются от станковых тем, что предназначение их вполне конкретно и определенно. Так, книжная графика призвана иллюстрировать литературные произведения и украшать книги, плакат служит для определенных пропагандистских и информационных целей, карикатура и газетно-журнальный рисунок специально рисуют для целей периодической печати, а промышленная графика используется для оформления товаров и в рекламных целях.

Скульптура

Скульптура как вид искусства обладает весьма специфическими особенностями. Главная из них – это то, что скульптурное изображение трехмерно, объемно. Объектом для изображения в скульптуре является, как правило, человек, либо животное. С этим связаны и жанровые особенности данного вида искусства: статуя или бюст, групповая композиция, анималистический жанр. Статуя – это человек, вылепленный скульптором в полный рост, иногда с бытовыми, сюжетными элементами. Бюст – это портретное изображение человека по грудь. Групповая композиция изображает группу людей, связанных едиными пластическими движениями и сюжетом. Это может быть изображение бытовой сценки, исторического или мифологического сюжета. Анималистическая скульптура изображает животного, причем главное здесь - это тонко подмеченные скульптором движения, пластика, грация.

Виды изобразительного искусства существуют параллельно, но при этом тесно переплетены друг с другом. Они являются отображением художественного сознания общества, конкретного исторического периода его развития.

fb.ru

Основные понятия о рисовании. Часть 1. - Общие понятия - Уроки рисования - Уроки компьютерной графики и рисования - Tatyana_Art

Основные понятия о рисовании с натуры.

Рисунок является не только самостоятельным видом изобразительного искусства, но и основой для живописи, гравюры, плаката, скульптуры, декоративно-прикладного и других искусств. При помощи рисунка закрепляется первая мысль будущего произведения. Например, Суриков в серии карандашных эскизов, зарисовок с натуры и по воображению решает сложную композицию картины «Боярыня Морозова»

Рис. 1. В. И. Суриков. Боярыня Морозова. Эскиз композиции. 1884—1885. Графитный карандаш

В подготовительном рисунке к росписи потолка Сикстинской капеллы

Рис. 2. Микеланджело. Сотворение Адама. Подготовительный рисунок к росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане

Микеланджело ищет и находит выразительную позу и движение человека, пробуждающегося к жизни.

Рис. 3. Микеланджело. Сотворение Адама. Деталь фрески Сикстинской капеллы. 1508 —1512

Множество подготовительных рисунков, выполненных Александром Ивановым, во многом обусловливает предельную выразительность образов и безукоризненную форму в его картинах.

Рис. 4. А. А. Ивaнов. Гиацинт. Рисунок к картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». 1830-е годы. Итальянский карандаш

Рис. 5. А. А. Иванов. Гиацинт. Фрагмент картины «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». 1831 —1834. Масло

Законы и правила рисования усваиваются в результате сознательного отношения к работе с натуры. Каждое прикосновение карандаша к бумаге должно быть продумано и обосновано чувством и пониманием реальной формы.

Учебный рисунок должен давать возможно более полное представление о натуре, об ее форме, пластике, пропорциях и строении. Его следует рассматривать прежде всего как познавательный момент в творчестве художника. Кроме того, необходимо знание особенностей нашего зрительного восприятия. Без этого нельзя понять, почему окружающие нас предметы во многих случаях представляются нам не такими, какие они в действительности: параллельные линии кажутся сходящимися, прямые углы воспринимаются то острыми, то тупыми, круг иногда выглядит как эллипс, карандаш по размерам превосходит высотный дом и т. д.

Перспектива не только объясняет упомянутые оптические явления, но и вооружает художника приемами пространственного изображения предметов во всех поворотах, положениях, а также в различных степенях удаленности от рисующего.

РИСУНОК С НАТУРЫ И КОПИЯ

Среди художников-любителей, особенно начинающих, можно наблюдать массовое увлечение копированием. Копируют с открыток, репродукций, с журнальных иллюстраций. Путем копирования случайных оригиналов не приобретаются нужные знания, вся работа ведется «на глаз», механическим сравнением и такой же проверкой.

При рисовании с натуры перед рисующим встает необходимость передать объем предмета в пространстве. Для этого почти каждое прикосновение карандаша к бумаге должно быть обосновано пониманием строения формы, законов светотени, перспективы, анатомии. В итоге у рисовальщика накапливаются знание, опыт, умение смотреть на натуру, ставить перед собой задачи и, выполняя их, продвигаться вперед. Тем не менее сознательное копирование в процессе обучения рисунку играет большую роль. Хороший рисунок — будь то орнамент, натюрморт, голова или фигура человека — служит незаменимым пособием для занимающегося рисованием. Такой рисунок дополняет и наглядно иллюстрирует теоретические объяснения преподавателя о мастерском решении задач, над которыми приходится работать и учащимся.

Копирование работ выдающихся мастеров (А. А. Иванова, О. А. Кипренского и других) может принести большую пользу достаточно подготовленным рисовальщикам. Они смогут сознательно изучать образцы высокого стиля, постигать сущность творческого пути большого художника, повышая таким образом культуру собственного мастерства.

ТРЕХМЕРНОСТЬ. ОБЪЕМ. ФОРМА

Всякий предмет определяется тремя измерениями: длиной, шириной и высотой; под его объемом следует понимать его трехмерную величину, отграниченную поверхностями; под формой — наружный вид, внешние очертания предмета.

Изобразительное искусство в основном имеет дело с объемной формой. Следовательно, в рисовании следует руководствоваться именно объемной формой, чувствовать ее, подчинять ей все способы и приемы выполнения рисунка.

Уже при рисовании простейших тел необходимо развивать в себе это чувство формы. Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учета сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться односторонними.

Для лучшего понимания формы в целом, прежде чем приступить к рисунку, необходимо рассмотреть натуру с различных сторон. Рисуя голову в фас, непременно нужно посмотреть на ее профиль. Помечая в трехчетвертном повороте головы ухо, следует представлять положение и другого уха, скрытого от глаз рисовальщика. Изображая чуть видимый из-за носа глаз, важно представлять его в целом, а не отделываться случайным штрихом. Рисующему рекомендуется наблюдать форму с различных точек, но рисовать непременно с одной.

Освоив главные правила рисования на простейших предметах, например геометрических телах, в дальнейшем можно ставить перед собой более широкие задачи, переходя к рисованию натуры более сложной по своей конструкции.

Под конструкцией, или строением предмета, следует подразумевать взаимное расположение и связь его частей. Понятие конструкции свойственно всем существующим предметам, созданным природой или руками человека, начиная с простейших предметов быта и кончая сложными формами органического мира.

Художник не должен видеть окружающую его действительность только в случайном светотеневом состоянии. Ему необходимо уметь находить закономерность в строении предметов. Эта способность развивается постепенно в процессе рисования с натуры. Изучение геометрических тел и предметов, близких к ним по своей форме, а затем и предметов, более сложных по своему строению, обязывает рисующих сознательно относиться к рисованию, выявлять характер конструкции и назначение изображаемой натуры. Так, кринка как бы состоит из шарообразной формы и цилиндрического горлышка; воронка — усеченный конус с приделанной ручкой и т. д.

Особенно интересно и закономерно строение человеческого тела. Умению правильно изображать его содействует знание пластической анатомии.

ЛИНИЯ

Линия, или черта, проведенная на поверхности листа, является одним из основных элементов рисунка. В зависимости от назначения она может иметь различный характер.

Она может быть плоской, однообразной, по существу ничего не выражающей. В таком виде она главным образом имеет вспомогательное назначение (это — размещение на листе рисунка, набросок общего абриса натуры, обозначение пропорций и т. д.).

Линия также может иметь характер пространственный, которым рисующий овладевает по мере изучения формы в условиях освещения и окружающей среды. Сущность и значение пространственной линии легче всего понять, наблюдая за карандашом мастера в процессе его работы: линия то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, сливаясь с окружающей средой; потом она вновь появляется и звучит во всю силу карандаша.

Особенно выразителен в этом отношении рисунок Микеланджело: мужской обнаженный торс в сильном движении.

Рис. 6. Микеланджело. Мужской обнаженный торс. Сангина

Различный характер линий дает художнику возможность с предельным лаконизмом решать пластические и пространственные задачи. Энергичным нажимом сангинного карандаша мастер выдвигает на передний план голени ног, легкими касаниями намечается уходящая в глубину верхняя часть торса. Каждая линия рисунка анатомически и пластически обоснована.

Прекрасны по своей линейной выразительности такие рисунки, как портрет балерины Т. П. Карсавиной (рис. 8), выполненный В. А. Серовым, или портрет Никколо Паганини художника Энгра (рис. 7).

Puc. 7. Д. Энгр. Пикколо Паганини. 1819. Графитный карандаш

Puc. 8. В. А. Серов. Портрет балерины Т. П. Карсавиной. 1909.

Пример более глубокого пространственного решения линейных композиций введением на первом плане тональных пятен дает офорт Рембрандта «Большая охота на львов».

Рис. 9. Рембрандт. Большая охота на львов. 1641. Офорт

Начинающие рисовальщики, не понимая, что линия в рисунке есть итог сложной работы над формой, обычно прибегают к плоской, условной и однообразной линии. Такая линия, с одинаковым безразличием очерчивающая края фигур, камней и деревьев, не передает ни формы, ни света, ни пространства. Совершенно не разбираясь в вопросах пространственного рисования, художники обращают внимание прежде всего на наружные очертания предмета, стараясь механически скопировать его, чтобы затем заполнить контур случайными пятнами света и тени.

Но у плоскостной линии в искусстве есть свое назначение. Она применяется в декоративно-живописных работах, в стенных росписях, мозаиках, витражах, станковой и книжной графике, плакате — во всех произведениях плоскостного характера, где изображение увязывается с определенной плоскостью стены, стекла, потолка, бумаги и т. д. Здесь эта линия дает возможность обобщенно передать изображение... Глубокое различие между плоскостной и пространственной линиями необходимо усвоить с самого начала для того, чтобы в дальнейшем не получилось смешения этих различных элементов рисунка.

ПРОПОРЦИИ

Чувство пропорций является одним из основных элементов в процессе рисования. Соблюдение пропорций означает умение соподчинять размеры всех частей изображаемого предмета по отношению друг к другу и к целому. Это обусловливает сохранение данного для исполняемого рисунка масштаба и в то же время дает рисующему возможность изображать предметы значительно больше натуры и, наоборот, на небольшом листе бумаги развертывать грандиозные перспективы.

Так, чтобы нарисовать человека, устанавливается его высота в любом условном размере, например 25 см. По отношению к этой величине должны быть найдены размеры всех частей фигуры. Масштаб дается заранее, а не вырабатывается в процессе работы. При рисовании по частям в большинстве случаев натура не умещается на листе, оказывается сдвинутой вверх или вниз. Для того чтобы не ошибиться в пропорциях, вначале следует определять соотношение больших величин, а затем выделять из них наименьшие.

Нарушение пропорций недопустимо вообще, но особенно оно ощутительно при построении человеческой фигуры и головы. В этих случаях даже небольшие отклонения искажают сходство и характер натуры. Поэтому изучению пропорций тела придается большое значение. Существуют законы, определяющие взаимоотношения размеров частей. Законы эти играют большую роль как средство, помогающее уяснить сделанную рисующим ошибку или предостеречь от нее. Например, полезно узнать, что нормальное расстояние между глазами равно длине глаза. Учитывая это, легче определить, насколько ближе или дальше друг от друга должны быть поставлены глаза данной натуры. Необходимо также иметь в виду, что размер головы взрослого человека (от подбородка до темени) составляет приблизительно '/7—7в всей высоты фигуры, что расстояние между концами пальцев расставленных горизонтально рук примерно одинаково с высотой фигуры; размер от верхнего края головы до лобка приблизительно должен быть равен половине всего роста — знание этого помогает определить длину ног и туловища данного человека. Сравнительную величину частей человеческого тела наглядно показывает рис. 10.

Рис. 10. Пропорции фигуры человека

Пропорции женской фигуры несколько иные: грудная клетка уже, а таз шире, чем у мужской. Голова ребенка относительно туловища значительно больше, чем у взрослого человека, и т. д.

Многие художники прошлого, тщательно изучая пропорции человеческого тела, искали законы его гармонического строения. Среди них в первую очередь следует назвать греческих скульпторов V и IV вв. до н. э. — Поликлета и Лисиппа, а также художников эпохи Возрождения— Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрера.

На рисунке Микеланджело даются пропорции фигуры, которая делится на восемь частей; каждая из них равна величине головы.

Рис. 11. Микеланджело. Пропорции фигуры человека

Первая часть — голова, вторая — от подбородка до линии сосков, третья — от сосков до пупка, четвертая — от пупка до лонного бугра, пятая — от лонного бугра до середины бедра, шестая — от середины бедра до нижней части колена, седьмая — от нижней части колена до нижней части икры и восьмая — от нижней части икры до подошвы. Мера роста в восемь голов применима для высоких людей. При низком росте длина фигуры соответствует величине около семи голов.

Трудности в определении пропорций часто имеют самые разнообразные причины. Из них главные — это так называемые оптические обманы. Например, черные и белые пятна одинакового размера воспринимаются различно — белое кажется больше, черное меньше.

Другой пример: при рисовании головы законченный, объемный рисунок глаза среди линейно намеченных форм будет казаться уменьшенным (как затемненное пятно среди светлого), а следовательно, сможет дезориентировать рисующего в пропорциях. Поэтому для соблюдения пропорций рисунок следует вести от первоначального наброска к объемному изображению равномерно, не забегая вперед в разработке отдельных деталей. Это даст возможность сравнивать размеры частей друг с другом и таким образом выдержать заранее намеченный масштаб.

Определяя пропорции, необходимо учитывать, что формы наиболее детализированные, или отличающиеся выразительностью, кажутся значительнее, а потому крупнее, чем другие такой же величины, но лишенные деталей и экспрессии. Неопытные рисовальщики, не учитывая этого обстоятельства, имеют склонность лобную часть головы в фас и затылочную в профильном изображении приуменьшать, увеличивая соответственно части с наиболее выразительными формами и чертами лица, подчеркивающими характер и душевное состояние человека.

Рисующий с натуры должен иметь в виду, что при одинаковом размере горизонтальные линии кажутся длиннее вертикальных. В этом легко убедиться, сравнив два подрамника одинаковой величины, поставленных один в горизонтальном, другой в вертикальном положении. К числу элементарных ошибок начинающих художников можно отнести стремление растягивать предметы по горизонтали.

Если разделить лист на две равные половины, то нижняя часть всегда будет казаться меньше. В силу этого свойства нашего зрения обе половины латинской буквы S нам кажутся равными только потому, что нижняя ее часть в типографском шрифте делается тяжелее. Так же обстоит дело и с цифрой 8.

Это явление учитывается мастерами печати, хорошо знакомо архитекторам; оно безусловно играет роль и в работе художника.

С давних времен придавалось большое значение воспитанию у художника чувства пропорций и умения точно измерять величину на глаз. Этому вопросу много внимания уделял Леонардо да Винчи. Он рекомендовал специально придуманные им игры и развлечения для молодых рисовальщиков. Например, он советовал воткнуть в землю трость и на том или ином удалении стараться определить, сколько раз величина трости укладывается в этом расстоянии.

tatyana-art.ucoz.com


Смотрите также